• Преподавателю
  • Химия
  • Нестандартный урок по химии «Химия жилища. Окружающие нас предметы (вещества) и здоровье человека»

Нестандартный урок по химии «Химия жилища. Окружающие нас предметы (вещества) и здоровье человека»

Нестандартные уроки помогают приблизить химию к жизни, показать её практическое значение, вызывают интерес к предмету, помогают ученикам понять практический смысл изученного на остальных уроках. Готовясь к таким занятиям, учащиеся прочитывают много дополнительной рекомендованной литературы, находят сами различные источники информации, учатся анализировать, сопоставлять теоретические сведения и их практическую направленность. Привожу пример одного из таких нестандартных уроков. Он был проведен в 10-м классе средней школы № 1370. При подготовке к уроку использовались материалы, опубликованные в различных номерах журналов «Химия и жизнь», «Химия в школе», газеты «Химия» (приложение к «Первому сентября»), материалы из интернета. Материалы всех выступлений учеников (распечатки) постоянно находятся в кабинете. Ими может воспользоваться каждый, кто захочет. Девиз урока: «Экология жилища – превыше всего». Триединая дидактическая цель. Ее аспекты: "Обучающий: научить видеть и оценивать химические вещества в окружающих нас предметах; повторить и закрепить изученное по программе, прежде всего навыки в сопоставлении свойств веществ с их строением, формулой. "Развивающий: расширение кругозора учащихся о возможностях, значении химии, её роли в жизни человека. "Воспитывающий: воспитание культуры использования всех достижений науки и технологии, гордости за достижения отечественной химической науки.
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Нестандартные уроки помогают приблизить химию к жизни, показать её практическое значение, вызывают интерес к предмету, помогают ученикам понять практический смысл изученного на остальных уроках. Готовясь к таким занятиям, учащиеся прочитывают много дополнительной рекомендованной литературы, находят сами различные источники информации, учатся анализировать, сопоставлять теоретические сведения и их практическую направленность.

Привожу пример одного из таких нестандартных уроков. Он был проведен в 10-м классе средней школы № 1370.

При подготовке к уроку использовались материалы, опубликованные в различных номерах журналов «Химия и жизнь», «Химия в школе», газеты «Химия» (приложение к «Первому сентября»), материалы из интернета.

Материалы всех выступлений учеников (распечатки) постоянно находятся в кабинете. Ими может воспользоваться каждый, кто захочет.

Тема урока: «Химия жилища. Окружающие нас предметы (вещества)

и здоровье человека».

Девиз: «Экология жилища - превыше всего».

Триединая дидактическая цель. Ее аспекты.

Обучающий: научить видеть и оценивать химические вещества в окружающих нас предметах; повторить и закрепить изученное по программе, прежде всего навыки в сопоставлении свойств веществ с их строением, формулой.

Развивающий: расширение кругозора учащихся о возможностях, значении химии, её роли в жизни человека.

Воспитывающий: воспитание культуры использования всех достижений науки и технологии, гордости за достижения отечественной химической науки.

Ход урока.

Вступительное слово учителя. Начнём с того, что известно во всём мире, но мы это забываем. 21 век экспертами ЮНЕСКО (ООН) объявлен веком химии и физики. Поэтому на сегодняшнем уроке химии мы будем обращаться и к физике.

Наш урок сегодня своеобразный, или как принято сейчас говорить урок - презентация прежде всего химии, а также биологии и физики.

Первый ученик.

Химия - наука познавательная,

Химию знать нужно обязательно.

Ведь без химии никуда:

Чай я пью - и она сюда,

Гулять пойду - она и там,

Ну, никак без химии нам.

Где нет химии?

Нигде!

Везде она вмешается,

Везде она вживается.

Где нет химии,

Там нет жизни.

Учитель. Тема урока записана на доске и мы начинаем с первой части темы «Химия жилища».

Первая часть темы (о радиации).

Второй ученик: рассказ о нуклидах, экологических проблемах, связанных с компьютером, телевизором в нашем жилище.

