Рабочая программа по химии 8 класса 68 часов 2015-2016 учебный год

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по химии 8 -х классов (70 часов) учителя Хекало Н.С.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089 « Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования», Письмом МО РО от 08.08. 2014 «О примерном порядке утверждения и примерной структуре рабочих программ учителя», а также в соответствии с учебным планом ГКООУ РО санаторной школы-интерната № 28 из расчёта 70 часов (2 часа в неделю) и является программой базового уровня. За основу рабочей программы взята Примерная программа по химии основного общего образования и авторская программа О.С Габриеляна для 8 класса общеобразовательных учреждений, разработанная в соответствии с выше указанным приказом Министерства образования и науки РФ.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Габриелян О.С. Химия. 8 кл. : учеб. для общеобразоват. Учреждений.

М.: Дрофа, 2013.

Габриелян, О.С. Химия. 8 кл. : рабочая тетрадь / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2010.

Габриелян, О.С. Химия. 8-9 кл. : методическое пособие / О.С. Габриелян, А.В. Купцова. - М.: Дрофа, 2013.

Габриелян, О.С. Химия. 8 кл. : настольная книга для учителя / О. С. Габриелян, Н. П. Воскобойникова, А. В. Яшукова. - М.: Дрофа, 2011.

Габриелян, О.С. Химия. 8 кл. : контрольные и проверочные работы / О.С. Габриелян и др. - М.: Дрофа, 2013.

Габриелян, О.С., Т.В. Смирнова, С.А. Сладков. Химия. 8 - 9 кл. : химия в тестах, задачах, упражнениях. - М.: Дрофа, 2014.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования учащиеся овладеют такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу, ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме этого, учащиеся овладеют приемами, связанными с определением понятий: описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении химии в основной школе учащиеся овладеют учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Предлагаемая программа по химии раскрывает вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования и определяет важнейшие содержательные линии предмета:

• «вещество» - знание о составе и строении веществ, их свойствах и биологическом значении;

• «химическая реакция» - знание о превращениях одних веществ в другие, условиях протекания таких превращений и способах управления реакциями;

• «применение веществ» - знание и опыт безопасного обращения с веществами, материалами и процессами, необходимыми в быту и на производстве;

• «язык химии» - оперирование системой важнейших химических понятий, знание химической номенклатуры, а также владение химической символикой (химическими формулами и уравнениями).


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В процессе освоения программы курса химии для основной школы учащиеся овладевают умениями ставить вопросы, наблюдать, объяснять, классифицировать, сравнивать, проводить эксперимент и интерпретировать выводы на его основе, определять источники химической информации, получать и анализировать ее, а также готовить на этой основе собственный информационный продукт, презентовать его и вести дискуссию.

Программа не ставит задачу профессиональной подготовки учащихся, тем не менее позволяет им определиться с выбором профиля обучения в старшей школе.

Базисный учебный план на изучение химии в 8 классе отводит 2 учебных часа в неделю, 68 часов в год.


ОСНОВНЫЕ ИДЕИ КУРСА


• материальное единство веществ естественного мира, их генетическая связь;

• причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами, получением и применением веществ;

• познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;

• объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактологического материала химии элементов;

• конкретное химическое соединение как звено в непрерывной цепи превращений веществ, участвующее в круговороте химических элементов и химической эволюции;

• объективность и познаваемость законов природы; знание законов химии позволяет управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды от загрязнения;

• взаимосвязанность науки и практики; требования практики -движущая сила развития науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;

• развитие химической науки и химизация народного хозяйства служат интересам человека и общества в целом, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.

Эти идеи реализуются путем достижения следующих целей:

формирование у учащихся химической картины мира как органической части его целостной естественнонаучной картины;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения ими химической науки и ее вклада в современный научно-технический прогресс;

формирование важнейших логических операций мышления (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и др.) в процессе познания системы важнейших понятий, законов и теорий о составе, строении и свойствах химических веществ;

воспитание убежденности в том, что применение полученных знаний и умений по химии является объективной необходимостью для безопасной работы с веществами и материалами в быту и на производстве;

проектирование и реализация выпускниками основной школы личной образовательной траектории: выбор профиля обучения в старшей школе или профессионального образовательного учреждения;

овладение ключевыми компетенциями (учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными).

Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Дети с ограниченными возможностями проводят несложные операции с подручными веществами,которые используются в быту вместе с родителями или виртуально, под руководством учителя.Эксперимент позволяет сформировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, научить их безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.

Практические работы служат средством закрепления умений и навыков.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ХИМИИ В 8 КЛАССЕ

Введение

Предмет химии. Методы познания в химии: наблюдение, эксперимент, моделирование. Источники химической информации, ее получение, анализ и представление его результатов.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Роль отечественных ученых в становлении химической науки - работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Проведение расчетов массовой доли химического элемента в веществе на основе его формулы.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы. Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Демонстрация. Презентация «Русские химики».

Лабораторные опыты. 1. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги. 2. Составление коллекция из изделий из стекла (для девочек). 3. Составление коллекции изделий на основе алюминия (для мальчиков). 4. Признаки химических явлений при нагревании медной проволоки на огне и при взаимодействии мела с уксусной кислотой.

Тема 1. Атомы химических элементов

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны, нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома - образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома - образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных уровней атомов химических элементов малых периодов. Понятие о завершенном электронном уровне.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов - физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента, образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах. Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи. Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ.

Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Ковалентная полярная связь. Понятие о валентности как свойстве атомов образовывать ковалентные химические связи. Составление формул бинарных соединений по валентности. Нахождение валентности по формуле бинарного соединения.

Взаимодействие атомов металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (различные формы).

Тема 2. Простые вещества

Положение металлов и неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важнейшие простые вещества - металлы (железо, алюминий, кальций, магний, натрий, калий). Общие физические свойства металлов.

Важнейшие простые вещества-неметаллы, образованные атомами кислорода, водорода, азота, серы, фосфора, углерода. Молекулы простых веществ-неметаллов - водорода, кислорода, азота, галогенов. Относительная молекулярная масса.

Способность атомов химических элементов к образованию нескольких простых веществ - аллотропия. Аллотропные модификации кислорода, фосфора, олова. Металлические и неметаллические свойства простых веществ. Относительность этого понятия.

Число Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объем газообразных веществ. Кратные единицы измерения количества вещества - миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объемы газообразных веществ.

Расчеты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «число Авогадро».

Демонстрации. 1. Презентация «Количество вещества и молярная масса». 2. Некоторые металлы и неметаллы с количеством вещества 1 моль.

3. Молярный объем газообразных веществ.

Тема 3. Соединения химических элементов

Степень окисления. Сравнение степени окисления и валентности. Определение степени окисления элементов в бинарных соединениях. Составление формул бинарных соединений, общий способ их названий.

Бинарные соединения металлов и неметаллов: оксиды, хлориды, сульфиды и пр. Составление их формул.

Бинарные соединения неметаллов: оксиды, летучие водородные соединения, их состав и названия. Представители оксидов: вода, углекислый газ, негашеная известь. Представители летучих водородных соединений: хлороводород и аммиак.

Основания, их состав и названия. Растворимость оснований в воде. Представители щелочей: гидроксиды натрия, калия и кальция. Понятие об индикаторах и качественных реакциях.

Кислоты, их состав и названия. Классификация кислот. Представители кислот: серная, соляная, азотная. Понятие о шкале кислотности (шкала pH). Изменение окраски индикаторов.

Соли как производные кислот и оснований, их состав и названия. Растворимость солей в воде. Представители солей: хлорид натрия, карбонат и фосфат кальция.

Аморфные и кристаллические вещества.

Межмолекулярные взаимодействия. Типы кристаллических решеток. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток.

Чистые вещества и смеси. Примеры жидких, твердых и газообразных смесей. Свойства чистых веществ и смесей. Их состав.

Массовая и объемная доли компонента смеси. Расчеты, связанные с использованием понятия «доля».

Демонстрации.

  1. Презентации: а) «Оксиды -1», б) «Оксиды -2», в) «Кристаллические решётки».

  2. Природные кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах.

  3. Универсальный индикатор и изменение его окраски в различных средах.

  4. Шкала pH.

Лабораторные опыты. 1. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами

Понятие явлений, связанных с изменениями, происходящими с веществом.

Явления, связанные с изменением кристаллического строения вещества при постоянном его составе, физические явления. Физические явления в химии: дистилляция, кристаллизация, выпаривание и возгонка веществ, фильтрование и центрифугирование.

