- Преподавателю
- Химия
- Конспект к уроку на тему Металлы в периодической системе химических элементов (8 класс)
Конспект к уроку на тему Металлы в периодической системе химических элементов (8 класс)
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Куприянчик Г.Г. |
Дата | 25.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Куприянчик Галина Григорьевна
Тема урока: «Металлы в периодической системе химических элементов»
Цели: повторить материал о положении металлов в периодической системе химических элементов, изучить особенности строения их атомов.
Задачи:
- познакомить учащихся со строением и общими свойствами металлов исходя из их положения в периодической системе химических элементов и строения атомов;
- повторить материал о металлической связи;
- акцентировать внимание учащихся на возможности интеграции курсов химии, литературы и истории;
- развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать;
-воспитывать внимательность, взаимоуважение.
Оборудование и реактивы: образцы металлов и металлических изделий (лампочка, ложки, часы, калькулятор, термометр), презентация, карточки с заданиями на каждую парту, периодическая система.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний
Давайте вспомним, на какие две группы делятся все вещества? Что такое простое вещество? На какие группы делятся простые вещества? А на какие две основные группы делятся все элементы? (Ответы учащихся)
На сегодняшнем уроке мы будем говорить о металлах, как химических элементах и простых веществах. Тема урока: «Металлы в периодической системе химических элементов» (Запись в тетради) - слайд 1.
ЦЕЛЬ: На уроке мы вспомним, где располагаются металлы в периодической таблице, вспомним общие свойствами металлов исходя из их положения в периодической системе химических элементов и строения атомов; повторим материал о металлической связи.
-
Изучение нового материала
В глубокой древности были известны 7 металлов. Эти металлы можно назвать «доисторическими», так как они применялись человеком ещё до изобретения письменности.
Семь металлов создал свет
По числу семи планет …
Дал нам космос на добро
Медь, железо, серебро,
Злато, олово, свинец …
Сын мой! Сера их отец.
И спеши, мой сын, узнать,
Всем им ртуть - родная мать.
В древности семь металлов соотносили с семью известными тогда планетами. Золото связывали с Солнцем, серебро - с Луной, ртуть - с Меркурием, медь - с Венерой, железо - с Марсом, олово - с Юпитером, а свинец - с Сатурном (демонстрация алхимических обозначений металлов) - слайд 2.
Рассказ учителя
Человек использовал металлы с древних времен.
I. В начале был век медный.
К концу каменного века человек открыл возможность использования металлов для изготовления орудий труда. Первым таким металлом был медь.
Период распространения медных орудий называют энеолитом или халколитом, что в переводе с греческого означает «медь». Медь обрабатывалась с помощью каменных орудий методом холодной ковки. Самородки меди превращались в изделия под тяжёлыми ударами молота. В начале медного века из меди делали лишь мягкие орудия, украшения, предметы домашней утвари. Именно с открытием меди и других металлов стала зарождаться профессия кузнеца.
Позже появились литья, а потом человек стал добавлять к меди олово или сурьму, делать бронзу, более долговечную, прочную, легкоплавкую.
II. Далее идёт век бронзовый.
Бронза - сплав меди и олова. Хронологические границы бронзового века датируются в начале 3-го тысячелетия до н. э. до начала 1-го тысячелетия до н.э.
III. Далее идет железный век.
Третий и последний период первобытной эпохи характеризуется распространением железной металлургии и железных орудий и знаменует собой железный век. В современном значении этот термин был введен в употребление в середине IX века датским археологом К.Ю. Томсоном и вскоре распространился в литературе наряду с терминами « каменный век» и « бронзовый век».
В отличие от других металлов, железо, кроме метеоритного не встречается в чистом виде. Ученые предполагают, что первое железо, попавшее в руки человека, было метеоритного происхождения, и не зря железо именуется «небесным камнем». Самый крупный метеорит нашли в Африке, он весил около шестидесяти тонн. А во льдах Гренландии нашли железный метеорит весом тридцать три тонны.
Далее очень кратко говорю о роли золота, серебра и меди для производства монет, а бронзы - для изготовления скульптур и других произведений искусства (слайды 3,4,5,6).
Давайте охарактеризуем положение металлов ПСХЭ. Почему разделение элементов на металлы и неметаллы является условным? (Т.к. среди металлов есть те, которые обладают свойствами неметаллов, поэтому их называют полуметаллами, а некоторые неметаллы обладают свойствами металлов.) Кроме того элементы 1А - группы имеют схожие свойства, поэтому они объединяются в одно семейство - щелочные металлы, т.к. при их взаимодействии с водой образуются щелочи. Такие металлы, как кальций, стронций и барий относятся к семейству щелочноземельные металлы (слайд 7,8,9).
Давайте вспомним строение атома. С чего состоит атом? Охарактеризуйте строение атома натрия, алюминия.
Запишите электронные формулы (схемы строения) атомов лития, бериллия, натрия, азота, кислорода.
- Какие элементы ПСХЭ относятся к металлам?
- В чём заключается отличия в строении атомов металлов от атомов неметаллов?
- Почему металлы довольно легко отдают валентные электроны?
- В какие частицы превращаются атомы металлов, когда они отдают электроны?
Al0 - 3e- = Al3+
Na0 - 1e- = Na+
- У каких атомов радиус больше: у лития или азота; у лития или натрия? Объясните почему? ( Ответы учащихся).
