Технологическая карта урока по химии на тему

Технологическая  карта урока по химии на тему"Кислоты" (8 класс) составлена в соответствии с планированием по программе О.С.Габриелян. В карте в рамках компетентностного подхода  определен предметный результат. Учащиеся научатся: составлять формулы кислот,  определять заряды ионов и степень окисления элементов;  классифицировать кислоты по числу атомов водорода и по наличию кислорода в кислотном остатке, по признаку растворимости. Соблюдать правила техники безопасности при работе с кислотами.   ...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Колесникова Е.В.

Технологическая карта урока (компетентностный подход)

предмет: химия , 8 класс

Тема урока

Место урока по теме

Кислоты

4 урок по теме «Соединения химических элементов»

Тип урока

Форма урока, форма учебной деятельности, методы обучения

Урок - исследование

фронтальная, групповая; метод эвристических наблюдений, презентация продукта деятельности, работа в группе

Цель урока

Задачи урока

создать условия для развития у учащихся ключевых компетенций через планируемые результаты обучения:

1.Формирование учебно- познавательной компетенции.

Аспекты: а) применение знаний в нестандартной ситуации;

б) исследовательская деятельность обучающихся.

2.Формирование коммуникативной компетенции.

Аспекты: а) владение письменной коммуникацией;

б) владение продуктивной коммуникацией;

в) владение устной коммуникацией.

3.Формирование информационной компетенции.

Аспекты: а) поиск, получение, обработка, представление и передача информации;

б) систематизация и превращение информации в знание.

- изучить состав, названия, классификацию кислот;

-продолжить знакомство со сложными ионами на примере ионов кислотных остатков кислородных кислот;

- продолжить формировать знания о различиях между зарядами ионов и степенью окисления элементов;

- продолжить формировать знания об индикаторах;

- применять изученный материал при составлении формул кислот;

- уметь характеризовать кислоту по формуле.

Предметный результат

Компетенции

Составлять формулы кислот, определять заряды ионов и степень окисления элементов; классифицировать кислоты по числу атомов водорода и по наличию кислорода в кислотном остатке, по признаку растворимости. Соблюдать правила техники безопасности при работе с кислотами.

Учебно - познавательная компетенция;

коммуникативная компетенция;

информационная компетенция;

общекультурная компетенция

Педагогические технологии

Оборудование

ИКТ, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения

Компьютер (презентация, слайды), доска, кристаллическая или в таблетках аскорбиновая кислота; лимонная кислота. Растворы соляной, азотной, фосфорной кислот. Концентрированная серная кислота. Индикаторы. Пробирки, стаканы.



Организационная структура урока исследования

Этап урока

(+ время)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции / аспекты компетенции

Оценивание

1. Организационный момент

( 1минута)

- проверить готовность к уроку;

- создать условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок.

- полная готовность класса к уроку;

- быстрое включение учащихся в деловой ритм;

- организация внимания всех учащихся.

Коммуникативная:

-устная коммуникация

Самоконтроль

2. Актуализация знаний

(2 минуты)

- актуализировать опыт учащихся, подготовить к изучению нового материала;

Самой первой кислотой, которую удалось выделить и использовать человечеству, конечно, была уксусная.
Да и сам термин «кислота» (от латинского «acid») вероятно произошел от латинского «acetum» - уксус. Нарушение технологии, при производстве вина виноделами древности, приводило к его скисанию и образованию уксуса. На первых порах его выливали, но затем нашли применение в качестве приправы, лекарства и растворителя.

- определить границы знания и незнания;

- актуализировать опорные знания и изученные способы действий.

- актуализированы знания и способы действий, необходимые и достаточные для освоения содержания новой темы;

Коммуникативная:

- высказывание своих суждений, предположений.

- умение

Оценивают готовность к восприятию нового материала

3.

Создание проблемной ситуации, целепо

лагание

(2 минуты)

- создать проблемную ситуацию

Рукой не трогай реактивы -

Начнутся страшные нарывы.

А коль коснешься кислоты,

О, скоро пожалеешь ты!

- организовать обсуждение с учащимися возникшего затруднения;

Слайды: Муравьиная кислота названа так потому, что в момент опасности выделяется муравьями для предупреждения других обитателей муравейника, и защиты от хищников. Весьма полезна для больших млекопитающих. После зимнего сна медведи, ложась на муравейник, избавляются от паразитирующих насекомых. Муравьиная кислота содержится в хвое, соке крапивы. У теплокровных животных в процессе обмена веществ вырабатывается небольшое количество молочной кислоты, и ее запах позволяет комарам и другим кровососущим насекомым находить свои жертвы. Некоторые дикорастущие травы выделяют масляную кислоту, которая приводит к подавлению роста или гибели близ растущих растений.

- подвести детей к формулировке цели (темы) и постановке задач урока

- разработать план по достижению цели урока;

включение учащихся в процесс целеполагания;

- прием целей учащимися;

- осознана проблема, поставлена учебная задача;

- сформулирована учащимися тема, цель, задачи урока;

- спланированы действия по достижению результатов.

