- Преподавателю
- Химия
- Конспект урока на тему «Химические свойства оснований»
Конспект урока на тему «Химические свойства оснований»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ильина Е.Ф. |
Дата | 11.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Преподаватель химии Ильина Е.Ф.
Конспект урока на тему «Химические свойства оснований»
Цель: Создание условий для развития навыков исследовательской деятельности при изучении
темы химические свойства оснований.
Задачи урока.
Образовательная:
расширить знания об оксидах, гидроксидах, щелочах, кислотах, индикаторах;
совершенствовать умение экспериментальной работы, оформления результатов, умения делать
выводы; совершенствование наблюдательной деятельности, умения применять полученные
знания на практике.
Развивающая: развитие научно познавательного интереса к предмету, мышления, творческих
навыков, умения работать в парах, умения давать самооценку и делать выводы.
Воспитательная задача: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости
окружающего мира, самостоятельности, творческого отношения к учебе, повышение
самооценки.
Метод обучения: словесный и сопутствующие ему практический и наглядный.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах (выполнение практической
работы)
Планируемый результат:
личностные: формирование мировоззренческого понятия о познаваемости окружающего мира,
самостоятельности, творческого отношения к учебе, повышение самооценки.
предметные:
умеют составлять уравнения химических реакций;
знают признаки классификации оснований;
знают реакции, характерные для оснований.
умеют пользоваться таблицей растворимости;
умеют пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов;
решают экспериментальные задачи по данной теме.
метапредметные:
познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение информации, умения писать уравнения,
устанавливать причинно-следственной связи;
регулятивные: ставить учебную цель и задачи, составлять план работы, сличать способ действий
результата с эталоном; осознавать качество и уровень выполненной работы (усвоение), осознавать
степень достижения результата
Коммуникативные: навыки исследовательской деятельности;
совместно планировать работу в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации.
Требования к учителю: организовывать, направлять, корректировать деятельность учащихся
Оборудование и реактивы: штатив для пробирок, пробирки пронумерованные №1,№2,№3,
индикаторная бумага, универсальная индикаторная бумага, лакмус, фенолфталеин, метилоранж,
стеклянная палочка, стаканы 3 штуки, раствор щелочи, вода, соляная кислота, сульфат меди(II),
спиртовка, спички, держатель для пробирок.
Риск: нехватка времени, т.к учащиеся с различной скоростью могут выполнять практическую работу.
Чётко проговорить и контролировать выполнение лабораторной работы
.
Методические пособия для учителя
-
Курс химии для профессионально-технического образования /О.С. Габриелян - 2-е Изд. И доп.-М.: Дрофа, 2008
.
-
Контрольные и проверочные работы. . к учебнику О.С.Габриеляна - М.: Дрофа 2008
3. Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Введенская А.Г. Химия В 2 ч. Ч.2: Настольная книга учителя- М.: Дрофа, 2009.
4 .Габриелян О,С , Рунов Н.Н. Химический эксперимент в школе 8-11 кл. - - М.: Дрофа 2010
-
Габриелян О.С., Остроумов И.Г. Общая химия в тестах, задачах, упражнениях.
Этап урока
Время
Развитие УУД
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы работы
Продукт деятельности
Организационно-
мотивационный
1мин
Психологический настрой учащихся на урок
Включается в процесс целеполагания, понимает и принимает требования учителя,
Фронтальная
Готовность учащихся к уроку
Актуализация опорных знаний и умений
7 мин
Познавательные:
Организовать повторение основных понятий, которые потребуются на данном уроке химический диктант:1вещества состоящие из двух химических элементов ,один из которых кислород.2как называют соединения металлов с серой.3как называют соединения металлов с азотом 4латинское название кислорода5русское название элемента ,который по латыни называется гидрогениюм 6явление существования одного и того же элемента в виде нескольких простых 7 латинское название азота 8 заряженные частицы 9положительно заряженная частица распологающая в центре атома
Показываю значимость понятия
основания и их свойств в неорганической химии
Учащиеся пишут первую букву в названии явления или элемента
Индивидуальная
Выполненный тест
Целеполагание
2 мин
Личностные:
Осознание значения темы в общей теме «классы соединений»
Регулятивные:совместно с учителем постановка цели.
