• Преподавателю
  • Химия
  • Разработка урокаХарактеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе

Разработка урокаХарактеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Утверждаю» «Согласовано»

директор СШ №29 замдиректора по НМР

г. Астаны СШ№29 г. Астаны

Досмагамбетова К.Т. Аушахманова Г.Е.

______________ _______________




Разработка открытого урока

по предмету химия



Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов

в живой и неживой природе.



Провела: Рысмухамбетова М.Д.

Класс: 8 В





Урок №45 Дата 04.12.2015 Класс 8В

Учитель: Рысмухамбетова М.Д. СШ№29 г.Астаны

Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.

Цель:закрепить и систематизировать знания учащихся о химических элементах.

Знать: - химические элементы;

- роль химических элементов в живых организмах;

- некоторые закономерности распределения ХЭ в организме.

Уметь:- давать характеристику химическому элементу по положению его в ПСХЭ;

-добывать знания;

- выделять главное;

- делать выводы;

- проводить самопроверку и самооценку.

Тип урока:закрепления и систематизации знаний.

Вид урока: урок-калейдоскоп

Формы работы: коллективная, парная, групповая, индивидуальная

Оборудование: кружочки с химическими элементами, технологическая карта урока, постеры, оценочная матрица, ИКТ.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1.Орг.момент

4 мин



2.Актуализация

знаний

3мин



3. Закрепление и систематизация знаний.

28мин

























































4.Итог урока

1 мин





5.Домашнее задание

1мин

6.Рефлексия.

2 мин

Приветствие. Позитивныйнастрой.

Использование музыки «Хрустальная грусть» и текста про свет.

Класс делится на 4 группы по названиям химических элементов Са , Н, О, N (каждая группа получает задание по каждому мини-уроку).

Просмотр ролика «Химические элементы» и введение в тему.

Учитель объявляет тему урока.

Многие из вас видели калейдоскоп, в котором из маленьких кусочков стекла составляются целые композиции. И наш урок будет состоять из мини - уроков: химии, биологии,валеологии,на которых мы с вами закрепим и систематизируем знания о химических элементах и их распространенности в природе.

Мини-урок химии( 10мин):

С древних времен люди пытались понять и познать природу, а также свое место в ней. В процессе этих поисков появились науки. Познать законы химии - значит познать окружающую нас действительность. Сегодня вам, ребята, предоставляется возможность доказать, что некоторые тайны этой чудесной науки вы уже постигли.

- У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира.

У химических элементов тоже есть свой дом.

Как он называется?

Групповое задание:

1 группа

Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 12,15. По составленным схемам определите положение каждого элементав периодической системе( период, группа, подгруппа), характер элемента(металлический, неметаллический, инертный). Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.

2 группа

Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 3,7. Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.

3 группа

Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 9,11. Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.

4 группа

Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 13,19. Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.

Мини - урок биология (13мин).

- Наука биология изучает живые организмы: человека, растений, животных. Часто говорят, что в организме человека содержится вся таблица химических элементов Д.И.Менделеева. И это не далеко от истины: в организме человека обнаружено более 80 химических элементов.Давайте поговорим о биологической роли некоторых элементов.

1 группа

Изучив тест «Биологическая роль некоторых химических элементов»составьте макет информационной таблицы «Биологическая роль химических элементов и их токсическое действие на организм человека».

2 группа

Составьте постер о распространении некоторых элементов в природе.

3 группа

Решить биологическую задачу: В 1953 г. в одной из японских деревень, расположенной по берегу залива Минамата, начали умирать люди. Вначале, прибывший в эту деревню рыболов, заметил, что вместе с людьми погибали и кошки. Тщательное исследование показало, что причиной смерти стало отравление ртутью, которая сбрасывалась в залив химическим заводом. Каким образом соединение ртути могло попасть в организм людей и животных? Составить цепь питания.

4 группа

Составить рассказ, используя эти ключевые слова и фразы.

Алюминий, организм человека,61мг, печень, легкие, кости, головной мозг, растения,животные, обмен фосфора,избыток алюминия, болезнь Альцгеймера,судороги,неврологические расстройства.

