«Я – ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР»

доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6–10 лет; — личностно-ориентированная направленность курса — актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста; — линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их; — деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности. С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы. Обязательный объем знаний — перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций. Ориентирование в понятиях — номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В результате освоения про- граммы факультатива «Я — пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения: — выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения; — объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе); — находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций; — раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения; — разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации. Метапредметные результаты освоения программы: — умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение; — формирование способности оценивать свое поведение со стороны; — формирование рефлексивных умений — предвидение возможных опасностей в реальной обстановке; — формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение

основная общеобразовательная школа № 13

д. Мухино


«Рассмотрено»

На педагогическом

совете

Протокол №____ от

«___» ______20__г.

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

__________ Жукова. С.В

«___» _______20__г.

«Утверждено»

Директор МОКУ ООШ №13 д. Мухино __________А.В.Евсюнин

Приказ № ______ от

«___» _________ 20__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ

«Я - ПЕШЕХОД И ПАССАЖИР»

ДЛЯ 1-3 КЛАССОВ

НА 2013/2014 УЧЕБНЫЙ ГОД




















Разработчик программы

Педагог дополнительного образования

Ахметова Евгения Артуровна

Педагогический стаж 1 год



2013 год

Пояснительная записка.

«Я - пешеход и пассажир»

Рабочая программа к факультативу «Я - пешеход и пассажир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Я - пешеход и пассажир» Виноградова Н.Ф. с использованием пособия Виноградовой Н.В. « Сборник программ внеурочной деятельности» - Москва: Издательский центр «Вентана - Граф», 2011г.

Общая характеристика факультатива.

Программа факультатива «Я - пешеход и пассажир» предназначена для учащихся начальных классов. Основная идея курса - формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

На дорогах нашей страны ежегодно погибают и получают травмы множество детей младшего школьного возраста. Одна из причин такого явления - несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного факультатива в начальной школе.

Главные цели факультатива:

Главной целью является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.

Место факультатива в учебном плане. Программа построена таким образом, что позволяет начинать обучение с любого года в условиях, когда отсутствует возможность последовательно обеспечить четырехлетний курс. Кроме того, обучение может быть осуществлено в образовательном учреждении любого типа, а также может быть предложено для семейного воспитания.

Программа курса построена по темам; их последовательность может быть изменена в зависимости от условий обучения (год обучения, уровень готовности детей к усвоению знаний, наличие учебных и методических пособий и др.).

Исходя из условий деятельности образовательного учреждения, реализация программы возможна в следующих вариантах:

- в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1-3 классов.

- в рамках обязательного курса «Окружающий мир» как дополнение к программе по данному учебному предмету;

Достижения цели предполагает решения ряда задач:

- доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 6-10 лет;

- личностно-ориентированная направленность курса - актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

- линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;

- деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности. С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы.

Обязательный объем знаний - перечень необходимых для усвоения младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося. Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.

Ориентирование в понятиях - номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения программы факультатива. В результате освоения про-

граммы факультатива «Я - пешеход и пассажир» формируются следующие предметные умения:

- выделять различные дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения;

- объяснять значение и функции конкретного знака (в значении, приближенном к установленным ПДД в соответствующем документе);

- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожных ситуаций;

- раскрывать в соответствии с дорожными знаками правила движения;

- разыгрывать различные роли участников движения (водитель, пешеход, пассажир, сотрудник ГИБДД), передавать особенности их поведения в зависимости от ситуации.

Метапредметные результаты освоения программы:

- умение анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;

- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;

- формирование рефлексивных умений - предвидение возможных опасностей в реальной обстановке;

- формирование умения планировать и оценивать результаты своего поведения.

Такой подход позволяет реализовывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Курс изучения программы рассчитан на обучающихся 1-3 классов. Программа рассчитана на 4 года. В первом классе - 32 часа в год, во втором и третьем классе 33 часа в год. Занятия проводятся один раз в неделю.

Основное содержание факультатива.

Распределение учебного материала и время его изучения для 1 класса: Количество часов в год -33
Количество часов в неделю - 1

Название разделов

Количество часов

1

Ориентировка в окружающем мире

19

2

Ты - пешеход.

12

3

Ты - пассажир

2

Итого:

33

Основное содержание факультатива.

Распределение учебного материала и время его изучения для 2 класса: Количество часов в год -34
Количество часов в неделю - 1

Название разделов

Количество часов

1

Ориентировка в окружающем мире

25

2

Ты - пешеход.

8

3

Ты - пассажир.

