Урок по теме Оксиды углерода

Тип урока: Урок открытия нового знания Вид урока: Урок – исследование Цель: Создать условия для формирования знаний об оксидах углерода, их свойствах, получении, применении, физиологическом действии на организм человека и на природу в целом. Задачи: - Личностные - воспитание бережного отношения к своему здоровью,  окружающей природе, развитие ответственного отношения к учебе, познавательного интереса к химии, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни, развитие ко...
Раздел Химия
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Данные об авторе

Автор:

Евдокимова Ольга Владимировна

Место работы, должность:

МБОУ "Западнодвинская СОШ№1"

Регион: Тверская область

Характеристики урока (занятия)

Уровень образования:

основное общее образование

Целевая аудитория:

Учитель (преподаватель)

Класс:

9 класс

Предмет:

Химия

Цель урока:

Цели урока: Создать условия для формирования знаний об оксидах углерода, их свойствах, получении, применении, физиологическом действии на организм человека и на природу в целом, на уровне компетенции посредством активного изучения теоретического материала.

Задачи:

Образовательные: усвоение новых знаний на основе имеющихся, самостоятельный поиск новых знаний из различных источников и закрепление практических умений и навыков; формирование навыка безопасной работы с химическим оборудованием

Развивающие: развитие познавательного интереса, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся через использование коммуникативно-деятельностной методики, частично-поискового подхода и элементов проблемного обучения;

Воспитательные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учащихся в классе (аудитории):

21

Используемые учебники и учебные пособия:

Габриелян О.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009

Используемая методическая литература:

Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии. Выпуск 2. Химия элементов. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета, 2011

Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. 2400 задач для школьников и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 1999

Некрасова Л.И. Химия. 9 класс. Карточки заданий. - Саратов: Лицей, 2008

Используемое оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, лабораторная посуда (пробирки, штатив для пробирок, химические стаканы), реактивы (уксусная кислота, гидрокарбонат натрия (сода), гидроксид кальция), индикаторы.

Краткое описание:

Тип урока: Урок открытия нового знания Вид урока: Урок - исследование Методы: словесные, наглядные, исследовательские Методические приемы: объяснение, беседа, индивидуальная и групповая работа, . Структура урока: 1. Организационный момент, 2. Актуализация опорных знаний, 3.Постановка учебной задачи, 4.Открытие нового знания, 5.Первичное закрепление, 6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 7. Рефлексия деятельности (итог урока).8. Домашнее задание.

Разработка урока по теме "Оксиды углерода (II и IV)." 9-й класс.

Тема: Оксиды углерода (II и IV)

.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Вид урока: Урок - исследование

Цель: Создать условиядля формирования знаний об оксидах углерода, их свойствах, получении, применении, физиологическом действии на организм человека и на природу в целом.

Задачи:

- Личностные - воспитание бережного отношения к своему здоровью, окружающей природе, развитие ответственного отношения к учебе, познавательного интереса к химии, используя данные о значении изучаемых веществ и явлений в окружающей жизни, развитие коммуникативных умений и навыков, формирование умений парной и групповой работы.

- Предметные - систематизировать знания учащихся о кислотных оксидах на примере оксидов углерода, усвоить строение, физические свойства, химические свойства, получение и применение угарного и углекислого газов, качественную реакцию на углекислый газ, физиологическое действие на организм угарного и углекислого газа, продолжить работу по развитию умений сравнивать, составлять уравнения реакций, работать с текстом учебника, получать информацию из сети Интернет.

- Метапредметные - формирование научного мировоззрения (о реальности существования этих оксидов и связанных с ними превращений), раскрытие причинно-следственных связей, развитие умений самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи, определять способы действий и соотносить с планируемыми результатами.

Методы: словесные, наглядные, исследовательские

Методические приемы: объяснение, беседа, индивидуальная и групповая работа, эксперимент.

Оборудование и реактивы для учителя: компьютер, мультимедиа проектор.

Этапы урока.

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

УУД.

I. Организационный момент. (Цель: создать мотивацию к учебной деятельности)

Приветствует обучающихся. Определяет готовность к уроку.

