- Преподавателю
- Химия
- Исследовательская работа на тему: Пассивное курение
Исследовательская работа на тему: Пассивное курение
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Храмова О.В. |
Дата | 01.10.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Конкурс учебных, учебных социальных проектов
«Проектируем будущее»
среди учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений Ульяновской области
Направление работы (название секции)
Человек среди людей
ТЕМА ПРОЕКТА
«Пассивное курение» и его влияние на организм человека - одна из главных проблем общества.
Выполнил:
ученик 10«Б» класса
МБОУ «СОШ № 76»
Балатанов Максим Валерьевич
Руководитель:
учитель химии МБОУ СОШ №76
Храмова Ольга Васильевна
г.Ульяновск
2015 год
Содержание
1. Введение……………………………………………………………3-5…………..
2. Основная часть…………………………………………………… 3-13……….
2.1. Курение - социальная проблема общества……………… …5-6………….
2.2. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека и живые объекты………………………………………………………………6-8………
2.3. Практическое исследование табачного дыма в сигарете……8-12………
-
Определение реакции среды табачного дыма…………………………..
-
Обнаружение непредельных соединений……………………………….
-
Обнаружение фенолов и их изомеров в табачном дыме……………..
-
Исследование содержания тяжелых металлов (свинца) в сигаретах…
-
Исследование содержания тяжелых металлов (свинца) в сигаретах.
-
Влияние табачного дыма на проростки семян овса…………… …….
-
Обнаружение алкалоидов в растворе
табачного дыма (реактив J2KJ)…………………………………….
2.4. Результаты социологического опроса среди учащихся на тему:
«Подумаем вместе»………………………………………………12-13………..
2.5. Личное отношение к решению проблемы………………13…………………
3. Заключение………………………………………13-14……………
4. Библиографический список………………………15……………………..
5. Приложение………………………………………16-21…………………………
Вступление.
Для исследовательской работы мы выбрали тему: «Пассивное курение» и его влияние на организм человека - одна из главных проблем общества». Этот материал, по-нашему мнению, представляет информационную и практическую ценность для учащихся, учителей и других людей, которые хотя бы раз в жизни пробовали сигарету или испытывали действие табачного дыма на себе.
В нашей работе собраны и описаны сведения о «пассивном курении», выполнен химический эксперимент, доказывающий его пагубное влияние для здоровья человека.
Тема актуальна особенно в настоящее время, когда курение является причиной, которая приводит к серьёзным заболеваниям и смерти миллионов людей. Как показывает статистика, ежегодно в мире от болезней, вызванных курением, умирают около 5 миллионов человек. Только в России никотин уносит тысячу жизней. Не только курильщики причиняют большой вред окружающим. Доказано, что от «пассивного курения» ежегодно умирает более 600 человек, треть из которых - дети. Курение - это одна из главных проблем нашего времени.
Проблема исследования состоит в том, что не все люди задумываются о пагубном влиянии «пассивного курения», и считают, что эта проблема их не коснётся и обойдёт стороной. Между тем известно, что курение и вдыхание табачного дыма от сигарет курящих, замедляет реакции человека и ведёт к ослаблению внимания, памяти, снижает интеллект. Людям, чьи профессии требуют быстрой реакции, надо помнить, что влияние на человека всякого вида воздействия, связанного с курением, снижает их профессиональную трудоспособность и мешает сосредоточиться на работе. Также курильщик много времени тратит на перекуры во время работы. Подсчитано, что курильщик тратит на курение от 10 до 15 суток в год, что составляет 365 часов! Великий немецкий поэт Гёте говорил: «От курения тупеешь. Оно несовместимо с творческой работой».
Объект исследования - человек, который испытывает на себе действие табачного дыма.
Предмет исследования - табачный дым, взятый в качестве исследования.
Цель исследования - доказать опасное воздействие табачного дыма при пассивном курении на организм человека.
Задачи исследования:
1.изучить литературу по данной теме.
2.провести химический эксперимент, доказывающий наличие некоторых вредных веществ в табачном дыме
3.провести социологический опрос среди учащихся школы, с целью выяснения компетентности этого вопроса учащимися.
4.сделать общие выводы.
Методы исследования:
1) анкетирование;
2) химический эксперимент.