Явления, связанные с изменением состава вещества, химические реакции. Признаки и условия протекания химических реакций. Выделение теплоты и света - реакции горения. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях.

Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций.

Расчеты по химическим уравнениям. Решение задач на нахождение количества, массы или объема продукта реакции по количеству, массе или объему исходного вещества. Расчеты с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содержит определенную долю примесей.

Реакции разложения. Представление о скорости химических реакций. Катализаторы. Ферменты. Реакции соединения. Каталитические и не каталитические реакции, обратимые и необратимые реакции. Реакции замещения. Ряд активности металлов, его использование для прогнозирования возможности протекания реакций между металлами и кислотами, реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими металлами. Реакции обмена. Реакции нейтрализации. Условия протекания реакций обмена в растворах до конца.

Типы химических реакций на примере свойств воды. Реакция разложения - электролиз воды. Реакции соединения - взаимодействие воды с оксидами металлов и неметаллов. Условие взаимодействия оксидов металлов и неметаллов с водой. Понятие «гидроксиды». Реакции замещения - взаимодействие воды с металлами. Реакции обмена - гидролиз веществ.

Демонстрации. Презентация «Растворы».

Практические работы .

№ 1. Наблюдение физических явлений: а) плавление парафина; б) растворение окрашенных солей; в) диффузия душистых веществ с горящей лампочки накаливания малой мощности.

№ 2. Наблюдение за химическими явлениями:

а) замещения меди в растворе хлорида меди (II) или сульфата меди (||) железом; б) взаимодействия разбавленных кислот с металлами (железом, медью, алюминием.

в) прокаливание меди в пламени газовой плиты или спиртовки.

№ 3. Приготовление раствора сахара или поваренной соли и расчет их массовой доли в растворе.

Тема 5. Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции

Растворение как физико-химический процесс. Понятие о гидратах и кристаллогидратах. Растворимость. Кривые растворимости как модель зависимости растворимости твердых веществ от температуры. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Значение растворов для природы и сельского хозяйства.

Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты. Механизм диссоциации электролитов с различным характером связи. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты.

Основные положения теории электролитической диссоциации. Ионные уравнения реакций. Реакции обмена, идущие до конца.

Классификация ионов и их свойства.

Кислоты, их классификация. Диссоциация кислот и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Молекулярные и ионные уравнения реакций. Взаимодействие кислот с металлами. Электрохимический ряд напряжений металлов. Взаимодействие кислот с оксидами металлов. Взаимодействие кислот с основаниями - реакция нейтрализации. Взаимодействие кислот с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств кислот.

Основания, их классификация. Диссоциация оснований и их свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие оснований с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств оснований. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.

Соли, их диссоциация и свойства в свете теории электролитической диссоциации. Взаимодействие солей с металлами, особенности этих реакций. Взаимодействие солей с солями. Использование таблицы растворимости для характеристики химических свойств солей.

Обобщение сведений об оксидах, их классификации и свойствах.

Генетические ряды металла и неметалла. Генетическая связь между классами неорганических веществ.

Окислительно-восстановительные реакции.

Определение степеней окисления для элементов, образующих вещества разных классов. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Свойства простых веществ - металлов и неметаллов, кислот и солей в свете окислительно-восстановительных реакций.

Демонстрации. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. Зависимость электропроводности уксусной кислоты от концентрации.


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

1

Печатные пособия

1.1.

Примерная программа по химии 8 класс. М. Просвещение. 2011.

1.2.

Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М., Дрофа.2010.

1.3.

М.Г. Снастина. Тестовые тематические контрольные работы. 8 класс. М.,Академкнига/учебник. 2010.

1.4.

А.А. Каверина, Р.Г. Иванова, Д.Ю. Добротин. Химия. Планируемые результаты. Система заданий 8-9 классы. М., Просвещение. 2013.

1.5.

И.Г. Хомченко. Сборник задач и упражнений по химии. Для средней школы. М., Новая волна. 2012.

1.6.

Занимательные задачи по химии. Под редакцией Н.Е. Дерябиной. М., ИПО «У Никитских ворот».2010.

1.7.

Дерябкина Н.Е. Минисправочник школьника Неорганическая химия в реакциях.

1.8.

Дерябкина Н.Е. Неорганическая химия в упражнениях и задачах. Учебное пособие. М., ИПО «У Никитских ворот». 2012.

