Рабочая программа по химии основного общего образования

Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«РЕСПУБЛИКАНСКÖЙ ВЕЛÖДАН ШÖРИН» ГОСУДАРСТВЕННÖЙ РЫТЪЯ (СМЕНАÖН) ВЕЛÖДАН УЧРЕЖДЕНИЕ»

Государственное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение

«Республиканский центр образования»

УКП «Верхний Чов»

Утверждаю: Зав УКП

«Верхний Чов»

А.М.Маличкина

30.08.2013 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ХИМИЯ

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 2 ГОДА







Составлена Маличкиной А.М.,

учителем химии







Сыктывкар

2013 г.

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по химии является локальным документом УКП «Верхний Чов» ГВ(с)ОУ «Республиканский центр образования». Рабочая программа является документом, обязательным для исполнения всеми учителями, преподающими химию на уровне основного общего образования. Рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Химия. (утверждён приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089)

2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы, утверждены приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312, с изменениями (приказ Минобразования и науки №1994 от 3 июня 2011 г).

и на основании примерной программы « Программы общеобразовательных учреждений. Химия. 8-9 классы», автор Н. Н. Гара. Москва: «Просвещение» 2008 г.

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;

  • овладение умениями наблюдать химические явления, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

  • развитие самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

  • ресоциализацию учащихся, возвращение осужденного в общество, приобретение им необходимых возможностей и способностей к жизни с соблюдением норм права.

Курс химии рассчитан на двухлетнее обучение.

В отличие от примерной программы, предполагающей изучение химии в 8-9 классах 140 часов, по 2 часа в неделю, в рабочей программе на этот предмет Учебным планом ГВ(с)ОУ «РЦО» отводится 142 часа. Связано это с большей продолжительностью учебного года при обучении осужденных. Дополнительные часы используются в 8 классе на обобщение по пройденным темам: «Первоначальные химические понятия», «Основные классы неорганических соединений». Резервное время, данное в примерной программе для 8 класса используется на обобщение темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева». Резервное время, данное в примерной программе для 9 класса, используется на изучение тем: «Экспериментальные основы химии», «Химия и жизнь». Практические работы заменены решением задач. Рабочая программа составлена по концентрической системе. Содержание примерных программ сохранено. Цели изучения химии и требования к уровню подготовки выпускников, изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта и в примерных программах рекомендуемых Министерством образования, не подвергнуты изменениям.

Выбор учебников для реализации данной рабочей учебной программы сделан учителями на основании перечня учебников, допущенных и рекомендованных Министерством образования РФ. Критерии оценивания устных ответов и письменных работ учащихся составлены на основании методических пособий.

В содержании учебного материала курсивом выделен Федеральный компонент государственного образовательного пространства.


























Учебно-тематический план

В тематическом плане раскрывается последовательность изучения разделов и тем программы по годам изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Тематический план представлен в виде таблицы.

п/п

Наименование разделов, тем

Количество

часов

В том числе практическая часть

Год обучения - I (8 класс)

1

Раздел 1.Первоначальные химические понятия.

20

1

1.1

Тема 1 Химия как часть естествознания. Понятие о веществе. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей.

2

1.2.

Тема 2. Физические и химические явления. Атомы и молекулы. Атомно-молекулярное учение. Простые и сложные вещества Химический элемент.

3

1.3.

Тема 3. Язык химии. Знаки химических элементов Относительная атомная масса. Закон постоянства вещества

2

1.4.

Тема 4.Относительная молекулярная масса. Химические формулы. Массовая доля химического элемента в соединении

2

1.5.

Тема 5. Валентность химических элементов. Составление химических формул по валентности. Закон сохранения массы вещества. Химические уравнения.

3

1.6.

Тема 6.Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Моль единица количества вещества. молярная масса. Решение расчетных задач по химическим уравнениям

7

1.7.

Тема 7.Контрольная работа по теме «Первоначальные химические понятия»

1

1

2.

Раздел 2. Кислород. Оксиды. Горение.

5

2.1

Тема 1.Кислород , его общая характеристика, физические свойства, химические свойства . Оксиды Применение. Круговорот кислорода в природе

3

2.2.

Тема 2.Воздух, его состав Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Горение и медленное окисление. тепловой эффект химических реакций.

2

3

Раздел 3.Водород.

3

3.1

Тема 1.Водород , его общая характеристика. Получение водорода и его физические свойства

1

3.2.

