- Преподавателю
- Химия
- «Я – ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР»
«Я – ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ахметова Е.А. |
Дата | 18.02.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
основная общеобразовательная школа № 13
д. Мухино
«Рассмотрено»
На педагогическом
совете
Протокол №____ от
«___» ______20__г.
«Согласовано»
Зам. директора по УВР
__________ Жукова. С.В
«___» _______20__г.
«Утверждено»
Директор МОКУ ООШ №13 д. Мухино __________А.В.Евсюнин
Приказ № ______ от
«___» _________ 20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Я - ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР»
ДЛЯ 1-3 КЛАССОВ
НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД
Разработчик программы
Педагог дополнительного образования
Ахметова Евгения Артуровна
Педагогический стаж 1 год
2013 год
Пояснительная записка.
«Я - пешеход и пассажир»
Рабочая программа к факультативу «Я - пешеход и пассажир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я - пешеход и пассажир» Виноградова Н.Ф. с использованием пособия Виноградовой Н.В. « Сборник программ внеурочной деятельности» - Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011г.
Общая характеристика факультатива.
Программа факультатива «Я - пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса - формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления - несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.
Главные цели факультатива:
Главной целью является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Место факультатива в учебном плане. Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.
Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).
Исходя из условий деятельности образовательного учреждения, реализация программы возможна в следующих вариантах:
- в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1-3 классов.
- в рамках обязательного курса «Окружающий мир» как дополнение к программе по данному учебному предмету;
Достижения цели предполагает решения ряда задач:
- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;
- личностно-ориентированная направленность курса - актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
- линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
- деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности. С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.
Обязательный объем знаний - перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях - номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения программы факультатива. В результате освоения про-
граммы факультатива «Я - пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:
- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;
- объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;
- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;
- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.
Метапредметные результаты освоения программы:
- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
- формирование рефлексивных умений - предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 1-3 классов. Программа рассчитана на 4 года. В первом классе - 32 часа в год, во втором и третьем классе 33 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.
Основное содержание факультатива.
Распределение учебного материала и время его изучения для 1 класса: Количество часов в год -33
Количество часов в неделю - 1
-
№
Название разделов
Количество часов
1
Ориентировка в окружающем мире
19
2
Ты - пешеход.
12
3
Ты - пассажир
2
Итого:
33
Основное содержание факультатива.
Распределение учебного материала и время его изучения для 2 класса: Количество часов в год -34
Количество часов в неделю - 1
-
№
Название разделов
Количество часов
1
Ориентировка в окружающем мире
25
2
Ты - пешеход.
8
3
Ты - пассажир.
1
Итого:
34
Основное содержание факультатива.
Распределение учебного материала и время его изучения для 3 класса: Количество часов в год -34
Количество часов в неделю - 1
-
№
Название разделов
Количество часов
1
Ориентировка в окружающем мире
8
2
Ты - пешеход.
25
3
Ты - пассажир.
1
Итого:
34
Содержание тем курса:
1 класс.
№
п/п
Наименование раздела
Кол-во
часов
Универсальные учебные действия
1
2
3
4
1
Форма предметов окружающего мира.
2
- определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
- сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
- объяснять свой путь от дома до школы;
- определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
- выделять из многообразия объектов транспортное средство;
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного
движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
- различать цвет и форму запрещающих знаков;
- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
- различать сигналы светофора и объяснять их значение;
- группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.
2
Цвет (цветовые оттенки) предметов.
2
3
Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира.
2
4
Форма и цвет знаков дорожного движения.
2
5
Цвет и форма запрещающих знаков.
2
6
Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.
1
7
Дорога от дома до школы.
2
8
Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.
3
9
Транспортное средство.
1
10
Участники дорожного
движения.
2
11
Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов.
1
12
Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту;
1
13
Движение по обочине при отсутствии тротуара;
1
14
Движение в темное время суток.
1
15
Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги.
3
16
Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД.
2
17
Светофор пешеходный и транспортный.
2
18
Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.
1
19
Правила поездки в транспортном средстве:
2
Содержание тем курса:
2 класс.
№
п/п
Наименование раздела
Кол-во
часов
Универсальные учебные действия
1
2
3
4
1
Предметы и их положение в пространстве.
2
- сравнивать предметы по их положению в пространстве;
- определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
- соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около).
- различать, сравнивать, группировать общественный и личный
транспорт.
- определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие,
предписывающие знаки);
- ориентироваться в скорости приближающегося транспортного
средства (быстро, медленно);
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного
движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
- различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
- в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно
определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
- объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
- различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы
поворота;
- оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
- группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
2
Скорость движения объекта.
2
3
Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения
2
4
Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.
2
5
Транспорт личный и общественный (отличие, классификация).
2
6
Механические транспортные средства.
1
7
Маршрутное транспортное средство.
1
8
Маршрут
2
9
Гужевой транспорт.
1
10
Населенный пункт как территория, застроенная домами
2
11
Знание своего района как условие безопасного передвижения.
1
12
Дорога. Состояние дороги.
1
13
Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.
1
14
Опасность и безопасность на дорогах.
1
15
Опасность и безопасность на дорогах.
2
16
Безопасные маршруты движения
2
17
Знаки дорожного движения
2
18
Знаки дорожного движения
2
19
Значение конкретного знака
2
20
Цвет и форма
предупреждающих и запрещающих знаков.
1
21
Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.
1
22
Правила поведения в легковом автомобиле
1
Содержание тем курса:
3 класс.
№
п/п
Наименование раздела
Кол-во
часов
Универсальные учебные действия
1
2
3
4
1
Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа.
2
- определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);
- определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
- выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;
- определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);
- находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;
- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;
- объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;
- выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в
игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);
- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).
2
Оценивание дорожных ситуаций.
2
3
Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит.
2
4
Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения.
2
5
Дорога используется для движения транспортных средств.
2
6
Особенности дорог в городе и в сельской местности.
1
7
Части (элементы) дороги.
1
8
Правостороннее движение.
2
9
Разные виды перекрестков.
1
10
Регулируемый перекресток.
2
11
Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора.
1
12
Регулировщик, особенности его внешнего вида
1
13
Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика
1
14
Дорожные опасности.
1
15
Правила движения в темное время суток..
2
16
Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения.
2
17
Предупреждающие знаки.
2
18
Запрещающие знаки.
2
19
Предписывающие знаки.
2
20
Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы.
2
21
Правила выхода из транспорта.
1
ТРЕБОВАНИИ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Должны знать:
- форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);
- цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;
-пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;
-свой путь от дома до школы;
-свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).
-многообразия объектов транспортного средства;
-знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);
-цвет и форму запрещающих знаков;
-сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;
- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);
-сигналы светофора и объяснять их значение;
Должны уметь:
- сравнивать предметы по их положению в пространстве;
- определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;
- соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;
- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);
- различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.
- определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);
- ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);
- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;
- различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);
- в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;
- объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);
- различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;
- оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;
- группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
1.Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ) авторы С. В. Барканова, О.А. Никоновой. - М.,2001 год.
2. Аксонов.И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. И. Я. Аксонов. - М.: Наука, 1985.
3.Ковалько. В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2004. - (Мастерская учителя).
4.Правила дорожного движения.
5.Знаки дорожного движения.
6.Карта местности.
7.Демонстративный материал: карточки с направлением движения, плакат светофор.
Список литературы.
1.Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ) авторы С. В. Барканова, О.А. Никоновой. - М.,2001 год.
2. Аксонов.И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. И. Я. Аксонов. - М.: Наука, 1985.
3.Ковалько. В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2004. - (Мастерская учителя).