Урок - игра на тему Химическая лаборатория

Класс: 9 Тип урока:      урок  освоения и практического применения новых знаний и умений Цели  урока: Личностные: создать условия для развития умений работать в группе, умений вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения. Метапредметные:  создать условия для развития умения анализировать информацию, выделять главное, формировать вывод, коммуникативных универсальных учебных действий. Предметные:   создать условия для развития и  систематизирования знаний учащихся  об условиях и признака... Этапы урока Основные дидактические задачи  этапа Формы организации деятельности учащихся Методы обучения  и приёмы обучения Средства обучения Коммуникативные УУД Примерное время Организационный   Психологическая и организационная подготовка к работе. Проведения инструктажа по технике безопасности. коллективная словесный Инструкция по технике безопасности при работе в кабинете химии   3 мин Этап подготовки к освоению новых знаний и умений Обеспечение мотивации и принятия цели урока: совместная постановка цели, формулирование темы, постановка проблемы, цели, разработка плана, распределение ролей   Словесный (беседа, коллективное обсуждение) Химическое оборудование и реактивы для проведения практической работы планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия 3 мин Этап усвоение новых знаний, умений Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала; Содействие усвоению способов, средств для усвоения условий и признаков протекания реакций ионного обмена: случаи образования осадка, газа, воды; написанию уравнений реакций ионного обмена в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах.   Групповая       коллективная Самостоятельная работа, в группе-обсуждение предложенного материала     Задание на группу -постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; -выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации 30 мин                     Этап подведение итогов урока. Рефлексия   Обобщить и систематизировать знания по теме «Реакции ионного обмена». Дать качественную оценку работы группы и отдельных учащихся; Создание условий для осмысления и переосмысления собственных знаний, собственной деятельности, взаимодействий с одноклассниками, учителем коллективная словесный   - управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий; - самооценка 9 мин   Оборудование: штативы для пробирок, пробирки Реактивы: растворы серной, азотной, хлороводородной кислот, растворы гидроксидов натрия, калия, растворы солей:  хлорида аммония, сульфата аммония, карбоната натрия, карбоната калия, сульфита натрия, сульфита калия, сульфида натрия, сульфида калия; гидрокарбанат натрия, карбонат кальция, фенолфталеин. Ход урока: 1.   Организационный этап. Инструктаж по технике безопасности при проведении практических работ в кабинете химии. 2.   Этап подготовки к о... Ф.И. научного сотрудника Условия реакций Признаки реакций Уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионных формах «Лаборатория по исследованию реакций нейтрализации»   Соприкосновение веществ Изменение цвета (обесцвечивание малиновой окраски ФФ) H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O 2H+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = 2Na++ SO42- + 2H2O H+ + OH- = H2O HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O H+ + NO3- + Na+ + OH- = Na+ + NO3- + H2O H+ + OH- = H2O HCl + NaOH = NaCl + H2O H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + H2O H+ + OH- = H2O «Лаборатория по исследованию карбонатов»   Соприкосновение веществ Выделение газа (оксида углерода (IV)) Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑ + H2O 2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + CO2↑ + H2O 2H+ + CO32- = CO2↑ + H2O K2CO3 + 2HCl = 2KCl + CO2↑ + H2O 2K+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2K+ + 2Cl- + CO2↑ + H2O 2H+ + CO32- = CO2↑ + H2O CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O CaCO3 + 2H+ + 2Cl- = 2Ca2+ + 2Cl- + CO2↑ + H2O CaCO3 + 2H+  = 2Ca2+  + CO2↑ + H2O «Лаборатория по исследованию сульфитов»   Соприкосновение веществ Выделение газа (оксида серы (IV)) Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + SO2↑ + H2O 2Na+ + SO32- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + SO2↑ + H2O 2H+ + SO32- = SO2↑ + H2O K2SO3 + H2SO4 = K2SO4 + SO2↑ + H2O K+ + SO32- + 2H+ + SO42- = 2K+ + SO42- + SO2↑ + H2O 2H+ + SO32- = SO2↑ + H2O 2NaHSO3 + H2SO4 = Na2SO4 + 2SO2↑ + 2H2O 2Na+ +2H+ + 2SO32- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2SO2↑ + 2H2O 2H+ + SO32- = SO2↑ + H2O «Лаборатория по исследованию сульфидов»   Соприкосновение веществ Выделение газа (сероводорода) Na2S + H2SO4 = Na2SO4  + H2S↑ 2Na+ + S2- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + H2S↑ 2H+ + S2- = H2S↑ K2S + H2SO4 = K2SO4  + H2S↑ 2K+ + S2- + 2H+ + SO42- = 2K+ + SO42- + H2S↑ 2H+ + S2- = H2S↑ FeS + H2SO4 = FeSO4  + H2S↑ FeS + 2H+ + SO42- = Fe2+ + SO42- + H2S↑ FeS + 2H+ = Fe2+  + H2S↑ «Лаборатория по исследованию солей аммония»   Соприкосновение веществ Выделение газа (аммиака) NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3↑ + H2O NH4+ + Cl- + Na+ +OH- = Na+ + Cl- + NH3↑ + H2O NH4+ +  OH- =  NH3↑ + H2O (NH4)2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2NH3↑ + 2H2O 2NH4+ + SO42- + 2Na+ +2OH- = 2Na+ + SO42- + 2NH3↑ + 2H2O NH4+ +  OH- =  NH3↑ + H2O
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Класс: 9