Тема 2. Химические свойства водорода . Применение

2

4

Раздел 4. Вода. Растворы. Основания.

6

4.1.

Тема 1.Вода растворитель. Растворы. Насыщенные и ненасыщенные растворы. Растворимость веществ в воде. концентрация растворов. Массовая доля растворенного вещества

2

4.2.

Тема 2. Вода. Состав воды . Вода в природе и способы ее очистки. Физические и химические свойства воды. Круговорот воды в природе.

3

4.3.

Тема 3. Контрольная работа по теме «Кислород. Водород. Вода.»

1

1

5.

Раздел 5.Основные классы неорганических веществ.

11

5.1

Тема 1.Оксиды. Классификация .Номенклатура. Свойства. Получение, применение.

2

5.2.

Тема 2. Основания. Классификация .Номенклатура. Свойства. Получение, применение. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации.

2

5.3.

Тема 3. Кислоты. Классификация .Номенклатура. Свойства. Получение, применение

2

5.4.

Тема 4.Соли. . Классификация .Номенклатура. Свойства. Получение, применение. Физические и химические свойства солей.

2

5.5.

тема 5.Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Решение задач по теме «Основные классы неорганических соединений»

2

5.6.

Контрольная работа по теме «Основные классы неорганических веществ.»

1

1

6.

Раздел 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома.

8

6.1.

Тема 1. Классификация химических элементов. Амфотерные соединения. Периодический закон Менделеева . Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды.

3

6.2.

Тема 2.Строение атома. Состав ядер. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы.

2

6.3.

Состояние электронов в атомах . Периодическое изменение свойств химических элементов в периодах и главных подгруппах. Значение периодического закона

3

7

Раздел 7.Химическая связь. Строение вещества.

10

7.1.

Тема 1. Электроотрицательность химических элементов. Ковалентная связь. Полярная и неполярная ковалентные связи . Ионная связь

4

7.2.

Тема 2. Кристаллические решетки

1

7.3.

Тема 3. Валентность и степень окисления. Правила определения степени окисления элементов. Окислительно -восстановительные реакции.

4

7.4.

Тема 4. Контрольная работа по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь. Строение вещества.»

1

1

8

Раздел 8. Количественные отношения в химии

3

8.1.

Тема 1. Закон Авогадро. Молярный объем газов Относительная плотность газов.

2

8.2.

Тема 2 Объемные отношения газов при химических реакциях.

1

9.

Раздел 9. Галогены.

6

9.1.

Тема 1.Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор, его свойства. Применение.

1

9.2.

Тема 2. Хлороводород. Получение. Физические свойства

1

9.3.

Тема 3. Соляная кислота и ее соли. Сравнительные характеристики галогенов

2

72

4

Год обучения - II (9 класс)

1

Раздел 1.Теория электролитической диссоциации

10

1

1.1

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей.

2

1.2

Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации.

1

1.3

Реакции ионного обмена. Условия их протекания

2

1.4

Окислительно-восстановительные реакции. Гидролиз солей. решение задач на тему: «Окислительно -восстановительные реакции»

4

1.5

Контрольная работа №1 по теме «Теория электролитической диссоциации»

1

1

2.

Раздел 2. Подгруппа кислорода

9

2.1

Общая характеристика кислорода.

1

2.2

Сера. Строение, свойства, соединения

6

2.3

Решение задач на тему «Кислород и сера»

2

3.

Раздел 3. Азот и фосфор

10

3.1.

Тема 1.Положение азота и фосфора в периодической системе химических элементов , строение их атомов. Азот, свойства применение.

1

3.2.

Тема 2. Аммиак. Физические и химические свойства. Производство аммиака

1

3.3.

Решение задач на определение выхода продукта реакции от теоретически возможного

1

3.4.

Тема 4.Соли аммония., оксиды азота,, азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты

4

3.5.

Тема 5.Фосфор, строение атома , свойства. Основные соединения фосфора. Минеральные удобрения.

2

3.6.

Решение задач по теме « Подгруппа азота»

1

4.

Раздел 4. Углерод и кремний.

7

4.1.

Тема 1.Сравнительная характеристика углерода и кремния. Химические свойства углерода. Адсорбция.

1

4.2.

Тема 2. Угарный газ, свойства. Углекислый газ. Угольная кислота и ее соли.

2

4.3.

