Использование ИКТ на уроках химии

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование ИКТ в преподавании химии

Учитель химии и биологии МБОУ СОШ №12 МО «Ахтубинский район»

Гринько Ю.М.

Модернизация общего образования требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения. К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии, которые способствуют рациональному проектированию учебного процесса и эффективной реализации намеченных целей и задач обучения, а так же формированию информационно-коммуникативных компетентностей способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета. (слайд 2)

Однако использование в настоящее время компьютерных технологий в процессе обучения, в том числе химии, скорее исключение, чем правило. Кроме того, надо признать, что за последние годы наблюдается снижение интереса учащихся к естествознанию вообще и к химии в частности, что представляет собой одну из проблем школьного образования. Причины негативных изменений, появившихся в обучении химии за последние годы, связаны с нарастанием сложности программного материала и сокращением учебного времени на его усвоение, а также недостаточным обеспечением учебного процесса специальным оборудованием.

На современном этапе развития страны осуществляется модернизация среднего образования, в рамках которой и педагогами нашей школы активно ведутся поиски новых подходов, средств и методов обучения. Цель педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место. (слайд 3,4)

Для реализации нового подхода к преподаванию с применением информационных технологий необходимо знать возможности, предоставляемые компьютером для усовершенствования учебного процесса на каждом этапе урока.

Так, на этапе подготовки к уроку компьютер предоставляет возможности:

• создавать компьютерные модели конспекта урока, темы, курса в целом;

• максимально целесообразно располагать материал;

• обеспечивать основной материал дополнительной информацией;

• подбирать и систематизировать материал с учетом особенностей класса и отдельных учащихся.


На этапе проведения уроков компьютер позволяет:

• экономить время;

• красочно оформлять материал;

• повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность преподавания;

• оптимизировать процесс усвоения знаний, воздействуя на различные анализаторы;

• индивидуализировать обучение;

• концентрировать внимание на важнейшей проблеме урока;

• в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу;

• самостоятельно использовать учебный материал обучающимися.

На этапе методической проработки процесса обучения у учителя появляются дополнительные возможности:

• аккумулировать совместные усилия учителей;

• развивать, модернизировать, корректировать электронные материалы;

• систематически накапливать материал;

• повышать мотивацию преподавания и обучения.

Кроме того, компьютерная техника применяется и как средство контроля усвоения знаний учащимися, значительно расширяет доступ к источникам информации, дает возможность получения обратной связи. Для организации работы учителем могут быть применены различные модели использования компьютера на уроках. Они подразделяются на методологические и организационные. (слайды 5,6)

В практике преподавания химии применяются различные формы информационного сопровождения. Наиболее простым и эффективным приемом является использование готовых программных продуктов, которые обладают большим потенциалом и позволяют варьировать способы их применения исходя из содержательных и организационных особенностей образовательного процесса.

Использование изобразительных средств (анимация, видеофрагмент, динамические рисунки, звук) значительно расширят возможности обучения, делает содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным.

Компьютерное моделирование оказывается незаменимым при изучении химических процессов, непосредственное наблюдение за которыми нереально или затруднено.

Компьютерные технологии дают возможность демонстрировать реакции с взрывчатыми или ядовитыми веществами, редкими или дорогостоящими реактивами, процессы, протекающие слишком быстро или медленно, что невозможно в школьных условиях. Например, при изучении электрохимической коррозии учащиеся в течение нескольких минут могут рассмотреть механизм этого крайне медленно протекающего процесса.


Преподавание химии специфично по сравнению с другими дисциплинами, поскольку предполагает проведение практических работ. И в этом случае компьютер стал эффективным помощником учителя. Конечно, проведение опытов в лаборатории обладает неоспоримыми преимуществами, но при изучении токсичных веществ, например галогенов, виртуальный мир дает возможность проводить химический эксперимент без риска для здоровья. Если в кабинете отсутствует необходимое оборудование, использование компьютера дает возможность компенсировать этот недостаток.

Привлечение обучающих игр позволяет сделать процесс усвоения химической информации эмоционально насыщенным, а значит более продуктивным.

Несмотря на ряд преимуществ готовых программных продуктов, возникает потребность в создании собственных информационных продуктов. Компьютерные презентации - эффективный метод представления и изучения любого материала. При создании презентации использую данные электронных учебников, информацию сети Интернет, размещаю на слайдах необходимые формулы, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке.

Наличие большого набора информационных объектов в презентации дает учителю возможность представить изучаемый объект или процесс во всем многообразии его проявлений и свойств, а также более четко и точно определить его место и значение в системе научных знаний об окружающем нас мире.

Очень важно, что использование информационных технологий органично вписывается в структуру любого урока, дает возможность стимулировать поисковую деятельность учащихся на современном, качественно ином уровне, а также формировать учебную мотивацию и ключевые компетенции обучающихся.

Смыслом и позитивным результатом модели обучения с использованием информационного ресурса является то следующие аспекты:

• в центре технологии обучения - ученик;

• в основе учебной деятельности - сотрудничество;

• позиция ребенка в учебном процессе - активная;

• перспективная цель - формирование мотивации и развитие способности ученика к самообразованию.

© 2010-2022