- Преподавателю
- Химия
- Школьный тур олимпиады по естествознанию для учащихся 10-11
Школьный тур олимпиады по естествознанию для учащихся 10-11
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Зимина О.В. |
Дата | 03.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Задания для школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по естествознанию в 2014-2015 учебном году.
10-11 класс
На выполнение заданий отводится 120 минут.
Задание 1. Задание включает 30 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть продублирован. Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.
1. Дрожжи, развиваясь без доступа кислорода на сахаристых средах, вызывают брожение:
а) молочнокислое;
б) маслянокислое;
в) спиртовое;
г) уксуснокислое.
2. Температура тела тритона зависит от:
а) характера пищи;
б) содержания жира в тканях тела;
в) содержания воды в тканях тела;
г) температуры окружающей среды.
3. По образу жизни и характеру питания кишечнополостные являются водными:
а) автотрофами;
б) всеядными животными;
в) фильтраторами;
г) хищниками.
4. Самым важным фактором регуляции такой сезонной миграции птиц как перелет является:
а) изменение среднесуточной температуры окружающей среды;
б) уменьшение обилия кормовой базы;
в) изменение длины светового дня;
г) образование брачной пары.
5. Эритроциты, помещенные в физиологический раствор поваренной соли:
а) сморщиваются;
б) набухают и лопаются;
в) слипаются друг с другом;
г) остаются без внешних изменений.
6. В организме человека белки непосредственно могут превращаться в:
а) жиры и нуклеиновые кислоты;
б) углеводы и аммиак;
в) жиры и углеводы;
г) углекислый газ и воду.
7. Поверхностный комплекс клетки не включает:
а) плазмалемму;
б) гликокаликс;
в) кортикальный слой цитоплазмы;
г) матрикс.
8. В клетке транспорт веществ осуществляет:
а) аппарат Гольджи;
б) клеточный центр;
в) эндоплазм этическая сеть;
г) ядрышко.
9. РНК-содержащий вирус, с двумя нитями нуклеиновой кислоты:
а) вирус гриппа;
б) вирус оспы;
в) ВИЧ;
г) вирус герпеса.
10. Примером ароморфоза является:
а) теплокровность;
б) волосяной покров млекопитающих;
в) наружный скелет беспозвоночных;
г) роговой клюв у птиц.
11. Вещества, имеющие формулы СН3 - О - СН3 и СН3 - СН2 - ОН, являются
1) гомологами; 2) изомерами;
3) полимерами; 4) пептидами.
12. Углеводород, в молекуле которого атомы углерода имеют sp3 гибридизацию
1) бутен-1; 2) бутан; 3) бутадиен-1,2; 4) бутин-1.
13. В промышленности ароматические углеводороды получают из… 1) природного газа; 2) нефти; 3) остатков горных пород; 4) торфа.
14. Фенол нельзя использовать для получения
1) красителей 3) пищевых добавок
2) капрона 4) взрывчатых веществ
15. Формалин - это водный раствор
1) уксусного альдегида 3) муравьиного альдегида
2) уксусной кислоты 4) этилового спирта
16. Электронная формула внешнего энергетического уровня атома наиболее активного металла
-
4s2
-
3s23p1
-
3s2
-
2s2
17. Из приведенных элементов четвертого периода наиболее ярко выраженными металлическими свойствами обладает
-
цинк
-
медь
-
хром
-
калий
18. Веществу с ионным типом связи отвечает формула
-
SО3
-
RbF
-
HCl
-
SiF4
19. Сокращенное ионное уравнение реакции Cu + 2OH = Cu(OH)2↓ соответствует взаимодействию
-
CuSO4 и Fe(OH)3
-
CuO и Ba(OH)2
-
CuCl2 и NaOH
-
CuO и H2O
20. При сгорании 3 моль метана по термохимическому уравнению
СН4 + 2О2 = СО2 + 2Н2О + 880 кДж выделилось:
1) 293,3 кДж; 2) 1760 кДж; 3) 2640 кДж; 4) 880 кДж.
21.Исследуется перемещение мухи и слона. Модель материальной точки может использоваться для описания движения…
А. Только мухи. Б. Только слона. В. И мухи, и слона, в зависимости от задачи исследования. Г. Ни слона, ни мухи, поскольку это живые существа.
22.Как зависит скорость диффузии от агрегатного состояния вещества при постоянной температуре?
А. Не зависит. Б. Скорость максимальна в газах. В. Скорость максимальна в жидкостях. Г. Скорость максимальна в твёрдых телах.
23.Какая из приведённых формул является основным уравнением молекулярно-кинетической теории газа?
А. . Б.. В.. Г.. Д..
24.Капля, имеющая положительный заряд +е, при освещении потеряла один электрон. Каким стал заряд капли?
