• Преподавателю
  • Химия
  • Программа по учебной дисциплине: Экологические основы природопользования для обучающихся по профессии Парикмахер, Продавец, кассир

Программа по учебной дисциплине: Экологические основы природопользования для обучающихся по профессии Парикмахер, Продавец, кассир

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Архангельской области

«КОТЛАССКИЙ ТЕХНИКУМ ТОРГОВЛИ

И ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»

(ГАОУ СПО АО КТТОП)


Утверждаю:

ДИРЕКТОР ГАОУ СПО АО КТТОП

_________________________/ В.П. Гудков /

«______» _____________________20_____Г.













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Экологические основы природопользования






2013г.

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО): 260807 «Технология продукции общественного питания»

Организация-разработчик: ГАОУ СПО АО «Котласский техникум торговли и общественного питания»_______________________________________________

Разработчик:

Подосокорская О.В., преподаватель химии, биологии________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность



СОДЕРЖАНИЕ: стр.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4 2. СТРУКТУРА И СОДЕЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5 3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 10 1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Экологические основы природопользования

1.1. Область применения программы: Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО:

260807 «Технология продукции общественного питания» Опыт работы не требуется.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в математический и естественнонаучных цикл и является естественнонаучной дисциплиной.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины: В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь: - анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: - принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

- принципы и методы рационального природопользования;

- методы экологического регулирования;

- принципы размещения производств различного типа;

- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

- понятия и принципы мониторинга окружающей среды;

- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

- природоресурсный потенциал Российской Федерации;

- охраняемые природные территории.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часов; самостоятельной работы обучающегося 16 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


практические занятия

9

контрольные работы

7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

в том числе:


Написание рефератов на темы:

Экологические факторы. Природные богатства Архангельской области. Экологические проблемы нашего города и пути их решения. Влияние размещения производства на экосистемы города. Пути реализации бытовых и промышленных отходов в нашем городе. Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы. Деятельность человека как условие сохранения жизни на планете. Как государство охраняет природу? Пищевые ресурсы человечества.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Молочные продукты - в любом возрасте.

Генетически модифицированные продукты.

Добавки в пищевых продуктах.

Соя, и ее польза для здоровья.

Экология и здоровье человека.

Пища Франкенштейна.

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета




2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: Экологические основы природопользования.


Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся


Объем часов


Уровень освоения

1

2

3

4


Введение.

Содержание учебного материала

1

1

История взаимодействия человека и природы; актуальность экологических проблем в современном мире. Понятие «экология», структура экологии и содержание этой современной науки; аутэкология и синэкология; законы экологии.

Раздел 1: Особенности взаимодействия общества и природы.


Тема 1.1. Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания.

Содержание учебного материала

2

1

Определение среды обитания; четыре основные среды жизни и пути приспособленности организмов к среде обитания; абиотические, биотические, антропогенные факторы среды. Оболочки Земли и слоистое строение атмосферы. Световой и температурный режим - важнейшие факторы наземно-воздушной среды; световые и температурные адаптации; загрязнение наземно-воздушной среды.

Практическая работа № 1: «Определение концентрации углекислого газа в аудитории».

2

Самостоятельная работа: реферат «Экологические факторы»

1


Тема 1.2. Принципы и методы рационального природопользования.


Содержание учебного материала

2

2






Природопользование. Типы классификации природных ресурсов: по их использованию, по принадлежности к компоненту природы, по характеру воздействия. Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Рациональное природопользование. Три правила определения устойчивости потребления ресурсов. Современное состояние ресурсной базы.

Практическая работа № 2: «Экологический мониторинг берега реки Северная Двина».

2

Самостоятельная работа: реферат на тему: «Природные богатства Архангельской области».

2


Тема 1.3.

Загрязнение окружающей среды (ОС).

Содержание учебного материала

1



2

Естественные и антропогенные источники загрязнений ОС: атмосферы, гидросферы и земельных степени загрязнения.

Классификация загрязняющих веществ. Определение степени загрязнения

Практическая работа № 3: «Автотранспорт - основной загрязнитель биосферы городов».

3

Самостоятельная работа: реферат «Экологические проблемы нашего города и пути их решения».

2


Тема 1.4.

Принципы размещения производств различного типа.

Содержание учебного материала

2

2

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства различного типа.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Практическая работа № 4: «Влияние размещения производства на экосистемы города на примере лесопарка».

