- Преподавателю
- Химия
- Разработка урокаХарактеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе
Разработка урокаХарактеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Рысмухамбетова М.Д. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Утверждаю» «Согласовано»
директор СШ №29 замдиректора по НМР
г. Астаны СШ№29 г. Астаны
Досмагамбетова К.Т. Аушахманова Г.Е.
______________ _______________
Разработка открытого урока
по предмету химия
Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов
в живой и неживой природе.
Провела: Рысмухамбетова М.Д.
Класс: 8 В
Урок №45 Дата 04.12.2015 Класс 8В
Учитель: Рысмухамбетова М.Д. СШ№29 г.Астаны
Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.
Цель:закрепить и систематизировать знания учащихся о химических элементах.
Знать: - химические элементы;
- роль химических элементов в живых организмах;
- некоторые закономерности распределения ХЭ в организме.
Уметь:- давать характеристику химическому элементу по положению его в ПСХЭ;
-добывать знания;
- выделять главное;
- делать выводы;
- проводить самопроверку и самооценку.
Тип урока:закрепления и систематизации знаний.
Вид урока: урок-калейдоскоп
Формы работы: коллективная, парная, групповая, индивидуальная
Оборудование: кружочки с химическими элементами, технологическая карта урока, постеры, оценочная матрица, ИКТ.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащегося
1.Орг.момент
4 мин
2.Актуализация
знаний
3мин
3. Закрепление и систематизация знаний.
28мин
4.Итог урока
1 мин
5.Домашнее задание
1мин
6.Рефлексия.
2 мин
Приветствие. Позитивныйнастрой.
Использование музыки «Хрустальная грусть» и текста про свет.
Класс делится на 4 группы по названиям химических элементов Са , Н, О, N (каждая группа получает задание по каждому мини-уроку).
Просмотр ролика «Химические элементы» и введение в тему.
Учитель объявляет тему урока.
Многие из вас видели калейдоскоп, в котором из маленьких кусочков стекла составляются целые композиции. И наш урок будет состоять из мини - уроков: химии, биологии,валеологии,на которых мы с вами закрепим и систематизируем знания о химических элементах и их распространенности в природе.
Мини-урок химии( 10мин):
С древних времен люди пытались понять и познать природу, а также свое место в ней. В процессе этих поисков появились науки. Познать законы химии - значит познать окружающую нас действительность. Сегодня вам, ребята, предоставляется возможность доказать, что некоторые тайны этой чудесной науки вы уже постигли.
- У каждого из нас есть свой адрес: это улица, дом, квартира.
У химических элементов тоже есть свой дом.
Как он называется?
Групповое задание:
1 группа
Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 12,15. По составленным схемам определите положение каждого элементав периодической системе( период, группа, подгруппа), характер элемента(металлический, неметаллический, инертный). Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.
2 группа
Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 3,7. Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.
3 группа
Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 9,11. Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.
4 группа
Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 13,19. Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.
Мини - урок биология (13мин).
- Наука биология изучает живые организмы: человека, растений, животных. Часто говорят, что в организме человека содержится вся таблица химических элементов Д.И.Менделеева. И это не далеко от истины: в организме человека обнаружено более 80 химических элементов.Давайте поговорим о биологической роли некоторых элементов.
1 группа
Изучив тест «Биологическая роль некоторых химических элементов»составьте макет информационной таблицы «Биологическая роль химических элементов и их токсическое действие на организм человека».
2 группа
Составьте постер о распространении некоторых элементов в природе.
3 группа
Решить биологическую задачу: В 1953 г. в одной из японских деревень, расположенной по берегу залива Минамата, начали умирать люди. Вначале, прибывший в эту деревню рыболов, заметил, что вместе с людьми погибали и кошки. Тщательное исследование показало, что причиной смерти стало отравление ртутью, которая сбрасывалась в залив химическим заводом. Каким образом соединение ртути могло попасть в организм людей и животных? Составить цепь питания.
4 группа
Составить рассказ, используя эти ключевые слова и фразы.
Алюминий, организм человека,61мг, печень, легкие, кости, головной мозг, растения,животные, обмен фосфора,избыток алюминия, болезнь Альцгеймера,судороги,неврологические расстройства.