Предметные: уметь: отличать основания от других классов неорганических соединений, писать реакции с основаниями.
Постановка цели урока и довожу её до сознания учащихся
Осознать и принять цель урока.
фронтальная
Распознать основания среди других классов неорганических соединений(цветные карточки)
Изучение нового материала
25 мин
Познавательные: уметь осуществлять поиск и выделение информации, устанавливать причинно-следственной связи;
Регулятивные: ставить учебную цель и задачи, составлять план работы
Коммуникативные: совместно планировать работу в группах, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
Даю определение оснований , знакомлю с общей формулой оснований , составляю некоторые формулы оснований классифицирую основания- записи на доске ,демонстрирую презентацию по теме ,объясняю химические свойства оснований, ,демонстрирую опыты получения оснований , провожу беседу о применении оснований
Записи в тетрадях
осуществляют лабораторную работу
групповая
Выполнение заданий групп по инструкциоым картам(5 групп с различными картами)
Закрепление материала
5 мин
Регулятивные:
Сличать способ действий результата с образцом
Познавательные: обмениваются приобретённой информацией.
Организую выполнение работы по карточкам
Работа по составлению уравнений реакций
(рабочая карточка )
Выводы по лабораторной работе.
Групповая
(работа в парах)
Защита лабораторной работы и выводы по каждой работе
Оценивание результатов
2 мин
Регулятивные:
осознавать качество и уровень выполненной работы (усвоение)
Создаю условия для объективной и качественной самооценки работы учащихся на уроке
Оценивают работу своих товарищей
Индивидуальная
Оценка
Домашнее задание
3 мин
осознание закрепления пройденного материала
Подробнее объясняю дифференцированное домашнее задание.
Осознают и записывают задания каждый по своему уровню
Фронтальная
Обобщение и выводы более успешных учащихся, выполнение теста№2
Домашнее задание:
На оценку «5»
Как различить растворы серной кислоты, сульфата меди (II), гидроксида натрия, не имея других реактивов? Дать объяснение, записать уравнения химических реакций.
На оценку «4» -
Составить уравнения реакций согласно схемам:
К → К2 О→ К ОН
Са → СаО → Са(OН) 2
На оценку «3»
Записать уравнения химических реакций.
-
HNO3 + КOH =
-
Сu(OН) 2 + H2SO4 =
-
FeCl2 + NaOH =
Творческое задание (по желанию) Приготовить презентацию на тему «Мир оснований».
1 группа Инструкционная карта
Правила техники безопасности.
-
Запрещено: пробовать вещества на вкус!!!
-
Самовольно сливать и смешивать реактивы.
-
Взбалтывать вещества необходимо, слегка покачивая пробирку.
-
При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: НАДО ВЛИВАТЬ СЕРНУЮ КИСЛОТУ В ВОДУ, А НЕ НАОБОРОТ. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.
-
Щёлочь вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас смыть большим количеством воды, а затем слабым раствором уксусной и соляной кислотой и вновь смыть водой.
Лабораторная работа
Цель :проанализировать информацию о химических свойствах нерастворимых оснований
Порядок действий:
1. Прочитайте инструктивную карту
2 .В чистую пробирку налейте 1мл. гидроксида натрия .прилейте в нее 2 мл. сульфата меди .что наблюдаете?Запишите уравнения этой реакции в молекулярном виде.
3.Полученный в опыте осадок гидроксида меди разделить на две части.
В первую часть осадка прилейте 2мл. соляной кислоты.Что наблюдаете?напишите уравнения реакции молекулярном виде.
3.Вторую часть осадка поместите в ручной зажим и нагрейте над спиртовкой .Что наблюдаете?
4.Результаты занесите в таблицу.
Реактивы (формула и название вещества)
Наблюдения
Вывод
Рабочая карточка учащегося Ф.И.О.-------------------
карточки
Вариант № 1
1. Найдите химическую формулу основания:
НСl, ВаО, SO3, Са(ОН)2.
2.Универсальная индикаторная бумага в щелочной среде:
Синяя, красная, желтая, зеленая.