Тип урока: урок освоения и практического применения новых знаний и умений

Цели урока:

Личностные: создать условия для развития умений работать в группе, умений вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения.

Метапредметные: создать условия для развития умения анализировать информацию, выделять главное, формировать вывод, коммуникативных универсальных учебных действий.

Предметные: создать условия для развития и систематизирования знаний учащихся об условиях и признаках протекания реакций ионного обмена; практических умений работы с химическим оборудованием и реактивами, навыков безопасного поведения в химической лаборатории; формировать умения раскрывать взаимосвязь науки и практики; формировать умения использовать полученные знания на практике.

Таблица 1. Структура урока

Этапы урока

Основные дидактические задачи этапа

Формы организации деятельности учащихся

Методы обучения и приёмы обучения

Средства обучения

Коммуникативные УУД

Примерное время

Организационный

Психологическая и организационная подготовка к работе. Проведения инструктажа по технике безопасности.

коллективная

словесный

Инструкция по технике безопасности при работе в кабинете химии

3 мин

Этап подготовки к освоению новых знаний и умений

Обеспечение мотивации и принятия цели урока: совместная постановка цели, формулирование темы, постановка проблемы, цели, разработка плана, распределение ролей

Словесный (беседа, коллективное обсуждение)

Химическое оборудование и реактивы для проведения практической работы

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

3 мин

Этап усвоение новых знаний, умений

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания изучаемого материала;

Содействие усвоению способов, средств для усвоения условий и признаков протекания реакций ионного обмена: случаи образования осадка, газа, воды; написанию уравнений реакций ионного обмена в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах.

Групповая

коллективная

Самостоятельная работа, в группе-обсуждение предложенного материала

Задание на группу

-постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

30 мин



Этап подведение итогов урока. Рефлексия

Обобщить и систематизировать знания по теме «Реакции ионного обмена».

Дать качественную оценку работы группы и отдельных учащихся;

Создание условий для осмысления и переосмысления собственных знаний, собственной деятельности, взаимодействий с одноклассниками, учителем

коллективная

словесный

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- самооценка

9 мин

Оборудование: штативы для пробирок, пробирки

Реактивы: растворы серной, азотной, хлороводородной кислот, растворы гидроксидов натрия, калия, растворы солей: хлорида аммония, сульфата аммония, карбоната натрия, карбоната калия, сульфита натрия, сульфита калия, сульфида натрия, сульфида калия; гидрокарбанат натрия, карбонат кальция, фенолфталеин.

Ход урока:

  1. Организационный этап. Инструктаж по технике безопасности при проведении практических работ в кабинете химии.

  2. Этап подготовки к освоению новых знаний и умений.

