- Преподавателю
- Химия
- Открытый урок Тема: «Реакции ионного обмена»
Открытый урок Тема: «Реакции ионного обмена»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сулейманова З.Я. |
Дата | 30.01.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ « Перевальненская школа I-III ступеней» Республика Крым
Открытый урок
Тема:«Реакции ионного обмена»
9 класс
Учитель химии высшей категории
Сулейманова З.Я.
Тема: Реакции ионного обмена
Цель: обобщить и закрепить знания о реакциях ионного обмена, сформировать и закрепить умения составлять уравнения реакции в ионной форме, развивать практические навыки работы с химической посудой и реактивами, формировать и развивать логическое мышление учащихся.
Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, таблица растворимости, таблица ионов.
Реактивы: BaCl2(р-р), Na2CO3(твер), CuSO4(раств), штатив с пробирками AgNO3, H2SO4, NaOH.
Базовые понятия и термины: растворы, растворитель, электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, катионы, анионы, ионы, ионные уравнения, реакции обмена.
Тип урока: обобщения и систематизация знаний.
Ход урока.
-
Организационный момент.
-
Постановка целей и задачи урока.
-
Актуализация опорных знаний.
«Мозговой штурм» (класс делится на 2 команды). Учитель задает вопросы. Кто первый поднимет руку и даст правильный ответ приносит 1 балл своей команде.
-
Какие вещества называются электролитами привести примеры.
-
Дать понятие электролитической диссоциации.
-
Сформулировать понятие «кислота» с точки зрения электролитической диссоциации. Примеры.
-
Сформулировать понятие «соль» с точки зрения электролитической диссоциации. Примеры.
-
Объяснить степень электролитической диссоциации. Записать формулу на доске.
-
Дать понятие реакции ионного обмена.
-
При каких условиях реакция ионного обмена протекают до конца?
- Посчитать набранные баллы.
-
Обобщение и систематизация знаний.
- Работа учащихся в парах.
За 1 парту садятся учащиеся с высоким и низким уровнем знаний. Сильный ученик выполняет роль консультанта и помогает товарищу. Заполняют карточку (3 балла) 10 мин.
-
Данные вещества
Ионы, сод в растворах
(1 б.)
Полные ионные уравнения
(1 б.)
Суть реакции
(1 б.)
Вывод
(1 б.)
HCl
NaOH
H+; Cl-
Na+; OH-
H++ Cl- + Na++OH- Na++ Cl- + H2O
H++OH-
H2O
Вещества: HCl и NaOH HClи Na2CO3
Na2CO3 иCaCl2 CuSO4иNaOH
- Самостоятельная работа с учебником.
Класс делится на 4 группы (Зима, лето, осень, весна)
Каждая группа получает задание и работает на местах. Проверяют работы противоположная команда. Зима - лето. Осень - весна.
Проверка с помощью § 21 с. 90 - 92.
Задание, следующее. Пользуясь сокращенным ионным уравнением составьте полные ионные уравнение (1б. за каждое уравнение) (5 мин)
Зима: CO32-+2H+ CO2 + H2O
H+ + OH- H2O
Лето: Cu2+ + 2OH- Cu(OH)2
SO32- + 2H+SO2+ H2O
Осень: 2H+ + S2 -H2S
SO32- + 2H+ SO2 + H2O
Весна: Fe3+ + 3OH- Fe(OH)3
H+ + OH- H2O
- Химический диктант: на заранее заготовленных листках ребята пишут формулы, которые называет учитель: (5 мин) сульфат - ион, вода, нитрат серебра, катион водорода, ион натрия, гидроксид калия, серная кислота, анион хлора, оксид магния, карбонат натрия (3б.)
- Химический эксперимент (практическая часть) (3б.)
Целью этого этапа урока является выработка навыков работы с химической посудой и реактивами, развивать логику и мышление. Задание по вариантам (за столом 2 ученика выполняют один вариант).
Учитель поясняет задание и проводит инструктаж по технике безопасности
-
Провести качественную реакцию на ионы Cu2+Cl-
-
на ионы Fe3+ SO42-
-
на ионы CO32- Ba2+
-
на ионы H+ OH-
Записать уравнения реакций в полной сокращенной формах. Записать наблюдения.
Проводится итог всех заданий и считается балы 18 баллов.