- Преподавателю
- Химия
- Разработка урока на тему: «ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА»
Разработка урока на тему: «ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кусайло Г.Г. |
Дата | 05.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Министерство обороны Российской федерации
ФГКОУ МКК «Пансион воспитанниц
Министерства обороны»
Разработка урока на тему:
«ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ
ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ
«ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА»
Подготовила преподаватель химии
Кусайло Галина Геннадьевна
2013
Оглавление
Оглавление 3
Введение 4
План проведения открытого урока 5
ХОД УРОКА 6
Приложение 1 13
Приложение 2 14
Приложение 3 15
Приложение 4 16
Приложение 5 17
Приложение 6 19
Заключение 20
Литература 21
Введение
Овладение умением обобщать и систематизировать знания способствует развитию мыслительной деятельности учащихся.
Обобщение означает мысленный переход от единичного к общему, от менее общего к более общему.
Обобщение - один из сложнейших приемов мышления, в процессе осуществления которого умственная деятельность учащихся направлена на выявление общих и существенных признаков, принадлежащих, например, некоторому классу веществ или группе явлений (I этап деятельности); установление на основе этих признаков определенных связей между ними (II этап деятельности); формулирование общих выводов и положений, которые распространяются, например, на каждое вещество данного класса или явление данной группы (III этап деятельности).
Процесс обобщения тесно связан с различными мыслительными приемами: анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием, установлением причинно-следственных связей, классификацией, систематизацией и др. Поэтому при формировании у учащихся умений пользоваться в учебной работе мыслительными приемами необходимо чаще предлагать задания, при выполнении которых им требуется применять различные виды обобщения, например, такие, как вывод о признаках сходства или различия веществ (явлений); формулировка правил, понятий, их объяснение и конкретизация новыми примерами; вычленение существенных опорных знаний в смысловой части учебного задания и составление обобщающих схем, таблиц, конспектов; обобщение результатов химического эксперимента; составление вариантов сложных и комбинированных задач, мотивировка способа их решения и др.
Всё вышеизложенноё определяет актуальность выбранного мной урока обобщения и систематизации знаний по теме «Простые вещества».
План проведения открытого урока
Знать - значит победить
Академик А.Н. Несмеянов
Цель: закрепить и систематизировать знания по теме «Простые вещества», проверить уровень сформированности основных понятий.
Задачи: образовательные - проверить усвоение знаний основных понятий по пройденной теме (металлы, неметаллы, количество вещества, моль, молярная масса, молярный объём газов, постоянная Авогадро, аллотропия);
развивающие - продолжить формирование умений и навыков применения понятий «молярная масса», «объём», «количество вещества» при решении расчётных задач; развивать умения анализировать, логически мыслить, обобщать, делать выводы;
воспитательные - воспитание чувства ответственности за выполненную работу перед коллективом; вырабатывать умение сотрудничать и объективно оценивать свою работу и работу других учеников класса.
Оборудование: раздаточный материал, тест: «Простые вещества»; инструктивная карточка к лабораторной работе «Простые вещества: металлы и неметаллы»; реактивы: сера, железо; магнит.
Оформление кабинета: тема урока на доске, расстановка мебели для проведения урока в составе трёх команд учащихся.
Подготовка к уроку: за две недели до урока на доске информации вывешены вопросы для подготовки:
-
Какие простые вещества называются металлами, неметаллами?
-
Что такое аллотропия?
-
Дайте определение молярной массе. В чём она измеряется?
-
Что такое «количество вещества»?
-
Что такое «молярный объём»? В чём он измеряется?
-
Какая химическая связь называется ионной, ковалентной, металлической?
-
Примерные условия задач к уроку: 1 уровень) какое количество SО3 содержится в 96 кг его?; определите массу 0,25 моль NaOH; 2 уровень) Какова масса 1,5 моль СО2, какой объём займёт это количество СО2, сколько молекул будет содержать это количество вещества СО2?
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Метод проведения урока: соревнование.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Мы с вами закончили изучение раздела: Простые вещества.