Мини - урок валеологии ( 5 мин).
- В настоящее время ученые-исследователипостоянно исследуют роль, которую играют химические элементы для здоровья человека. Избыток и недостаток тех или иных макро и микроэлементов могут сыграть как положительную, так и отрицательную роль.
Индивидуальная работа
ПРИЕМ «Ромашка Блума»
-
Вспомни недостаток какого химического элемента в организме человека вызывает заболевание щитовидной железы?
-
Я могу ошибаться , но по-моему, вы говорили, что избыток алюминия вызывает старческое слабоумие?
-
Почему кальций входит в состав зубной пасты?
-
В каких овощах, фруктах, продуктах питания в обычной жизни содержится большое количество фосфора, железа и иода?
-
Что изменилось бы в жизни людей, если бы в их организме содержалось кальция в два раза меньше нормы?
-
Почему концентрация йода в местной питьевой воде отражает концентрацию йода в почве?
На сегодняшнем уроке мы узнали о важной роли некоторых химических элементов. Все элементы важны, но самым важным и необходимым для всего живого, конечно, был и остается кислород, ибо не будь его, не было бы нашей планеты, не было бы нас, и весь мир был бы чрезвычайно опустошен и обеднен. Сколько существует земля, столько существует и кислород, но кислород свободный, которым мы дышим, появился не сразу. По нению В.И. Вернадского, «будет правильным заключить- и это в дальнейшем учитывать, что земная газовая оболочка наш воздух, есть создание жизни».
П.59,у.4,6стр156,п.60-61 прочитать.
ПОПС-формула, использование музыки «Хрустальная грусть».
Периодическая система химических элементов - ПСХЭ.
Дают характеристику химическому элементу.
Заполняют таблицу
Составляют постер
Решают задачу
Составляют рассказ.
Отвечают на вопросы
Технологическая карта урока.
8 класс
Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.
Знать:-химические элементы;
- роль химических элементов в живых организмах;
- некоторые закономерности распределения ХЭ в организме.
Уметь:- давать характеристику химическому элементу по положению его в ПСХЭ;
-добывать знания;
- выделять главное;
- делать выводы;
- проводить самопроверку и самооценку.
Мини-урок химии.
1. задание
1 группа
Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 12,15. По составленным схемам определите положение каждого элемента в периодической системе( период, группа, подгруппа), характер элемента(металлический, неметаллический, инертный). Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.
Мини - урок биологии
2. задание
1 группа
Изучив тест «Биологическая роль некоторых химических элементов» составьте макет информационной таблицы «Биологическая роль химических элементов и их действие на организм человека».
Биологическая роль некоторых химических элементов.
Йод находится в почве и морской воде в виде йодида. Ионы йодида окисляются под воздействием солнечного света в летучий атомарный йод. Таким образом, ежегодно около 400000 тонн йода улетучивается и поверхности моря. Концентрация йодида в морской воде составляет около 50-60 мкг/л, а в воздухе - 0,7 мкг/м3. Из атмосферы йод возвращается в почву с дождевой водой, концентрация йода в которой колеблется в пределах 1,8-8,5 мкг/л. Цикл, таким образом, замыкается. Однако, возвращение йода происходит медленно и в относительно малом по сравнению с потерей количестве. Повторные смывы влекут за собой формирование дефицита йода в почве. Вместе с тем, какое либо "улучшение природы" невозможно и в дальнейшем йодная недостаточность сохранится. Все, что вырастет на такой почве будет иметь недостаточное содержание йода. В результате у людей и животных, которые полностью зависят от выращенной на этой почве пищи, развивается йод-дефицитное состояние. Содержание йода в растениях, выращенных на почве, обедненной йодом, часто не превышает 10 мкг/кг по сравнению с 1000 мкг/кг сухого веса в растениях, выросших на почве необедненной йодом. Это обуславливает тяжелую йодную недостаточность в огромных популяциях Азии, которые живут за счет натурального хозяйства.