Гипотеза - «пассивное курение» оказывает вредное воздействие на окружающих людей и другие живые организмы.
Практическая значимость проекта состоит в том, что люди, и особенно подростки, обратят внимание на эту проблему и задумаются над создавшейся в стране ситуацией, а некоторые (пусть не все) бросят или хотя бы попытаются бросить курить.
По данным информации Роспотребнадзора, за последние 20 лет курение в нашей стране является самой распространенной вредной привычкой. В настоящее время курят 65% мужчин и до 30% женщин. Приобщение к курению начинается с раннего подросткового возраста: мальчики выкуривают первую сигарету в 9-10 лет, девочки - в 13-14 лет. Много курящих и среди подростков.
В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию нашей страны, которая распространилась не только среди мужчин и женщин, но и среди подростков, что является существенной угрозой для здоровья граждан.
В настоящее время курение превратилось в массовую эпидемию нашей страны, которая распространилась не только среди мужчин и женщин, но и среди подростков, что является существенной угрозой для здоровья граждан.
Установлено, что подростки начинают курить с 13 - 14 лет и причиной тому нередко становились взрослые, в основном родители.
Пример некурящих отца и матери лучше всех нравоучений или внушений убедит в ненужности и вреде курения. И наоборот, ребенок, привыкший видеть родителей либо родственников с сигаретой в руках, воспринимает курение как нечто естественное. К тому же, по ошибочным представлениям подростка, курение - признак мужества, самостоятельности, к которым он стремится в силу возрастных особенностей. Далеко не всегда оно доставляет удовольствие, и, разумеется, никакой потребности в табаке организм не испытывает - просто хочет подростку хочется казаться взрослее.
Головокружение, тошноту, иногда рвоту - симптомы, сопровождающие первую сигарету, подросток тщательно скрывает от окружающих, особенно от товарищей, среди которых ему не хотелось бы терять «авторитет».
Чем меньше возраст ребенка, тем чувствительнее его организм к табаку. Причем не только курение, но и просто вдыхание дыма в накуренном помещении способствуют расстройству сна, ведет к раздражительности и к неврозам.
Исследования показали, что наибольшее число неуспевающих учеников оказалось в тех классах, где были выявлены курящие школьники. Курящий подросток заметно отстает от сверстников не только в психическом, но и в физическом развитии. Недостаточная насыщаемость крови кислородом, нарушение обмена веществ, в частности усвоения витамина С, приводит к резкому снижению мышечной силы, нарушению работоспособности. Именно поэтому среди курящей молодежи нет настоящих спортсменов.
Вывод: В современном обществе остро стоят проблемы, связанные с курением, и их необходимо решать не только обществу, но и каждому человеку.
Основная часть.
2.1. Курение - социальная проблема общества.
Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. Существует термин «Пассивное курение» - вдыхание окружающего воздуха с содержащимися в нём продуктами курения табака другими людьми. В организме некурящих людей после пребывания в накуренном и не проветренном помещении определяется значительная концентрация никотина.
Всем известны последствия влияния на организм человека табака и табачного дыма, которые содержат более 3000 химических соединений, более 60 из которых являются канцерогенными, т.е. способными повредить генетический материал клетки и вызвать рост раковой опухоли (смертность от рака лёгких в 90% всех случаев).
Под влиянием курения снижается острота зрения, вызванная нарушением кровоснабжения сосудистой оболочки и сетчатки глаза веществами, содержащимися в сигарете и табачном дыме.
Курение - основной фактор риска заболеваний органов дыхания: хронического бронхита, рака лёгких, рака гортани, пневмонии.
Курение закупоривает артерии и вызывает сердечные приступы и инсульт. Частота сердечных сокращений у курящего больше, что значительно снижает доставку кислорода к тканям, так как сосуды сужены.
Пачка сигарет в день - это около 500 рентген облучения за год! Температура тлеющей сигареты 700-900 градусов! Легкие курильщика со стажем - черная, гниющая масса. После затяжки никотин попадает в головной мозг через 7 секунд. Никотин вызывает спазм сосудов, отсюда нарушение питания тканей кислородом. Спазм мелких сосудов делает кожу увядающей. Вред курения еще и в том, что появляется неприятный запах изо рта, желтеют зубы, воспаляется горло, краснеют глаза от постоянного раздражения дыма.