Мини - урок валеологии ( 5 мин).

- В настоящее время ученые-исследователипостоянно исследуют роль, которую играют химические элементы для здоровья человека. Избыток и недостаток тех или иных макро и микроэлементов могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль.

Индивидуальная работа

ПРИЕМ «Ромашка Блума»

  1. Вспомни недостаток какого химического элемента в организме человека вызывает заболевание щитовидной железы?

  2. Я могу ошибаться , но по-моему, вы говорили, что избыток алюминия вызывает старческое слабоумие?

  3. Почему кальций входит в состав зубной пасты?

  4. В каких овощах, фруктах, продуктах питания в обычной жизни содержится большое количество фосфора, железа и иода?

  5. Что изменилось бы в жизни людей, если бы в их организме содержалось кальция в два раза меньше нормы?

  6. Почему концентрация йода в местной питьевой воде отражает концентрацию йода в почве?

На сегодняшнем уроке мы узнали о важной роли некоторых химических элементов. Все элементы важны, но самым важным и необходимым для всего живого, конечно, был и остается кислород, ибо не будь его, не было бы нашей планеты, не было бы нас, и весь мир был бы чрезвычайно опустошен и обеднен. Сколько существует земля, столько существует и кислород, но кислород свободный, которым мы дышим, появился не сразу. По нению В.И. Вернадского, «будет правильным заключить- и это в дальнейшем учитывать, что земная газовая оболочка наш воздух, есть создание жизни».

П.59,у.4,6стр156,п.60-61 прочитать.

ПОПС-формула, использование музыки «Хрустальная грусть».















Периодическая система химических элементов - ПСХЭ.

Дают характеристику химическому элементу.























Заполняют таблицу



Составляют постер

Решают задачу

Разработка урокаХарактеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.





Составляют рассказ.









Отвечают на вопросы






Технологическая карта урока.

8 класс

Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.

Знать:-химические элементы;

- роль химических элементов в живых организмах;

- некоторые закономерности распределения ХЭ в организме.

Уметь:- давать характеристику химическому элементу по положению его в ПСХЭ;

-добывать знания;

- выделять главное;

- делать выводы;

- проводить самопроверку и самооценку.

Мини-урок химии.

1. задание

1 группа

Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 12,15. По составленным схемам определите положение каждого элемента в периодической системе( период, группа, подгруппа), характер элемента(металлический, неметаллический, инертный). Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.


Мини - урок биологии

2. задание

1 группа

Изучив тест «Биологическая роль некоторых химических элементов» составьте макет информационной таблицы «Биологическая роль химических элементов и их действие на организм человека».


Биологическая роль некоторых химических элементов.

Йод находится в почве и морской воде в виде йодида. Ионы йодида окисляются под воздействием солнечного света в летучий атомарный йод. Таким образом, ежегодно около 400000 тонн йода улетучивается и поверхности моря. Концентрация йодида в морской воде составляет около 50-60 мкг/л, а в воздухе - 0,7 мкг/м3. Из атмосферы йод возвращается в почву с дождевой водой, концентрация йода в которой колеблется в пределах 1,8-8,5 мкг/л. Цикл, таким образом, замыкается. Однако, возвращение йода происходит медленно и в относительно малом по сравнению с потерей количестве. Повторные смывы влекут за собой формирование дефицита йода в почве. Вместе с тем, какое либо "улучшение природы" невозможно и в дальнейшем йодная недостаточность сохранится. Все, что вырастет на такой почве будет иметь недостаточное содержание йода. В результате у людей и животных, которые полностью зависят от выращенной на этой почве пищи, развивается йод-дефицитное состояние. Содержание йода в растениях, выращенных на почве, обедненной йодом, часто не превышает 10 мкг/кг по сравнению с 1000 мкг/кг сухого веса в растениях, выросших на почве необедненной йодом. Это обуславливает тяжелую йодную недостаточность в огромных популяциях Азии, которые живут за счет натурального хозяйства.
Кислород входит в состав многих органических веществ и присутствует во всех живых клетках. По числу атомов в живых клетках он составляет около 25 %, по массовой доле - около 65 %[6].