II.Мотивация. Цель нашего урока: повторить и обобщить знания по теме «Простые вещества». С простыми веществами мы сталкиваемся ежедневно. Например, без простых веществ, входящих в состав воздуха - кислорода, азота - невозможно существование живых организмов на нашей планете. От того, как вы усвоите эту тему, зависят ваши дальнейшие успехи в изучении химии.
III. Соревнования команд.
Сегодня мы проведём урок - соревнование. Соревнуются две команды.
Этапы соревнования:
1 этап. Разминка.
2 этап. В гостях у сказки.
3 этап. Практический.
4 этап «Личный зачёт»
5 этап. Кто быстрее.
Правила игры:
За каждый правильный ответ команда получает один балл. Оценивать работу команд будет компетентное жюри в составе лучших учеников 11 класса:
1 этап. Разминка.
Вопросы:
Продолжите фразу: 1 к. Молярная масса - это масса одного моль вещества.
2 к. Молярный объём - это объем одного моля газа при н.у.
1 к. Металлы - это ковкие, пластичные, тягучие вещества, которые имеют металлический блеск и способны проводить тепло и электрический ток.
2 к. Неметаллы - это химические элементы, которые образуют в свободном виде простые вещества, не обладающие физическими свойствами металлов.
1 к. Аллотропия - это способность атомов одного химического элемента образовывать несколько простых веществ.
2 к. Химическая формула - это выражение состава вещества с помощью химических и математических знаков.
1 к. Перечислите известные вам аллотропные видоизменения веществ.
2 к. Назовите причины аллотропии.
Прошу жюри объявить результат разминки.
Первая команда на этом этапе заработала … баллов, вторая - …, третья - … Все команды показали отличную подготовку к соревнованию и проявили волю к победе.
2 этап. В гостях у сказки.
Знания, полученные на уроках, необходимо применять в нужную минуту. Сейчас мы проверим, как вы справитесь с новым заданием. Отвечает команда, первой поднявшая руку. Слушайте сказку!
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был Иван-царевич, и было у него три сестры. Родители их рано ушли из жизни, и Иван воспитал сестер сам.
Пришло время, и отдал Иван-царевич своих сестер замуж за царей медного, серебряного и золотого царств. Целый год жил Иван без сестер и соскучился по ним. Решил он проведать своих сестриц и отправился в путь. По дороге он повстречал Елену Прекрасную, и они полюбили друг друга. Но злой Кощей Бессмертный похитил Елену Прекрасную. Взял Иван-царевич своих верных воинов и поехал выручать свою любимую. Вышли они к реке, а там камень огромный лежит, закрыл дорогу на мост. На камне написаны три химических элемента Na, K, Ba.
Ребята, давайте поможем Ивану-царевичу освободить дорогу на мост. Смотрите не ошибитесь, я в вас уверена. Выберите один «лишний» элемент на основании электронного строения его атома и положения в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Вы правильно ответили на вопрос. Команда… получает …. балла,
Дорога на мост свободна.
Долго ехал Иван-царевич и его воины по лесу, пока дорога не привела их к избушке Бабы Яги. На избушке были написаны условия задачи:
Формулы Решение
V(N2) - ? V = n*Vm V==22,4л
N(N2) n = m/M N=
m(N2)=28 г. V = m/M*VmОтвет: V=22,4л
M(N2) = 28г/ моль N = m/M*NAN=6*1023
Нужно помочь Ивану-царевичу решить ее.
Молодцы, решили задачу. Команда… зарабатывает ….. балла.
Пять раз сказал Иван-царевич заветные слова: «Избушка-избушка, стань к лесу задом, а ко мне передом». Избушка повернулась, и вышла оттуда Баба Яга. Она давно враждовала с Кощеем и согласилась помочь Ивану-царевичу. Прощаясь с Иваном, Баба Яга рассказала ему о силе знаний, о том, что добро и ум всегда победят зло: «Коль нужно тебе какой запор отпереть или закрыть накрепко, произнеси вслух правильное решение и дверь откроется». Черный ворон подслушал этот разговор и рассказал обо всем Кощею. Тот подстерег Ивана-царевича и его воинов, схватил их, бросил в глубокие подземелья и закрыл на крепкие запоры.