Во многих странах мира развернута активная борьба с употреблением табачной продукции. В Российской Федерации 10.06.2001 г. принят федеральный Закон «Об ограничении курения табака», который определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения.
23.09.2010 распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы. Телевизионные передачи сопровождаются предупреждениями о вреде курения. На пачках сигарет надпись информирует о последствиях курения. Однако в настоящее время цены на табачные изделия в Российской Федерации остаются одними из самых низких цен в мире. Снижение стоимости на сигареты относительно других потребительских товаров делает табак доступным для всех групп населения независимо от уровня доходов.
Таким образом, проблема борьбы с курением очень актуальна и решение её в первую очередь зависит от сознательности самих людей. Мне не безразлична судьба моих друзей, я хочу общаться с ними, но не хочу быть пассивным курильщиком. Поэтому я решил на практике подтвердить вредное воздействие сигарет на живые организмы, исследовать состав табачного дыма и доказать наличие в нём вредных для здоровья веществ, чтобы курильщики дорожили не только своим здоровьем, но и здоровьем окружающих.
2.2. Состав табачного дыма и его влияние на организм человека и живые объекты.
Министерство Здравоохранения требует, чтобы табачные компании печатали на этикетках уровень содержания токсичных веществ, которые содержатся в табачном дыме: никотин, угарный газ, цианистый водород, дёготь, формальдегид, бензол. Эти вещества одинаково ядовиты для курильщиков и некурящих (приложение рис. №1).
В момент затяжки дымом сигареты температура на ее конце достигает 60 градусов и выше. В таких термических условиях происходит возгонка табака и папиросной бумаги, при этом образуется около 200 вредных веществ, в том числе: окись углерода - СО, сажа - С, бензопирен - C20H12, муравьиная кислота - HCOOH, синильная кислота - HCN, мышьяк - As, аммиак - NH3, сероводород - H2S, ацетилен - C2H2, радиоактивные элементы. Выкуривание одной сигареты эквивалентно пребыванию на оживленной автомагистрали в течение 36 часов.
Никотин - это тот химикат, содержащийся в основном в сигаретном дыме. Этот природный компонент, который вызывает привыкание к курению. Никотин может изменить метаболизм в течение нескольких секунд после вдыхания табачного дыма. Никотин приводит к увеличению кровяного давления, повышает частоту пульса, изменяет частоту мозговых волн и т.д.
Сигарета содержит обычно несколько миллиграммов никотина. В дым, который вдыхает курильщик, попадает лишь четвертая часть этого заряда. Когда никотина в сигарете мало, частота и глубина затяжек оказывается большей, и наоборот. Курильщики вроде бы стремятся насытить организм определенной дозой никотина, при которой достигается желаемый психологический эффект: чувство прилива сил, некоторого успокоения.
Угарный газ и цианистый водород - высокотоксичные химические вещества, содержащиеся в табачном дыме. Угарный газ способен подавлять способность эритроцитов к передаче кислорода жизненно важным органам, таким как сердце, мозг, скелетные мышцы. Цианистый водород - это основа высокотоксичной и химически активной синильной кислоты. Этот газ использовался в качестве химического оружия и в газовых камерах. В организме он, соединяясь со слюной и водой, превращается в синильную кислоту и повреждает ворсинки лёгких, которые помогают очищать лёгкие. Поступление в лёгкие цианистого водорода вызывает слабость, головные боли, тошноту, рвоту, одышку, учащённое дыхание.
Оксид углерода (II) или угарный газ (CО), обладает свойством связывать дыхательный пигмент крови - гемоглобин. Образующийся при этом карбоксигемоглобин неспособен переносить кислород; в результате нарушаются процессы тканевого дыхания. Установлено, что при выкуривании пачки сигарет человек вводит в организм свыше 400 миллилитров угарного газа, в результате концентрация карбоксигемоглобина в крови возрастает до 7-10 процентов. Таким образом, все органы и системы курильщика постоянно сидят на голодном кислородном пайке.
