• Преподавателю
  • Химия
  • Конспект-урока Классификация неорганических соединений. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация

Конспект-урока Классификация неорганических соединений. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

номер урока __31___ дата урока_13.01.2016 г._____

Конспект урока по химии в 8 классе


Тема урока: «Классификация неорганических соединений. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация»


Цель урока: начать формирование понятия оксидов; научить давать названия на примере формулировки определения оксидов; по молекулярным формулам вещества научить записывать структурные формулы оксидов.

Образовательные задачи:

- обеспечить в ходе урока усвоение понятия «оксиды»,

- обеспечить формирование умения работать в группе, вести дискуссию по теме;

- обеспечить обобщение изученного материала и закрепление знаний по теме.

Развивающие задачи:

- развитие умения применять новые знания на практике;

- умение обнаруживать отличительные и сходные признаки;

- формирование умения анализировать, сопоставлять, и обобщать знания по теме.

Воспитательные задачи:

- воспитание осознанной потребности в знаниях;

- совершенствовать умение выслушивать мнение каждого члена коллектива, делать самостоятельные выводы;

- развитие любознательности;

- совершенствование учебных умений, навыков, развитие любви к предмету и к науке;

- формирование культуры речи.

Тип урока: урок изучения нового материала, и применения новых знаний на практике.

Место данного урока в теме: первый урок в теме «Классификация сложных неорганических веществ».

Метод: комбинированный (словесно - наглядно - практический)

Оборудование: проектор, компьютер, учебник.

II. Структура урока

  1. Организационный момент 1мин

  2. Целевая установка 1 мин

  3. Актуализация опорных знаний 9 мин

  4. Изучение нового материала 23 мин

  5. Физкультминутка 1 мин

  6. Демонстрационный опыт 7 мин

  7. Домашнее задание 2 мин

  8. Итог 1 мин

III. Собственно конспект

Взаимное приветствие, проверка отсутствующих по журналу, подпись рапорта. Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний.

1. Сравнение процессов горения и медленного окисления и за полнить таблицу (Приложение2)

Приложение 2

Вопросы

Горение

Медленное окисление

1. Примеры


2. К каким группам реакций относятся

3.Каковы признаки протекания?


4.При каких условиях реакции медленного окисления переходят в горение?

5.При каких условиях прекращаются реакции воспламенения?

Ответ:

Вопросы

Горение

Медленное окисление

1. Примеры

Горение топлив: торфа, угля, природного газа, бензина и др. горючих веществ - серы, парафина и др.

Дыхание живых организмов, окисление органических удобрений, прогоркание сливочного масла, ржавление чугуна, стали

2. К каким группам реакций относятся

Реакции окисление экзотермические

3.Каковы признаки протекания?

Выделение теплоты и света

Выделение незначительного количества теплоты

4.При каких условиях реакции медленного окисления переходят в горение?

Разогрев до температуры воспламенения

5.При каких условиях прекращаются реакции воспламенения?

1) прекратить доступ О2

2) Понизить температуру среды ниже температуры

3. Упражнения для самоконтроля

1. В ряду формул веществ выберите оксиды, дайте им название

CS2, MgO, PH3, SO2, CO2, Al2O3, Mg3N2, ZnO.

2. Продолжите уравнения реакций окисления

а) Zn + O2  в) CH4 + O2  б) Al + O2

Вопросы группам

1вопрос. Почему горение веществ на воздухе происходит медленнее, чем в кислороде?

Ответ: Кроме кислорода, который составляет 1/5 часть воздуха, в состав воздуха входят другие компоненты, которые не поддерживают горение. Поэтому горение на воздухе происходит медленнее.

2 вопрос. Почему перед уходом со стоянки туристы засыпают землей угли костра?

Ответ: Так перекрывают доступ кислорода к углям, чтобы костер не смог снова загореться и не возник пожар.

3 вопрос. Сорные куры строят гнезда из мусора и гниющих остатков растений. В них на определенной глубине они откладывают яйца. Самец время от времени помещают клюв в кучку мусора и частично раскидывают ее сверху или, наоборот, делают выше. Для чего он это делает?

Ответ: В гнезде происходит медленное окисление с постепенным выделением теплоты. Клюв птицы играет роль термометра, измеряя температуру в гнезде. Если там становится жарко, самец раскидывает кучу мусора. И наоборот, нагревает ее, если в гнезде прохладно.

Изучение нового материала.

Сегодня мы начинаем знакомство с важнейшими классами неорганических соединений. Неорганические вещества по составу делятся, как вы уже знаете, на простые и сложные.

Сложные неорганические вещества подразделяют на четыре класса: оксиды, кислоты, основания, соли. Мы начинаем с класса оксидов.

Конспект-урока Классификация неорганических соединений. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация

Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород, с валентность равной 2.

Примеры оксидов: Mq O, Al 2 О3 ,СО2.

Есть исключение: Лишь один химический элемент - фтор, соединяясь с кислородом, образует не оксид, а фторид кислорода OF2.