Решение задач по вычислению массы и объема продукта реакции по исходному веществу, содержащему примеси.

1

4.4.

Кремний, его соединения. Стекло, Цемент.

2

4.5.

Контрольная работа №2 по теме «Неметаллы»

1

1

5.

Раздел 5. Общие свойства металлов.

14

5.1.

Тема 1.Общая характеристика металлов. Химические свойства металлов. Металлургия. Способы получения металлов.

3

5.2.

Тема 2. Сплавы. Щелочные металлы. Физические и химические свойства

1

5.3.

Тема 3. Щелочноземельные металлы. Кальций и его соединения.

1

5.4.

Тема 4. Жесткость воды и способы ее устранения.

1

5.5.

Тема 5.Алюминий. Аморфность оксида и гидроксида алюминия

2

5.6.

Тема 6. Практическая работа №5 . Решение задач по теме «Металлы»

1

5.7.

Тема 7.Железо. Нахождение в природе. Его свойства . Основные соединения железа. Решение задач по теме «Металлы и их соединения»

4

5.8.

Тема 8.Контрольная работа №3 по теме « Общие свойства металлов»

1

1

6

Раздел 6. Органические соединения.

16

6.1

Тема 1. Первоначальные представления об органических веществах . Теория Бутлерова А.М. Изомерия. Классификация органических соединений.

2

6.2.

Тема 2. Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды, физические свойства. Ацетилен. Природные источники углеводородов.

4

6.3.

Тема 3.Спирты. Одноатомные и многоатомные спирты. Применение.

2

6.4.

Тема 4. Карбоновые кислоты. Муравьиная и уксусная кислота. Высшие карбоновые кислоты. Применение Жиры. Роль жиров в процессе обмена.

3

6.5.

Тема 5. Углеводы. Глюкоза, сахароза, крахмал, целлюлоза. Их применение.

2

6.6.

Тема 6.Белки. Состав белков. Полимеры . Применение полимеров

2

7

Раздел 7. Экспериментальные основы химии.

2

8.

Раздел 8. Химия и жизнь.

4

Итого

72

3




Содержание учебного материала

В 8, 9 классах учащиеся изучают неорганическую химию и получают начальные представление об органической химии, что обеспечивает достаточный уровень подготовки к изучению органической химии на уровне среднего общего образования.

Раздел 1. Первоначальные химические понятия.

Предмет химии. Химия как часть естествознания. Химия-наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Вещества и их свойства. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, описание, измерение, моделирование. Понятие о химическом анализе и синтезе. Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и органических веществ. Приёмы безопасной работы с оборудованием и веществами. Строение пламени. Чистые вещества и смеси. Природные смеси: воздух, природный газ, нефть, природные воды. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание. Физические и химические явления. Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций.

Атомы, молекулы и ионы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Закон постоянства состава веществ. Качественный и количественный состав вещества. Относительная атомная и молекулярная массы. Атомная единица массы. Количество вещества, моль. Молярная масса. Молярный объем.

Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формуле бинарных соединений. Составление химических формул бинарных соединений по валентности.

Атомно-молекулярное учение. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. Жизнь и деятельность М. В. Ломоносова.

Раздел 2. Кислород.

Кислород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Озон. Получение и применение кислорода. Круговорот кислорода в природе. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Медленное окисление. Защита атмосферного воздуха от загрязнений.

Раздел 3. Водород.


Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Водород как восстановитель. Меры безопасности при работе с водородом. Получение, применение.

Раздел 4. Вода. Растворы.


Вода. Методы определения состава воды - анализ и синтез. Физические и химические свойства воды. Вода в природе и способы её очистки. Вода как растворитель. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворённого вещества.

Раздел 5. Основные классы неорганических соединений.

Оксиды. Состав. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение.

Основания. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакция нейтрализации. Получение. Применение.

Кислоты. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Применение.

Соли. Состав. Классификация. Номенклатура. Физические свойства солей. Растворимость солей в воде. Химические свойства солей. Способы получения солей.

Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.

Раздел 6 Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома

Первые попытки классификации химических элементов. Амфотерные соединения. Первоначальные представления о естественных семействах химических элементов. Естественное семейство щелочных металлов. Изменение физических свойств щелочных металлов с увеличением относительной атомной массы. Изменение химической активности щелочных металлов в реакциях с кислородом и водой.