Формальдегид - это очень ядовитый органический химикат, поступающий в организм после сжигания табака. Помимо токсичности, которая вызывает рак, формальдегид приводит к нарушениям дыхательной системы, вызывает раздражение слизистой оболочки глаз, носа и горла.
Бензол - высокотоксичное органическое химическое вещество, содержащееся в табачном дыме, вызывающее лейкоз и онкологические заболевания. Он оказывает вредное воздействие в любых концентрациях, поэтому его использование в промышленности было запрещено.
Дёготь - липкое чёрное органическое вещество, которое является одной из разновидностей смолы. Дёготь освобождается при сгорании табака, и содержит сотни химических веществ. Он окрашивает в грязно-желтоватый цвет зубы, кончики пальцев и ткани лёгких, является главной причиной рака лёгких и горла.
Но не только вышеназванные вещества, поступающие в организм человека из-за курения, наносят непоправимый вред здоровью. Фактически, в табачном дыме содержится более 4000 различных химических веществ разной степени токсичности. В табачном дыме также содержатся такие вредные химические вещества как пестициды, тяжёлые металлы и токсичные газы.
Тяжёлые металлы в больших количествах содержатся в табачном дыме. Например, свинец, как и другие тяжёлые металлы, входящие в состав табачного дыма, оказывают токсическое действие на организм человека. Все растворимые соединения свинца ядовиты. Свинец, поступая в организм даже в малых порциях, постепенно замещает в нём кальций, который входит в состав костей. Это приводит к хроническим заболеваниям. Испанский художник Ф.Гойя часто использовал в живописи свинцовые белила для получения любимых серых тонов. И он тяжело болел. Его изнуряли припадки, галлюцинации, он был разбит параличом. При отравлении свинцом появляются такие симптомы: поражение дёсен, заболевание почек, сосудов и ЦНС, а также блокируется синтез гемоглобина.
Кадмий - это бомба замедленного действия. В организме человека кадмий накапливается в почках и при его избытке развивается болезнь «итай-итай». Это искривление и деформация костей, сопровождающиеся сильными болями, необычайная хрупкость и ломкость костей. Кадмий повышает кровяное давление и обладает канцерогенными свойствами. Одна сигарета содержит 2,2 - 2,5 мкг кадмия, в организм поступает 0,1 - 0,2 мкг кадмия. Курение приводит к нарушению функции почек, болезням лёгких и костей. Много кадмия содержится в высушенном табаке. Сигаретный дым отравляет как курильщика, так и некурящего. Активное и пассивное курение - сильные источники кадмия.
2.3. Практическое исследование табачного дыма в сигарете.
Я провёл химическое исследование некоторых вредных веществ, содержащихся в табачном дыме. Вот некоторые из них. Для того, чтобы провести химические опыты с сигаретами, я сконструировал такую установку (приложение фото №1).
Опыт 1
Определение реакции среды табачного дыма.
Методика проведения:
В две пробирки налил по 10 мл воды, затем собрал установку, вставил сигарету сначала с фильтром, а потом без фильтра и включил ее. В результате из трубки начал выделяться дым, который начал постепенно растворяться в воде. Затем я повторил опыт на этот раз уже с сигаретой без фильтра и пропускал дым через вторую пробирку, после этого я проверил среду универсальным pH индикатором.
Результат:
В первой пробирке, где мы пропускали дым с фильтром. универсальный индикатор показал очень слабую кислую среду. во второй пробирке реакция среды была нейтральная т.к. пепел, который образуется в процессе неполного сгорания табака, имеет щелочную реакцию. Часть пепла оказалось в табачном дыме, так как не было фильтра, который задерживал пепел.
Вывод:
Универсальный индикатор показал кислую реакцию среды. Табачный дым содержит оксиды, которые образуются при тлении табака: СО2, SО2, NО2. Данные оксиды при взаимодействии с содой образуют кислоты, которые создают кислую реакцию среды.
Уравнения реакций:
CO2 + H2O = H2CO3 ; SO2 + H2O = H2SO3 ; 2NO2 + H2O = HNO2 + HNO3
Опыт 2
Обнаружение непредельных соединений (приложение фото №2).
