Проектная деятельность в процессе обучения химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проектная деятельность в процессе обучения химии

Попова О.А., заместитель директора по УВР,

учитель химии МБОУ лицея № 28 имени Н.А.Рябова

В числе приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования, особую значимость приобрело развитие творческих способностей личности ученика, приобщение его к достижениям информационного общества и формирование экологической культуры.

Решая эти задачи в процессе преподавания химии, я столкнулась со следующими противоречиями:

- между унифицированными методами преподавания химии и различным уровнем

способностей учащихся;

  • между репродуктивным характером обучения и стремлением личности к творческому самовыражению;

  • между недостаточным уровнем экологических знаний учащихся и необходимостью воспитания подрастающего поколения в духе бережного отношения к природе;

  • между огромным объемом теоретического материала, приобретаемым учащимися при изучении предметов естественнонаучного цикла, и неумением применять полученные знания в практических целях;

  • между отсутствием теоретических знаний и практических навыков в области экологии у большинства учителей естественного цикла и необходимостью создания методик организации мониторинговых исследований в области экологии.

Разрешение данных противоречий, конечно же, требует комплексного подхода. Одним из наиболее эффективных путей, на мой взгляд, является использование межпредметной проектной деятельности учащихся.

Метод проектов - это образовательная технология, позволяющая индивидуализировать учебный процесс, дающая возможность ребенку проявить творческую самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности.

В основе метода проектов лежит развитие творческих способностей учащихся, умение свободно ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

В процессе работы над учебным проектом учащиеся учатся самостоятельно представлять имеющиеся у них знания и умения в новой ситуации; видеть новые проблемы в знакомом ракурсе; распознавать структуру объекта и его новые функции; находить различные способы решения проблемы и альтернативные доказательства; разрабатывать новые способы решения проблемы на основе известных способов деятельности. Эти компоненты опыта творческой деятельности учащихся, формируемые в процессе использования проектной деятельности на уроках, на сегодняшний день имеют особую актуальность и практическую значимость.

Привлекательность метода проектов обусловлена еще и его прагматической направленностью на результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Метод проектов привлекателен ещё и потому, что он личностно ориентирован, использует множество дидактических подходов, предлагает самомотивацию, т.е. возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере её выполнения. Кроме того, данная технология позволяет успешно интегрировать дисциплины естественно-научного цикла для создания целостного восприятия картины мира.

Для достижения поставленной цели постоянно работаю над совершенствованием процесса обучения химии, ищу пути активизации мыслительно-познавательной деятельности, самостоятельности и самообразования школьников.

Используя методику психологического исследования учащихся на определение типов мышления, большое внимание уделяю индивидуализации процесса обучения, выявлению перспективы развития ребенка.

На уроках применяю различные формы и методы обучения. Стараюсь подводить учащихся к самостоятельному поиску и нахождению правильного решения и выводам; тщательно продумываю теоретический материал и практическую часть на каждый урок, учитывая индивидуальность каждого класса.

Проектное обучение следует использовать как дополнение к другим видам обучения.

Эффективность учебных проектов подтверждена проведенными мной констатирующим и формирующим экспериментами.

Анализ анкетирования учащихся 11 химико-биологического класса, проведенных до и после проекта, показал, что уровень познавательного интереса к профилирующим предметам возрос на 21%. Все анкетируемые отметили практическую значимость приобретенных в ходе проекта знаний, умений и навыков.

Содержание образования современной школы охватывает целый ряд учебных предметов, изучающих явления, развитие природы и общества. Каждый из них в отдельности не может дать целостное представление о явлениях природы в силу ограниченности изучаемой формы движения материи. Например, предмет химии - химическая форма движения материи, и, соответственно, на уроках внимание сосредоточено только на химическом аспекте явления, следовательно, такая односторонняя направленность не создает предпосылок для формирования у учащихся широких мировоззренческих представлений и целостного представления о явлениях природы.

Развитие химии как одной из фундаментальных областей знаний непосредственно связано с развитием других важнейших направлений науки и техники, таких, как биология и медицина, экология, физика, электроника, информатика и вычислительная техника и др. Поэтому раскрыть созидательную роль химии можно, только объединив знания из различных областей в определенную систему, базирующуюся на предметных связях, а также связях содержания образования с практикой, современными технологиями и техникой. Любой современный человек должен обладать технологической, экологической и экономической культурой наравне с профессиональными знаниями.

Я считаю, необходимо строить учебный процесс таким образом, чтобы выпускник школы имел четкое представление о социально-экономическом развитии региона, экологической обстановке в нем, о будущей профессии и имел высокую эрудицию, широкие мировоззренческие взгляды, технологичность мышления. Одним из направлений в достижении этих целей можно считать интеграцию знаний, и в частности систематическое проведение проектных уроков. На них интеграция знаний осуществляется за счет комплексного использования материала различных областей знаний и активного поиска новой информации, синтеза различных видов деятельности учащихся во время подготовки к занятию.

Каждый человек должен развивать свои способности, а не копировать кого-то другого. Поэтому я стремлюсь создать условия, которые дадут возможность каждому ученику поверить в отсутствие ограничений для творчества, тогда его воображение пойдет по пути поиска истинного решения. Групповая работа помогает решить еще одну проблему - проблему межличностного общения. Подобные интегрированные уроки имеют большое развивающее и воспитывающее значение, так как учащиеся получают возможность проявить самостоятельность, высокую активность в подготовке и проведении урока. Само обсуждение проектов способствует развитию коммуникабельности учащихся, а также умения конкретно и ясно излагать свои мысли.

Таким образом, проектные уроки - эффективная форма получения интергативных знаний, способствует углубленному познанию закономерностей природы, более осознанному выбору профессии, развитию экологической, технологической и экономической культуры, воспитанию ответственности за свои решения и действия.

© 2010-2022