Водород входит в состав практически всех органических веществ и присутствует во всех живых клетках. В живых клетках по числу атомов на водород приходится почти 63 %.

Кальций необходим для процесса кровотворения, обмена веществ,уменьшения проницаемости сосудов, для нормального роста костей, благотворно влияет на состояние нервной системы, оказывает противосполительное действие, является хорошим регулятором при перемене погоды.

Железо находится в живых организмах, играя биологическую роль. Входит в состав гемоглобина крови, осуществляя процесс переноса кислорода в кровь, входит в состав цитоплазмы и участвует в процессе фотосинтеза.

Алюминийпринимаетет участие в построении эпителиальной и соединительной тканей, участвует в процессе регенерации костной ткани, участвует в обмене фосфора,оказывает активирующее или ингибирующее действие на реакционную способность пищеварительных ферментов.

Спасибо за активную работу!

Технологическая карта урока.

8 класс

Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.

Знать:-химические элементы;

- роль химических элементов в живых организмах;

- некоторые закономерности распределения ХЭ в организме.

Уметь:- давать характеристику химическому элементу по положению его в ПСХЭ;

-добывать знания;

- выделять главное;

- делать выводы;

- проводить самопроверку и самооценку.

Мини-урок химии.

1. задание

2 группа

Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 3,7. Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.

Мини - урок биологии

2. задание

2 группа

Прочитав текст. Составьте постер о распространении одного из выбранных вами химических элементов в природе.

Распространение некоторых химических элементов природе.

Водород - самый распространённый элемент во Вселенной[5]. На его долю приходится около 88,6 % всех атомов (около 11,3 % составляют атомы гелия, доля всех остальных вместе взятых элементов - порядка 0,1 %)[6]. Таким образом, водород - основная составная часть звёзд и межзвёздного газа. В условиях звёздных температур (например, температура поверхности Солнца ~ 6000 °C) водород существует в виде плазмы, в межзвёздном пространстве этот элемент существует в виде отдельных молекул, атомов и ионов и может образовывать молекулярные облака, значительно различающиеся по размерам, плотности и температуре.

Массовая доля водорода в земной коре составляет 1 % - это десятый по распространённости элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17 % (второе место после кислорода, доля атомов которого равна ~ 52 %). Поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле, почти так же велико, как и кислорода. В отличие от кислорода, существующего на Земле и в связанном, и в свободном состояниях, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества содержится в атмосфере (0,00005 % по объёму для сухого воздуха.

В природе имеется кругооборот йода, большая часть которого содержится в морской воде. Большое количество йода было смыто с поверхности почвы ледниками, снегом, дождем и уносилось ветром и реками в море. Йод находится в глубоких слоях почвы и обнаруживается в содержимом нефтяных скважин. Вода из глубоких колодцев может быть важным источником йода. В целом, чем старее поверхность почвы и более подвержена в прошлом различным воздействиям, тем беднее она йодом. Наиболее обеднены йодом горные местности, такие как Гималаи, Анды, Европейские Альпы и обширные горные районы Китая. Йодный дефицит характерен для всех возвышенностей, подвергающихся частому выпадению дождей со стоком воды в реки.
Азот - один из самых распространённых элементов на Земле.Вне пределов Земли азот обнаружен в газовых туманностях, солнечной атмосфере, на Уране, Нептуне, межзвёздном пространстве и др. Атмосферы спутников Титан, Тритон и карликовой планеты Плутон тоже в основном состоят из азота. Азот - четвёртый по распространённости элемент Солнечной системы (после водорода, гелия и кислорода).

Азот в форме двухатомных молекул N2 составляет большую часть атмосферы Земли, где его содержание составляет 75,6 % (по массе) или 78,084 % (по объёму), то есть около 3,87·1015 т.

