Внеклассное мероприятие: В гостях у сказки

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

НЕДЕЛЯ ХИМИИ. Мероприятие для учащихся начальной школы

«В гостях у сказки»


Цели: опираясь на знания учащихся, способствовать формированию умений применять

Знания и использовать их на практике; продолжить развитие творческих способностей,

учеников, используя научную и научно - популярную литературу, расширять границы позна

н ия, познакомить с достижениями современной химической науки. Осуществить первое зна

комство с химией для учеников начальной школы. Стимулировать интерес учащихся к

химической науке.




Оборудование: химические реактивы и посуда для проведения опытов.

Оформление: класс украшается стенгазетами, лозунгами, готовятся костюмы для участ-

ников мероприятия.

Задачи мероприятия: познакомить учеников младших классов с незнакомой еще пока для

них наукой - химией, заинтересовать их значением и перспективами химической науки,

удивить возможностями, через демонстрацию опытов.


^ Действующие лица:

Ведущий (учитель химии)

Алхимик

Девятиклассники

Мальвина

Красная Шапочка

Буратино

Почтальон Печкин.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня вы познакомитесь с замечательной на

укой, имя которой Химия. Каждый из вас в детстве любил читать сказки, в которых мо

гущественные феи и добрые волшебники совершают удивительные чудеса. Каждому из

нас хоть раз в жизни хотелось ощутить на себе силу волшебства и самому побывать в

роли волшебника. Но, увы…

Значит ли это, что чудес в жизни не бывает? Отнюдь нет! Наука - вот истинная волшеб

ница наших дней. И среди всех наук, творящих чудеса, особенно выделяется химия. Ее

часто называют доброй волшебницей. Она позволяет человеку получать из природного

сырья вещества одно чудесней и удивительней другого, такие вещества, которые не

встретишь в природе, но они необходимы человеку.

Малыши получают при помощи химии яркие игрушки, школьники - все школьные при

надлежности. Без химии нельзя выплавить металл, построить корабль, сделать автомо

биль, обеспечить чистоту и уют в доме, поддерживать здоровье. Химия превращает уголь

в краски и лекарство, нефть - в топливо и бензин, древесину - в бумагу и искусствен

ные волокна.

Каждый из вас, сам того не подозревая, ежедневно осуществляет химические реакции,

даже не выходя из дома: зажигает спички и газ, приготавливает пищу. Да и сам челове

ческий организм - большая «химическая фабрика», в которой происходит множество

химических реакций.

Сегодня состоится ваше первое знакомство с химией.


^ Лаборатория. За столом сидит алхимик.

Ученик. Это и есть лаборатория доктора алхимии?.

Алхимик. Что привело вас в эту скромную обитель науки? Чем могу быть вам полезен?

Ученик. Нас привела сюда слава о ваших научных подвигах, доктор. Я и мои друзья хо

тим познакомиться с вами и с вашими чудесными достижениями.

Алхимик. Людская молва преувеличивает мою славу, юноша! Я лишь скромный служи

тель моей действительно великой науки. Не будем, однако, терять времени. Какие имен

но вопросы интересуют тебя и твоих юных друзей?

^ Ученик. Скажите, что это за палочка у вас в руках?

Алхимик. О! Это замечательная палочка! С ее помощью я могу превратить воду в вино и

творить много других чудес.

^ Ученик. Воду в вино? Так я вам и поверил!

Алхимик. Ты осмелился не верить мне - доктору алхимии, которого знает весь мир.

(превращает волшебной палочкой воду в вино). И теперь не веришь?

^ Ученик (беря стакан, нюхая). Вином пахнет.

Алхимик. (забирая стакан). Ты, я вижу, не прочь попробовать его и на вкус! Сейчас мы

приготовим из воды подходящий для тебя напиток. (Превращает воду в молоко).

Алхимик. А сейчас я опять превращу это молоко в воду. Моя волшебная палочка

может воду не только в вино и молоко превращать, а и в спички. Может быть, вы и в

этом сомневаетесь?

^ Ученик. Я, наверное, очень хотел бы увидеть это своими глазами.

Алхимик. Нет ничего легче, юноша. ( Опыт « Воспламенение костра»).

Ученик. Чудеса, просто глазам не верится!

Алхимик. Сомневаетесь ли вы теперь, что вода может служить и вместо спичек?

Ученик. Все это замечательно, но нас больше интересует другое … Мы, хотели бы

узнать, действительно ли алхимики могут делать золото? Мы читали об этом в одной

книжке и очень сомневаемся.

Алхимик. Тем не менее, друзья мои, это возможно. Вы видите перед собой человека,

который посвятил тайне приготовления золота всю жизнь и вырвал эту тайну у приро

ды Я, доктор алхимии, умею делать золото!

^ Ученик. Покажите нам, как это делается! Мы никому не откроем вашего секрета!

Алхимик. Это совершенно невозможно, юноша. Тайна эта столь велика, что я могу

сказать о ней только своему ученику, да и то только перед самой смертью. Если хотите

, я могу показать вам, как делается серебро.

