Статья о развитии творческих способностей учащихся

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности.

( Выступление на заседании ГМО учителей химии и биологии, февраль 2010)

Одна из важнейших задач школы сегодня - развитие личности ребенка. Современная дидактика открывает широкие просторы для учителя: огромный выбор методической литературы, вариативность учебных программ, постепенный отход от традиционных форм обучения: и т.д. Казалось бы, все это должно вести к качественным изменениям в учебно - воспитательном процессе. Однако педагоги с тревогой отмечают резкое падение интереса учащихся к учебе и как следствие ухудшение успеваемости. Причина этого явления, на мой взгляд, проста: в погоне за качественными показателями учителя нередко упускают из виду главного субъекта обучения - ученика. Добиваться высоких показателей в учебном процессе без формирования устойчивого познавательного интереса - все равно, что лечить симптомы болезни вместо самой болезни. Внеурочная деятельность предоставляет учителю широкие возможности для развития мотивационной сферы учащихся, и как следствие, развития личности ребенка.

Внеурочная деятельность предполагает множество направлений. Но для учителя целесообразно тщательно подходить к вопросу изучения мотивационной сферы своих учеников: какие цели и мотивы доминируют у того или иного ребенка. Отсюда и будет вытекать выбор того или иного направления внеурочной деятельности, необходимый тому или иному учащемуся. На выбор форм работы во многом влияет и то обстоятельство, что способности детей крайне неоднородны. Психологическая служба гимназии предлагает педагогам учитывать, к какой методической группе принадлежит тот или иной ученик.

  1. Аналитическая группа: это учащиеся с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом, критическим характером мышления. Эти дети не принимают готовых алгоритмов, способны критически перерабатывать любую информацию. Этих детей от 5 до 10%. Это так называемые одаренные дети. Для учащихся данной методической групп необходимы виды деятельности, требующие самостоятельного поиска, высокого уровня сформированности мыслительных операций. Это участие в различных олимпиадах и универсиадах, научно - исследовательская деятельность под руководством преподавателей высшей школы.

  2. Творческая группа: это учащиеся с хорошим интеллектуальным и творческим потенциалом, способные творчески перерабатывать огромный объем информации. Это предметно - успешные дети, они показывают хорошие результаты в учебе, и, как правило, в урочной и внеурочной деятельности учитель опирается именно на этих учеников. Для данной методической группы боле широкий спектр внеурочной деятельности: написание рефератных работ, участие в различных конкурсах, проектах, научно - практических конференциях, участие во внеклассных мероприятиях: викторинах, устных журналах, познавательных играх как индивидуальных, так и командны (ссылка на игры »Самый умный», «Брейн - ринг»).

  3. Репродуктивно - усложненная, репродуктивная и репродуктивно - упрощенная методические группы. В данные группы попадают дети со средним, низким и очень низким уровнем развития. Для таких детей характерны несформированная учебная мотивация, заниженная самооценка, способность работать только по заданному алгоритму. Зачастую проявляется девиантное поведение, в своих коллективах эти учащиеся нередко попадают в разряд «изолированных». Для учеников данной методической группы приемлима кружковая работа, участие в социально - значимых проектах (ссылка на соревнование против курения, проект «Наука ковала победу», участие в познавательных играх. Ситуация успеха.

«В игре раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного развития личности ребенка». В.А. Сухомлинский. (ссылка на слайды)

Говоря о познавательных играх, хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в гимназии большое значение придают развитию познавательного интереса учащихся. В течение нескольких лет реализуются следующие учебные проекты:

Почемучка(2 -4кл.)

Эрудит(5 -8Кл.)

Интеллектуальный марафон(9 -11кл.)

Цель этих проектов: развитие широких познавательных интересов и общего кругозора учащихся (рассказ о проектах)

Кроме того, педагоги различных кафедр реализуют проекты узкой направленности.

Помимо этого, методической службой гимназии организованы предметные недели кафедр (рассказ о предметной неделе).

Таким образом, работа по развитию творческих способностей учащихся в гимназии ведется в течение всего учебного года, данная работа тщательно продумана, имеет четкую структуру и дает свои результаты.

Свое выступление я хочу закончить словами К.Д.Ушинского: Мы не говорим педагогам - поступайте так или иначе; но мы говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, соображаясь с этими законами и обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить.

© 2010-2022