Исследовательская работа Соль. Кристаллы соли

Раздел Химия
Класс 2 класс
Тип Научные работы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Введение ……………………………………………………….…. 3

Обоснование темы

Цель исследования

Задачи исследования

Гипотеза исследования

Практическое значение

II. Основная часть ……………………………………………… 4

2.1. Исторические сведения о соли.

2.2. Полезные свойства соли и ее значение в жизни человека.

2.3. Полезные советы, приметы, связанные с солью.

2.4. Солёное тесто

3.1. Что такое кристаллы?

3.2. Какими бывают кристаллы?

III.Методы выполнения работы……………………………… 7

4.1. Экспериментальная часть.

Заключение…………………………………………………….. 8

Список литературы…………………………………………... 9




Предмет исследования: соль и кристаллы соли.

Цель данной работы: научиться выращивать кристаллы соли в домашних условиях.

Для достижения поставленной цели я решал следующие задачи:

изучал исторические сведения о соли;

узнал о значении соли в жизни человека;

подобрал доступное оборудование и сырье для выращивания кристаллов;

познакомился и использовал необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;

выращивал кристаллы соли;

изучил условия образования кристаллов, их формы, цвета;

проанализировал полученные результаты.

Гипотеза исследования

Я предположил, что кристаллы соли могут появляться при создании определенных условий. Если растворять различные вещества, то можно получать кристаллы разной формы и цвета.

Практическое значение исследования в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка, привлечет внимание к изучению устного народного творчества (загадок, пословиц, поговорок), крылатых выражений, связанных с солью, даст советы «Куда деть пуд соли?».

Возникло ещё много проблемных вопросов:

- Что такое кристаллы?

- Почему они растут?

- Чем их нужно «кормить», чтобы быстрее росли?

- Возможно ли вырастить кристаллы в домашних условиях

Введение

Необычное рядом!

«Хлеб-соль!» - так на Руси встречали знатных гостей. Это традиционное пожелание добра, достатка, хорошего аппетита, выражение гостеприимства. Встреча гостей хлебом-солью имела ещё одно важное значение - соль была своеобразным оберегом, наши предки верили, что соль защищает от враждебных сил.

Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца-Солонь. Во многих русских народных пословицах говорится: «Соли нет и слова нет», «Без соли стол кривой». Соль важна для организма человека. В приготовлении пищи - это важнейшая приправа. С малых лет мы знаем вкус соли, без которой пища кажется пресной.

Современная наука стремится познать новое, заглянуть за пределы Вселенной, разгадать тайны микромира. Но, за великими целями забывается то, что находится рядом, без чего мы не можем обойтись, и используем каждый день. Актуальность работы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, соль. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известная и знакомая, непознанная и таинственная!

В учебнике «Окружающий мир» я прочитал, что вода в морях и океанах соленая, а в Мертвом море, вода такая соленая, что в ней невозможно утонуть.

Из книг я узнал, что кристаллы получают в лаборатории, но бывают они и в природе. Кристаллами являются алмазы, рубины, сапфиры и другие драгоценные камни.

За сутки в лаборатории можно вырастить кристалл соли массой около 1 килограмма.

Кристаллы широко применяются в науке, промышленности, оптике, электронике. Меня очень заинтересовала эта тема, и мы решили вырастить кристалл соли в домашних условиях.


2.1. Исторические сведения о соли

Соль - пищевой продукт. В природе соль встречается в виде минерала галлита, известного также под названием «каменная соль». Особенно много соли в морской воде.

В молочных продуктах, овощах и мясе достаточное количество соли для человека, чтобы он не испытывал недостатка в ней. Соль содержится в овощах и некоторых фруктах.

Соль - важная приправа, без которой пища пресна. С ней заготавливают овощи на зиму (засаливают огурцы, помидоры, капусту).

Но излишнее потребление соли увеличивает риск сердечно-сосудистых заболеваний, может привести к повышению давления и болезням почек.

Обратившись к истории, можно узнать, насколько ценна соль для людей.

Её хранили в особых ларцах, меняли не только на товары, но даже на землю. Михаил Ломоносов писал, что в его время за 5 плиток соли можно было купить раба. В Китае, в 18 веке, делали монеты из каменной соли.

Соль считали оберегом и наделяли защитными свойствами. В Древнем Риме её клали на губы грудным младенцам, чтобы защитить их от опасности. Щепотка соли в колыбели защищала некрещеного младенца.

Соль ассоциируется и с остроумием, и мудростью. Соль - это и символ гостеприимства и дружбы. «Делить хлеб и соль» означало поддерживать длительные отношения. Отсюда народная примета - соль рассыпал, к ссоре, неудаче. К соли всегда относились уважительно, экономно.



2.2. Полезные свойства соли и ее значение в жизни человека

Соль ускоряет таяние льда. С 50-х годов прошлого века, соль применяется для борьбы с гололёдом. Наши дороги поливают соляным раствором от обледенения.

Есть лечебная процедура: пребывание в соляной комнате. Стены комнаты облицованы необработанными кристаллами соли. Дети, которые посещают соляную комнату, скорее выздоравливают при таких заболеваниях, как, бронхит. Здесь лечат заболевания сердца и желудка, аллергические заболевания, избавляют от болезней кожи. Соляной воздух создаёт атмосферу отдыха и оздоровления. В санаториях применяют солевые ванны, в которые добавляют морскую соль.