Классификация оксидов

Все оксиды можно разделить на две группы: солеобразующие (основные, кислотные, амфотерные) и несолеобразующие или безразличные.

Конспект-урока Классификация неорганических соединений. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация

Оксиды металлов МехОу

Оксиды неметалловнеМехОу

Основные

Кислотные

Амфотерные

Кислотные

Безразличные

I, II

Ме

V-VII

Me

ZnO,BeO,Al2O3,

Fe2O3, Cr2O3

> II

неМе

I, II

неМе

CO, NO, N2O



1). Основные оксиды - это оксиды, которым соответствуют основания. К основным оксидам относятся оксиды металлов 1 и 2 групп, а также металлов побочных подгрупп с валентностью I и II (кроме ZnO - оксид цинка и BeO - оксид берилия):

Конспект-урока Классификация неорганических соединений. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификацияКонспект-урока Классификация неорганических соединений. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификацияКонспект-урока Классификация неорганических соединений. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация

2). Кислотные оксиды - это оксиды, которым соответствуют кислоты. К кислотным оксидам относятся оксиды неметаллов (кроме несолеобразующих - безразличных), а также оксиды металлов побочных подгрупп с валентностью от V до VII (Например, CrO3-оксид хрома (VI), Mn 2O7 - оксид марганца (VII)):

Конспект-урока Классификация неорганических соединений. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификацияКонспект-урока Классификация неорганических соединений. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация

3). Амфотерные оксиды - это оксиды, которым соответствуют основания и кислоты. К ним относятся оксиды металлов главных и побочных подгрупп с валентностью III, иногда IV, а также цинк и бериллий (Например, BeO, ZnO, Al2O3, Cr2O3).

4). Несолеобразующие оксиды - это оксиды безразличные к кислотам и основаниям. К ним относятся оксиды неметаллов с валентностью I и II (Например, N2O, NO, CO).

Вывод: характер свойств оксидов в первую очередь зависит от валентности элемента.

Например, оксиды хрома: CrO (II - основный); Cr 2O3 (III - амфотерный); CrO3 (VII -кислотный).

Конспект-урока Классификация неорганических соединений. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация

Конспект-урока Классификация неорганических соединений. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация

Классификация оксидов (по растворимости в воде)

Кислотные оксиды

Основные оксиды

Растворимы в воде. Исключение -SiO2 (не растворим в воде)

В воде растворяются только оксиды щелочных и щелочноземельных металлов (это металлы I «А» и II «А» групп, исключение Be ,Mg)

С водой не взаимодействуют. В воде не растворимы

Физкультминутка:

А теперь - физкультминутка. Но она у нас сегодня необычная и напрямую связана с темой нашего урока. На слайде вам будет показана формула вещества. Если оно является оксидом - вам нужно встать (слайд)

Н2SO4, FeО, NН3, P2О3, NaН, Li2О, NO2, Н2, О2 , НNО3, PbO, Н2О2

  • Демонстрационный эксперимент.

Закрепление материала.

Задание 1. Из приведенного перечня веществ выпишите только формулы оксидов:

CaO, HNO3, SiO2, KOH, H2SO4, P2O5, MgO, CaCO3, HF, HNO3, Al(OH)3, B2O3

Ответ: CaO, SiO2, P2O5, MgO, B2O3.

Задание 2. Назовите следующие оксиды: а) СаО, б) SO2 и SO3, в) Аl2О3, г) Мn2О7 и МnО, д) СrО3 и Сr2О3 .

Ответы:

а) оксид кальция,

б) оксид серы (IV) и оксид серы (VI),

в) оксид алюминия

г) оксид марганца (VII) и оксид марганца (II),

д) оксид хрома (VI) и оксид хрома (III).

Задания 3 Выпишите отдельно химические формулы солеобразующих кислотных и основных оксидов.

NaOH, AlCl3, K2O, H2SO4, SO3, P2O5, HNO3, CaO, CO.

Задание 4. Даны вещества: CaO, NaOH, CO2, H2SO3, CaCl2, FeCl3, Zn(OH)2, N2O5, Al2O3, Ca(OH)2, CO2, N2O, FeO, SO3, Na2SO4, ZnO, CaCO3, Mn2O7, CuO, KOH, CO, Fe(OH)3

Выберите из перечня: основные оксиды, кислотные оксиды, безразличные оксиды, амфотерные оксиды и дайте им названия.

Задание 5.

Закончите УХР, укажите тип реакции, назовите продукты реакции

Na2O + H2O = N2O5 + H2O = CaO + HNO3 =

NaOH + P2O5 = K2O + CO2 = Cu(OH)2 = ? + ?

Задание 6.

Осуществите превращения по схеме:

1) K→K2O→KOH→K2SO4 2) S→SO2→H2SO3→Na2SO,

3) P→P2O5→H3PO4→K3PO4

Домашнее задание: конспект § 37

Итог: Выставление оценок




















© 2010-2022