Кислород входит в состав многих органических веществ и присутствует во всех живых клетках. По числу атомов в живых клетках он составляет около 25 %, по массовой доле - около 65 %[6].
Водород входит в состав практически всех органических веществ и присутствует во всех живых клетках. В живых клетках по числу атомов на водород приходится почти 63 %.
Кальций необходим для процесса кровотворения, обмена веществ,уменьшения проницаемости сосудов, для нормального роста костей, благотворно влияет на состояние нервной системы, оказывает противосполительное действие, является хорошим регулятором при перемене погоды.
Железо находится в живых организмах, играя биологическую роль. Входит в состав гемоглобина крови, осуществляя процесс переноса кислорода в кровь, входит в состав цитоплазмы и участвует в процессе фотосинтеза.
Алюминийпринимаетет участие в построении эпителиальной и соединительной тканей, участвует в процессе регенерации костной ткани, участвует в обмене фосфора,оказывает активирующее или ингибирующее действие на реакционную способность пищеварительных ферментов.
Спасибо за активную работу!
Технологическая карта урока.
8 класс
Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.
Знать:-химические элементы;
- роль химических элементов в живых организмах;
- некоторые закономерности распределения ХЭ в организме.
Уметь:- давать характеристику химическому элементу по положению его в ПСХЭ;
-добывать знания;
- выделять главное;
- делать выводы;
- проводить самопроверку и самооценку.
Мини-урок химии.
1. задание
2 группа
Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 3,7. Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.
Мини - урок биологии
2. задание
2 группа
Прочитав текст. Составьте постер о распространении одного из выбранных вами химических элементов в природе.
Распространение некоторых химических элементов природе.
Водород - самый распространённый элемент во Вселенной[5]. На его долю приходится около 88,6 % всех атомов (около 11,3 % составляют атомы гелия, доля всех остальных вместе взятых элементов - порядка 0,1 %)[6]. Таким образом, водород - основная составная часть звёзд и межзвёздного газа. В условиях звёздных температур (например, температура поверхности Солнца ~ 6000 °C) водород существует в виде плазмы, в межзвёздном пространстве этот элемент существует в виде отдельных молекул, атомов и ионов и может образовывать молекулярные облака, значительно различающиеся по размерам, плотности и температуре.
Массовая доля водорода в земной коре составляет 1 % - это десятый по распространённости элемент. Однако его роль в природе определяется не массой, а числом атомов, доля которых среди остальных элементов составляет 17 % (второе место после кислорода, доля атомов которого равна ~ 52 %). Поэтому значение водорода в химических процессах, происходящих на Земле, почти так же велико, как и кислорода. В отличие от кислорода, существующего на Земле и в связанном, и в свободном состояниях, практически весь водород на Земле находится в виде соединений; лишь в очень незначительном количестве водород в виде простого вещества содержится в атмосфере (0,00005 % по объёму для сухого воздуха.
В природе имеется кругооборот йода, большая часть которого содержится в морской воде. Большое количество йода было смыто с поверхности почвы ледниками, снегом, дождем и уносилось ветром и реками в море. Йод находится в глубоких слоях почвы и обнаруживается в содержимом нефтяных скважин. Вода из глубоких колодцев может быть важным источником йода. В целом, чем старее поверхность почвы и более подвержена в прошлом различным воздействиям, тем беднее она йодом. Наиболее обеднены йодом горные местности, такие как Гималаи, Анды, Европейские Альпы и обширные горные районы Китая. Йодный дефицит характерен для всех возвышенностей, подвергающихся частому выпадению дождей со стоком воды в реки.
Азот - один из самых распространённых элементов на Земле.Вне пределов Земли азот обнаружен в газовых туманностях, солнечной атмосфере, на Уране, Нептуне, межзвёздном пространстве и др. Атмосферы спутников Титан, Тритон и карликовой планеты Плутон тоже в основном состоят из азота. Азот - четвёртый по распространённости элемент Солнечной системы (после водорода, гелия и кислорода).
Азот в форме двухатомных молекул N2 составляет большую часть атмосферы Земли, где его содержание составляет 75,6 % (по массе) или 78,084 % (по объёму), то есть около 3,87·1015 т.