Методика проведения исследования:
В пробирку №1 и №2 добавил 5%-раствор перманганата калия KMnO4.Затем собрал установку, вставил сигарету без фильтра и включил установку. Из трубки начал выделяться табачный дым, и я сразу вставил трубку в пробирку №1.После прекращения реакции я вставил другую сигарету, но уже с фильтром и также включил установку. Из трубки начал выделяться табачный дым, и я вставил трубку в пробирку №2.
Результат:
Раствор KMnO4 обесцветился, в результате реакции выпал бурый осадок MnO2.
Уравнения реакций:
1) 3CH2O + 2KMnO4 + H2O => 3CH2O2 + 2MnO2 + 2KOH
формальдегид муравьиная кислота
2) 3C7H6O + 2KMnO4 + H2O => 3C7H6O2 + 2MnO2 + 2KOH
бензальдегид бензольная кислота
3) 3C3H4O + 2KMnO4 + H2O => 3C3H4O2 + 2MnO2 + 2KOH
акролеин акриловая кислота
(акриловый альдегид)
Вывод:
В табачном дыме содержатся восстановители, обладающие высокой токсичностью и раздражающим действием. Это - бензальдегид, формальдегид, акролеин. При взаимодействии этих веществ с раствором KMnO4 в нейтральной среде выпадает бурый осадок MnO2 из-за восстановления KMnO4 веществами, содержащимися в табачном дыме. Количество вредных веществ, в растворе табачного дыма от сигареты с фильтром меньше, чем в растворе сигареты без фильтра. Поэтому осадка MnO2 больше образуется в пробирке с раствором из колбы №3. Часть вредных веществ задерживается фильтром сигареты.
Опыт 3
Обнаружение фенолов и их изомеров в табачном дыме (приложение фото №3)
Методика проведения:
В пробирку налил 5 мл 5%-ного раствора FeCl3.Затем опустил трубку в раствор и включил установку.
Результат:
Раствор окрасился в коричнево-желтый.
Уравнения реакций:
C6H5OH Фенол или гидроксибензол (карболовая кислота)
C6H5OH + FeCl3 = [C6H5OFe]Cl2 + HCl
фенол дихлоридфенолят железа (III),
фиолетовое окрашивание
C6H4(OH)2 Гидрохинон или 1,4 -дигидроксибензол
C6H4(OH)2 + FeCl3 = [C6H4O2Fe]Cl + 2HCl
гидрохинон хлоридфенолят железа (III),
зелёное окрашивание
Пирокатехин или 1,2 -дигидроксибензол.
C6H4(OH)2 + FeCl3 = [C6H4O2Fe]Cl + 2HCl
пирокатехин хлоридфенолят железа (III),
зелёное окрашивание
Вывод:
Каждый из фенолов, входящих в состав табачного дыма даёт с FeCl3 свою окраску: фенол - фиолетовую, пирокатехин - зеленую, а гидрохинон - зеленую, переходящую в желтую. Я получил раствор коричнево-зелёного
цвета из-за образования смеси комплексных соединений фенолов разного строения.
Опыт 4
Исследование содержания тяжелых металлов (свинца) в сигаретах (приложение фото № 4).
Методика проведения:
В две пробирки наливаем по 2 мл раствора белка. В первую пробирку к раствору белка добавляем раствор ацетата свинца, вторая пробирка остаётся контрольной.
Результат: В пробирке с ацетатом свинца наблюдается образование хлопьев свернувшегося белка.
Вывод: В табачном дыме содержатся ионы свинца (тяжёлого металла)
Опыт 5.
Обнаружение алкалоидов в растворе табачного дыма (реактив J2KJ)
(приложение фото № 5).
Методика проведения:
В две пробирки налил по 2 мл растворов из колбы №2 и №3, добавил по 1 капле 40%-ной соляной кислоты, затем 4 капли раствора йода в иодиде калия - J2KJ (реактив Люголя), который является общеалкалоидным осадительным реактивом.
Результат:
Наблюдаю образование растворов красновато-бурого цвета, растворы мутные. Причём более интенсивное окрашивание и помутнение наблюдаю в пробирке с раствором из колбы №3 (табачный дым от сигареты без фильтра).
Выводы:
В состав табачного дыма входят алкалоиды: никотин, норникотин, анабазин. При взаимодействии алкалоидов с реактивом Люголя в кислой среде, образуются комплексные соединения красновато-бурого цвета.