2.3. Полезные советы, приметы, связанные с солью.

Соль стала символом бессмертия и вечности, верности, дружбы, благополучия и почиталась наряду с хлебом как источник богатства и жизни.

  • Без соли и стол кривой.

  • Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

  • Надо пуд соли вместе съесть, чтобы друга узнать.

  • От хлеба-соли и царь не отказывается.

  • Рассыпал соль - быть беде.

  • Спасибо тому, кто поит и кормит, и вдвое тому, кто хлеб-соль помнит.

  • Хлеб-соль разбойника побеждает.

Какие приметы связаны с солью?

Рассыпать соль по неосторожности - нехорошая примета. Также в народе говорят «Слезами горю не поможешь». Слёзы солёные - вот и ассоциируются с солью.

Полезные советы

Чтобы с легкостью почистить вареные куриные яйца от скорлупы, добавьте в воду, в которой они будут вариться, немного соли.

Как определить свежесть куриного яйца? Добавьте в чашку воды чайную ложку соли. Положите в раствор яйцо. Если оно всплывет - лучше его не использовать, а вот утонувшее в такой воде - скорее всего свежее.

Если добавить щепотку соли в кувшин свежего молока, оно будет храниться дольше.

3.1. Что же такое кристаллы?

Кристаллы, в переводе с греческого языка, (krystallos) «лёд». Кристаллики растут, присоединяя частицы вещества из жидкости или пара. Их можно вырастить из растворов разных веществ.


3.2. Какими бывают кристаллы?

Разной формы и очень красивые.

Существует даже специальный Минералогический музей, посвящённый дендритам и драгоценным камням.

Кристаллы бывают различными по размерам. Многие из них можно увидеть только в микроскоп. Но встречаются гигантские кристаллы массой в несколько тонн. Разнообразие кристаллов по форме очень велико. Кристаллы могут иметь от четырех до нескольких сотен граней.

Люди научились выращивать искусственные кристаллы - рубины. Используют их для изготовления ювелирных украшений и в часовых механизмах. Выращивают и самые твердые на свете кристаллы - алмазы. В домашних условиях можно вырастить кристаллы из соли, медного и железного купороса.

Поделки из солёного теста.

Украшения из соли для дома.




4.1. Экспериментальная часть.

Для эксперимента нам понадобятся: каменная соль, медный купорос,

4 стеклянные банки, лейка, фильтр, нить, картон, деревянная лопатка.

Готовим перенасыщенный раствор соли: в горячую дистиллированную воду добавляем 1 ложку соли и размешиваем. Когда соль растворится, добавляем ещё соль и также размешиваем. И так делаем до тех пока соль перестанет растворяться. Раствор готов.

Процеживаем раствор. Выбираем самый ровный кристалл соли, подвязываем на нить и опускаем в раствор.

Опускаем в раствор медного купороса несколько кристаллов для выращивания затравки.

На следующий день переливаем раствор в другую банку.

Вот такие кристаллы выросли за сутки.

Выбираем самый ровный и красивый кристалл, подвешиваем на нить и опускаем в раствор.

Ставим наши кристаллы в темное место, где не холодно и нет сквозняков. Чем медленнее будет остывать раствор, тем лучше будут расти наши кристаллы.

Прошло 2 недели. Монокристалл и поликристалл значительно подросли.
Это кристалл каменной соли в возрасте 2 недель.




Заключение

Соль… Что в ней необычного? Известно, что соль хорошо растворяется в воде и образует бесцветные кристаллы, похожие на кубики.

Но, при более внимательном изучении соли, я понял, что знаю о ней очень мало.

По итогам выполнения исследовательской работы я сделал для себя следующие выводы:

  • кристаллы могут расти за счет добавления новых слоев;

  • чтобы кристалл «рос» красивым за ним нужно ухаживать: убирать соринки, добавлять новый раствор, счищать некрасивые наросты);

  • кристаллы растут из растворов, когда испаряется вода;

  • кристаллы различных веществ имеют разную форму;

  • на форму кристаллов соли оказывает влияние температура (изменяется форма кристаллов и число граней кристаллов);

  • кристаллы различных веществ имеют различные свойства


Результат исследовательской работы:

я научился работать с книгами, узнавать из них то, что до нас уже знали другие люди; с огромным удовольствием делал поделки из солёного теста.

освоил некоторые способы выращивания кристаллов в водном растворе;

проводил наблюдения за ростом кристалла;

Изучение соли невозможно вместить в эту работу, она заслуживает большего внимания!


Список литературы


  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. М.: АСТ-ПРЕСС. 1999.

  2. Большая детская энциклопедия: Химия / сост. К. Люцис. М.: Русское энциклопедическое товарищество. 2000.

  3. Боровицкий П.И. Краткий справочник преподавателя естествознания.

  4. Владимиров А.В. Солёное золото: Научно-худож. литература. М.

  5. Девяткин В.В. Химия для любознательных или о чём не узнаешь на уроке. Ярославль: Академия Холдинг. 2000.

  6. Леенсон И.А. Занимательная химия. М.: Дрофа. 1996.

  7. Энциклопедический словарь химика. М.: Педагогика. 1990.

Интернет-ресурсы:

zircon81.narod.ru/Metodica.html

waynesthisandthat.com/crystals.htm#fast - fast

crystalgrowing.com/index_e.htm

9


© 2010-2022