- Преподавателю
- Химия
- Статья по химии ИКТ технологии на уроках химии
Статья по химии ИКТ технологии на уроках химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Каверина С.А. |
Дата | 03.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Статья
«ИКТ технологии на уроках химии»
КОУ ВО «Воронежская школа-интернат №6»
Учитель химии Каверина Светлана Александровна
Новое время ставит перед школой новые задачи. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества - информатизация образования, т.е. внедрение средств информационных технологий в систему образования. Эта тенденция соответствует изменившимся целям образования, которые требуют обновления методов, средств и форм организации обучения.
За время работы в школе я пришла к выводу, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь.
По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, чтобы глухим и слабослышащим детям хотелось с интересом и увлечением раскрывать новые тайны предмета. Но как всего этого достичь? Этой теме посвящен не один научный труд. Интерес должен возникнуть с первой минуты или, наверное, еще раньше, когда ребенок заходит в класс. А что интересно нашим детям? В нашу жизнь независимо от нашего желания, сознания и воли вторглись новые информационные технологии. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера, следовательно, они привыкли к яркому, красочному, находящемуся в постоянном движении виртуальному миру, так как из- за недостатка слуха дети с ограниченными возможностями заполняют пробелы общения и информации с помощью ИКТ технологий. Именно поэтому на уроке с учителем, объясняющим у доски с мелом в руке, им скучно, неинтересно. Вот с чем необходимо считаться и построить так учебный процесс, чтобы компьютер и проекционная техника стали незаменимыми «помощниками» на уроке. Используя неподдельный интерес детей к этой технике, можно решить ряд проблем современного урока.
Необходимость использования ИКТ на уроках в специализированных коррекционных школах неоспорима. Для детей с ограниченными возможностями здоровья ИКТ- помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Отмечу несколько наиболее важных причин необходимости применения компьютера на уроках:
Во-первых, организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей.
Во-вторых, реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения.
В-третьих, расширяется возможность соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций.
А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ.
Коррекционный смысл применения компьютерных технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества технологий по сравнению с другими средствами - возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи.
Отбор коррекционных задач учитель осуществляет исходя из следующих принципов:
А)отбираются учебно-коррекционные задачи, решение которых без компьютера сложно или практически неосуществимо в условиях традиционного обучения;
Б)достижение обучающего эффекта в более короткие, по сравнению с традиционным обучением сроки;
В)индивидуализация процесса выполнения задания за счет использования компьютерных технологий.
Приоритетным направлением коррекционной работы учителя в компьютерном классе является:
А) выявление и коррекция индивидуальных трудностей и проблем в учебной деятельности детей;
Б)формирование коммуникативной деятельности;
В)формирование умения приобретать новые знания в процессе общения с учителем.
Химия считается одним из наиболее трудных школьных предметов. И уже через некоторое время после начала изучения активность, интерес учащихся и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся не успевают разобраться из-за недостаточного количества времени и ограничений возможностей слуха.
Как повысить познавательную активность школьников на уроках химии? Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. Поэтому сегодня просто необходимо проводить уроки с использованием ИКТ. Необходимо, потому что урок с использованием ИКТ - это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время.
Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знания, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся.
На своих уроках для решения этой задачи я применяю самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Это использование готовых программ по химии, создание собственных презентаций к урокам; работа в Интернете.
Так, например, в 8 классе, при изучении темы «Строение атомов химических элементов» я использую ИКТ. Яркие анимации и презентации позволят учащимся представить строение атома химического элемента, наглядно увидеть процесс заполнения электронами энергетических уровней, представить схемы образования химических связей, и таким образом снимаются многие непонятные для ученика вопросы.
При освоении методов решения задач удачным способом является использование презентации с послайдовым предоставлением алгоритмов решения. Ученик, у которого возникли проблемы, может неоднократно вернуться к слайдам с представленным решением, найти свою ошибку и попробовать все сначала.
Кроме выше перечисленного есть шанс показать с помощью ИКТ учащимся те эксперименты и опыты, которые невозможно провести (по каким-либо причинам) в школьной лаборатории. Современные 1С программы не только имитируют на экране химические реакции, но и позволяют учащимся получать соответствующую количественную информацию.
Мною разработаны уроки с использованием ИКТ по многим темам.
Построение урока с применением обучающих программ и электронных учебников, позволило:
А) Осуществить автоматический контроль при использовании готовых тестов .
Б) Организовать проведение лабораторных работ.
В) Обработать результаты эксперимента и решение задач.
Немаловажной задачей учителя коррекционной школы является социализация учащихся в обществе. ИКТ позволяет решать эту задачу.
Я отметила, что из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся на уроке, повысилась активность, произошло более осмысленное понимание многочисленных химических процессов, схем, моделей, где крайне необходимы развитое абстрактное мышление и пространственное представление структуры вещества. А ведь эти особенности восприятия информации индивидуальны. Ученик, который до этого только смотрел на рисунок в учебнике или на плакате и не понимал устройства, например, микромира, порой сам додумывал (не всегда верно), теперь увидел реальный процесс организации и движения частиц. Это очень важно для понимания именно химии, ведь это наука о строении вещества и его превращении.
Библиографический список:
-
Аристова Л.П. Активность учения школьника. - М.: Просвещение, 1968. - 138с.
-
Дендербер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии, М.: 5 за знания, 2007
-
Маркова А.К. Учебно-познавательные мотивы и пути их исследования / Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В.Давыдова, И.Ломпшера, А.К.Марковой; Научно-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Академии пед. наук СССР, Научно-исслед. ин-т педагогической психологии Академии пед. наук ГДР. - М.: Педагогика, 1982. - С.163-169.
-
ФГОСы основного общего образования