На предыдущих уроках были изучены темы «Электролитическая диссоциация», «Реакции ионного обмена с образованием осадков». Учащиеся вспоминают основные химические понятия темы «Электролитическая диссоциация», «реакции ионного обмена», «полное и сокращенное ионное уравнения», формулируют положение о том, что растворимые в воде электролиты в водном растворе присутствуют в виде ионов, а нерастворимые - в виде молекул.

Учитель предлагает учащимся разделиться на группы по исследованию условий протекания и признаков реакций в растворах электролитов по 4-5 человек. Учитель объясняет правила игры:

  1. Кабинет разбит на 5 лабораторий по исследованию реакций в растворах электролитов:

- «Лаборатория по исследованию реакций нейтрализации»;

- «Лаборатория по исследованию карбонатов»;

- «Лаборатория по исследованию сульфитов»;

- «Лаборатория по исследованию сульфидов»;

- «Лаборатория по исследованию солей аммония».

2. Учащимся предлагается в группе распределить роли:

- «заведующий лабораторией» - организует проведение исследования, осуществляет контроль за состоянием лабораторного оборудования и рабочих мест сотрудников лаборатории;

- «научный сотрудник» - специалист, осуществляющий разработку планов проведения исследования, сбор, изучение, анализ и обобщение результатов экспериментов и наблюдений;

- «лаборант» - технический сотрудник лаборатории, занимающийся подготовкой оборудования и реактивов для проведения исследований;

- «лаборант химического анализа» - специалист, выполняющий лабораторные анализы, испытания, измерения. Для оптимизации работы группы можно назначить несколько лаборантов химического анализа, которые одновременно будут проводить опыты.

3. Группы должны успеть за отведенное время поработать во всех лабораториях, причем в каждый учащийся должен исполнить все роли.

4. В лаборатории группы получают задание, выполняют его, в конце урока сдают учителю отчет о выполненной работе.

III. Этап освоения новых знаний и умений.

На данном этапе проводятся лабораторные опыты в группах. Учитель выполняет роль консультанта. Группы работают, выполняя исследование, в течение 30 минут (6 минут - в каждой лаборатории).

Задание «Лаборатории по исследованию реакций нейтрализации»:

В лаборатории имеются следующие реактивы: растворы серной, азотной и хлороводородной кислот, раствор гидроксида натрия, фенофталеин. Проведите реакции нейтрализации, заполните таблицу 2 «Отчет о работе Лаборатории по исследованию реакций нейтрализации».

Задание «Лаборатории по исследованию карбонатов»:

В лаборатории имеются следующие реактивы: растворы карбоната натрия, карбоната калия, карбонат кальция, раствор хлороводородной кислоты. Проведите возможные реакции ионного обмена, заполните таблицу 2 «Отчет о работе Лаборатории по исследованию карбонатов».

Задание «Лаборатории по исследованию сульфитов»:

В лаборатории имеются следующие реактивы: растворы сульфита натрия и сульфита калия, гидросульфита натрия, раствор серной кислоты. Проведите возможные реакции ионного обмена, заполните таблицу 2 «Отчет о работе Лаборатории по исследованию сульфитов».

Задание «Лаборатории по исследованию сульфидов»:

В лаборатории имеются следующие реактивы: растворы сульфида натрия, сульфида калия, сульфид железа (II), раствор серной кислоты. Проведите возможные реакции ионного обмена, заполните таблицу 2 «Отчет о работе Лаборатории по исследованию сульфидов».

Задание «Лаборатории по исследованию солей аммония»:

В лаборатории имеются следующие реактивы: растворы хлорида аммония и сульфата аммония, раствор гидроксида натрия. Проведите возможные реакции ионного обмена, заполните таблицу 2 «Отчет о работе Лаборатории по исследованию солей аммония».

В течение работы «научный сотрудник» заполняет таблицу 2.

Таблица 2. Лабораторный журнал.

