- Преподавателю
- Химия
- Сценарий урока по теме Методы изучения химии, 7 кл
Сценарий урока по теме Методы изучения химии, 7 кл
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Айметова Г.Я. |
Дата | 10.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: «Химия в центре естествознания» (12 ур.)
Урок №2 (2)
Тема: Методы изучения химии.
Цели: 1. Сформировать представление о методах изучения естествознания и химии - наблюдении и эксперименте.
2. Формировать у учащихся умение ставить цель эксперимента, выдвигать гипотезу, планировать эксперимент, делать выводы.
3. Воспитывать культуру труда.
Оборудование: Л.р.№2: Свеча, спички, лучина, спиртовка.
Ход урока.
1. Ориентировочно-мотивационный этап.
1) Актуализация знаний о предмете химии.
- упр. № 5;
- упр. № 6;
- творческие задания;
- самостоятельная работа №1:
Что изучает химия
Вспомним определение.
То, из чего состоит физическое тело называется _______________
-
Выпиши отдельно названия физических тел и веществ из следующего перечня: карандаш, льдина, графит, вода, сахар, воронка, линейка, алюминий, проволока, болт, железо, бензин, кружка.
Физическое тело
вещество
2.В правых графах таблицы напишите названия тел, которые могут состоять из указанных веществ.
Вещество
Тела
Железо
Золото
3. В правых графах таблицы напишите названия веществ, из которых могут быть сделаны указанные тела.
Тела
Вещества
Линейка
Ложка
4. Игра «Крестики-нолики»
Выигрышный путь: а) тела б) вещества
а)
-
стол
кислород
ложка
медь
ручка
соль
вода
железо
пенал
б)
-
перо
азот
чашка
стакан
вода
керосин
бензин
сахар
тетрадь
5. Из перечисленных свойств веществ подчеркните те, которые характерны для стекла (при обычных условиях): газообразное, твёрдое, жидкое, бесцветное, имеет запах, без запаха, хрупкое, эластичное.
6. Прочитай текст и подчеркни:
а) одной чертой слова, обозначающие тела;
б) двумя чертами слова, обозначающие вещества.
Хорошо отдыхать летом на морском берегу. Плещешься целый день в тёплой воде, бродишь по влажной гальке, выбирая красивые камешки разного цвета и формы .Легко дышится свежим морским воздухом. Не заметишь, как набежит волна и зальёт одежду. Не беда! Под горячим солнцем вода быстро испарится, и одежда высохнет.
2) Мотивация изучения темы. Формулировка цели.
В повседневной жизни нам приходится решать множество задач, так или иначе связанных с химией, например выбирать клей для ремонта кожаного изделия, приготовить раствор уксуса, подобрать подходящий пятновыводитель и др. Решение этих бытовых или технических задач достигается различными способами. Обычно бывает достаточно воспользоваться готовой инструкцией.
Задачи, возникающие в повседневной жизни, хотя и требуют определённых знаний, жизненного опыта и сноровки, конечно, не могут сравниться со сложностью задач, стоящих перед химической наукой. Для успешного решения научных задач необходимо использовать определённые методы.
- Надо нам знать, каким путём наука химия изучает вещества, их свойства и превращения? Как мы с вами будем изучать химию?
Цель: познакомиться с методами изучения химии.
2. Операционно-исполнительский этап.
Метод - путь познания окружающего мира и способ действия в решении научно-практических задач.
1) Наблюдение.
Чтобы понять окружающий мир, нужно уметь его наблюдать. Может показаться, что в этом ничего сложного нет - каждый наблюдал десятки явлений: радугу после дождя, горение костра, ржавление металла и т.д. Однако это нельзя назвать научным наблюдением.
Наблюдение - это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.
Наблюдая, человек накапливает информацию об окружающем мире, систематизирует её и ищет закономерности в этой информации, ищет причины, которые объясняют данные закономерности.
Наблюдение позволило сделать выдающиеся открытия. Достаточно назвать такое открытие, как вращение Земли вокруг Солнца!
Условия научного наблюдения:
а) Чётко определить предмет наблюдения.
б) Сформулировать цель наблюдения.
в) Составить план наблюдения.
2) Эксперимент.
Эксперимент - научное воспроизведение какого-либо явления с целью его исследования, испытания в определённых условиях.
Эксперимент позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу и сформулировать вывод.
Задание №1.Л.р. № 2 «Изучение строения пламени»
Предмет наблюдения - пламя свечи.
Цель эксперимента - изучить строение пламени свечи.
План эксперимента:
-
Зажечь свечу;
-
Внимательно рассмотреть цвет пламени (выделяем три зоны: тёмная, жёлтая, бесцветная)
-
Внести в пламя лучинку, чтобы она пересекала все три зоны. Понаблюдать, в какой зоне лучина сильнее обуглилась (там температура пламени выше)
-
Исследуем строение пламени спиртовки.
Гипотеза: 1. Строение пламени спиртовки будет таким же, как и пламя свечи, потому что в его основе лежит один и тот же процесс горения.
-
Строение пламени будет различным, т. к. возникает в результате горения различных веществ.
-
Сделать вывод, его практическое значение.
-
Оформляют результаты эксперимента в специальном лабораторном журнале.
Что делал
Что наблюдал
Вывод
Все естественные науки - экспериментальные. Для постановки эксперимента требуется специальное оборудование.
Задание № 2:
- Назовите оборудование, используемое в биологии.
- Назовите оборудование, используемое в физике.
- Назовите оборудование, используемое в географии.
- Назовите оборудование, используемое в химии.
3 Рефлексивно-оценочный этап.
Задание № 1: Ученик экспериментально изучал состав малахита. Для установления его состава он пропустил газ, образующийся при разложении малахита, через небольшое количество известковой воды. В одной из частей своего отчёта он записал: «Если при разложении малахита выделится углекислый газ, то в малахите содержится углерод»
Это утверждение является:
А) гипотезой Б) наблюдением В) описанием этапа работы д) выводом
Д) обобщением
Задание № 2: При проведении эксперимента по изучению состава малахита ученик пропустил газ, образующийся при разложении малахита, через небольшое количество известковой воды. В одной из частей своего отчёта он записал: « Выделяющейся при разложении малахита газ вызывает помутнение известковой воды»
Это утверждение является:
А) гипотезой Б) наблюдением Г) выводом Д) обобщением
Задание №3: Дать ответы на вопросы на стр. 14.
Задание №4: Схематично зарисовать спиртовку и подписать все её составные части. Сформулировать правила пользования спиртовкой.
Домашнее задание: § 2