• Преподавателю
  • Химия
  • Разработка мастер-класса по химии Формирование исследовательских навыков как универсальный способ овладения действительности

Разработка мастер-класса по химии Формирование исследовательских навыков как универсальный способ овладения действительности

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер - класс учителя химии Кадиковой О.Б.

Тема: Формирование исследовательских навыков как универсальный способ овладения действительности.

Цель проведения мастер-класса: создание условий для профессионального развития учителя, в ходе которого приобретается опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика и формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.

Мир полон решений, ищущих свои проблемы.

Р.Эванс

Для того, чтобы учение было интересным, обучение должно быть «проблемным», т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его нужно по законам проведения научных исследований. Тогда обучение уже не репродуктивное, а основано на творчестве, тогда в нем есть все то, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить желание познания.

Исследовательская технология берет свое начало от идей, появившихся в педагогике в последней трети XIX века. Биолог А.Я.Герд, историк М.М.Стасюлевич в России, химик Р.Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно- эвристическим, опытно-испытательным и т.д.

Исследовательский метод с середины 50-х годов XX века изучали М.Н. Скаткин, М.И.Махмутов, И.В.Дорно, Ю.В.Сенько, В.В. Успенский, Н.М.Мочалова, и др. Наиболее последовательно описал его И.Я.Лернер.

Под исследовательским методом обучения понимается организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки учителем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода в обучении обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности и самообразовании. В основе исследовательского метода обучения лежит исследовательская деятельность учащихся.

Этапы технологии с позиции педагога:

Этап 1. Выбор темы исследований.

Этап 2. Составление инструкции. Инструкция выдается учащимся за проведение исследования с тем, чтобы они продумали гипотезу и ход исследования.

Этап 3. Проведение работы. Задача учителя сводится к роли наблюдателя и консультанта.

Этап 4. Оценивание работы учащихся. Оценивание работы учащихся проводится по критериям, заранее согласованным с учащимися.

Данная технология широко применяется мною при проведении практических работ в профильных классах, особенно на занятиях элективных курсов. В настоящее время много уделяется внимания в средствах массовой информации проблемам качества продуктов, влиянию окружающей среды на здоровье человека, грамотному использованию различных моющих средств. В общем - это наша среда обитания. И хотелось бы, чтобы наши ученики были химически грамотными, думающими, творческими людьми и ответственными за себя и окружающий мир.

В ходе обучения химии ученики изучают состав чипсов, газированных напитков, определяют витамин С в различных соках, содержание тяжелых металлов в почве, продуктах; доказывают наличие белков жиров, углеводов и т. д. Данные темы очень актуальны и их изучение позволяет применять различные типы уроков: урок- лаборатория, урок- исследование, урок- экспертиза.

Вашему вниманию мы предлагаем Практическое занятие: Определение витамина С в различных соках..


Итак - КОНТРОЛЬНАЯ ЗАКУПКА !!

Звучит музыкальная заставка телепрограммы «Контрольная закупка». Выходит ведущий.

Ученик: Здравствуйте! Это «Контрольная закупка» -и я, ее ведущий, Антон Привольнов! Наш сегодняшний герой - Витамин «С» .

И так рубрика «Ценная информация». О роли и значении витамина «С» мы попросили рассказать доктора медицинских наук, главного диетолога России Куликову Анастасию Павловну.

Ученица рассказывает о значении витамина «С», используя показ слайдов.

Ученик: Сегодня на прилавках магазинов вы увидите огромное количество сока разнообразных фирм. Это «Мой», «Фруктовый сад», «Сады Придонья», «Любимый» и т.д. К сожалению, на упаковке не всегда указано содержание нашего замечательного витамина «С». И мы решили произвести этот отборочный тур именно по этому показателю - содержанию витамина «С».

Эксперты нам помогут определить наличие витамина «С» в яблочном соке.

Народное жюри выбрали яблочный сок «Мой» и «Сады придонья».

(Ученицы вносят названные соки)

Ученик: Просим наших уважаемых гостей быть в роли экспертов.

Согласно инструкциям на столах, эксперты проводят анализ содержания витамина «С» в образцах сока методом титрования. (Ученики выступают в роли консультантов при выполнении опытов).

После обсуждения результатов анализа проводится рефлексия с гостями мастер - класса.

© 2010-2022