Ребята, придется выручать Ивана-царевича. Нужно правильно определить, какую же дверь надо открыть. На дверях написаны формулы соединений: 1 дверь - Cl2, NH3, NaCl; 2 дверь - KCl, N2, HCl; 3 дверь - O2KBr, H2S.
Нужно выбрать ту дверь, на которой написаны формулы соединений в следующем порядке:1 - с ковалентной неполярной связью, 2- с ковалентной полярной связью, 3- с ионной связью. (Идет обсуждение, один ученик вызывается к доске). Отлично, вы справились с заданием. Команда… получает ….. балла.
Дверь подземелья открылась. Освободили воины Елену Прекрасную. После этого Иван-царевич вместе с Еленой Прекрасной проведали его сестриц, приехали домой, и стали жить-поживать и добра наживать. Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок. Сейчас жюри определит, хватило ли у вас, ребята, знаний, чтобы победить зло?
В упорной борьбе вперёд вырвалась команда №… Команде № … необходимо собраться и обогнать соперников.
В окружающем нас мире существует более трёхсот веществ, состоящих из атомов одного элемента. Это простые вещества (металлы и неметаллы).
3 этап. Практический. Мы проверим, как вы усвоили свойства металлов и неметаллов. Лабораторная работа, выполняется по инструктивным карточкам. Простые вещества: металлы и неметаллы.
ТБ при проведении лабораторной работы.
ЛАБОБРАТОРНАЯ РАБОТА:
ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА: МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ
Цель работы: сравнить свойства выданных веществ и разделить на металлы и неметаллы.
Реактивы и оборудование: сера, железо, магнит.
Исследуйте физические свойства веществ. Результаты исследований занесите в таблицу:
Признаки сравнения
Металлы
Неметаллы
Агрегатное состояние
Цвет
Блеск
Пластичность
Магнитные свойства
Теплопроводность
Электропроводность
Сделайте вывод по результату лабораторной работы:
1. сравните свойства металлов и неметаллов;
2. почему они обладают разными свойствами?;
3. почему деление на металлы и неметаллы относительно?
Почему кастрюли делают из металла? Почему металлической ложкой можно обжечься? Чем обусловлено различие свойств металлов и неметаллов?
4 этап «Личный зачёт» (тест).
А сейчас каждый участник соревнований должен будет внести личный вклад в результаты команды. Вот задания.
Простые вещества. Количественные соотношения
Вариант 1
1. Знак элемента, образующего простое вещество - неметалл:
A) Na. Б)C. В) К. Г)Аl.
2. Простое вещество - металл: А. Кислород. Б. Медь. В. Фосфор. Г. Сера.
3. Агрегатное состояние простого вещества ртути при обычных условиях:
А. Твердое. Б. Жидкое. В. Газообразное.
4. Химическая связь является ковалентной неполярной в веществе:
А. Железо. Б. Хлор. В. Вода.
5. Аллотропная модификация кислорода: А. Графит. Б. Белый фосфор. В. Озон.
6. Атому элемента, образующему простое вещество - металл, соответствует электронная схема:
А. +18) ) ) Б.+3 ) ) В. +15) ) )
2 8 8 2 1 2 8 5
Вариант 2
1. Знак элемента, образующего простое вещество - металл:
А. О Б.Fе В. Si Г. N.
2. Простое вещество - неметалл:
A. Алюминий. Б. Магний. B. Графит. Г. Железо.
3. Агрегатное состояние простого вещества красного фосфора при обычных условиях: А. Газообразное. Б. Жидкое. В. Твердое.
4. При помощи металлической химической связи образовано вещество:
А. Алмаз. Б. Поваренная соль. В. Медь.