Учебно- познавательная:

- нахождение, переработка, использование информации для решения учебной задачи.

Коммуникативная:

- устная коммуникация;

- презентация результатов своей деятельности.

Общекультурная:

разрешать проблемную ситуацию


4. Организация и проведение исследова

тельской деятельности учащихся

(25 минут)

- организовать самостоятельную групповую исследовательскую деятельность учащихся по решению проблемы;

- обеспечить учащихся необходимым оборудованием для проведения исследования;

- распределить учащихся на группы,

- обеспечить высокую степень самостоятельности учащихся при выполнении исследования;

- обеспечить по мере необходимости консультацию учащихся по ходу выполнения работы.

- напомнить правила техники безопасности

Пусть в пробирке пахнет воблой,
В колбе - будто мармелад,
Вещества на вкус не пробуй!
Сладко пахнет даже яд.

А если вещества пробовать на вкус нельзя, то, как мы узнаем что кислоты кислые на вкус?




На доске записаны формулы кислот (соляная, азотная, азотистая, сероводородная, серная, сернистая, фосфорная, угольная, кремниевая) - необходимо выявить особый признак кислот - а) основность.


б)признак растворимости

Изучение степени окисления элементов и зарядов ионов кислот

Соответствие «оксид - гидроксид»

Знакомство с представителями кислот (серная и соляная кислоты)

Слайды: Венец первооткрывателя серной кислоты в 10 веке примерил персидский химик Абубекер-Аль- Рези. В России долгое время она называлась «купоросным маслом», поскольку выделяли ее из «купоросов» (солей).

Азотная и соляная кислоты были получены в чистом виде и классифицированы спустя несколько веков. В больших масштабах эти кислоты стали производить в 17 веке и так как делали это посредством серной кислоты, то присвоили ей почетный титул « матери всех кислот» и « кровь химии».

Демонстрация (обугливание лучинки)

- учащиеся распределены по группам,



-выполняют исследовательскую деятельность по решению проблемы (опыт: изменение окраски индикаторов в кислотной среде);

-выполнение лабораторного опыта №10 Определение рН раствора кислоты, щелочи и воды;

- выполнение лабораторного опыта №11 Определение рН лимонного и яблочного соков на срезе плодов.


- определяют признаки сходства и отличия кислот

- предлагают классификацию по признакам (по числу атомов водорода и по наличию кислорода в кислотном остатке).

- работают с таблицей растворимости.

Упражнения в тетради

Упражнения в тетради

Работа с текстом «Интересно: кислоты»

Учебно- познавательная:

- планирование познавательной деятельности.

Коммуникативная:

- устная коммуникация.

Информационная:

- обработка информации.

Общекультурная:

- умение ставить цель деятельности, определять пути ее достижения.

Эмоциональное отношение к своей учебной деятельности

5. Презентация выполненных заданий

(10 минут)

- организовать презентацию учащимися выполненных работ с аргументированием своей позиции (позиции группы);

- оценить качество выполнения работ, выставить баллы, учитывая степень активности каждого учащегося;

- организовать обсуждение полученных результатов.

- организована презентация выполненных продуктов каждой группой;

- оценен труд каждого участника группы, степень активности в выполнении заданий

Учебно- познавательная:

- представление необходимой информации;

- умение приводить доказательства.

Коммуникативная:

- устная коммуникация;

- продуктивная групповая коммуникация.

Информационная:

- представление информации.

Эмоциональное отношение к своей учебной деятельности

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(2 минуты)

- сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

- проверить понимание выполнения домашнего задания, обсудить возможные трудности;

- побудить к поиску новых знаний вне урока, с учетом собственных возможностей и личными интересами учащихся.

Выбор: 1) П.21 №1,2,4(а,б).

2) П.21, ТПО (выбор)

- понят объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике;

- произведен разбор по выполнению домашнего задания, указаны трудности с которыми могут столкнуться учащиеся;

- объявлены критерии оценки домашнего задания.

Учебно- познавательная:

- использование информации для решения учебной задачи.

Коммуникативная:

- письменная коммуникация;

- групповая коммуникация.

Общекультурная:

- умение применять знания в комплексе.

Взаимопроверка,

самопроверка

8.

Рефлексия, подведение итога

(3 минуты)

- организовать рефлексию и самооценку учащихся;

- установить соответствие между поставленной целью и результатом урока;

- подвести итог урока, выставить оценки с комментированием выставления.

«БЛАГОДАРЮ»

В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

- проведена рефлексия учебной деятельности;

- проведен анализ достижения цели урока;

- получена достоверная информация о достижении учащимися планируемых результатов;

- выставление самооценки, принятие оценки учителя.

Учебно- познавательная:

- анализ, самооценка учебно-познавательной деятельности.

Коммуникативная:

- монологическая речь.

Общекультурная:

- умение оценивать результаты своей деятельности.

Самооценка

взаимооценка






© 2010-2022