Конспект урока по химии на тему Атом - сложная частица

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Атом - сложная частица

Цели: Познакомиться с историей изучения атома.

Задачи:

- образовательная: ознакомить студентов с историей изучения строения атома. Сформировать представление о современной квантовой теории строения атома.

- развивающая: (ОК 2) организовывать собственную деятельность; (ОК 6) развивать умение работать в коллективе и команде, общаться в группе; (ОК 4) развивать умения поиска и использование информации

- воспитательная: продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения строить индуктивные выводы.

Оснащение урока:

- учебники

- Схемы «Модели строения атома Томсона и Резерфорда»

Структура урока:

Эволюция научных взглядов на строение атома.

Современная квантовая модель строения атома.

Строение атомного ядра. Изотопы.

1 этап. Эволюция научных взглядов на строение атома.

1. Фундаментальные открытия, доказывающие сложность строения атома (рассказ учителя).

- Дж. Томсон 1897г. Изучение природы катодных лучей.

- А.Г. Столетов 1889г. Открытие явления фотоэффекта.

- А. Беккерель, М. Складовская- Кюри 1896-1899гг. открытие радиоактивности химических элементов.

- Э. Резерфорд 1889-1900г. Определение природы альфа частиц.

2. Модели строения атома (работа с учебником 11 класс параграф 1 стр. 3-4 по составлению таблицы).

Табл. Модели строения атомов.

Ф.И ученого

год

Описание модели

- Дж. Томсон «сливовый пудинг» 1903г.

- Э.Резерфорд «планетарная модель» 1911г.

- Н.Бор «постулаты Бора» 1913г.

В конце 1 этапа урока уч-ся приходят к выводу о сложности строения атома.

2 этап. Современная квантовая теория строения атома.

Уч-ль рассказывает о том, что является предметом изучения квантовой механики и разграничивает понятия макро- и микромира.

Уч-ся записывают в тетрадь основные положения квантовой модели строения атома.

1.Электрон имеет двойственную природу. От частицы у него масса и заряд, а от волны - способность к дифракции, интерференции, длина, скорость движения

2. Для электрона одновременно невозможно измерить координату и скорость.

3. Электрон в атоме движется по определенной траектории и может находиться в любой части околоядерного пространства одновременно.

Пространство вокруг ядра, где вероятность нахождения электрона наибольшая, называется орбиталью.

4. Ядро состоит из нуклонов-протонов и нейтронов.

Уч-ль: Мы записали основные положения современной квантовой модели строения атома.

А теперь рассмотрим подробнее строение атома

Для начала запишем определение

Конспект урока по химии на тему Атом - сложная частица

2. Вся масса атома сосредоточена в ядре. Число нейтронов N = A - Z, где Z - порядковый номер.

3. Порядковый номер элемента соответствует заряду атомного ядра, т.е. числу протонов в нём. Так как атом электронейтрален, то порядковый номер элемента также соответствует числу электронов.

4. Изменение числа протонов в ядре атома химического элемента приведёт к образованию атомов другого химического элемента. Следовательно, химический элемент - это совокупность атомов с одинаковым числом протонов.

5. Изменение числа нейтронов в ядре атома химического элемента приводит к образованию изотопов.

Что такое изотоп?

Изотоп это

Уч-ль: Действительно, большинство элементов в природе представлены совокупностью изотопов. Изотопы бывают стабильными и радиоактивными, естественными и искусственными - полученными в ходе ядерных реакций. Элементы, имеющие только радиоактивные изотопы, называются радиоактивными.

Относительные атомные массы элементов вычисляют исходя из изотопного состава элементов.

Решим задачу:

Хлор представлен изотопами с массовыми числами 35 (75,4%) и 37 (24,6%). Какова его относительная атомная масса?

После решения уч-ся предлагается составить обратную задачу, используя данные ответа.

© 2010-2022