А. 0. Б. -2е. В. +2е. Г. Среди ответов А - В нет правильного.
25.В каком из нижеприведённых случаев правильно записаны формулы общего тока, напряжения и сопротивления для последовательного соединения двух проводников?
А. I=I1=I2 Б. I=I1=I2 В. I=I1+I2 Г. I=I1=I2 Д. I=I1+I2
U=U1+U2 U=U1+U2 U=U1=U2 U=U1=U2 U=U1=U2
R=R1+R2 1/R=1/R1+1/R2 1/R=1/R1+1/R2 R=R1+R2 R=R1+R2
26.Проводятся опыты с катушкой, подключённой к гальванометру, и постоянным магнитом:
1) магнит вдвигают в катушку;
2) магнит вынимают из катушки;
3) магнит поворачивают вокруг своей оси, не вынимая из катушки.
Появление индукционного тока наблюдается…
А. Только в первом случае. Б. Только во втором случае. В. Только в третьем случае. Г. В первом и во втором случаях. Д. Во всех трёх случаях.
27.Какая из нижеприведённых формул определяет магнитный поток через поверхность, ограниченную замкнутым контуром?
А. . Б. . В. . Г. . Д. .
28.На рис.1 изображён проводник с током I, расположенный в однородном магнитном поле с индукцией В. Как направлена сила Ампера, действующая со стороны магнитного поля на проводник?
А. Влево. Б. Вправо. В. Вверх. Г. Вниз. Д. Сила Ампера равна нулю.
29.Что наблюдалось в опыте Эрстеда?
А. Взаимодействие двух параллельных проводников с током. Б. Взаимодействие двух магнитных стрелок. В. Поворот магнитной стрелки вблизи проводника при пропускании через него тока. Г. Возникновение электрического тока в катушке при вдвигании в неё магнита.
30.Электрический ток в прямолинейном проводнике направлен перпендикулярно плоскости рисунка к наблюдателю. Какое расположение и направление имеют линии магнитной индукции (рис.2)?
Задание 2. Верно ли утверждение. Задание на определение правильности суждений. Поставьте знак "+" рядом с номерами правильных суждений. (15 суждений). Каждое правильно выполненное задание оценивается в 1 балл.
-
Определяющим фактором выделения вожака в группе животных является дружелюбие
-
Симбиоз мицелия гриба и корней высшего растения- это полезное сожительство.
-
Боковая линия рыб - это орган осязания.
-
Появление процесса фотосинтеза на Земле привело к накоплению на кислорода в атмосфере
-
У человека стенки вен рук толще, чем стенки вен ног.
-
Может ли химический элемент содержать атомы с разным зарядом ядра?
-
При повышении температуры на 200 С скорость химической реакции увеличится в 6 раз, если температурный коэффициент равен 3.
-
Озон всегда является окислителем, как простое вещество.
-
Все виды химической связи (ковалентная полярная и неполярная, ионная, металлическая, водородная) характерны как для неорганических, так и для органических веществ.
-
У стабильных изотопов число протонов равно числу нейтронов.
-
Чтобы охладится в жаркий день, мальчик надел мокрую футболку. Охлаждение происходит за счет конденсации водяного пара.
-
Если кастрюлю, поставленную на горячую плиту, накрыть крышкой, то скорость испарения воды увеличится.
-
Мальчик поднял на берегу камень и бросил его в воду у берега. Затем он вошел в воду и поднял камень со дна. Поднять камень в воде труднее, чем на берегу?
-
Если тело массой 800 г при полном погружении вытесняет 900 см3 жидкости, то оно может плавать в керосине.
-
Если смотреть с моста на дно неглубокого водоема с прозрачной водой , то его глубина кажется меньшей, чем на самом деле. Это объясняется поляризацией свет.
Задание 3. Задание на соответствие. Каждое правильно выполненное задание оценивается 2 балла.
Соотнесите:
-
Разделы экологии с объектами их изучения.
Раздел экологии
Объект изучения
-
Биосферная
-
Сельскохозяйственная
-
Промышленная
-
Медицинская
-
Городская
-
Химическая
А. генномодифицированные продукты
Б. Малоотходное производство
В. Эндемические болезни
Г. Синдром хронической усталости
Д. Кислотные дожди
Е. Глобальное потепление климата
-
Естественно-научную революцию и картины мира.
Естественно-научная революция
Картина мира
-
Первая
-
Вторая
-
Третья
-
Четвертая
А. Квантово-механическая.
Б. Полевая.
В. Механическая.
Г. Гелиоцентрическая.
3.Имя ученого с его вкладом в квантовую механику.
Ученый
Вклад
-
Л. де Бройль.