1

Итого:

34

Основное содержание факультатива.

Распределение учебного материала и время его изучения для 3 класса: Количество часов в год -34
Количество часов в неделю - 1

Название разделов

Количество часов

1

Ориентировка в окружающем мире

8

2

Ты - пешеход.

25

3

Ты - пассажир.

1

Итого:

34








Содержание тем курса:

1 класс.

п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

1

Форма предметов окружающего мира.

2

- определять форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

- сравнивать цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

- определять пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

- объяснять свой путь от дома до школы;

- определять свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

- выделять из многообразия объектов транспортное средство;

- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного

движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

- различать цвет и форму запрещающих знаков;

- различать и объяснять сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

- различать сигналы светофора и объяснять их значение;

- группировать транспортные средства по видам: наземный, подземный, водный, воздушный.

2

Цвет (цветовые оттенки) предметов.

2

3

Пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира.

2

4

Форма и цвет знаков дорожного движения.

2

5

Цвет и форма запрещающих знаков.

2

6

Адрес местожительства, название ближайших улиц и их особенности.

1

7

Дорога от дома до школы.

2

8

Транспорт. Наземный, подземный, воздушный, водный.

3

9

Транспортное средство.

1

10

Участники дорожного

движения.

2

11

Дорога. Тротуар как часть дороги, предназначенная для движения пешеходов.

1

12

Правила движения по тротуару: движение навстречу транспорту;

1

13

Движение по обочине при отсутствии тротуара;

1

14

Движение в темное время суток.

1

15

Знаки дорожного движения, определяющие переход дороги.

3

16

Особенности поведения, определяемые тем или иным знаком ДД.

2

17

Светофор пешеходный и транспортный.

2

18

Особенности сигналов светофора и действия пешеходов в соответствии с ними.

1

19

Правила поездки в транспортном средстве:

2













































Содержание тем курса:

2 класс.

п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

1

Предметы и их положение в пространстве.

2

- сравнивать предметы по их положению в пространстве;

- определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

- соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около).

- различать, сравнивать, группировать общественный и личный

транспорт.

- определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие,

предписывающие знаки);

- ориентироваться в скорости приближающегося транспортного

средства (быстро, медленно);

- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного

движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

- различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

- в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно

определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

- объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

- различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы

поворота;

- оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

- группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

2

Скорость движения объекта.

2

3

Особенности пространственного положения предмета (транспортного средства) при разной скорости движения по отношению к другим предметам и участникам дорожного движения

2

4

Транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота.

2

5

Транспорт личный и общественный (отличие, классификация).

2

6

Механические транспортные средства.

1

7

Маршрутное транспортное средство.

1

8

Маршрут

2

9

Гужевой транспорт.

1

10

Населенный пункт как территория, застроенная домами

2

11

Знание своего района как условие безопасного передвижения.

1

12

Дорога. Состояние дороги.

1

13

Практическое определение времени, которое может быть затрачено на переход дороги.

1

14

Опасность и безопасность на дорогах.

1

15

Опасность и безопасность на дорогах.

2

16

Безопасные маршруты движения

2

17

Знаки дорожного движения

2

18

Знаки дорожного движения

2

19

Значение конкретного знака

2

20

Цвет и форма

предупреждающих и запрещающих знаков.

1

21

Правила поведения на остановке маршрутного транспортного средства.

1

22

Правила поведения в легковом автомобиле

1








Содержание тем курса:

3 класс.

п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

1

Пространственные положения транспортных средств в различных ситуациях движения на дорогах разного типа.

2

- определять «на глаз» расстояние до объекта (близко, далеко, рядом, несколько метров, несколько шагов);

- определять «на глаз» особенности движения и скорость передвижения объекта (передвигается спокойно, быстро, медленно, неуверенно, тормозит, останавливается, набирает скорость)

2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:

- выделять в окружающей среде знаки дорожного движения, кратко характеризовать их, соотносить с разными формами поведения;

- определять по световым сигналам поворота транспортного средства направление его движения (налево, направо, назад);

- находить на рисунках и схемах части дороги; строить графическую модель дороги, означать ее части;

- находить и исправлять ошибки в графическом изображении дорожной ситуации;

- объяснять правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения;

- выполнять изученные правила движения по дорогам и улицам (в

игровых и учебных ситуациях, а также в реальной жизни);

- самостоятельно выбирать маршруты безопасного движения от дома до школы (библиотеки, кинотеатра, магазина).

2

Оценивание дорожных ситуаций.