Галогены - самые активные неметаллы. Изменение физических свойств галогенов с увеличением относительной атомной массы. Изменение химической активности галогенов в реакциях с водородом и металлами. Вытеснение галогенами друг друга из растворов их солей.

Периодический закон Д. И. Менделеева. Периодическая система как естественнонаучная классификация химических элементов. Группы и периоды периодической системы. Табличная форма представления классификации химических элементов. Структура таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева» (короткая форма): А- и Б-группы, периоды. Физический смысл порядкового (атомного) элемента, номера периода, номера группы (для элементов А-групп).

Строение атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Ядерная (планетарная) модель строения атома. Изотопы. Заряд атомного ядра, массовое число, относительная атомная масса. Современная формулировка понятия «химический элемент».

Электронная оболочка атома: понятие об электронном слое, его ёмкости. Строение электронных оболочек первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менеделеева.

Современная формулировка периодического закона. Жизнь и деятельность Д. И. Менделеева.

Раздел 7. Химическая связь. Строение вещества.

Строение молекул. Электроотрицательность химических элементов. Химическая связь. Типы химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная, ионная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степени окисления элементов.

Раздел 8. Количественные отношения в химии.

Закон Авогадро. Молярный объём газов. Относительная плотность газов. Объёмные отношения газов при химических реакциях.

Раздел 9. Галогены.


Положение галогенов в периодической системе элементов и строение их атомов. Физические и химические свойства галогенов. Сравнительная характеристика галогенов. Применение галогенов. Хлороводород. Получение. Физические свойства. Соляная кислота и её соли. Распознавание хлоридов, бромидов и иодидов.

Раздел 10.Электролитическая диссоциация.

Химическая реакция. Условия и признаки химических реакций. Сохранение массы веществ при химических реакциях. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ; изменению степеней окисления химических элементов; поглощению или выделению энергии. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация веществ в водных растворах. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных реакциях. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, окисление, восстановление с точки зрения изменения степеней окисления атомов.

Раздел 11. Подгруппа кислорода.

Положение кислорода и серы в периодической системе элементов, строение их атомов. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и её соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Понятие о скорости химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. Катализаторы. Понятие о химическом равновесии.

Раздел 12. Азот и фосфор.

Положение азота и фосфора в периодической системе элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение и применение. Соли аммония. Оксид азота (П) и оксид азота(IV). Азотная кислота и её соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и её соли.

Раздел 13. Углерод и кремний.


Положение углерода и кремния в периодической системе элементов, строение их атомов. Углерод, его аллотропные модификации- алмаз, графит. физические и химические свойства. Угарный газ, его свойства и физиологическое действие. Углекислый газ, угольная кислота и её соли. Живой мир - мир углерода. Круговорот углерода в природе.

Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота. Силикаты. Стекло. Цемент.

Раздел 14. Металлы. Общие свойства металлов.


Положение металлов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Физические и химические свойства металлов. Ряд стандартных электродных потенциалов (электрохимический ряд напряжений) металлов.

Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений.

Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жёсткость воды и способы её устранения.

Алюминий. Положение алюминия в периодической системе элементов и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия.

Железо. Положение железа в периодической системе элементов и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа (П) и железа (Ш).

Раздел 15. Первоначальные представления об органических веществах.

Первоначальные сведения о строении органических веществ. Изомерия. Углеводороды: метан, этан, этилен. Физические и химические свойства. Применение.

Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ.

Спирты (метанол, этанол, глицерин). Физиологическое воздействие на организм. Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений. Применение. Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки. Роль жиров в процессе обмена веществ. Калорийность жиров. Глюкоза, сахароза - важнейшие представители углеводов. Крахмал и целлюлоза - природные полимеры. Нахождение в природе. Применение. Белки - полимеры. Функции белков. Роль белков в питании. Понятие о ферментах и гормонах. Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Раздел 16. Экспериментальные основы химии

Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности. Разделение смесей. Очистка веществ. Фильтрование. Взвешивание. Приготовление растворов. Получение кристаллов солей. Проведение химических реакций в растворах. Нагревательные устройства. Проведение химических реакций при нагревании. Методы анализа веществ. Качественные реакции на газообразные вещества и ионы в растворе. Определение характера среды. Индикаторы. Получение газообразных веществ.

Раздел 20. Химия и жизнь.