никотин норникотин анабазин
Опыт 6.
Влияние табачного дыма на проростки семян овса
Методика проведения:
Несколько семян овса прорастил в 2 фарфоровых чашках. Одну чашку с пророщенными семенами оставил на подоконнике, а вторую чашку с пророщенными семенами накрыл стеклянным колпаком, под который запустил табачный дым. Табачный дым, по мере его рассеивания, я периодически запускал под стеклянный колпак в течение 3-х дней.
Результаты исследования:
В чашке, стоящей на подоконнике семена овса развивались бурно и достигли через 3 дня высоты 5 см, а семена под стеклянным колпаком с табачным дымом выросли до 2 см и имели тонкие стебли и во многих местах были повреждены, потемнели и были слабо зелёной окраски.
Вывод: Табачный дым тормозит развитие растений, нарушает процесс фотосинтеза и приводит к замедленному развитию растений.
Таким образом, проведённые исследования показали, что вред курения на организм безмерно велик! Оно негативно влияет как на физическое, так и психологическое здоровье.
В России при царе Алексее Михайловиче повелевалось всех, у кого был найден табак, бить кнутом до тех пор, пока курильщик не признается, откуда взят табак. Правило, запрещающее курение на улицах, действовало многие десятилетия в городе на Неве.
Человек, выкуривший 22 тыс. сигарет, приравнивался к работнику уранового рудника. При выкуривании одной пачки сигарет с общей массой табака 20 г образуются канцерогенные смолы, в которых содержатся тяжёлые металлы. В организме курильщика скапливается табачный дёготь, который может вызвать злокачественный рост тканей.
Так стоит ли курение всех этих последствий?
2.4. Результаты социологического опроса среди учащихся на тему: «Подумаем вместе» над вопросом о «пассивном курении».(приложение диаграмма №1).
Мы провели анкетирование среди учащихся 8-9 классов и получили следующие результаты:
1. Как вы думаете, с какого возраста начинают курить?
1)затрудняюсь ответить на данный вопрос (12%)
2)начинают курить в школьном возрасте 7-18 лет (72%)
3)начинают курить после школы (16%)
2. Как вы относитесь к курению?
1)негативно(88%)
2)нейтрально (10%)
3)позитивно (2%)
3. Курите ли вы?
Да (2%)
Нет (98%)
4. Волнует ли вас предупреждающая надпись на сигарете?
да (45%)
нет (47%)
не знаю (8%)
5. Знаете ли вы о последствиях курения
Знаю (100%)
6. Знаете ли вы, что входит в состав табачного дыма
1)не знаю (41%)
2)знаю (59%)
7. Как вы относитесь к тому что ваш друг курит?
1)нейтрально (25%)
3)негативно (75%)
8. Знаете ли вы что такое «пассивное курение»
1)знают, что такое пассивное курение (61%)
2)не знают (39%)
9. Легко ли бросить курить?
1)легко бросить курить (17%
2)сложно бросить курить (83%)
По результатам анкетирования я сделал вывод о том, что:
-
основной возраст, когда начинают курить 14-18 лет
-
47% от числа опрошенных не волнует надпись на пачке сигарет
-
41% не знают состав сигаретного дыма
-
61 % знают, что такое "пассивное курение"
-
88% от числа опрошенных учащихся негативно относятся к курению
-
2% от числа опрошенных курят
2.5. Личное отношение к решению проблемы
Экспериментальным путём я убедился, что в табачном дыме действительно сосредоточено много химических веществ, которые губительно действуют на живые организмы. В процессе выполнения работы я узнал много того, что не знал раньше. Конечно, я читал о негативном влиянии курения на человека и всё живое, но не задумывался так серьёзно над последствиями, к которым может привести курение активное и пассивное. Я решил продолжить исследовательскую работу по теме «Сигарета- тоже наркотик».