Содержание азота в земной коре, по данным разных авторов, составляет (0,7-1,5)·1015 т (причём в гумусе - порядка 6·1010 т), а в мантии Земли - 1,3·1016 т. Такое соотношение масс заставляет предположить, что главным источником азота служит верхняя часть мантии, откуда он поступает в другие оболочки Земли с извержениямивулканов.
Масса растворённого в гидросфере азота, учитывая, что одновременно происходят процессы растворения азота атмосферы в воде и выделения его в атмосферу, составляет около 2·1013 т, кроме того, примерно 7·1011 т азота содержатся в гидросфере в виде соединений.
Кислород - самый распространённый в земной коре элемент, на его долю (в составе различных соединений, главным образом силикатов) приходится около 47 % массы твёрдой земной коры. Морские и пресные воды содержат огромное количество связанного кислорода - 85,82 % (по массе). Более 1500 соединений земной коры в своём составе содержат кислород
В атмосфере содержание свободного кислорода составляет 20,95 % по объёму и 23,10 % по массе.
Спасибо за активную работу!
Технологическая карта урока.
8 класс
Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.
Знать:-химические элементы;
- роль химических элементов в живых организмах;
- некоторые закономерности распределения ХЭ в организме.
Уметь:- давать характеристику химическому элементу по положению его в ПСХЭ;
-добывать знания;
- выделять главное;
- делать выводы;
- проводить самопроверку и самооценку.
Мини-урок химии.
1. задание
3 группа
Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 9,11. Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.
Мини - урок биологии
2. задание
3 группа
Решить биологическую задачу: В 1953 г. в одной из японских деревень, расположенной по берегу залива Минамата, начали умирать люди. Вначале, прибывший в эту деревню рыболов, заметил, что вместе с людьми погибали и кошки. Тщательное исследование показало, что причиной смерти стало отравление ртутью, которая сбрасывалась в залив химическим заводом. Каким образом соединение ртути могло попасть в организм людей и животных? Составить цепь питания.
Спасибо за активную работу!
Технологическая карта урока.
8 класс
Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.
Знать:-химические элементы;
- роль химических элементов в живых организмах;
- некоторые закономерности распределения ХЭ в организме.
Уметь:- давать характеристику химическому элементу по положению его в ПСХЭ;
-добывать знания;
- выделять главное;
- делать выводы;
- проводить самопроверку и самооценку.
Мини-урок химии.
1. задание
4 группа
Изобразив символ элемента и указав заряд ядра его атома составьте схемы расположения электронов по энергетическим уровням химическим элементам с порядковым номером 13,19. Какие из элементов способны образовывать летучие водородные соединения и высшие оксиды, напишите их формулы.
Мини - урок биологии
2. задание
4 группа
Составить рассказ, используя эти ключевые слова и фразы.
Алюминий, организм человека,61мг, печень, легкие, кости, головной мозг, растения, животные, обмен фосфора, избыток алюминия, болезнь Альцгеймера, судороги, неврологические расстройства.
Спасибо за активную работу!
-
Вспомни недостаток какого химического элемента в организме человека вызывает заболевание щитовидной железы?
-
Я могу ошибаться , но по-моему, вы говорили, что избыток алюминия вызывает старческое слабоумие?
-
Почему кальций входит в состав зубной пасты?
-
В каких овощах, фруктах, продуктах питания в обычной жизни содержится большое количество фосфора, железа и иода?
-
Что изменилось бы в жизни людей, если бы в их организме содержалось кальция в два раза меньше нормы?
-
Почему концентрация йода в местной питьевой воде отражает концентрацию йода в почве?
Оценочная матрица!
Имя учащегося
Плюсы и минусы
Итоговая оценка
Оценивается «+ » или « - »:
-
Мини-урок химии
-
Мини-урок биологии
-
Мини-урок валеологии
-
Работа у доски
-
Активность работы в группе
Если 5 плюсов выставляется оценка «5»
Если 4 плюса выставляется оценка «4»
Если 3 плюса выставляется оценка 3»
Уважаемые коллеги!
Спасибо вам большое, что посетили мой урок!