Человек в мире веществ, материалов и химических реакций. Химия и здоровье. Лекарственные препараты; проблемы, связанные с их применением. Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты пищевых продуктов (поваренная соль, уксусная кислота). Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел, мрамор, известняк, стекло, цемент). Природные источники углеводородов. Нефть и природный газ, их применение. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Проблемы безопасного использования веществ и химические реакции в повседневной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества. Бытовая химическая грамотность .








Перечень зачетов, обязательных контрольных работ по химии

8 класс

1.Контрольная работа №1 по теме: «Первоначальные химические понятия», Зачет №1

2.Контрольная работа №2 по темам: «Кислород. Водород»,Зачет№2

3.Контрольная работа №3 по теме: «Основные классы неорганических веществ», Зачет №3

4.Контрольная работа №4 по темам: «Периодический закон Д.И. Менделеева. Химическая связь.», Зачет №4

9 класс

1.Контрольная работа №1 по теме: «Электролитическая диссоциация», Зачет №1

2.Контрольная работа №2 по теме: «Неметаллы », Зачет №2

3. Контрольная работа №3 по теме: «Металлы », Зачет №3





















ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения химии ученик должен

знать / понимать

  • химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;

  • важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;

  • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;

уметь

  • называть: химические элементы, соединения изученных классов;

  • объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;

  • характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;

  • определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;

  • составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;

  • обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

  • распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;

  • вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • безопасного обращения с веществами и материалами;

  • экологически грамотного поведения в окружающей среде;

  • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

  • критической оценки информации о веществах, используемых в быту;

  • приготовления растворов заданной концентрации.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по химии

Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:

глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);

полнота (соответствие объему программы и информации учебника). При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).

Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).

Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона).

Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента.

Оценка теоретических знаний

Отметка «5»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»:

ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2»:

при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.

Отметка «1»:

отсутствие ответа.

Оценка умений решать экспериментальные задачи

Отметка «5»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;

дано полное объяснение и сделаны выводы.

Отметка «4»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.

Отметка «3»:

план решения составлен правильно;

правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.

Отметка «2»:

допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка умений решать расчетные задачи

Отметка «5»:

в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.

Отметка «4»:

в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

Отметка «2»:

имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении.

Отметка «1»:

задача не решена.

Оценка письменных контрольных работ


Отметка «5»:

ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4»:

ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3»:

работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.

Отметка «2»:

работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1»:

работа не выполнена.

При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

Критерии оценок при зачете

Зачет - это форма промежуточного контроля, выясняющая знания учащихся по предмету. Зачет предполагает выяснение теоретических знаний,умений и применение их на практике. Зачет может проводиться в устной или письменной форме на уроке. При выполнении учащимися всех практических и контрольных работ по разделу, оценка может быть выставлена автоматически и учащийся освобождается от зачета.

Оценка устного ответа:

Ответ оценивается на «5», если ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности; ответ самостоятельный.

Оценка ставится «4», если ответ правильный , материал изложен в логической последовательности и при этом допущены 2-3 несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3» - ответ полный, но допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

Отметка «2» выставляется, если при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала или допущены существенный ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросов учителя.

Отметка «1» Отсутствие ответа.

Оценка письменных работ.

Отметка «5», если ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

Отметка «4», если ответ полный или допущено не более двух несущественных ошибок.

Отметка «3», если работа выполнена не более чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом 2-3 несущественные.

Отметка «2», если работа выполнена меньше чем на половину или содержит несколько существенных ошибок.

Отметка «1», если работа не выполнена.

Критерии оценивания тестовых работ

При проверке подсчитывается количество верных ответов. Каждое правильно выполненное задание соответствует 1 баллу, если тест выполнен неправильно или ученик не приступал к его выполнению - О баллов. Оценивание предлагается проводить по прилагаемой таблице.

% выполнения работы

Отметка

от 90% до 100%

5

от 75 % до 89%

4

от 60% до 74%

3

до 60%

2



















ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНИКОВ И УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО ХИМИИ

КЛАСС

УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ (УМК)

8 класс

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. ХИМИЯ 8 класс

М.: Просвещение 2011г.

Учебник для общеобразовательных учреждений

Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 8 класс М.: Просвещение 2013 г.

9 класс

Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. ХИМИЯ 9класс

М.: Просвещение 2011г.

Учебник для общеобразовательных учреждений

Радецкий А.М. Дидактический материал по химии 9 класс М.: Просвещение 2013 г.





© 2010-2022