Третий ученик: рассказ о магнетроне, микроволновой печи, их безопасности и правильном пользовании. Оборудование: микроволновая печь, алюминиевая фольга, посуда для микроволновой печи; на доске запись санитарных норм и длин волн.

Четвёртый ученик: рассказ об архитектурных формах, светильниках, зеркалах (как их правильно размещать), мобильных телефонах (польза и вред), воде из водопровода, хрустальных изделиях. Оборудование: настольный светильник, бра, демонстрация наполнения чайника водой из-под крана, предварительно спустив часть её, хрустальные изделия.

Учитель: но опасности, таящиеся в квартире, хотелось бы уменьшить.

На доске стихотворение.

Человек, хоть будь он трижды гением,

Остаётся мыслящим растением.

С ним в родстве деревья и трава,

Не стыдитесь этого родства.

Вторая часть темы «Растения в доме». Растения в нашем кабинете и дома создают необходимый психолого-эмоциональный комфорт.

Пятый ученик: растения оздоравливают воздушную среду, помогают восстанавливать защитные функции организма, улучшают настроение. Оборудование. Живые растения: каланхоэ, мелисса, герань, диффенбахия, хлорофитум, можжевельник, розмарин лекарственный, мирт; сухие в баночках мелисса, лавр, мята.

Дополнение учителя. Оборудование: акварели с изображением деревьев и цветов, живой бальзамин.

Вот некоторые принципы учения ФЕН -ШУЙ, помогающие достичь равновесия человека с жизненной средой, но каждый из вас решает для себя сам, следовать ли советам древних философов.

- В ванной комнате хорошо разместить энергично цветущее растение. Например, бальзамин. Это убережёт вас от потери энергии.

- Чтобы в помещении сохранить положительную энергию, надо расставить живые растения на каждом подоконнике. В классе этого делать нельзя по правилам ТБ.

- Лучше повесить в помещении акварели с изображением деревьев или цветов, например, пионов, хризантем, которые символизируют спокойствие и долголетие.

Третья часть темы «Человек изменяет природные продукты в угоду своему вкусу и что из этого получается».

Шестой и седьмой ученики рассказывают о том, что нужно знать о продуктах, которые мы употребляем в пищу, как некоторые их них готовить. Даются сведения о консервантах, красителях, используемых в пищевой промышленности (экологическая безопасность в быту). Ученики получают распечатки с характеристикой добавок «Е-…». Оборудование: яйцо, маленькая кастрюлька, спиртовка с насадкой, ветчина в упаковке, копчёный лещ, на доске формула аскорбиновой кислоты.

Учитель. Надо взять за правило: в течение года, даже если на вашем столе есть всегда свежие овощи и фрукты, мясо- и рыбопродукты, ежедневно принимать 1-2 драже поливитаминов. Они разные для разных возрастных групп людей и групп по заболеваниям. Каждый определит это для себя сам, посоветовавшись с врачом.

Итак: нашей кухне противопоказано пережаривание, переваривание, тепловая обработка выше +2000С. Будем помнить, что появляющиеся при этом светлые пигменты безвредны, так как растворяются в воде и выводятся из организма, а вот твёрдые, тёмные корочки - канцерогены. Не разогревайте пищу несколько раз: белки, сахара взаимодействуют химически, вступая в так называемую реакцию Майара (пояснение сущности этой реакции).

Восьмой ученик.

Химия - школьный предмет-

От всех нас шлёт вам привет.

Проводим опыты, решаем уравнения,

Контрольные - без замедления!

Охотно посещаем мы по химии уроки.

Вот мои о химии строки.

Химия нам нужна:

Она помочь не сгореть должна,

Как бы не спутать кислоты с водой,

Чтобы в мозгу не случился вдруг сбой,

Как узнать свой элемент,

Чтоб не лезть за ним в Интернет.

Знание химии тебе жизнь спасёт

И от беды тебя убережёт.

А чтобы химию знать,

Её нужно любить и почитать.