Девизом нашего сегодняшнего урока могут послужить слова Конфуция:

Перед человеком к разуму три пути: Путь размышления - это самый благородный;

Путь подражания - это самый легкий;

Путь личного опыта - это самый тяжелый.

Но не смотря не на что, я предлагаю вам выбрать именно этот путь, ведь не зря говорится в одной из персидских притч: На самом деле истинное знание невозможно передать его можно постичь только самостоятельно.

Приветствуют учителя. Проверяют свои рабочие места.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, проверка рабочего места

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Я предлагаю начать наш урок с химической разминки.

Перед вами вопросы по теме ; «Углерод.»

(слайд №1)

1. Число электронов на внешнем уровне атома углерода.

1) 6; 2) 2; 3) 3; 4) 4; 5) 12

2)Высшая и низшая степени окисления углерода соответственно равны:

1) +2;-4

2) +4:-4

3)0;-6

3. Углерод проявляет восстановительные свойства в реакции.

1) Са + 2С = СаС2;

2) С+ 2FeO = Fe + CO;

3) CO2 + Li2O = Li2CO3;

4) 4Al + 3C = Al4C3.

4. Углерод является окислителем в реакции.

1) 2Н2 + С = СН4; 2) СО2+ ВаO = ВаCO3;

3) 3С+ 2Fe2O3 = 4Fe + 3CO2; 4) С + О2 = СО2

5. Алмаз имеет кристаллическую решетку:

а) ионную

б) атомную

в) молекулярную

6. Для получения углекислого газа в лаборатории обычно используют реакцию

а) термического разложения мрамора б) взаимодействие мрамора с соляной кислотой

в) горение угля.

Что вызвало затруднения?

Почему?

Анализирует ошибки обучающихся.

Выполняют предложенное задание

Отвечают на дополнительные вопросы.











Делают вывод, что наибольшое затруднение вызвал вопрос № 6 поскольку он связан с соединениями углерода ,которые пока ещё не зучены







Познавательные: рефлексивные УУД; знаково-символические действия; логические УУД; выдвижение гипотез, их обоснование; осознанное построение речевого высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ объектов с целью выделения признаков.

Регулятивные: оценка, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Коммуникативные: владение диалогической формой речи .

III. Мотивация и целеполагание.

(Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели урока)

Не менее интересны, чем сам углерод его соединения. О двух соединениях я зачитаю небольшие отрывки из произведений, а вы должны понять о чём идёт речь.

В произведении Одоевского В.Д. "Мороз Иванович" есть следующий отрывок:

"- А зачем ты, Мороз Иванович, - спросила Рукодельница, - зимою по улицам ходишь, да в окошки стучишься?

- А я затем в окошки стучусь, - отвечал Мороз Иванович, - чтоб не забывали печей топить, да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопят, а трубу закрыть не закроют, или закрыть закроют, да не вовремя, когда ещё не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено; даже и совсем умереть от угара можно".

О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

В другом произведении В. Короткевича "Чёрный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха" мы читаем:

"Вы слышали об эффекте "собачьей пещеры" в Италии. Есть там такая пещера-яма. Человек войдёт и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.

- Почему?

- Из вулканической трещины выделяется углекислый газ...".

А поскольку он..."

Закончите фразу. Объясните " загадочную гибель животных"

В это время на экране фото загадочной пещеры (слайд №2)

ОТВЕТ: (А поскольку углекислый газ тяжелее воздуха, то он остаётся внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья - нет..."

Можете ли вы сейчас ответить на этот вопрос?

Предлагает сформулировать тему и цель урока. На слайде вопросительные слова: Что? Какие? Для чего? Как будем изучать?

Самостоятельно формулируют тему и цель урока - изучить свойства оксидов углерода.

(слайд №4)

Составляют вопросы к теме .

Регулятивные: целеполагание, планирование.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; смысловое чтение как осмысление цели чтения; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов научного стиля; постановка проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов, умение точно выразить свои мысли; владение диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

IV. Этап «открытия новых знаний».

Направляет ход построения плана исследования свойств оксидов углерода.

