Рабочая программа по химии 8 класс

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 54

Муниципального образования Люберецкий муниципальный район

Московской области

г.п. Октябрьский



УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

______________Е.М. Попова

«____» _____________ 201__г.















Рабочая программа по химии

Базовый уровень





8 «Б» класс











Составитель: учитель химии Петрик М.Ю.

2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Программа курса химии основной общеобразовательной школы рассчитана на учащихся 8 классов. От типовых программ, уже действующих в настоящее время в средних школах России, ее отличают в первую очередь более выверенные междисциплинарные связи и более точный отбор фактологического материала, необходимого для создания целостного естественнонаучного восприятия мира, комфортного и безопасного взаимодействия с окружающей средой в условиях производства и в быту. Программа построена таким образом, что в ней главное внимание уделяется тем разделам химии, терминам и понятиям, которые так или иначе связаны с повседневной жизнью, а не являются «кабинетным знанием» узкоограниченного круга лиц, чья научная или производственная деятельность тесно связана с химической наукой.

Настоящая программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, а также полностью удовлетворяет требованиям к уровню подготовки выпускников основной общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 70 ч в год; 2 ч в неделю в каждом классе.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В течение первого года обучения химии (8 класс) главное внимание уделяется формированию у учащихся элементарных химических навыков, «химического языка» и химического мышления, в первую очередь на объектах, знакомых им из повседневной жизни (кислород, воздух, вода). В 8 классе авторы сознательно избегают сложного для восприятия учащихся понятия «моль», практически не используют расчетные задачи. Основная идея этой части курса - привить учащимся навыки описания свойств различных веществ, сгруппированных по классам, а также показать связь между их строением и свойствами.

В целях развития химического взгляда на мир в курсе проводятся широкие корреляции между полученными учащимися в классе элементарными химическими знаниями и свойствами тех объектов, которые известны школьникам в повседневной жизни, но до этого воспринимались ими лишь на бытовом уровне. На основе химических представлений учащимся предлагается взглянуть на драгоценные и отделочные камни, стекло, фаянс, фарфор, краски, продукты питания, современные материалы. В программе расширен круг объектов, которые описываются и обсуждаются лишь на качественном уровне, не прибегая к громоздким химическим уравнениям и сложным формулам. Авторы обращают большое внимание на стиль изложения, который позволяет вводить и обсуждать химические понятия и термины в живой и наглядной форме. В этой связи постоянно подчеркиваются межпредметные связи химии с естественными и гуманитарными науками.

Данная программа реализована в учебнике

Еремин В. В., Кузьменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2013.

Образцы контрольных работ приведены на сайте chem.msu.su/rus/books/2001-2010/eremin-chemprog/welcome.html

Требования к уровню подготовки: В результате изучения химии ученик должен

знать/понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, валентность, растворимость, амфотерные оксиды и гидроксиды, орбиталь, строение электронных оболочек атомов, электроотрицательность, степень окисления.;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства водорода, кислорода, воды и основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород; растворы кислот и щелочей;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.

Учебно-тематический план

№ п.п.

Тема

Кол-во часов

В том числе

Уроки

Практические работы

Контрольные работы

Введение

1

1

-

-

1

Первоначальные химические понятия

20

17

2

1

2

Кислород. Водород. Вода. Растворы.

21

18

2

1

3

Основные классы неорганических соединений

13

11

1

1

4

Периодический закон. Строение атома. Химическая связь.

15

14

1

Итого

70

61

5

4

Календарно-тематическое планирование

Номер

Урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные

сроки прохождения

Введение (1 час)

1

Введение. Инструктаж по технике безопасности.

Первоначальные химические понятия (20 часов)

2

Вещества

3

Работа в химической лаборатории. Домашняя практическая работа.

4

Практическая работа № 1 «Правила безопасности при работе в химической лаборатории. Знакомство с лабораторным оборудованием». Инструктаж по технике безопасности.

5

Индивидуальные вещества и смеси веществ.

6

Разделение смесей.

7

Практическая работа № 2 «Очистка загрязненной поваренной соли». Инструктаж по технике безопасности.

8

Физические и химические явления.

9

Атомы. Химические элементы.

10

Молекулы. Атомно-молекулярная теория.

11

Закон постоянства состава веществ молекулярного строения.

12

Классификация веществ. Простые и сложные вещества.

13

Относительная атомная и молекулярная массы.

14

Массовая доля химического элемента.

15

Закон сохранения массы веществ.

16

Уравнения химических реакций.

17

Уравнения химических реакций.

18

Типы химических реакций.

19

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Первоначальные химические понятия».

20

Контрольная работа № 1 по теме: «Первоначальные химические понятия».

21

Работа над ошибками.

Кислород. Водород. Вода. Растворы (21 часов)

22

Кислород.

23

Получение и химические свойства кислорода.