3. метил-оранж в щелочной среде
Малиновый, синий, красный, жёлтый
4.Найдите химическую формулу нерастворимого основания:
НСl, NaОН, Al(ОН) 3 H3PO4.
5.Продолжить реакцию:
-
HNO3 + Сu(OН) 2 =
6.Написать реакцию взаимодействия щёлочи с солью тяжёлого металла
Рабочая карточка учящегося ФИО____________________
Вариант № 2
1. Определите формулу основания:
Н2SО4, FeO, LiOH, SO3.
2. Феноп-фталеин в щелочной среде:
Синий, красный, желтый, фиолетовый
3.Определите растворимое основание:
НCl, NaОН, Al(ОН) 3 НNO3,
4.Лакмус в щелочной среде::
Малиновый, синий, красный, жёлтый
5. Продолжить реакцию:
H 2SO4
6.Написать реакцию взаимодействия щёлочи с солью тяжёлого металла
Список литературы
-
Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий - М. Просвещение, 2010;
-
Концепция духовно - нравственного развития и воспитания /М. Просвещение, 2011;
-
Примерные программы основного общего образования - химия /М. Просвещение, 2010;
-
ФГОС основного общего образования /М. Просвещение, 2013;
Результаты итоговых контрольных работ
за последние три года
Учебный
год
Группа № 104
Группа № 101
Количество
учащихся
Успеваемость
в %
Качество знаний в %
Количество
учащихся
Успеваемость
в %
Качество знаний в %
2012-2013
100
40
100
40
2013-2014
100
42
100
42
2014-2015
100
47
100
44
Результаты экзаменов
за последние три года
Учебный
год
Группа № 104
Группа № 101
Количество
учащихся
Успеваемость
в %
Качество знаний в %
Количество
учащихся
Успеваемость
в %
Качество знаний в %
2012-2013
100
37
100
34
2013-2014
100
39
100
36
2014-2015
100
41
100
39
Результативность деятельности за 3 года (в % )
преподавателя химии и биологии Ильиной Е. Ф.
Учебные года
химия
Гр.№101
Гр.№102
Гр.№ 103
Гр.№104
Успевае-
мость
Качество
Успева-
мость
Качество
Успевае-
мость
Качество
Успева-
мость
Качество
2012-2013
100
34
100
37
100
34
100
37
2013-2014
100
36
100
34
100
35
100
39
2014-2015
100
39
100
38
100
38
100
41
биология
2012-2013
100
51
100
49
100
56
100
49
2013-2014
100
56
100
52
100
53
100
51
2014-2015
100
59
100
58
100
73
100
56
«Общие свойства живых организмов»
1. Отличительным признаком живого от неживого является:
А) изменение свойств объекта под воздействием среды; Б) участие в круговороте веществ;
В) воспроизведение себе подобных; Г) изменение размеров объекта под действием среды.
2. Обмен веществ и превращение энергии - это признак:
А) характерный для тел живой и неживой природы; Б) по которому живое можно отличить от неживого;
В) по которому одноклеточные организмы отличаются от многоклеточных; Г) по которому животные отличаются от человека.
3. Способность организма отвечать на воздействие окружающей среды называют:
А) воспроизведением; Б) эволюцией; В) раздражимостью; Г) нормой реакции.
4. Клеточное строение - важный признак живого - характерен:
А) для бактериофагов; Б) вирусов; В) кристаллов; Г) бактерий.
5. Огромное разнообразие форм живой природы есть результат:
А) эволюции; Б) самовоспроизведения; В) роста и развития.
6. Положение «Всё живое происходит от живого» демонстрирует способность организмов:
А) к эволюции; Б) самовоспроизведению; В) росту и развитию; Г) раздражимости.
7. Рост корней в сторону почвенных минеральных растворов обеспечивается:
А) раздражимостью; Б) обменом веществ; В) приспособленностью.
8. Непрерывность существования жизни поддерживается:
А) индивидуальным развитием; Б) историческим развитием; В) размножением; Г) обменом веществ.
9. Приспособленность формируется в процессе:
А) роста; Б) обмена веществ; В) эволюции; Г) размножения.
10. Выживать в изменяющихся условиях позволяет:
А) обмен веществ; Б) размножение; В) раздражимость.