Предложить учащимся на черновиках записать всё, что им известно о каждом веществе. Можно индивидуально или в парах. А по ходу фронтальной беседы делает краткие записи на доске.

На основе предложенного плана учащимися составляют таблицу (слайд №5)

.

Признаки сравнения

СО (угарный газ)

СО2 (углекислый газ)

Физические свойства

Физиологическое действие на организм

Химические свойства

Способы получения

Применение

Предлагает использовать дополнительные материалы, которые лежат на столах для получения информации, необходимой для заполнения таблицы.

Организует обсуждение полученной информации

Организует работу в группах и координирует заполнение таблицы.


Обсуждают и анализируют имеющуюся информацию по теме.

. Учащиеся понимают, что знания об этих веществах пока бессистемны и недостаточны для полного сравнения. Кроме того, они увидят потребность в систематизации имеющейся информации.

Предлагают гипотезу и план исследования оксидов углерода.



Работают в парах. Используя дополнительные материалы (информационный кейс) заполняют первые две графы таблицы: физические свойства и физиологическое действие на оргаанизм.

.Отвечают навопросы.

. Работают в группах.

Используя информационный кейс

Изучают информацию по следующим этапам плана

химические свойства оксидов,

получение оксидов.

Проводят обсуждение полученной информации в группах, записывают уравнения химических реакций, заполняют таблицу.

Регулятивные: планирование; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию; контроль в форме сличения способа действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Познавательные: наблюдать и делать выводы на основе эксперимента.

Коммуникативные: владение диалогической формой речи.





V. Первичное закрепление.

Предлагает выполнить задания по выбору.

Уровень А.

№1

  • 1.Из перечня веществ: а)H2O ;б) O2 ;в) CaCO3 ;г) Mg д) ВаО; з) HCl; и) Ca(OH)2 ; к) C

  • Выберите те, которые взаимодейсвуют с CO2

  • Составьте УХР.

  • №2.Какое из предложенных веществ служит для распознования CO2

  • №3.Из перечня веществ: а)H2O ;б) O2 ;в) C ;г) Mg

  • Д) Fe2O3 Выберите те, которые взаимодейсвуют с CO

  • Составьте УХР.

Уровень В

Напишите уравнения реакций . Определите вещество Х

  • CaCO3 -> Х -> CO -> Х -> CaCO3

Ответьте на вопросы:

  • 1. В вулканической зоне близ Неаполя находится "собачья пещера". Страшная тайна долгое время будоражила воображение местного населения. Ответим на вопрос, прозвучавший в начале урока.

  • 2. Лаборант нашей школы не уважает углекислый газ за то, что из-за него баночки с растворами щелочей невозможно открыть после школьных каникул. Объясните - почему лаборант обвиняет в этом углекислый газ?

Корректирует ответы.

Организует просмотр видео фрагмента: Получение и свойства CO2

Обсуждение результатов - запись уравнений реакций.

Регулятивные: контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.

Познавательные: владение химическим языком.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, пользуясь химическим языком.

VI. Самостоятельная работа

Организует деятельность по применению знаний в новых ситуациях (тестовая работа с взаимопроверкой).

Посмотрите внимательно на свои записи. Проверить и оценить свои знания, полученные на уроке, вы сможете, выполнив тестовую работу. (СЛАЙД № )

На тест отводится 4 минуты. Предлагается 2 вариант теста. После чего обучающиеся, сидящие за одной партой, проверяют друг друга.

Варианты ответов проецируются на экран:

Оценки: «5»- нет ош.; «4»- 1-5 ош.; «3»-6-9 ош.

Читают и выполняют тестовое задание.

Тест по теме: «Оксиды углерода (II и IV). »

Выберите из предложенных утверждений те, которые справедливы:

I вариант: - для угарного газа (CO)

II вариант: - для углекислого газа (СО2)

1. Бесцветный газ, без запаха.

2. Газообразный при обычных условиях.

3. Ядовит.

4. Не ядовит.

5. Хорошо растворим в воде.

6. Плохо растворим в воде.

7. Газ легче воздуха.

8. Газ тяжелее воздуха.

9. Проявляет кислотные свойства.

10. В молекуле 3-я связь образуется по донорно - акцепторному механизму.