Напишите, пожалуйста, свое мнение о моем уроке. Ваше мнение для меня очень важно!
Искренне благодарна, МахаббатДавлеталиевна!
Уважаемые коллеги!
Спасибо вам большое, что посетили мой урок!
Напишите, пожалуйста, свое мнение о моем уроке. Ваше мнение для меня очень важно!
Искренне благодарна, МахаббатДавлеталиевна!
Самоанализ урока.
Дата: 04.12.2015
Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе.
Цель: закрепить и систематизировать знания учащихся о химических элементах.
Знать: - химические элементы;
- роль химических элементов в живых организмах;
- некоторые закономерности распределения ХЭ в организме.
Уметь:- давать характеристику химическому элементу по положению его в ПСХЭ;
-добывать знания;
- выделять главное;
- делать выводы;
- проводить самопроверку и самооценку.
Тип урока: закрепления и систематизации знаний.
Вид урока: урок-калейдоскоп
Формы работы: коллективная, парная, групповая, индивидуальная
Урок запланирован в соответствии с календарно-тематическим планированием и проведен в виде урока-калейдоскопа, содержание которого соответствует учебной программе.
Урок начался с позитивного настроя под музыку «Хрустальная грусть» и введением в тему через просмотр видеоролика «Химические элементы». Урок был поделен на 4 мини - урока: химии, биологии, валеологии, с помощью которых проводилась межпредметная связь. Эти мини-уроки способствовали расширению знаний учащихся о химическом элементе, о роли в живых организмах и их распределении в организме. Благодаря такой форме урока учащиеся активизировались и вовлеклись в урок, научились добывать самостоятельно знания, выделять главное, делать выводы, проводить самопроверку и самооценивание. Для развития критического мышления использовался прием «Ромашка Блума».
Перед учащимися на протяжении всего урока были поставлены проблемные вопросы. В результате заключительного этапа учащиеся сами сделали выводы и провели рефлексию по ПОПС-формуле. Удачным было сочетании групповой, коллективной и индивидуальной форм работы. Учащиеся творчески подошли к выполнению заданий, особенно логического и практического характера. Я считаю, что урок цели достиг и поставленные перед учащимися задачи выполнены.
Учитель химии Рысмухамбетова М.Д.
Анализ посещенного урока
Рысмухамбетова Махаббат Давлеталиевна
Тема: Характеристика химического элемента. Распространение химических элементов в живой и неживой природе..
Дата: 04.12.2015г. Класс:8В
«+»
«-»
Примечание
Основные компоненты урока
-
Организация урока.
-
Постановка цели.
-
Выделение главного на уроке.
-
Своевременный контроль.
-
Активная занятость учащихся.
-
Самостоятельная работа.
-
Практическая работа.
-
Четкая структура урока.
-
Плотность урока.
-
Результативность.
-
Уровень обучения.
+
+
+
+
+
+
+
+
+
-
Урок-калейдоскоп, учащиеся активны, перед постановкой цели урока включен позитивный настрой, урок проведен методически верно, учащиеся немного были скованы, показана связь с жизнью, межпредметная связь. .
Формы и методы работы.
-
Проблемно-поисковые.
-
Словесно-наглядные.
-
Новые формы и методы.
-
Индивидуальный дифференцированный подход.
-
Использование ТСО.
+
+
+
+
-
Использовалось проблемное обучение, приемы критического мышления, работа в группах, ТСО применялись с учетом здоровьесберегающих технологий.
Личность
-
Умение владеть классом.
-
Личная культура.
-
Педагогический такт.
-
Эрудиция.
-
Взаимоотношения с учащимися.
+
+
+
+
+
Отношения между учителем и учащимися доброжелательные.
Как вы оцениваете уровень профессионального методического мастерства учителя в целом? (Нужное подчеркните) (Очень высокий, высокий, средний, ниже среднего, низкий)
Методист УО г. Астаны Мендыбаева А.Т.
Вывод: Учитель использует в своей работе идеи семи модулей, творчески подошел к проведению урока, большой объем выполненной работы. Урок прошел на соответствующем методическом уровне.