24

Практическая работа № 3 «Получение кислорода и изучение его свойств». Инструктаж по технике безопасности.

25

Валентность.

26

Воздух.

27

Горение веществ на воздухе. Применение кислорода.

28

Водород.

29

Получение водорода.

30

Химические свойства водорода. Применение водорода.

31

Кислоты.

32

Соли.

33

Кислотные оксиды.

34

Вода.

35

Растворы

36

Массовая доля растворенного вещества.

37

Практическая работа № 4 «Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного вещества». Инструктаж по технике безопасности.

38

Химические свойства воды.

39

Основания.

40

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Кислород. Водород. Вода. Растворы»

41

Контрольная работа № 2 по теме: «Кислород. Водород. Вода. Растворы»

42

Работа над ошибками.

Основные классы неорганических соединений (13 часов)

43

Оксиды.

44

Реакция нейтрализации.

45

Взаимодействие оксидов с кислотами, основаниями и друг с другом.

46

Условия протекания реакций обмена в водных растворах.

47

Свойства кислот.

48

Свойства оснований.

49

Свойства солей.

50

Генетическая связь между важнейшими классами неорганических веществ.

51

Решение задач на тему «Генетическая связь»

52

Практическая работа № 5 Экспериментальное решение задач по теме: «Важнейшие классы неорганических соединений». Инструктаж по технике безопасности.

53

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Основные классы неорганических соединений»

54

Контрольная работа № 3 по теме: «Основные классы неорганических соединений»

55

Работа над ошибками.

Периодический закон. Строение атома. Химическая связь. (15 часов)

56

Первые попытки классификации элементов.

57

Амфотерность.

58

Периодический закон Д.И. Менделеева.

59

Периодическая система элементов.

60

Характеристика химического элемента по его положению в Периодической системе.

61

Ядро атома. Изотопы.

62

Строение электронных оболочек атомов.

63

Составление электронных конфигураций элементов.

64

Изменение свойств в группах и периодах. Электроотрицательность.

65

Химическая связь. Ковалентная связь.

66

Свойства ковалентной связи.

67

Ионная и металлическая связи. Твердые вещества.

68

Валентность и степень окисления. Обобщение знаний по теме: «Периодический закон. Строение атома. Химическая связь».

69

Итоговая контрольная работа № 4 по теме: «Периодический закон. Строение атома. Химическая связь.»

70

Работа над ошибками.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Оценка устного ответа.

Отметка «5»

- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

- ответ самостоятельный.

Ответ «4»

- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»

- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»

- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

2. Оценка экспериментальных умений.

- Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

Отметка «4»:

- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

Отметка «3»:

- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

Отметка «2»:

- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

3. Оценка умений решать расчетные задачи.

Отметка «5»:

- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

Отметка «4»:

- в логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

- имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

- отсутствие ответа на задание.

4. Оценка контрольных работ.

Шкала перевода в пятибалльную систему оценки в зависимости от объема выполненных заданий:

0-34% - «2»

36-60% - «3»

62-86% - «4»

88-100% - «5»


Учебно-методическое обеспечение

Литература

  1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;

  2. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 05.03. 2004;

Планирование составлено на основе авторской программы Еремин В. В., Кузъменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В.

chem.msu.su/rus/books/2001-2010/eremin-chemprog/welcome.html

Учебник Еремин В. В., Кузъменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Химия. 8 класс. - М.: Дрофа, 2013.

Учебно-методический комплект:

  1. Еремин В. В., Кузъменко Н. Е., Дроздов А. А., Лунин В. В. Начала химии - М.: Дрофа, 2006.

  2. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. ХИМИЯ. Тесты для школьников и поступающих в вузы. Москва, "ОНИКС 21 век", "Мир и образование", 2002

  3. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. ХИМИЯ 8-11 классы. Пособие для средней школы. Издание второе стереотипное. Москва. "ЭКЗАМЕН". 2002

  4. Габриелян О. С., Воскобойникова Н. П., Яшукова А. В. Настольная книга учителя. Химия. 8 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2002-2003.

  5. Габриелян О. С., Смирнова Т. В. Изучаем химию в 8 кл.: Дидактические материалы. - М.: Блик плюс, 2004.

Дополнительная литература

  1. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии. - М.: Химия, 1995.

  2. Макареня А.А. Рысев Ю.В. Дмитрий Иванович Менделеев. - М.: Просвещение, 1983.

  3. Ольгин О. Опыты без взрывов. - М.: Химия, 1995.

  4. Ольгин О. Чудеса на выбор: Забавная химия для детей. - М.: Детская литература, 1997.

  5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. - М.: Дрофа, 2006.

  6. Штеремплер Г.И. Химия на досуге. - М.: Просвещение, 1996.









СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_____________ _________________

Подпись Ф.И.О.

«_______»______________201___г.

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения учителей____________

_____________________________________

название ШМО

от «____»__________201__ №______





© 2010-2022