Урок химии Типы химических реакций

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по химии 8 класс по теме: «Типы химических реакций»


Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний.

Цель урока: на основе имеющихся у обучающихся знаний об условиях, признаках протекания химических реакций обеспечить усвоение обучающимися понятия классификации химических реакций, деления их на типы.

Задачи:

  • Закрепить понятие «признаки химических реакций»;

  • Развить навыки проведения химических реакций, используя правила техники безопасности; развить логическое мышление при определении типа химической реакции;

  • Развить познавательную активность и творческие способности обучающихся при выполнении заданий.

  • Воспитывать чувство коллективизма и взаимопонимания при работе в творческих группах; воспитывать отношение к химии, как прикладной науке, при изучении применения ряда химических реакций.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Химия - наука древнейшая настолько, что невозможно установить, когда она возникла. К тому же это еще и божественная наука.

Теологи прошлого утверждали, что химией интересовался уже Адам, которого привлекала проблема искусственного получения золота. В дальнейшем химическими экспериментами успешно занимался Иисус Христос, превращавший воду в вино

Если ко всему этому добавить, что первая химическая реакция, сознательно использовавшаяся человеком, - реакция горения - на самом деле пришла с неба (в виде молнии), то вряд ли кто станет сомневаться, что химия имеет божественное происхождение и что именно она является наиболее древней наукой.

Самое интересное в окружающем нас мире - это то, что он очень сложно устроен, и к тому же постоянно меняется. Каждую секунду в нем происходит неисчислимое множество химических реакций, в результате которых одни вещества превращаются в другие. Человек сделал вдох - и в организме начались реакции окисления органических веществ. Он сделал выдох - и в воздух попал углекислый газ, который затем поглотится растениями и в них превратится в углеводы. Некоторые реакции мы можем наблюдать непосредственно, например ржавление железных предметов, свертывание крови, сгорание автомобильного топлива. Однако подавляющее большинство химических процессов остаются невидимыми, но именно они определяют свойства окружающего мира. Чтобы управлять превращениями веществ, необходимо как следует разобраться в природе подобных реакций. Для этого и нужна химия. (Лист 1 постановка темы и цели урока)

Психологическая разминка. (Лист 2)

Цель разминки - определить эмоциональное состояние учащихся. У каждого ученика в рабочем листе имеется табличка с шестью лицами - шкала для определения эмоционального состояния (рис.). Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.

Рис. Определи свое эмоциональное состояние

Урок химии Типы химических реакций

  1. Актуализация знаний.

Ребята, чтобы отправиться в дорогу знаний давайте соберём «Рюкзак знаний».

Ответьте на вопросы ромашки:

1. Перечислите основные классы неорганических соединений.

2. Что общего у всех кислот?

3. В какой цвет окрашивается лакмус в растворе щелочи?

4. Цифра, которую ставят перед химической формулой в уравнении реакции.

5. Назовите растворимые в воде основания.

6. В какой цвет окрашивается фенолфталеин в кислотах?

7. Что общего у всех оснований.

8. Назовите формулу поваренной соли.

9. Назовите нерастворимую в воде кислоту.

10. Фосфаты - это соли какой кислоты?

11. В какой цвет окрашивается фенолфталеин в растворе щёлочи?

Кейс

Юра заболел и его положили в больницу. Когда Юра выздоровел, оказалось, что он пропустил несколько тем уроков по химии и не может выполнить домашние задания. Используя дополнительный материал, помогите Юре выполнить домашнее упражнение: заполните таблицу

Типы химических реакций

соединения

разложения

замещения

обмена

определение




исходные вещества


продукты реакции


схема реакции


примеры уравнений реакций


3. Изучение нового материала

Итак, в путь! Желаю удачи! У каждого из вас на столе лежит рабочий лист, с которым на протяжении всего урока мы будем работать.

Типы химических реакций (Лист 3)

В реакциях соединения из нескольких исходных веществ образуется одно сложное вещество (открываем страницу учебника 107).

Демонстрация: Металлическую стружку магния сжигаю в пламени спиртовки

2Мg + O2 = 2Мg О (заполняем 1 столбик таблицы)

Реакции разложения приводят к распаду одного исходного сложного вещества на несколько продуктов (открываем учебник страницы 108-109).

Демонстрация: разложение гидроксида меди

Cu(OH)2=t= CuO + H2O (заполняем 2 столбик таблицы)

Схемы реакций

А + В = С соединение

С = А + В разложение

Физминутка Задание: «Стрельба глазами». (Лист 4)

  1. В периодической системе найдите самый сильный элемент - неметалл. (F)

  2. Переведите свой взгляд влево, на элемент, стоящий в том же периоде в 3 группе. (B)

  3. Переведите взгляд вниз, на самый сильный металл. (Fr)

  4. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент, образующий вещество, которое поддерживает горение. (O)

  5. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, который образует металл, содержащееся в градусниках. (Hg)

  6. Переведите взгляд вверх и вправо, на элемент с относительной атомной массой 35,5. (Cl)

  7. Переведите взгляд вниз и влево, на элемент, давший группе элементов название «лантаноиды». (La)

  8. Переведите свой взгляд вверх и вправо, на самый электроотрицательный элемент. (F)

  9. Переведите свой взгляд вниз и влево, на элемент, который образует драгоценный металл желтого цвета. (Au)

Реакции замещения - это реакции между простым и сложным веществами, при протекании которых атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе с образованием нового сложного и нового простого вещества.

Лабораторный опыт: Гранула цинка в растворе соляной кислоты.

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 (заполняем 3 столбик таблицы)

(Лист 5)

Реакции обмена - это реакции протекающие между двумя сложными веществами, при протекании которых они обмениваются своими составными частями.

Лабораторный опыт: Сульфат меди взаимодействует с гидроксидом натрия.

CuSO4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2SO4 (заполняем 4 столбик таблицы).

Схемы реакций

АВ +СД = АД + СВ обмен

А + ВС = АС + В земещение

3. Закрепление. (система тестирования)

Определить тип реакции:

а) Al + Cr2O3 → Al2O3 + Cr

б) Li + N2 → Li3N

в) K2S + CuCl2 → CuS↓ + KCl

г) Fe(OH)3→ Fe2O3+ H2O

(замещение, соединение, обмен, разложение)

4. Подведение итогов, домашнее задание

- Друзья, сегодня на уроке мы хорошо потрудились, узнали много нового. И я думаю, что на основании полученных знаний в дальнейшем вам не составит труда классифицировать химические уравнения.

Д/з §

5. Рефлексия (Лист 6)

Психологическая разминка.

Цель разминки - определить эмоциональное состояние учащихся. У каждого ученика в рабочем листе имеется табличка с шестью лицами - шкала для определения эмоционального состояния (рис.). Каждый ученик ставит галочку под той рожицей, чье выражение отражает его настроение.

Рис. Определи свое эмоциональное состояние

Урок химии Типы химических реакций

И чтобы узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке, я прошу вас выбрать одно яблоко: красное - понравилось, желтое - не очень, зеленое - не понравилось и приклеить его на яблоню.

- Спасибо вам за хорошую, плодотворную и интересную работу.


© 2010-2022