Статья по химии: Системно - деятельностный подход при обучении химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья по химии:Системно - деятельностный подход при обучении химииСтатья по химии:Системно - деятельностный подход при обучении химииСтатья по химии:Системно - деятельностный подход при обучении химииСтатья по химии:Системно - деятельностный подход при обучении химииСистемно - деятельностный подход при обучении химии

«Основная задача учителя - взрастить в ребенке

желание и стремление учиться и познавать.»

М.Твен

Основной результат системно - деятельностного подхода- это развитие личности на основе учебной деятельности и основная задача педагога это создание и организация условий, которые способствуют тому, что толкают учащегося к действию.

Исходя из ФГОС необходимо уделять внимание при учебной деятельности следующим акцептам:

Учить чему - улучшению содержания.

Для чего учить - понимания необходимости и важности образования.

Как учить - необходимо обновление всех средств обучения.

И все это должно привести к сформированию новых, индивидуальных, универсальных способов деятельности, а деятельность -это решение новых задач(знание есть -а как применить эти знания на практике и где применять -нет) и таким образом приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и деятельности учащегося. Наравне с освоением деятельности ученик формирует индивидуальную систему ценностей и из пассивного потребителя знаний учащийся становится активным субъектом образовательной деятельности.

Основоположником « учения через деятельность»является американский ученый Д.Дьюи. Основные принципы его системы:

-учение через обучение мысли и действии

-учет интересов учащегося

-знание-следствие преодоления трудностей

-свободная творческая работа и сотрудничество

Деятельностный подход к обучению ломает многие привычные способы подготовки и проведении уроков, меняет саму систему отношений «учитель-ученик»

-Как добиться на уроке того, чтобы дети включились в деятельность, а не ждали, пока учитель «разжует и положит в рот»?

-Как подготовить такой урок?

Используя основные принципы, на уроке нужно выделить следующие стадии:

1.Актуализация знаний (мотивация учебной деятельности учащегося ).

2.Работа с новым материалом, закрепление изученного материала.

3.Рефлексия (связано с самооценками и суждениями учащихся о работе класса, мнение об уроке и их пожелания).

Применение деятельностного подхода наряду с ИКТ (и демонстрация опытов- самое главное) способствует повышению интереса к изучению химии и помогает добиться лучших результатов.

Чтобы привлечь внимание и заинтересовать учеников, желательно тему урока не сообщать, а используя разные методы и приемы добиться формулировки темы и цели урока, т.е. смотивировать учебную деятельность.

Например: при изучении темы «Кислоты» в 8-ом классе на столе у учащихся (или педагога) лежат дольки лимона, таблетки аскорбиновой кислоты ( а можно воспользоваться ИКТ).

Вопрос:Лимон какого вкуса? Ответ - Кислый

Почему кислый? Ответ -в лимоне содержится кислота

Продолжите -Аскорбиновая ……(кислота).

Вопрос:Что общего в лимоне и аскорбинке? Ответ-кислота.

Вопрос:Назовите тему урока? Ответ-Кислоты.

Дать определение кислотам, что между ними сходного и чем они отличаются?

Формула Кислотный остаток

H2SO 4 SO 42-

HNO3 NO3-

H3PO 4 PO 43-

H2S S2-

Кислоты сложные вещества, состоящие из атомов водорода (катиона водорода) и кислотного остатка.

Очень важным моментом на уроке химии является эксперимент (проектная деятельность).

Как изменяет окраску лакмус?

H2SO 4 HNO3 HCl

-В трех пробирках лакмус одинаково меняют цвет, т.к. во всех пробирках находятся кислоты, содержащие катионы водорода, которые изменяют цвет индикатора .

9 Класс.Изучение темы-Щелочные металлы.Натрий .Вставить слова(ИКТ)

-элемент 3 периода; I группы главной подгруппы

-элемент называется……..(натрий)

-в атоме………(натрия) -11 электронов,11протонов, атомная масса=11,на внешнем уровне 1 электрон.

-исходя из …………..(строения атома) ,Na- активный металл

-серебристо-белый металл,мягкий это-………….(физические) свойства натрия

-натрий активно взаимодействует с водой-это……..(химические )свойства

-хлорид натрия ………(применяют,используют) ,как физ.раствор в медицине.

Из пропущенных слов написать тему урока- НАТРИЙ,СТРОЕНИЕ АТОМА,ФИЗ.И ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА.ПРИМЕНЕНИЕ.

« Вызов» учеников по данному методу можно использовать в 9 классе при изучении металлов и неметаллов. Очень удобно.

Можно показать демонстрацию опыта с привлечением учащихся:

  1. Fe + CuSO4 = Что наблюдаете? Что взаимодействует?

  2. Cu + AgNO3 = (металл+ соль)

  3. Zn + CuSO4 =

Вывод: Тема урока: Взаимодействие металлов с солями.

Завершает урок - рефлексия Сегодня на уроке я: -научился……

-узнал………...

-я понял,что…….

Своей работой на уроке я: -доволен

-не доволен, потому что……

- не очень доволен….

Таким образом ,деятельностный подход к обучению, лежащий в основе Стандарта нового поколения, имеет явные преимущества с точки зрения усвоения знаний.

Бозрова Ф.Х. учитель химии МБОУ СОШ №22 г.Владикавказ

© 2010-2022