Заключительная составная часть урока - блиц. (Быстрый показ с пояснениями).

Оборудование. Набор 1: пищевые добавки «Селена вел», «Морской кальций»,и др.

Набор 2. Чипсы, сухарики, шоколадные батончики «Сникерс», «Твикс».

Набор 3. Яблоко и груша (импортные) и яблоко российское.

Набор 4. Морковь, свёкла, огурец, помидор, петрушка.

Набор 5. 2 чашки с кофе и ложечками, стакан с водой и серебряными ложками.

1.Ещё о пищевых добавках с точки зрения химии и биологии. Во-первых, надо убедиться, чтобы добавка разрешена институтом питания АМН РФ. Это значит, что она безвредна и всё.

Во - вторых, пищевая добавка не лечит ничего - это мы должны знать, не взирая ни на какую рекламу. Пищевые добавки оздоравливают здоровый организм или уже вылеченный.

2. Чипсы, сухарики, шоколадные батончики «Сникерс», «Твикс» - всё это генетически изменённые продукты. Чтобы увеличить срок хранения продукта, в него добавляют много вредных добавок. Думайте сами, решайте сами: есть или не есть…

3. Дома все фрукты с рынка и из магазинов (импортные) тщательно промойте горячей водой, так как они покрыты 5-9 слоями химической защиты от порчи. Отечественные овощи и фрукты можно просто промыть от микробов обильно водой.

4. Финики, клюква, красные вина содержат много антиоксидантов, которые связывают свободные радикалы.

5. Салат из петрушки + овощи и … селен блокирует до 80% нитратов, не давая превращаться в опасные нитриты. Несколько слов об использовании овощей. У вытянутых плодов и корнеплодов нитраты и тяжёлые металлы концентрируются в концах. Если вы едите их в сыром виде, отрежьте, не жалея, эти концы (их можно проварить и таким образом химически обезвредить).

6. В кофе есть химические вещества, которые препятствуют развитию раковых клеток. Так что 2 чашки кофе в день не повлияют на ваше давление, а пользу принесут. Об этих исследованиях американских и японских учёных сообщил нам журнал «Химия и жизнь». Хорошо, если в воде находятся серебряные ложки: они вводят в воду ионы серебра, которые убивают болезнетворных микробов.

7. Следующая рекомендация в основном юношам, мужчинам. На холоде без перчаток в юности и … с возрастом руки синеют и никак не сочетаются с элегантностью, на которую претендуют уже взрослые мужчины. Восстановить естественный цвет из синюшного труднее, чем сохранить, пользуясь перчатками. Без шапки в мороз (картина известная). Если есть хоть небольшая генетическая предрасположенность к облысению, то волосы с возрастом начинают покидать вашу голову. Объясняется это необратимыми химическими изменениями в слоях кожи и волосяных сумках. Кстати, перегревать, парить волосы тоже вредно. Так что лучше всего золотая середина.

8. Известно и изучено, что СПИД комарами не переносится: вирус этот погибает в организме комара. Как справедливо замечает журнал «Химия и жизнь» люди как-то мало занимаются этой проблемой «Вирусы СПИДа и комары». И со свойственным этому журналу юмором замечает, что лекарственные средства растительного происхождения действуют наиболее эффективно, если принять его не в виде добавки к каше и не в виде водного настоя или заварки, а как настойку на спирту. Поэтому советуют, как лучшее средство и для профилактики, и для лечения СПИДа - спиртовую настойку на комарах. Авторы надеются, что тот, кто займётся этой проблемой всерьёз, непременно получит Нобелевскую премию.

Задание на дом.

Сегодня у нас необычный урок, поэтому и домашнее задание тоже не совсем обычное. Нужно ответить на вопросы, которые получали благородные девицы и кадеты на уроках гигиены в начале 20 века. (Каждый ученик получает листы с вопросами).

Дмитриева Валерия Николаевна,

преподаватель химии средней школы № 1370 г.,

учитель высшей категории,

«Почётный работник общего образования РФ».

г. Москвы,






© 2010-2022