5. Аллотропная модификация углерода:
А. Озон. Б. Красный фосфор. В. Алмаз.
6. Атому элемента, образующего простое вещество - неметалл, соответствует электронная схема:
А. +11 ) ) ) Б. +8 ) ) В. +12 ) ) )
281 2 6 2 8 2
5 этап. Кто быстрее. Игра - цепочка.
а) Вставьте слова так, чтобы получилась последовательность:
1. название вещества - свойство - область применения
_______________ - электропроводность - ___________________
Алюминий - __________________________ - самолётостроение
________________ - _____________________ - получение фольги
2. название химического элемента - простое вещество, образованное им - свойство вещества - область применения.
Кислород - ____________ - ________________- кислородная подушка
Кислород - ____________ - _______________ - обеззараживание воды
Углерод - ____________ - блеск - ________________
Углерод - ____________ - оставляет след на бумаге - ______________
________________ - _____________________ - получение фольги
б) выберите знаки химических элементов (1 команда - металлов, 2 - неметаллов) и расположите их в порядке возрастания свойств (1 команда - металлических, 2 - неметаллических).
IV. Подведение итогов, объявление результатов соревнования, выставление итоговых оценок за урок.
Вывод: все вещества делятся на металлы и неметаллы. Металлы - это вещества блестящие, ковкие, пластичные, они проводят электрический ток, поэтому нельзя трогать оголённые провода, они проводят тепло, поэтому нельзя хватать рукой сковородку. А неметаллы - это вещества, не обладающие свойствами металлов. И всё же деление веществ на основании их физических свойств на металлы и неметаллы относительно (аллотропия, блеск, электропроводность неметаллов и т.п.).
Приложение 1
Приложение 2
m(N2)=28 г
M(N2)=28 г/моль
V(N2)-?
N(N2)-?
Приложение 3
Приложение 4
Простые вещества. Количественные соотношения
Вариант 1
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение
1. Знак элемента, образующего простое вещество - неметалл:
A) Na. Б)C. В) К. Г)Аl.
2. Простое вещество - металл:
А. Кислород. Б. Медь. В. Фосфор. Г. Сера.
3. Агрегатное состояние простого вещества ртути при обычных условиях:
А. Твердое. Б. Жидкое. В. Газообразное.
4. Химическая связь является ковалентной неполярной в веществе:
А. Железо. Б. Хлор. В. Вода.
5. Аллотропная модификация кислорода:
А. Графит. Б. Белый фосфор. В. Озон.
6. Атому элемента, образующему простое вещество - металл, соответствует электронная схема:
А. +18 ) ) ) Б.+3 ) ) В. +15 ) ) )
2 8 8 2 1 2 8 5
Вариант 2
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа и на соотнесение
1. Знак элемента, образующего простое вещество - металл:
А. О Б.Fе В. Si Г. N.
2. Простое вещество - неметалл:
A. Алюминий. Б. Магний. B. Графит. Г. Железо.
3. Агрегатное состояние простого вещества красного фосфора при обычных условиях: А. Газообразное. Б. Жидкое. В. Твердое.
4. При помощи металлической химической связи образовано вещество:
А. Алмаз. Б. Поваренная соль. В. Медь.
5. Аллотропная модификация углерода:
А. Озон. Б. Красный фосфор. В. Алмаз.
6. Атому элемента, образующего простое вещество - неметалл, соответствует электронная схема:
А. +11 ) ) ) Б. +8 ) ) В. +12 ) ) )
281 2 6 2 8 2
Приложение 5
ЛАБОБРАТОРНАЯ РАБОТА:
ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА: МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ
Цель работы: сравнить свойства выданных веществ и разделить на металлы и неметаллы.
Реактивы и оборудование: сера, железо, магнит.
Исследуйте физические свойства веществ. Результаты исследований занесите в таблицу:
Признаки сравнения
Металлы
Неметаллы
Агрегатное состояние
Цвет
Блеск
Пластичность
Магнитные свойства
Теплопроводность
Электропроводность
Сделайте вывод по результату лабораторной работы:
1. сравните свойства металлов и неметаллов;
2. почему они обладают разными свойствами?;
3. почему деление на металлы и неметаллы относительно?
