- Преподавателю
- Химия
- Кислород. Химические свойства кислорода
Кислород. Химические свойства кислорода
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Семено Л.Г. |
Дата | 20.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок 1.
Тема. Оксиген Кислород, состав его молекулы, физические свойства.
Получение кислорода в лаборатории Реакция разложения.
Понятие о катализаторе.
Задачи урока: в ходе урока закрепить знания учащихся о химическом
элементе и простом веществе на примере Оксигена и
кислорода;
рассмотреть способы получения кислорода в лаборатории и
промышленности;
познакомить учащихся с историей открытия кислорода и
распространением элемента Оксигена в природе;
обобщить знания учащихся о воздухе и его составе;
сформировать представление о реакции разложения,
катализаторе.
продолжать формировать умение работать с дополнительной
литературой, обобщать, выделять главное.
Ход урока.
1. Орг. момент.
2. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Что изучает химия?
- Дайте определение вещества.
- Что мы называем простым веществом? Приведите примеры.
- На какие две группы делятся простые вещества?
- Приведите примеры металлов и неметаллов.
- По каким признакам металлы отличаются от неметаллов?
- Что такое «химический элемент»?
- В чем заключается разница между «химическим элементом» и «простым веществом»?
3. Изучение нового материала.
С этого урока мы начинаем знакомиться с веществами, которые играют важную роль в жизни человека - одним из таких веществ является кислород.
- Что вы уже знаете о кислороде?
- А что еще можете и хотите узнать?
По мнению людей религиозных, вездесущим, всемогущим и в то же время невидимым может быть только бог. В действительности же все эти три эпитета вполне можно к химическому элементу с порядковым номером 8 - Оксигену, который образует простое вещество Кислород.
- Подумайте, и заполните таблицы - характеристики химического элемента и простого вещества.
Химический знак Простое вещество
Название элемента Оксиген Формула соединения O2
Символ O Mr 32
Ar 16 Физические свойства
Валентность 11 Химические свойства
Получение
Нахождение в природе
Применение
- Где, по вашему мнению, встречается элемент Оксиген?
47% от массы защитной коры
( SiO2, Fe2O3, Al2O3 и т.п. )
65% массы тела
О2
человека
80% гидросферы (H2O)
Химический элемент Оксиген вполне заслуживает такие поэтические строчки.
Я скрізь навколо тебе є,
Бо Оксиген - ім'я моє.
Я і в деревах, у траві
У твоїх жилах, у крові.
- Что мы знаем о физических свойствах простого вещества кислорода?
При обычных условиях это газ, который не имеет цвета, вкуса и запаха. Он тяжелее воздуха и его собирают способом вытеснения воздуха. Он малорастворим в воде, но этого достаточно чтобы в воде жили живые существа (рыбы, насекомые и т.д). Его можно также собирать и способом вытеснения воды. Для человека наиболее важны такие свойства кислорода как способность поддерживать дыхание и горение.
-
Как же можно получить кислород?
В лаборатори кислород получают при нагревании кислородсодержащих
веществ, таких как перманганат калия, перекись водорода, хлорат калия. Они разлагаются с выделение кислорода. Обратите внимание на следующие уравнения
o
t
2КМnО4 → К2МnО4+МnО2 + О2↑
o
t,MnO2
2H2O2 → 2H2O + O2↑
o
t
2KCLO3 → 2KCL + 3O2↑
- что общего в этих уравнениях?
-
Да вы правы. И такие реакции называются реакциями разложения. Это реакции, в результате которых из одного сложного вещества получают несколько простых или сложных.
-
Обратите внимание, что в реакции разложения перекиси водорода в
условия протекания реакций помимо температуры, стоит и формула манган (IV) оксида. Это вещество называется катализатором.
-
Найдите в §17 на стр. 137 определение, что называется катализатором. Запишите это определение в тетрадь.
В промышленности для получения кислорода используют те вещества, которые широко распространены в природе.
Это вода и воздух.
Через воду пропускают постоянный ток, и она разлагается с выделением кислорода.
пост. ток
2H2O → 2H2↑ + O2↑
- К какому типу относится эта реакция?
Чтобы выделить кислород из воздуха, воздух охлаждают до tº = -196ºС. Затем температуру повышают в растворе остается жидкий кислород. Его хранят в специальных сосудах - кислородных танках и используют для нужд промышленности.
Химические свойства кислорода мы с вами рассмотрим на следующих уроках.
4. Общение знаний учащихся.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Дайте характеристику химическому элементу Оксигену.