2

3

Анализ особенностей дороги и местности, по которой она проходит.

2

4

Сигналы транспортного средства в начале движения и изменении направления движения.

2

5

Дорога используется для движения транспортных средств.

2

6

Особенности дорог в городе и в сельской местности.

1

7

Части (элементы) дороги.

1

8

Правостороннее движение.

2

9

Разные виды перекрестков.

1

10

Регулируемый перекресток.

2

11

Правила поведения пешехода в соответствии с направлением движения стрелок дополнительных секций светофора.

1

12

Регулировщик, особенности его внешнего вида

1

13

Поведение пешехода в зависимости от сигналов регулировщика

1

14

Дорожные опасности.

1

15

Правила движения в темное время суток..

2

16

Правила передвижения в соответствии со знаками дорожного движения.

2

17

Предупреждающие знаки.

2

18

Запрещающие знаки.

2

19

Предписывающие знаки.

2

20

Знаки для водителей, которые должны знать пешеходы.

2

21

Правила выхода из транспорта.

1











ТРЕБОВАНИИ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Должны знать:

- форму предметов окружающего мира (треугольник, круг, квадрат);

- цвет предметов, группировать их по цветовым оттенкам;

-пространственные положения и взаимоотношения объектов окружающего мира (близко-далеко; рядом, около; за; перед; ближе-дальше и др.); сравнивать предметы, находящиеся в разных пространственных положениях;

-свой путь от дома до школы;

-свое положение на местности по отношению к важным объектам (близко-далеко от дома, школы, рядом со школой, домом, недалеко от…).

-многообразия объектов транспортного средства;

-знаки дорожного движения (изученные), узнавать их, знать назначение (отвечать на вопрос «что обозначает этот знак?»);

-цвет и форму запрещающих знаков;

-сигналы светофора, действовать в соответствии с ними;

- находить места переходов по дорожным знакам (подземный, наземный переходы);

-сигналы светофора и объяснять их значение;

Должны уметь:

- сравнивать предметы по их положению в пространстве;

- определять направление движения объекта и свое пространственное положение по отношению к нему;

- соотносить скорость движения с положением объекта в пространстве (далеко-медленно; близко-быстро); различать скорости перемещения разных объектов, отвечать на вопрос: «Кто (что) быстрее (медленнее)?»;

- самостоятельно строить и перестраивать (в игровых и учебных ситуациях) пространственные взаимоотношения предметов (близко-далеко, ближе-дальше, рядом, около и пр.);

- различать, сравнивать, группировать общественный и личный транспорт.

- определять геометрическую форму знаков дорожного движения, группировать знаки по цвету и геометрической форме (запрещающие, предписывающие знаки);

- ориентироваться в скорости приближающегося транспортного средства (быстро, медленно);

- выделять среди объектов окружающей среды знаки дорожного движения (изученные), необходимые для правильной ориентировки на дороге и улице; называть их, объяснять назначение и соотносить с особенностями своего поведения;

- различать цвет и форму предупреждающих и запрещающих знаков (изученных);

- в учебных ситуациях оценивать наличие опасности, коллективно определять причину ее возникновения; выбирать безопасные маршруты (по рисункам и личным наблюдениям); отвечать на вопрос «Опасна или не опасна эта ситуация, правильно ли поступают ее участники?»;

- объяснять значение конкретного знака (в значении, приближенном к установленному в ПДД);

- различать транспорт стоящий, двигающийся, подающий сигналы поворота;

- оценивать состояние дороги (асфальт, грунт) и время, которое может быть затрачено на переход дороги;

- группировать транспортные средства по принадлежности к группам «общественный», «личный».

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

1.Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ) авторы С. В. Барканова, О.А. Никоновой. - М.,2001 год.

2. Аксонов.И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. И. Я. Аксонов. - М.: Наука, 1985.

3.Ковалько. В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2004. - (Мастерская учителя).

4.Правила дорожного движения.

5.Знаки дорожного движения.

6.Карта местности.

7.Демонстративный материал: карточки с направлением движения, плакат светофор.










Список литературы.

1.Методические рекомендации для системы дополнительного обучения детей правилам дорожного движения (рекомендации разработаны в рамках Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в России» и одобрена Министерством образования РФ) авторы С. В. Барканова, О.А. Никоновой. - М.,2001 год.

2. Аксонов.И.Я. Транспорт: история, современность, перспективы, проблемы. И. Я. Аксонов. - М.: Наука, 1985.

3.Ковалько. В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы. В. И. Ковалько. - М.: ВАКО, 2004. - (Мастерская учителя).


© 2010-2022