Сценарий урока по теме Методы изучения химии, 7 кл

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Химия в центре естествознания» (12 ур.)

Урок №2 (2)

Тема: Методы изучения химии.

Цели: 1. Сформировать представление о методах изучения естествознания и химии - наблюдении и эксперименте.

2. Формировать у учащихся умение ставить цель эксперимента, выдвигать гипотезу, планировать эксперимент, делать выводы.

3. Воспитывать культуру труда.

Оборудование: Л.р.№2: Свеча, спички, лучина, спиртовка.

Ход урока.

1. Ориентировочно-мотивационный этап.

1) Актуализация знаний о предмете химии.

- упр. № 5;

- упр. № 6;

- творческие задания;

- самостоятельная работа №1:

Что изучает химия

Вспомним определение.

То, из чего состоит физическое тело называется _______________

  1. Выпиши отдельно названия физических тел и веществ из следующего перечня: карандаш, льдина, графит, вода, сахар, воронка, линейка, алюминий, проволока, болт, железо, бензин, кружка.

Физическое тело

вещество


2.В правых графах таблицы напишите названия тел, которые могут состоять из указанных веществ.

Вещество

Тела

Железо

Золото


3. В правых графах таблицы напишите названия веществ, из которых могут быть сделаны указанные тела.

Тела

Вещества

Линейка

Ложка


4. Игра «Крестики-нолики»

Выигрышный путь: а) тела б) вещества

а)

стол

кислород

ложка

медь

ручка

соль

вода

железо

пенал

б)

перо

азот

чашка

стакан

вода

керосин

бензин

сахар

тетрадь

5. Из перечисленных свойств веществ подчеркните те, которые характерны для стекла (при обычных условиях): газообразное, твёрдое, жидкое, бесцветное, имеет запах, без запаха, хрупкое, эластичное.

6. Прочитай текст и подчеркни:

а) одной чертой слова, обозначающие тела;

б) двумя чертами слова, обозначающие вещества.

Хорошо отдыхать летом на морском берегу. Плещешься целый день в тёплой воде, бродишь по влажной гальке, выбирая красивые камешки разного цвета и формы .Легко дышится свежим морским воздухом. Не заметишь, как набежит волна и зальёт одежду. Не беда! Под горячим солнцем вода быстро испарится, и одежда высохнет.

2) Мотивация изучения темы. Формулировка цели.

В повседневной жизни нам приходится решать множество задач, так или иначе связанных с химией, например выбирать клей для ремонта кожаного изделия, приготовить раствор уксуса, подобрать подходящий пятновыводитель и др. Решение этих бытовых или технических задач достигается различными способами. Обычно бывает достаточно воспользоваться готовой инструкцией.

Задачи, возникающие в повседневной жизни, хотя и требуют определённых знаний, жизненного опыта и сноровки, конечно, не могут сравниться со сложностью задач, стоящих перед химической наукой. Для успешного решения научных задач необходимо использовать определённые методы.

- Надо нам знать, каким путём наука химия изучает вещества, их свойства и превращения? Как мы с вами будем изучать химию?

Цель: познакомиться с методами изучения химии.

2. Операционно-исполнительский этап.

Метод - путь познания окружающего мира и способ действия в решении научно-практических задач.

1) Наблюдение.

Чтобы понять окружающий мир, нужно уметь его наблюдать. Может показаться, что в этом ничего сложного нет - каждый наблюдал десятки явлений: радугу после дождя, горение костра, ржавление металла и т.д. Однако это нельзя назвать научным наблюдением.

Наблюдение - это концентрация внимания на познаваемых объектах с целью их изучения.

Наблюдая, человек накапливает информацию об окружающем мире, систематизирует её и ищет закономерности в этой информации, ищет причины, которые объясняют данные закономерности.

Наблюдение позволило сделать выдающиеся открытия. Достаточно назвать такое открытие, как вращение Земли вокруг Солнца!

Условия научного наблюдения:

а) Чётко определить предмет наблюдения.

б) Сформулировать цель наблюдения.

в) Составить план наблюдения.

2) Эксперимент.

Эксперимент - научное воспроизведение какого-либо явления с целью его исследования, испытания в определённых условиях.

Эксперимент позволяет подтвердить или опровергнуть гипотезу и сформулировать вывод.

Задание №1.Л.р. № 2 «Изучение строения пламени»

Предмет наблюдения - пламя свечи.

Цель эксперимента - изучить строение пламени свечи.

План эксперимента:

  • Зажечь свечу;

  • Внимательно рассмотреть цвет пламени (выделяем три зоны: тёмная, жёлтая, бесцветная)

  • Внести в пламя лучинку, чтобы она пересекала все три зоны. Понаблюдать, в какой зоне лучина сильнее обуглилась (там температура пламени выше)

  • Исследуем строение пламени спиртовки.

Гипотеза: 1. Строение пламени спиртовки будет таким же, как и пламя свечи, потому что в его основе лежит один и тот же процесс горения.

  1. Строение пламени будет различным, т. к. возникает в результате горения различных веществ.

    • Сделать вывод, его практическое значение.

Оформляют результаты эксперимента в специальном лабораторном журнале.

Что делал

Что наблюдал

Вывод


Все естественные науки - экспериментальные. Для постановки эксперимента требуется специальное оборудование.

Задание № 2:

- Назовите оборудование, используемое в биологии.

- Назовите оборудование, используемое в физике.

- Назовите оборудование, используемое в географии.

- Назовите оборудование, используемое в химии.

3 Рефлексивно-оценочный этап.

Задание № 1: Ученик экспериментально изучал состав малахита. Для установления его состава он пропустил газ, образующийся при разложении малахита, через небольшое количество известковой воды. В одной из частей своего отчёта он записал: «Если при разложении малахита выделится углекислый газ, то в малахите содержится углерод»

Это утверждение является:

А) гипотезой Б) наблюдением В) описанием этапа работы д) выводом

Д) обобщением

Задание № 2: При проведении эксперимента по изучению состава малахита ученик пропустил газ, образующийся при разложении малахита, через небольшое количество известковой воды. В одной из частей своего отчёта он записал: « Выделяющейся при разложении малахита газ вызывает помутнение известковой воды»

Это утверждение является:

А) гипотезой Б) наблюдением Г) выводом Д) обобщением

Задание №3: Дать ответы на вопросы на стр. 14.

Задание №4: Схематично зарисовать спиртовку и подписать все её составные части. Сформулировать правила пользования спиртовкой.

Домашнее задание: § 2

© 2010-2022