Содержание азота в земной коре, по данным разных авторов, составляет (0,7-1,5)·1015 т (причём в гумусе - порядка 6·1010 т), а в мантии Земли - 1,3·1016 т. Такое соотношение масс заставляет предположить, что главным источником азота служит верхняя часть мантии, откуда он поступает в другие оболочки Земли с извержениямивулканов.

Масса растворённого в гидросфере азота, учитывая, что одновременно происходят процессы растворения азота атмосферы в воде и выделения его в атмосферу, составляет около 2·1013 т, кроме того, примерно 7·1011 т азота содержатся в гидросфере в виде соединений.

Кислород - самый распространённый в земной коре элемент, на его долю (в составе различных соединений, главным образом силикатов) приходится около 47 % массы твёрдой земной коры. Морские и пресные воды содержат огромное количество связанного кислорода - 85,82 % (по массе). Более 1500 соединений земной коры в своём составе содержат кислород

В атмосфере содержание свободного кислорода составляет 20,95 % по объёму и 23,10 % по массе.



Спасибо за активную работу!







Технологическая карта урока.

8 класс

Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.

Знать:-химические элементы;

- роль химических элементов в живых организмах;

- некоторые закономерности распределения ХЭ в организме.

Уметь:- давать характеристику химическому элементу по положению его в ПСХЭ;

-добывать знания;

- выделять главное;

- делать выводы;

- проводить самопроверку и самооценку.

Мини-урок химии.

1. задание

3 группа

Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 9,11. Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.



Мини - урок биологии

2. задание

3 группа

Решить биологическую задачу: В 1953 г. в одной из японских деревень, расположенной по берегу залива Минамата, начали умирать люди. Вначале, прибывший в эту деревню рыболов, заметил, что вместе с людьми погибали и кошки. Тщательное исследование показало, что причиной смерти стало отравление ртутью, которая сбрасывалась в залив химическим заводом. Каким образом соединение ртути могло попасть в организм людей и животных? Составить цепь питания.



Спасибо за активную работу!




Технологическая карта урока.

8 класс

Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.

Знать:-химические элементы;

- роль химических элементов в живых организмах;

- некоторые закономерности распределения ХЭ в организме.

Уметь:- давать характеристику химическому элементу по положению его в ПСХЭ;

-добывать знания;

- выделять главное;

- делать выводы;

- проводить самопроверку и самооценку.

Мини-урок химии.

1. задание

4 группа

Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 13,19. Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.



Мини - урок биологии

2. задание

4 группа

Составить рассказ, используя эти ключевые слова и фразы.

Алюминий, организм человека,61мг, печень, легкие, кости, головной мозг, растения, животные, обмен фосфора, избыток алюминия, болезнь Альцгеймера, судороги, неврологические расстройства.

Спасибо за активную работу!

















  1. Вспомни недостаток какого химического элемента в организме человека вызывает заболевание щитовидной железы?

  2. Я могу ошибаться , но по-моему, вы говорили, что избыток алюминия вызывает старческое слабоумие?

  3. Почему кальций входит в состав зубной пасты?

  4. В каких овощах, фруктах, продуктах питания в обычной жизни содержится большое количество фосфора, железа и иода?

  5. Что изменилось бы в жизни людей, если бы в их организме содержалось кальция в два раза меньше нормы?

  6. Почему концентрация йода в местной питьевой воде отражает концентрацию йода в почве?

Оценочная матрица!

Имя учащегося


Плюсы и минусы

Итоговая оценка
























Оценивается «+ » или « - »:

  1. Мини-урок химии

  2. Мини-урок биологии

  3. Мини-урок валеологии

  4. Работа у доски

  5. Активность работы в группе

Если 5 плюсов выставляется оценка «5»

Если 4 плюса выставляется оценка «4»

Если 3 плюса выставляется оценка 3»


Уважаемые коллеги!

Спасибо вам большое, что посетили мой урок!

Напишите, пожалуйста, свое мнение о моем уроке. Ваше мнение для меня очень важно!