11. Соединяется с гемоглобином крови.

12.Степень окисления углерода +2.

13.Степень окисления углерода +4.

14. В реакциях может быть и окислителем, и восстановителем.

15. В реакциях может быть только окислителем.

16. При пропускании через известковую воду наблюдается помутнение.








:

Регулятивные: планирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; оценка - выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; моделирование (знаково-символическое); анализ объектов с целью выделения признаков; индукция; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка его действий.

VII. Рефлексия деятельности. Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия)

Предлагает составить синквейн на темы: «Угарный газ» и «Углекислый газ» (ПО ВЫБОРУ ПАРЫ)

  1. Существительное (заголовок).

  2. Прилагательное.

  3. Глагол.

  4. Фраза, несущая смысл.

  5. Существительное (вывод, резюме).

Обучающиеся составляют синквэйн, работая в парах, пользуясь учебником и таблицей..

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической формами речи

VIII. Домашнее задание.

Изучить параграф в учебнике

Дома посмотрите содержимое аптечки, ванной комнаты, кухни и найдите предметы бытовой химии, содержащие в своём составе СО2 и другие соединения углерода. Заполнить таблицу до конца. П.30.

Заполнить


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Оргмомент

(Цель: создать мотивацию к учебной деятельности)

Создание проблемной ситуации

(Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели)

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, проверка оборудования. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.

На учительском столе представлена коллекция предметов из различных веществ: глиняная ваза, бутылка с газированной водой, сережка с рубином, стакан с водой.

-Почему предметы собраны вместе? Что их объединяет с химической точки зрения?

- Подсказка. Обратите на оборудование на столе и задание к лабораторному опыту. Какие вещества мы будем изучать на уроке?

К веществам из коллекции вернемся позже.

- Эти вещества являются сложными по составу.

- Оксиды.

2. Этап целеполагания на уроке (Цель: формирование у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели на урок)

-Назовите тему сегодняшнего урока?

-Оксиды.

3. Лабораторный опыт

(освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей)

Сейчас мы выполняем лабораторный опыт по карточкам в группах.

Приложение 1.

Учащиеся заполняют таблицу : агрегатное состояние, цвет оксидов.

4. Этап «Открытие нового знания»

Работа в группах. Отвечаем на вопросы.

1)Оксиды это сложные вещества?

2) В чем различия в свойствах оксидов?

3) В чем различия в составе оксидов?

4) В чем сходство?

5) Будут ли эти вещества относиться к оксидам: Na2CO3-карбонат натрия, H2SO4-серная кислота, KOH- гидроксид калия. Почему?

6) Будут ли эти вещества относиться к оксидам: NaF-фторид натрия, MgS- сульфид магния? Почему?

7) Сформулируем определение оксидов, ответив на 3 вопроса.

а) какие вещества по составу?

б) сколько элементов в составе?

в) какой элемент обязательно входит в состав оксидов?

Оксиды - это …

г) вывести общую формулу оксидов по составленному определению.

Учащиеся записывают ответы в тетрадь.

5. Первичная проверка усвоения нового материала

1) Какое из двух веществ можно отнести к оксидам: а) N2O3или Ca3N2 б) Ca(OH)2 или CaO? Ответ мотивируйте.

2) Поиграйте в «крестики - нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов. Приложение 2.

3)Выпишите в столбик из перечня химических формул веществ формулы оксидов:

SO3, Ca(OH)2, FeO, H2O, H2CO3, KOH, P2O5, CO2, FeCl3, P2O3, H2SO4.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

6. Этап «Открытие нового знания»

Работа в группах.

Назовите оксиды: NO, N2O3, CaO. Для этого необходимо составить алгоритм . Используем текст § 17 стр. 89.

Учащиеся составляют алгоритм:

Оксид + название элемента в родительном падеже (степень окисления в случае ее переменности)

7. Первичная проверка усвоения нового материала.

Назовите выписанные оксиды из задания № 3.

Сообщение учащихся о составе вещества, из которых состоят предметы из коллекции. Приложение 3.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях.

Сообщения : глина, вода, рубин, углекислый газ.