ЛАБОБРАТОРНАЯ РАБОТА:
ПРОСТЫЕ ВЕЩЕСТВА: МЕТАЛЛЫ И НЕМЕТАЛЛЫ
Цель работы: сравнить свойства выданных веществ и разделить на металлы и неметаллы.
Реактивы и оборудование: сера, железо, магнит.
Исследуйте физические свойства веществ. Результаты исследований занесите в таблицу:
Признаки сравнения
Металлы
Неметаллы
Агрегатное состояние
Цвет
Блеск
Пластичность
Магнитные свойства
Теплопроводность
Электропроводность
Сделайте вывод по результату лабораторной работы:
1. сравните свойства металлов и неметаллов;
2. почему они обладают разными свойствами?;
3. почему деление на металлы и неметаллы относительно?
Приложение 6
Кто быстрее.
Игра - цепочка.
Вставьте слова так, чтобы получилась последовательность:
1. название вещества - свойство - область применения
_______________ - электропроводность - ___________________
Алюминий - __________________________ - самолётостроение
________________ - _____________________ - получение фольги
2. название химического элемента - простое вещество, образованное им - свойство вещества - область применения.
Кислород - ____________ - ______________ - кислородная подушка
Кислород - ____________ - ______________ - обеззараживание воды
Углерод - ____________ - блеск - ________________
Углерод - __________ - оставляет след на бумаге - ______________
Заключение
Содержание урока соответствует программе, разработанной О.С. Габриеляном для 8 класса.
Тип урока - повторение и обобщение знаний.
Содержание учебного материала урока доступно по восприятию и усвоению, т.е. соответствует реальным учебным возможностям восьмиклассников.
На данном уроке поставленные задачи были решены.
Согласно поставленным целям, были выбраны соответствующие средства обучения при этом материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга.
На уроке обобщения материала применялись различные методы обучения. Они определили формы деятельности учащихся: монологическая речь, слушание, наблюдение, записывание, лабораторный эксперимент, письменная самостоятельная работа.
При этом шло формирование и развитие различных умений и навыков:
общеучебных и специальных.
Развитию интеллекта способствовали приемы: классификация, анализ, сравнение, выделение главного, аналогия, опровержение и доказательство, решение проблемы.
Кроме этого, шло развитие сенсорной сферы: глазомер, точность и тонкость в различии цвета, света и тени, восприятие оттенков речи учителя.
Развитие двигательной сферы: овладение моторикой мелких мышц - работа со стеклянной посудой, соизмеримость движений.
Контроль предусматривался во время проведения лабораторной работы и в ходе беседы, а также в процессе выполнения самостоятельной работы. Активная работа учащихся на уроке стимулировалась четко продуманной сменой форм деятельности, выбранными средствами и методами обучения. В ходе урока прослеживалась межпредметная связь с биологией и жизненная актуальность темы.
Инициатива и творчество детей внесли некоторую корректировку, в ход урока. Это можно отметить как положительный момент.
Литература
-
О.С.Габриелян. Химия. 8 класс: учебник. - М.: ДРОФА, 2007.
-
О.С.Габриелян. Химия. 8 класс: рабочая тетрадь к учебнику «Химия.8».-М.: ДРОФА, 2007.
-
М.В.Зуева. Обучение учащихся применению знаний по химии. Книга для учителей.-М.: Просвещение, 1987.
-
О.С.Габриелян. Химия. 8-9 классы: методическое пособие.-М.: ДРОФА, 2000.
-
О.С.Габриелян и др. Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.8».-М.: ДРОФА, 2006.
-
Рабочие программы по химии. 8-11 классы (по программам О.С.Габриеляна; И.И.Новошинского, Н.С.Новошинской)/авт.-сост. В.Е.Морозов.-М.: Глобус, 2007.