Разработка урокаХарактеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.Искренне благодарна, МахаббатДавлеталиевна!


Уважаемые коллеги!

Спасибо вам большое, что посетили мой урок!

Напишите, пожалуйста, свое мнение о моем уроке. Ваше мнение для меня очень важно!



Разработка урокаХарактеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.Искренне благодарна, МахаббатДавлеталиевна!




Самоанализ урока.

Дата: 04.12.2015

Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.

Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о химических элементах.

Знать: - химические элементы;

- роль химических элементов в живых организмах;

- некоторые закономерности распределения ХЭ в организме.

Уметь:- давать характеристику химическому элементу по положению его в ПСХЭ;

-добывать знания;

- выделять главное;

- делать выводы;

- проводить самопроверку и самооценку.

Тип урока: закрепления и систематизации знаний.

Вид урока: урок-калейдоскоп

Формы работы: коллективная, парная, групповая, индивидуальная

Урок запланирован в соответствии с календарно-тематическим планированием и проведен в виде урока-калейдоскопа, содержание которого соответствует учебной программе.

Урок начался с позитивного настроя под музыку «Хрустальная грусть» и введением в тему через просмотр видеоролика «Химические элементы». Урок был поделен на 4 мини - урока: химии, биологии, валеологии, с помощью которых проводилась межпредметная связь. Эти мини-уроки способствовали расширению знаний учащихся о химическом элементе, о роли в живых организмах и их распределении в организме. Благодаря такой форме урока учащиеся активизировались и вовлеклись в урок, научились добывать самостоятельно знания, выделять главное, делать выводы, проводить самопроверку и самооценивание. Для развития критического мышления использовался прием «Ромашка Блума».

Перед учащимися на протяжении всего урока были поставлены проблемные вопросы. В результате заключительного этапа учащиеся сами сделали выводы и провели рефлексию по ПОПС-формуле. Удачным было сочетании групповой, коллективной и индивидуальной форм работы. Учащиеся творчески подошли к выполнению заданий, особенно логического и практического характера. Я считаю, что урок цели достиг и поставленные перед учащимися задачи выполнены.

Учитель химии Рысмухамбетова М.Д.

Разработка урокаХарактеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.

Разработка урокаХарактеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.

Разработка урокаХарактеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.Разработка урокаХарактеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.



Анализ посещенного урока

Рысмухамбетова Махаббат Давлеталиевна

Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе..

Дата: 04.12.2015г. Класс:8В

«+»

«-»

Примечание

Основные компоненты урока

  1. Организация урока.

  2. Постановка цели.

  3. Выделение главного на уроке.

  4. Своевременный контроль.

  5. Активная занятость учащихся.

  6. Самостоятельная работа.

  7. Практическая работа.

  8. Четкая структура урока.

  9. Плотность урока.

  10. Результативность.

  11. Уровень обучения.

+

+

+

+

+


+

+

+

+






-

Урок-калейдоскоп, учащиеся активны, перед постановкой цели урока включен позитивный настрой, урок проведен методически верно, учащиеся немного были скованы, показана связь с жизнью, межпредметная связь. .

Формы и методы работы.

  1. Проблемно-поисковые.

  2. Словесно-наглядные.

  3. Новые формы и методы.

  4. Индивидуальный дифференцированный подход.

  5. Использование ТСО.

+

+

+


+




-


Использовалось проблемное обучение, приемы критического мышления, работа в группах, ТСО применялись с учетом здоровьесберегающих технологий.

Личность

  1. Умение владеть классом.

  2. Личная культура.

  3. Педагогический такт.

  4. Эрудиция.

  5. Взаимоотношения с учащимися.

+

+

+

+

+



Отношения между учителем и учащимися доброжелательные.

Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? (Нужное подчеркните) (Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий)


Методист УО г. Астаны Мендыбаева А.Т.



Вывод: Учитель использует в своей работе идеи семи модулей, творчески подошел к проведению урока, большой объем выполненной работы. Урок прошел на соответствующем методическом уровне.



© 2010-2022