2

Самостоятельная работа: реферат «Влияние размещения производства на экосистемы города».

2

Контрольная работа № 1 по разделу: «Особенности взаимодействия общества и природы».

2



Раздел 2: Экология питания.


Тема 2.1. Наука о питании, современное состояние, перспективы развития.

Содержание учебного материала

2


2

Наука о питании, понятие «питание». Современное состояние науки и её перспективы развития.

Самостоятельная работа: реферат «Пищевые ресурсы человечества».

«Проблемы сохранения человеческих ресурсов».

2


Тема 2.2. Системы питания человека и их влияние на здоровье.

Содержание учебного материала

2

2

Системы питания человека и их влияние на здоровье. Диеты и их влияние на здоровье человека.

Самостоятельная работа: реферат «Молочные продукты - в любом возрасте».

«Генетически модифицированные продукты».

«Добавки в пищевых продуктах».

«Соя, и ее польза для здоровья».

«Экология и здоровье человека».

«Пища Франкенштейна».

4


Тема 2.3. Загрязнение продовольственного сырья. Показатели безопасной продукции общественного питания.

Содержание учебного материала

1

2

Загрязнение продовольственного сырья. Показатели безопасной продукции общественного питания.

Контрольная работа № 2 по разделу: «Экология питания» (вопросы).

2

Самостоятельная работа: реферат «Пути реализации бытовых и промышленных отходов в нашем городе».

1

Раздел 3: Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.


Тема 3.1. Принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды.

Содержание учебного материала

1

2

История международного природоохранного движения. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в охране природы. Экологический мониторинг.

Самостоятельная работа: реферат на тему:

«Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы».

1




Тема 3.2. Юридическая и экономическая ответственность предприятий, нарушающих безопасность потребителя услуг предприятий общественного питания.

Содержание учебного материала


2


2

Экологическое право. Предмет, содержание и субъекты экологического права. Экологическое воспитание и образование. Права граждан РФ в рамках экологической политики. Федеральные и целевые программы. Международное сотрудничество в экологическом мониторинге. Принцип совместного развития природы и общества как принцип «устойчивого» (самоподдерживающегося) развития.

Самостоятельная работа: реферат «Деятельность человека как условие сохранения жизни на планете». «Как государство охраняет природу?».

1

Контрольная работа № 3 по разделу: «Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности».

1

Итоговый дифференцированный зачёт в устной форме

2

Всего:

48

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. условия реализации ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета;

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1) Константинов В.М. Экологические основы природопользования. - М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.

2) Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.

3) Козачек А.В. Экологические основы природопользования. М.: Феникс,2008.

Дополнительные источники:

1) Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.

2) Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Учебник для вузов , М. 1999.

3) Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека. М.: Феникс ,2009.



4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Образовательное учреждение, реализующее подготовку по учебной дисциплине, обеспечивает организацию и проведение текущего контроля индивидуальных образовательных достижений - демонстрируемых обучающимися знаний, умений и навыков. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Обучение по учебной дисциплине завершается аттестацией в форме дифференцированного зачёта. Для аттестации и текущего контроля образовательным учреждением создаётся фонд оценочных средств (ФОС).

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

- анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

- использовать в профессиональной деятельности представления о взаимосвязи организмов и среды обитания;

- соблюдать в профессиональной деятельности регламенты экологической безопасности;

знать:

- принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

- особенности взаимодействия общества и природы, основные источники техногенного воздействия на окружающую среду;

- об условиях устойчивого развития экосистем и возможных причинах возникновения экологического кризиса;

- принципы и методы рационального природопользования;

- методы экологического регулирования;

- принципы размещения производств различного типа;

- основные группы отходов, их источники и масштабы образования;

- понятия и принципы мониторинга окружающей среды;

- правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и правила международного сотрудничества в области природопользования и охраны окружающей среды;

- природоресурсный потенциал Российской Федерации;

- охраняемые природные территории.

Практические работы. Лабораторные работы.

Текущий контроль:

- рейтинговая оценка знаний обучающихся по дисциплине (ежемесячно).

Промежуточный контроль:

-Рубежный тестовый контроль по темам разделов 1, 2, 3.

Реферативная работа обучающихся по предлагаемой тематике;

Итоговый контроль:

- аудиторный дифференцированный зачёт.


Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальная

90-:-100

5

отлично

80-:-89

4

хорошо

70-:-79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно



© 2010-2022