Ф.И. научного сотрудника

Условия реакций

Признаки реакций

Уравнения реакций в молекулярной, полной и сокращенной ионных формах

«Лаборатория по исследованию реакций нейтрализации»


Соприкосновение веществ

Изменение цвета (обесцвечивание малиновой окраски ФФ)

H2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2H2O

2H+ + SO42- + 2Na+ + 2OH- = 2Na++ SO42- + 2H2O

H+ + OH- = H2O

HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O

H+ + NO3- + Na+ + OH- = Na+ + NO3- + H2O

H+ + OH- = H2O

HCl + NaOH = NaCl + H2O

H+ + Cl- + Na+ + OH- = Na+ + Cl- + H2O

H+ + OH- = H2O

«Лаборатория по исследованию карбонатов»


Соприкосновение веществ

Выделение газа (оксида углерода (IV))

Na2CO3 + 2HCl = 2NaCl + CO2↑ + H2O

2Na+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2Na+ + 2Cl- + CO2↑ + H2O

2H+ + CO32- = CO2↑ + H2O

K2CO3 + 2HCl = 2KCl + CO2↑ + H2O

2K+ + CO32- + 2H+ + 2Cl- = 2K+ + 2Cl- + CO2↑ + H2O

2H+ + CO32- = CO2↑ + H2O

CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + CO2↑ + H2O

CaCO3 + 2H+ + 2Cl- = 2Ca2+ + 2Cl- + CO2↑ + H2O

CaCO3 + 2H+ = 2Ca2+ + CO2↑ + H2O

«Лаборатория по исследованию сульфитов»


Соприкосновение веществ

Выделение газа (оксида серы (IV))

Na2SO3 + H2SO4 = Na2SO4 + SO2↑ + H2O

2Na+ + SO32- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + SO2↑ + H2O

2H+ + SO32- = SO2↑ + H2O

K2SO3 + H2SO4 = K2SO4 + SO2↑ + H2O

K+ + SO32- + 2H+ + SO42- = 2K+ + SO42- + SO2↑ + H2O

2H+ + SO32- = SO2↑ + H2O

2NaHSO3 + H2SO4 = Na2SO4 + 2SO2↑ + 2H2O

2Na+ +2H+ + 2SO32- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + 2SO2↑ + 2H2O

2H+ + SO32- = SO2↑ + H2O

«Лаборатория по исследованию сульфидов»


Соприкосновение веществ

Выделение газа (сероводорода)

Na2S + H2SO4 = Na2SO4 + H2S↑

2Na+ + S2- + 2H+ + SO42- = 2Na+ + SO42- + H2S

2H+ + S2- = H2S

K2S + H2SO4 = K2SO4 + H2S↑

2K+ + S2- + 2H+ + SO42- = 2K+ + SO42- + H2S

2H+ + S2- = H2S

FeS + H2SO4 = FeSO4 + H2S↑

FeS + 2H+ + SO42- = Fe2+ + SO42- + H2S

FeS + 2H+ = Fe2+ + H2S

«Лаборатория по исследованию солей аммония»


Соприкосновение веществ

Выделение газа (аммиака)

NH4Cl + NaOH = NaCl + NH3↑ + H2O

NH4+ + Cl- + Na+ +OH- = Na+ + Cl- + NH3↑ + H2O

NH4+ + OH- = NH3↑ + H2O

(NH4)2SO4 + 2NaOH = Na2SO4 + 2NH3↑ + 2H2O

2NH4+ + SO42- + 2Na+ +2OH- = 2Na+ + SO42- + 2NH3↑ + 2H2O

NH4+ + OH- = NH3↑ + H2O


IV. Этап подведения итогов урока. Рефлексия.

На данном этапе проводится анализ работы класса в целом, отдельных групп и учащихся, а также обобщение знаний (выводы по теме).

Выводы: Таким образом,

1.Реакции ионного обмена идут до конца в случаях образования осадка, газа, малодиссоциированного вещества - воды.

2. Три случая образования газа:

- углекислый газ - при взаимодействии карбонатов и гидрокарбонатов с растворами кислот;

- сернистый газ - при взаимодействии сульфитов и гидросульфитов с растворами кислот;

- сероводород - при взаимодействии сульфидов с растворами кислот;

- аммиак - при взаимодействии солей аммония с растворами щелочей.

Учащиеся записывают выводы в рабочую тетрадь. После этого проводится беседа, в ходе которой учащиеся проводят краткий анализ работы группы, выделяют наиболее активных учащихся («ценных сотрудников»).



© 2010-2022