8. Вторичная проверка усвоения нового материала.

Для проверки понимания изученного выполнить тест в течение трёх минут. Приложение 4.

9. Подведение итогов. Рефлексия. (Цель: формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия)

- Что нового вы узнали сегодня об оксидах?
- Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?
- Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.

Я понял, что …
Я научился …
Мне необходимо …

Учащиеся отвечают на вопросы.

10. Домашние задание.

- прочитать текст параграфа 18 (Химия: Учебник для 8 класса средней общеобразовательной школы/ Габриелян О. С. - 11-е изд. - М.: Дрофа, 2008г.);
- ответить на вопрос № 6 (устно);
- выполнить упражнения письменно:

№ 1- выписать оксиды металлов и неметаллов;

№ 5- выписать из текста формулы оксидов и дать названия.

Приложение 1

Лабораторный опыт: « Физические свойства оксидов»

Задание №1: экспериментально опишите свойства оксидов. Заполните таблицу.

Название и состав (химическая формула)

цвет

Агрегатное состояние (твердое, жидкое, газообразное)

оксид меди (II) Cu+2O-2

оксид магния Mg+2O-2

оксид углерода (IV) C+4O2-2

Оксид водорода (Вода) H2O-2



Приложение 2.

Поиграйте в «крестики - нолики». Покажите выигрышный путь, который составляют формулы оксидов.

HCl

NaOH

SO2

O2

Al2O3

Li2S

FeO

H2CO3

NaBr

Приложение 3.

  1. Вода́ (оксид водорода) - прозрачная жидкость, не имеющая цвета (в малом объёме), запаха и вкуса. Химическая формула: Н2O. В твёрдом состоянии называется льдом или снегом, а в газообразном - водяным паром. Около 71 % поверхности Земли покрыто водой (океаны, моря, озёра, реки, лёд на полюсах).

  2. Натуральный рубин - самый дорогой драгоценный камень в мире. Всё потому, в природе очень редко встречаются совершенные рубины ещё и больших размеров. Рубин - разновидность корунда. Химическая формула Al2O3

  3. Углекислый газ (Оксид углерода(IV) ) - CO2, газ без цвета, обладает кислым запахом и вкусом (что используется в производстве газированной воды), растворим в воде, при сильном охлаждении кристаллизуется в виде белой снегообразной массы - «сухого льда». При атмосферном давлении он не плавится, а испаряется, температура сублимации −78 °С. Углекислый газ образуется при гниении и горении органических веществ. Содержится в воздухе и минеральных источниках, выделяется при дыхании человека, животных и растений. Мало растворим в воде (1 объём углекислого газа в одном объёме воды при 15 °С).

  4. Глина - широко распространенная горная порода. Состав глины. Во всех сортах природной глины всегда содержатся: а) глинозем, т. е. окcид алюминия Al2O3; б) кремнезем или оксид кремния(IV) SiO2; в) гидратная вода, Н2O, как вещество удаляемое после выслушивания при прокаливании. Из глиняного теста делают различные изделия - кувшины, кринки, горшки, миски и т. п., которые после обжига становятся совершенно твердыми и не пропускают воду. Кирпичные заводы вырабатывают из глины строительные кирпичи, также обладающие большой механической прочностью. Это указывает еще на одно важное свойство глины - ее способность твердеть после обжига, давая материал, не размокающий в воде и непроницаемый для нее.

Приложение 4.

Тест по теме: «Оксиды».

  1. Общая формула оксидов.

А) ЭxОy Б) ЭхНу В) ЭхНуОz

2. Ряд формул, в котором все вещества оксиды:

А) ZnO, ZnCl2, H2O Б) CaO, NaOH, NH3 В)SO3, MgO, CuO

3. Оксид марганца (IV) имеет формулу

А)Mn2O7 Б) MnO2 В) MnF4

4. . Установите соответствие между формулой оксида и названием

Формула оксида Название оксида

  1. NO А) оксид азота (II)

  2. N2O3 Б) оксид азота (IV)

  3. NO2 В) оксид азота (III)

Г) оксид азота (V)



Прикрепленный файл



© 2010-2022