Ученики. Покажите, покажите!

Алхимик. Хорошо! Сделаем серебро из меди. Чтобы не было сомнений, попрошу вас

дать мне что - либо медное.

Ученик. Нашел. Вот. Годится!

Алхимик превращает медь в серебро и передает монетку обратно ученику. На переднем

плане появляется новый персонаж - Мальвина.

Мальвина. Здравствуйте, добрый волшебник! Ой, у тебя гости! А у меня случилась бе

да!

Алхимик. Мои гости - ученики школы. Они вместе со мной выслушают тебя. Садитесь, ребята.

Ну, рассказывай о своей беде.

Мальвина. Этот противный мальчишка Буратино разбил бутылочку, в которой была марган

цовка, и, убирая ее со стола, я испачкала себе руки, теперь никак не могу их отмыть. Скоро

придут мои друзья, а у меня все руки в коричневых пятнах. Помогите мне, пожалуйста.

Алхимик. Конечно, я помогу твоему горю.

Наливает в кристаллизатор приготовленный раствор и предлагает Мальвине окунуть в него

ру ки и хорошенько помыть.

Мальвина. Ах, спасибо! Смотрите: руки совсем чистые. Спасибо вам, добрый волшебник! До

свидания!

Появляется Красная Шапочка, в руках она держит две склянки с бесцветными жидкостями.

^ Красная Шапочка. Здравствуй, добрый волшебник! У меня две склянки с кислотами. Мама

уверяет, что одна из них уксусная, а другая муравьиная. Но я не знаю, где какая! А мне нужно

отнести муравьиную кислоту моей больной бабушке. Помогите мне, пожалуйста!

Алхимик. Это очень легко сделать. Уксусная кислота отличается от всех кислот тем, что ее

пары горят. (Наливает в две пробирки по 5-6 мл каждой кислоты. Нагрев их на спиртовке до

кипения, поджигает выделяющиеся пары с помощью длинной лучинки.) В одной из пробирок

пары кислоты горят красивым голубым пламенем - это уксусная кислота. Вторая кислота - му

равьиная, так как ее пары не зажглись, а раствор перманганата калия, прилитый в пробирку с

этой кислотой обесцветился. Скажи своей маме, что химия иногда может оказать услугу и

домашней хозяйке. А муравьиную кислоту скорее неси бабушке, пусть она поправляется.

^ Красная Шапочка. Спасибо вам, добрый волшебник!

Выходит Буратино с огромным дневником, в котором видна большая жирная двойка, показыва

ет его волшебнику.

Буратино. Уважаемый ученый, помогите и мне вывести эти « пятна».

Алхимик. В данном случае, Буратино, химия бессильна. Такие пятна могут быть выведены

только пятерками и четверками, а для этого нужно серьезнее готовить уроки дома и быть очень вни

внимательным на занятиях.

Появляется почтальон Печкин. На плече у него большая сумка с письмами, и один конверт

Печкин держит в руке.

Печкин. Только сейчас получил письмо, но в конверте оказался лишь чистый лист бумаги. Что

это такое? Кто устроил такую шутку? А может, это тайнопись?

Пожалуйста, помогите мне в этом деле!

Алхимик. Разрешите посмотреть письмо. (Нагревает листок над спиртовкой и читает проявив

шийся текст). « Дорогая волшебница Химия! Благодарим вас за интересное представление

. Желаем дальнейших успехов».

^ Ведущий:

- Дорогие ребята! Сегодня вы познакомились с замечательной наукой, которую по праву можно

назвать доброй волшебницей! Через несколько лет вы будете изучать ее по школьной програм

ме, надеюсь, постижение этой науки для вас будет так же интересно, как и увиденный сегодня

вами небольшой спектакль!


^ Приложение. Описание опытов.

1. Опыт « Получение вина и молока». В стакан наливаем щелочь. Стеклянной палочкой, смо

ченной в фенолфталеине, размешиваем щелочь- раствор становится малиновым («вино»).

Для получения «молока» в один стакан наливаем щелочь, а из другого стакана приливаем раст

вор хлорида кальция - раствор становится белым («молоко»). Для получения вновь прозрачного

ра створа (« вода») добавляем в «молоко» соляную кислоту.


2.Опыт « Воспламенение костра». В фарфоровую чашку насыпаем смесь из равных частей

бертолетовой соли и сахарной пудры, маскируем ее древесными стружками. Ставим фарфоро

вую чашку на лист жести. При помощи стеклянной палочки капаем на смесь концентрирован

ной серной кислотой - « костер» ярко вспыхивает.


3. Опыт «Серебрение монет». В растворе азотной кислоты нужно растворить оксид ртути(2).

В полученный раствор пинцетом осторожно опускаем медную монетку. После образования

рав номерного « серебряного» слоя монетку промываем в чашке с водой.


4. Руки Мальвины отмываем 10% раствором щавелевой кислоты. Письмо пишем разбавлен-

ной серной кислотой. При нагревании вода испарилась, а серная кислота обуглила бумагу-

написан ные буквы почернели , появился текст.




© 2010-2022