1.9.

М.Ю. Горковенко. Подробный разбор заданий из учебника химии автора О.С. Габриеляна. 8 класс. М., «Вако». 2009.

1.10.

Габриелян О.С., А.В. Яшукова. Химия. Рабочая тетрадь к учебнику О.СО Габриеляна «Химия. 8 класс. Базовый уровень». М.,Дрофа. 2010

1.11.

Габриелян О.С., Т.В. Смирнов., С.А. Сладков. Химия в тестах, задачах, упражнениях к учебнику О.С. Габриеляна. М., Дрофа. 2014.

1.12.

А.Ф. Аспицская., И.М. Титов. Проверь свои знания по химии. М., Издательский центр «Вентана-Граф». 2006.

1.13.

Е.В. Савинкина, Г.П. Логинова. Химия в таблиццах. 8-11 классы. Справочные материалы. АСТ. Астрель. Полиграфиздат. М., 2010.

1.14.

Е.В. Савинкина, Г.П. Логинова. Химия 8-11 классы. Полный школьный курс в 120 таблицах. М., «АСТ-ПРЕСС».2000.


1.15.

Г.В. Пичугина. Ситуационные задания по химии. 8-11 классы. М., «ВАКО».2014.

1.16.

А.А. Журин, Н.А.Заграничная. Химия. Межпредметные результаты обучения. 8-11 классы. М., «ВАКО». 2014.

1.17.

100 таблиц по химии.

1.18

1.19. А.Н. Подавалов. Тетрадь- практикум по химии. 8-9 классы. Газета «Первое сентября № 17 и 18. 2006 г.

1.19.

О.В. Ушакова. Своя игра. Химия. Всё для учителя! № 7 июль 2011г.

1.20.

Периодическая таблица Д.И. Менделеева.

1.21.

Таблица «Растворимость кислот, оснований и солей в воде»

1.22.

Электрохимический ряд напряжений металлов.

1.23.

Таблица «Электроотрицательность химических элементов»

1.24.

Р.П. Суровцева, С.В. Софронов. Задания для самостоятельной работы по химии. 8 класс. М., Просвещение. 1993.

2

Экранно-звуковые пособия

2.1.1-2.1.39

Видеофильмы ( см. филмотеку 8-х классов).

2.2.1-2.2.25

Виртуальная образовательная лаборатория virtulab.net/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=57&Itemid=108&limitstart=20

3

Технические средства обучения

3.1.

Компьютер.

3.2

Сканер.

3.3.

Принтер


4

Цифровые образовательные ресурсы

4.1.

ИАДМ «Химия для гуманитариев». Элективный курс.

4.2.

ИАДМ «Химия для всех ХХ1. Химические опыты со взрывами и без»

4.3.

ИАДМ «Химия 8-11 классы». Тренажёры.

4.4.

ucheba.com

4.5.

class.home-edu.ru/

4.6.

1september.ru

4.7.

Википедия. Словарь- энциклопедия. ru.wikipedia.org/wiki/

4.8.

sckool-cjllection.edu.ru/catalog

4.9.

openclass.ru

5.

Презентации учителей и учеников.

14




Учебно-тематический план


Тема

Количество часов

I

Введение.

6

II

Атомы химических элементов.

10

III

Простые вещества.

8

IV

Соединения химических элементов.

13

V

Изменения, происходящие с веществами.

13

VI

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и окислительно-восстановительные реакции.

17

VII

Итоговое повторение.

3

Итого

70

График выполнения практических и контрольных работ.

Тема

Вид работы

№ урока

1

Атомы химических элементов

Контрольная работа № 1

16

2

Простые вещества

Самостоятельная работа

24

3

Соединения химических элементов

Практическая работа № 1 «Наблю дение за физическими явлениями»

33

4

Соединения химических элементов

Практическая работа № 2 «Очист- ка загрязнённой поваренной соли»

35

5

Соединения химических элементов

Практическая работа № 3 «Приго - товление раствора и расчёт массо- вой доли веществ в растворе»

36

6

Соединения химических элементов

Контрольная работа № 2

37

7

Изменения, происходящие с веществами

Практическая работа № 4 «Наблю- дения за химическими явлениями»

38

8

Изменения, происходящие с веществами

Контрольная работа № 3

50

9

Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена.

Контрольная работа № 4

62



© 2010-2022