Давайте вспомним, как изменяются радиусы по периодам и по группам? Что такое металличность? Как металличность изменяется по периодам и группам? (слайды 10, 11).
Какие вы знаете физические свойства металлов? Почему металлы обладают такими свойствами как электропроводность и теплопроводность? (Ответы учащихся).
Только верные металлы
Поступают так всегда
Свои атомы в кристаллы
Заключили навсегда.
Вместе все объединились,
Друг за другом все держась,
Электронами сплотились
В металлическую связь.
Леонид Чуешков
Что такое металлическая связь? Чем эта связь отличается от ковалентной и ионной связей?
Металлической называют связь, образованную в кристалле металла или сплава за счет обобществления всех валентных электронов между атомами - ионами (слайд 12).
Учащиеся делают вывод, что в соответствие именно с таким строением металлы характеризуются общими физическими свойствами.
Учитель: Давайте немножко отвлечёмся и попробуем отгадать следующие загадки.
Меня любит человек!
Мною назван целый век!
Я блестяща и рыжа,
Очень в сплаве хороша! (медь)
Я блестящий, светло-серый,
Образую хлорофилл,
И меня фотограф первый
Очень поджигать любил (магний).
Я металл незаменимый,
Очень лётчиком любимый,
Лёгкий, электропроводный,
А характер - переходный (алюминий).
- В названии, какого металла B-группы можно прочитать название дугообразной косточки человека и животных, входящей в состав грудной клетки? (Серебро)
- Какой металл входит в состав стали, чугуна и гемоглобина? (Железо)
- Этот металл используется в производстве различных физических приборов, взрывчатых веществ. Его соединения применяются при пломбировании зубов. Если взять этот металл, в твёрдом виде, то им можно заморозить воду? (Ртуть)
- Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индии офицеры его армии страдали желудочно-кишечными заболеваниями гораздо реже, чем солдаты. Еда и питьё у них были одинаковыми, а вот металлическая посуда разная. Из какого, чудодейственного металла была изготовлена офицерская посуда? (Серебро)
- Император Наполеон III на банкете велел подать для почётных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. Всем остальным пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой, что вызвало обиду и негодование. Из чего были изготовлены вилки? (Из алюминия)
IV Закрепление: № 1, 3, 6, 5 учебника с 160
V. Контроль
2 учащихся выполняют задание на тыльной стороне доски, остальные в тетрадях по вариантам( 2 варианта: 1-а; 2- б).
-
Дан ряд элементов: Ba,Mg,Na,Ca,Au,Zn,K, Fe, H. Выпишите символы элементов, обозначающих металлы:
а) щелочные; б) щелочноземельные;
-
Согласно образцу Al0 - 3e- =Al3+ составьте схему образования из нейтрального атома иона:
а) Li+; б) Mg2+;
-
Составьте электронные схемы атома и соответствующего иона:
а) Li и Li+; б) Mg и Mg2+;
-
Укажите характер изменения радиуса атома, прочности связи электронов внешнего слоя с ядром и металлических свойств в ряду элементов:
а) Be, Mg, Ca; б) K, Ca, Fe;
Дайте объяснение с точки зрения положения элементов в периодической системе.
-
Составьте формулы высших оксида и гидроксида, сульфата и нитрата, образованных металлом:
а) Li; б) Mg;
Определите массовую долю металла в его оксиде.
После выполнения ответы сверяются.
VI.Обобщение
1.Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что больше всего вам запомнилось?
2. Давайте ещё раз вспомним, где в ПСХЭ располагаются металлы?
3. Какие семейства выделяют среди металлов?
4. Что такое металличность? Как изменяется металличность по периодам и группам?
5. Как изменяются радиусы атомов химических элементов по периодам и группам?
VII. Рефлексия: Ребята поделитесь пожалуйста своими впечатлениями о сегодняшнем уроке. Закончите в тетради предложения, посвящённые уроку:
Сегодня я узнал (а)… .
Я удивился (лась)… .
Я хотел (а) бы … .
Затем два -три учащихся зачитывают свои впечатления об уроке.
VIII.Домашнее задание: § 36, № 8, 9 + творческое задание для желающих - написать досье на металл (натрий, кальций, алюминий, железо).
Дополнительная информация:
Назовите металлы, которые входят в состав следующих предметов:
-
Термометр (ртуть);
-
Зеркало (серебро);
-
Ложка (алюминий, медь, никель);
-
Часы, калькулятор (цинк, медь).
-
Лампочка (вольфрам, цинк, олово, свинец, железо, никель, медь, молибден)
Найдите в ПСХЭ, элементы, которые были названы в честь географических объектов:
-
Магний (№ 12) - полуостров Магнезия;
-
Скандий(№ 21) - Скандинавия;
-
Медь (№ 29) - остров Кипр;
-
Германий ( № 32) - Германия;
-
Рутений (№ 44) -Россия;
-
Франций (№ 87) - Франция;
В честь учёных названы элементы:
-
Менделевий (№101) - Менделеев Д. И.;
-
Нобелий (№ 102) - А.Нобель;
-
Кюрий (№ 96) - Пьер и Мария Кюри;
-
Эйнштейний (№ 99) -А. Эйнштейн;
-
Фермий (№ 100) - Э. Ферми.
-
Лоуренсий (№ 103) - Э. Лоуренс;
-
Резерфордий (№ 104) - Э. Резерфорд;
-
Борий (№ 107) - Н.Бор;
-
Ментнерий (№109) - Л. Мейтнер.