Заключение
В школе проводится большая работа по различным направлениям, одним из которых является здоровый образ жизни. Я тоже решил внести свой вклад в решение этой задачи. Я принял участие в научно-практической конференции, посвящённой здоровому образу жизни. На конференции были представлены также работы учащихся из других классов. Я выступил перед ребятами с рефератом и презентацией на тему о вреде курения. Был показан ролик «Правда о табаке», из которого мы узнали о составе табака, табачного дыма, влиянии курения активного и пассивного на организм человека. Я показала им свою установку по исследованию вредных веществ в табачном дыме и табаке. Большое впечатление произвела демонстрация чистой стеклянной трубочки и трубочки, которая использовалась в опытах. Она покрылась тёмно - коричневым налетом из смолистых веществ.
Я обратил внимание ребят на то, что для удаления маслянистого налета, образовавшегося на стенках трубочки, пришлось применить моющее средство; использованные части установки для опытов даже после многочисленных промывок водой источают сигаретный запах. Трубочки и цилиндр, использованные в опытах, можно сравнить с бронхами и лёгкими человека. Эти органы подвержены воздействию всех ядовитых веществ, содержащихся в сигаретном дыме в первую очередь.
Сравнение данных социологического опроса и высказываний на конференции показали, что учащиеся недостаточно знали о действии различных составляющих табачного дыма на живой организм, и не стали бы курить, если бы раньше видели своими глазами результаты подобных экспериментов. Это свидетельствует о том, что наглядный эксперимент может произвести достаточно сильное впечатление на ребят и сформировать у них отрицательное отношение к курению. Мы пришли к выводу, что изменить отношение к курению можно благодаря высокой культуре знаний о вреде курения и что можно бросить курить, если у человека есть желание и сила воли.
Нашлись и такие ребята, которые сказали, что курение - это их личное дело, хотя они были в меньшинстве.
Подводя итоги конференции, мы сформулировали меры борьбы с курением:
-
запрет рекламы табачных изделий, даже после 23.00;
-
запрет продажи табачных изделий несовершеннолетним во всех магазинах и контроль за этим соответствующих органов (в нашем городе есть частные магазинчики, где несовершеннолетним продают сигареты);
-
проводить разъяснительную работу о вреде курения среди школьников;
-
сократить площади выращивания табака;
-
штрафовать за курение в общественных местах.
Однако большинство ребят признали, что одними знаниями и убеждениями не добиться решения проблемы, обязательно должно быть существенное наказание в виде высоких штрафов.
Моё исследование подтверждает, что курение глубоко укоренилось среди молодежи. Имея теоретические знания о вреде курения, учащиеся видят его опасность для здоровья лишь в отдаленной перспективе. Поэтому любые рекомендации, при условии их позитивного восприятия учащимися, будут способствовать положительному результату в том случае, если подросток сам приложит к этому усилия.
4. Библиографический список
1. Венецкий С.И. Рассказы о металлах [Текст] ─ М., 1970. - с.262-263
2.Дацун И. П. Проблема курения: организация исследовательской деятельности учащихся [Текст] // Химия в школе. - 2006. - № 6. - с. 63-69
3.Деларю В. В. Губительная сигарета [Текст] - М., 1987. - с. 34-36
4.Исаев Д. С. Интеграция в исследовательской работе учащихся [Текст]
// Химия в школе. - 2006. - № 2. - с. 57-61
5.Колесов В. Д. Предупреждение вредных привычек у школьников [Текст] - 2-е изд. - М., 1994. - с. 164
6.Нифантьев Э.Е. Химия 10 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ Э.Е.Нифантьев, П.А.Оржековский. _ М.: Мнемозина,2009 с.116-117
7. Страхова В. К. Такие вредные привычки [Текст] // Химия в школе. - 2005. - № 6. - с. 74-75
8. Тихомиров С. В. История потребления табака [Текст] // ОБЖ. - 2002. - № 10. - с. 53-59
9. Трифонов Д.Н., Трифонов В.Д. Как были открыты химические элементы: пособие для учащихся [Текст]. - М.: Просвещение, 1980 с.25, с.82.
10. Федеральный закон «Об ограничении курения табака» // ОБЖ. - 2006. - № 1. - С. 45-47
5. Приложение.
Рис. №1
Фото№1
Фото №2
Фото №3
Фото №4
Слева контрольная пробирка, а справа после опыта (видны хлопья свернувшегося белка- произошла денатурация белка)
Фото №5
До опыта
После опыта
Диаграмма №1