- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока по химии на тему Атом - сложная частица
Конспект урока по химии на тему Атом - сложная частица
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Сафонова Н.В. |
Дата | 21.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Атом - сложная частица
Цели: Познакомиться с историей изучения атома.
Задачи:
- образовательная: ознакомить студентов с историей изучения строения атома. Сформировать представление о современной квантовой теории строения атома.
- развивающая: (ОК 2) организовывать собственную деятельность; (ОК 6) развивать умение работать в коллективе и команде, общаться в группе; (ОК 4) развивать умения поиска и использование информации
- воспитательная: продолжить работу по развитию логического мышления учащихся, по формированию умения строить индуктивные выводы.
Оснащение урока:
- учебники
- Схемы «Модели строения атома Томсона и Резерфорда»
Структура урока:
Эволюция научных взглядов на строение атома.
Современная квантовая модель строения атома.
Строение атомного ядра. Изотопы.
1 этап. Эволюция научных взглядов на строение атома.
1. Фундаментальные открытия, доказывающие сложность строения атома (рассказ учителя).
- Дж. Томсон 1897г. Изучение природы катодных лучей.
- А.Г. Столетов 1889г. Открытие явления фотоэффекта.
- А. Беккерель, М. Складовская- Кюри 1896-1899гг. открытие радиоактивности химических элементов.
- Э. Резерфорд 1889-1900г. Определение природы альфа частиц.
2. Модели строения атома (работа с учебником 11 класс параграф 1 стр. 3-4 по составлению таблицы).
Табл. Модели строения атомов.
Ф.И ученого
год
Описание модели
- Дж. Томсон «сливовый пудинг» 1903г.
- Э.Резерфорд «планетарная модель» 1911г.
- Н.Бор «постулаты Бора» 1913г.
В конце 1 этапа урока уч-ся приходят к выводу о сложности строения атома.
2 этап. Современная квантовая теория строения атома.
Уч-ль рассказывает о том, что является предметом изучения квантовой механики и разграничивает понятия макро- и микромира.
Уч-ся записывают в тетрадь основные положения квантовой модели строения атома.
1.Электрон имеет двойственную природу. От частицы у него масса и заряд, а от волны - способность к дифракции, интерференции, длина, скорость движения
2. Для электрона одновременно невозможно измерить координату и скорость.
3. Электрон в атоме движется по определенной траектории и может находиться в любой части околоядерного пространства одновременно.
Пространство вокруг ядра, где вероятность нахождения электрона наибольшая, называется орбиталью.
4. Ядро состоит из нуклонов-протонов и нейтронов.
Уч-ль: Мы записали основные положения современной квантовой модели строения атома.
А теперь рассмотрим подробнее строение атома
Для начала запишем определение
2. Вся масса атома сосредоточена в ядре. Число нейтронов N = A - Z, где Z - порядковый номер.
3. Порядковый номер элемента соответствует заряду атомного ядра, т.е. числу протонов в нём. Так как атом электронейтрален, то порядковый номер элемента также соответствует числу электронов.
4. Изменение числа протонов в ядре атома химического элемента приведёт к образованию атомов другого химического элемента. Следовательно, химический элемент - это совокупность атомов с одинаковым числом протонов.
5. Изменение числа нейтронов в ядре атома химического элемента приводит к образованию изотопов.
Что такое изотоп?
Изотоп это
Уч-ль: Действительно, большинство элементов в природе представлены совокупностью изотопов. Изотопы бывают стабильными и радиоактивными, естественными и искусственными - полученными в ходе ядерных реакций. Элементы, имеющие только радиоактивные изотопы, называются радиоактивными.
Относительные атомные массы элементов вычисляют исходя из изотопного состава элементов.
Решим задачу:
Хлор представлен изотопами с массовыми числами 35 (75,4%) и 37 (24,6%). Какова его относительная атомная масса?
После решения уч-ся предлагается составить обратную задачу, используя данные ответа.