-
Э.Шредингер
-
В. Гейзенберг
-
К. Доплер
А. У частицы не могут быть одновременно точно измерены положении и скорость (импульс)
Б. Гипотеза о волновых свойствах материальных частиц
В. Зависимость частоты колебаний, воспринимаемых наблюдателем, от скорости и направления движения источника волн и наблюдателя относительно друг друга.
Г. Стационарные состояния атомных систем могут рассматриваться как собственные колебания волнового поля, соответствующего данной системе
4 Науки и их отношение к практике.
Тип науки по отношению к практике
Наука
-
Фундаментальные
-
Прикладные
А. Социальная экология
Б. Астрономия
В. Геология
Г. Металловедение
Д. Физика
Е. Химическая технология
Ж. Селекция
З. Химия
-
Направление биотехнологии и его результат.
-
Направления
Результат
-
Генная инженерия
-
Расшифровка генома человека
-
Инженерная энзимология
-
Клонирование
А. Иммобилизованные ферменты
Б. ДНК-диагностика наследственных заболеваний
В.Выращивание тканей и органов
Г. Химерные организмы
-
6 Ученых и их вклад в развитие нанотехнологии.
Ученые
Вклад
-
Н. Танигучи
-
Г.А. Гамов
-
Р. Фейнман
-
Г.Бинниг и Г. Рорер
А. Открытие туннельного эффекта
Б. Введение терминов «нанотехнология» и «нанотехника».
В. Утверждение «Там внизу, еще много места»
Г. Создание микроскопа, способного показывать отдельные атомы
7 Размеры и соответствующие им объекты.
Размеры
Объекты
-
0, 134 и 0, 154 нм
-
1 нм
-
10 нм
-
100нм
А. Диаметр ДНК
Б. Молекулы белков
В. Вирусы
Г. Связи С-С, С=С
8 Способы получения и соответствующие им наноматериалы.
Способы получения
Наноматериалы
-
Каталитическое разложение углеводородов
-
Порошковая технология
-
Пленочная технология
А. Полимеры
Б. Нанотрубки
В. Сплавы
Задание 4. Из четырех творческих заданий выберите интересное задание и дайте развернутый обоснованный ответ. Правильно выполненное задание оценивается в 5 баллов.
-
Тренер, бывший чемпион по прыжкам в воду, пожаловался коллеге: «Трудно работать. Прыжки становятся все сложнее и сложнее. Надо придумывать новые комбинации, пробовать, а при этом увеличивается вероятность неудачных прыжков, травм. Когда спортсмен падает с высоты, вода не такая уж мягкая». Что нужно сделать с водой, чтобы она стала мягче и спортсмены не травмировались при неудачных прыжках?
-
В книге доктора А.И. Макиевского «Домашняя химия», изданной в 1893 г., приводится интересное наблюдение: «… Прекрасная половина рода человеческого часто употребляет уксус в огромных количествах либо в чистом виде, либо вместе с другими кушаньями для сохранения талии. Цель достигается вполне, но вместе с грациозной талией приобретается отвратительный цвет лица».
Чрезмерное применение уксуса может привести не только к появлению землянистого цвета лица, но и к серьезному отравлению.
Каким образом оказать первую помощь переусердствовавшей с уксусом красавице, используя средства, не наносящие ущерба здоровью?
-
Л. Буссенар. «Похитители бриллиантов»
Пожар пылал несколько часов подряд. Пещера превратилась в настоящую печь для обжига известняка. Неслыханной силы пламя обожгло весь известковый пласт, который представляет собой углекислую соль кальция. Под действием огня известняк разложился … и получилось то, что называют негашеной известью, оставалось только, чтобы на нее попало известное количество воды. Так и случилось. Ливень, который последовал за грозой, залил всю огромную массу негашеной извести. Она разбухла, стала с непреодолимой силой распирать сжимающий ее уголь и выталкивать его по направлению к пропасти… Скалы, деревья, клад, мумии- все исчезло в мгновение ока вместе с презренными негодяями». Составьте формулы указанных в тексте веществ.
Напишите уравнения реакций процессов, произошедших в пещере.
-
Известно, что удавы опасны для человека; в природе нападают на крупных животных и душат их; однако в цирке дрессировщик смело берет удава в руки, кидает себе на плече, обвивает кольцами телом удава свою щею. Почему удав не пытается задушить дрессировщика? Изложите свои гипотезы.
Матрица ответов
Задание 1 (максимальное количество баллов 30)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Задание 2 (максимальное количество баллов 15)
1
2
3
4
4
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Задание 3 (максимальное количество баллов 16)
1 задание
1
2
3
4
5
6
2 задание
1
2
3
4
3 задание
1
2
3
4
4 задание
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
5 задание
1
2
3
4
6 задание
1
2
3
4
7 задание
1
2
3
4
8 задание
1
2
3
Бланк для ответов задания 4. За правильный ответ- 5 баллов.