- Опишите физические свойства кислорода.
- Расскажите, как получают кислород в лаборатории и промышленности.
- Расставьте коэффициенты в уравнениях реакций и найдите реакции разложения.
Fe + HCL → FeCL2 + H2 CaCO3 → CaO + CO2
tº
N2O5 → No2 + O2 KBr + Cl2 → Kcl + Br2
tº
Pb + O2 → PbO KNO3 → KNO2 + O2
5. Итоги урока.
- выставление оценок.
-задание творческой группе подготовит сообщение об истории открытия кислорода.
6. Домашнее задание.
1) прочитать §§ 17,18, упр. 9(с.141)
2) Составить схему - конспект
«Характеристика элемента Оксигена»
«Получение кислорода лаборатории и промышленности»
«Физические свойства кислорода»
3) попробуйте составить сенкан, описывающий свойства кислорода или его применение (см. с.12).
Урок 2.
ТЕМА. Химические свойства кислорода: взаимодействие с углем, серой, фосфором. Реакция соединения. Понятие об оксидах, окислении, горении.
Задачи урока: в ходе урока продолжить формировать представление о
различии понятий «химический элемент» и «простое
вещество»;
рассмотреть химические свойства простого вещества
кислорода;
продолжить формировать умение составлять уравнения
химических реакций;
познакомить с понятиями: реакция горения, оксиды, окисление, горение;
продолжить формировать умение выделять главное, обобщать.
Ход урока.
-
Орг. момент.
-
Проверка выполнения домашнего задания.
а) выполнение упр. 9 (с.141).
б) рассмотреть составленные схемы - конспекты.
в) заслушивание стихотворений.
г) сообщение творческой группы.
3. Актуализация опорных знаний учащихся.
- Какие простые вещества образует химический элемент Оксиген?
- Какими методами можно собрать кислорода? Почему?
- Как доказать, что в стакане находится кислород?
- Перечислите физические свойства кислорода.
- Какие из них играют важную роль в жизни человека? Почему?
- Какие свойства вещества называются химическими?
4.Изучение нового материала.
Кислород - одно из самых активных веществ он реагирует с простыми веществами: металлами и неметаллами, со сложными веществами. Большинство реакций протекает при нагревании.
Рассмотрим некоторые из этих реакций.
- Демонстрация горения серы, углерода, спирта в кислороде.
Давайте запишем уравнения этих превращений.
S + O2 → SO2
IV II
C + O2 → CO2
- Найдите в §19 описание опыта сжигания красного фосфора.
-Записываем уравнение реакции горения фосфора.
IV II
4P + 5O2 → 2P2O5
- Что общего в уравнения записанных реакций.
- Реакции, когда из нескольких соединений получается только одно сложное вещество, называются реакциями соединения.
- Реакции, в которых участвует кислород, называются реакциями окисления. Если процесс окисления сопровождается выделением света и тепла, то он называется горением.
Давайте рассмотрим соединения, которые образовались при горении серы, углерода, фосфора.
- Что общего в данных соединениях?
- Какие отличия вы видите в записанных формулах:
Эти соединения называются оксидами. Оксиды - это сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.
Все новое, что мы узнали на этом уроке можно записать в виде короткой схемы.
Me окисление
O2 + не Me Э2Оx
сл. в-ва горение оксиды.
5. Закрепление знаний учащихся.
- Что нового мы узнали на уроке?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
- Кто из учащихся, по вашему мнению, был наиболее активным?
- Из перечня веществ выпишите формулы оксидов
HNO3, K2O, NaCl, HJ, CaO, H2So4, So2, CuSo4, O2.
- Расставьте коэффициенты в уравнениях следующих реакций.
Fe + O2 → Fe3 O4 Ca + O2 → CaO
SO2 + O2 → SO3 Li + O2 → Li2 O
H2 + O2 → H2O PH3 + O2 → P2O5 + H2O
- Назовите среди них реакции соединения.
- Какие из уравнений отражают сжигание простых веществ.
- Назовите формулы оксидов, которые встречаются в этих уравнениях.
- Составьте уравнения реакций, опережающих следующие превращения.
ZnO Al2O3 2Zn + → 2ZnO
4Al + 3O2 → 2 Al2O3
O2 2H2 + O2 → 2H2O
H2O
6. Итоги урока.
7. Домашнее задание.
1) прочитать §19, упр. 3 (с.147)
2) подготовить сообщение о свойствах озона.
3) составить уравнения реакций, опережающих следующие превращения.
Fe3O4
KMnO4 O2
BaO