Технологическая карта открытого урока

Данную разработку можно использовать при проведении урока химии в 9 классе по теме: "Алюминий". В ходе урока учащиеся  научатся:  характеризовать алюминий, как химический элемент, и как простое вещество; записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства алюминия в молекулярном виде и с позиций ОВР; рассказывать об областях применения алюминия; На уроке формируются УУД: умение находить сходства и различия между объектами, умение прогнозировать ситуацию, вести наблюдение, анализироват...
Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока

  1. ФИО преподавателя:______ОЛЕЙНИК НАТАЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА________________________________________

Предмет: _____химия______ Дата: 6.12.13 Класс:9 класс (54)

Тема урока, номер урока в теме

Тема №4 Урок № 11

Тип урока

Урок изучение нового материала

Форма урока

Комбинированный урок

Методы и формы работы

поисковый, частично-исследовательский, демонстрационный химический эксперимент, лабораторный опыт, работа в парах, устные ответы у доски, самостоятельная работа с текстами, взаимоконтроль, самоконтроль.

Планируемые результаты урока

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Знать:

Положение алюминия в ПСХЭ, физические и химические свойства алюминия, области его применения

Уметь:

  1. давать характеристику алюминия, как химического элемента, так и простого вещества.

  2. Записывать уравнения реакций, доказывающие химические свойства алюминия в молекулярном и окислительно-восстановительном виде

Применять:

  1. знание общих физических свойств металлов для описания свойств алюминия

  2. знание общих химических свойств металлов для описания свойств алюминия

Научатся:

  1. Описывать алюминий как химический элемент

  2. составлять: электронно-графические формулы атомов химических элементов

  3. Описывать алюминий как простое вещество

  4. Рассказывать об областях применения алюминия;

  5. Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства алюминия (взаимодействие с простыми веществами и со сложными веществами)

  6. Подтверждать химические свойства металлов экспериментом

познавательные УУД:

1. умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

- умение вести наблюдение;

- умение прогнозировать ситуацию.

2. определять положение АL в ПСХЭ, указывать особенности строения его атома

3. анализировать информацию в тексте учебника

4. обосновывать области применения алюминия

5. анализировать диаграммы

6. сравнивать металлические свойства Al и его ближайших соседей

7. составлять план изучения элемента, как простого вещества и как химического элемента

регулятивные УУД:

1. умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

2. умение соотносить учебные действия с известными правилами;

3. умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

коммуникативные УУД:

1. умение формулировать высказывание;

2. умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.

Проявлять:

эмоционально-ценностное отношения к учебной проблеме

Основные понятия темы

Применяемые современные технологии (с указанием этапов урока)

Межпредметные связи

Организация пространства (ФОУД - формы организации учебной деятельности)

Индивидуальная, парная, фронтальная

Этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Формируемые результаты

(предметные и метапредметные)

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.Организационный

момент

Цель: организация работы группы.

-

Построение, доклад

2. Проверка самоподготовки

Цель: проверить правильность выполнения самоподготовки

Познавательные:

умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

умение анализировать полученный результат

Спрашивает, если вопросы по выполнению самоподготовки, предлагает сверить с правильным ответом на доске (спрашивает о количестве учащихся, не допустивших ошибок)

Собирает сочинения ( упр.6 стр 68 - по желанию)

Проверяют самоподготовку.

3.Актуализация знаний

Цель:

актуализировать знания по теме металлы

Познавательные:

умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

Проводит фронтальный опрос:

- на какие две группы делятся вещества?

- какие вещества наз простыми?

- какое положение занимают металлы в ПСХЭ?

- сколько электронов на внешнем слое, как правило, находится на внешнем энергет слое у атомов металлов?

- какие свойства всегда проявляют металлы?

- почему у металлов схожие свойства?

Отвечают на вопросы.

4.Объявление темы урока.

Цель: определение познавательной цели урока, формулирование проблемы

Предметные:

составлять план изучения элемента, как простого вещества и как химического элемента

Коммуникативные:

умение формулировать высказывание;

Регулятивные:

умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Рассказывает легенду:

"Однажды к древнеримскому императору Тиберию правившему Римом в 14-27 гг. н. э., пришёл ремесленник и принёс чашу невиданной красоты, изготовленную из серебристого и на удивление лёгкого металла. На вопрос императора о названии чудесного металла ремесленник ответил, что металл получен им из …глины и пока не имеет названия. "Дальновидный" император, испугавшись, что новый металл, который можно получать из обыкновенной глины, обесценит серебро и подорвёт могущество Рима, повелел: чашу уничтожить, ремесленника обезглавить, а его мастерскую сравнять с землёй!" Теперь, по прошествии тысячелетий, мы не можем сказать, сколько правды лежит в основе этой легенды, рассказанной римским историком Плинием Старшим в своей "Естественной истории", но значительная доля правды в ней кроется.

Как вы думаете, о каком металле идет речь?

Вспомните, что изучает химия, как наука?

Предложите план изучения алюминия (что мы должны узнать, чтобы смело утверждать, что мы изучили алюминий).

Слушают, высказывают предположение.

Записывают в конспект тему урока.







Отвечают (химия- это наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях, которые сопровождают эти превращения)

Высказываются, ставят цели и формулируют план урока.

5. Изучение нового материала по плану

Цель: формирование умения описывать химический элемент по положению в ПСХЭ.

Предметные:

давать характеристику алюминия, как химического элемента

составлять: электронно-графические формулы атомов химических элементов

умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;

сравнивать металлические свойства Al и его ближайших соседей

Спрашивает, что значит описать элемент о положению в ПСХЭ.

Отвечают (указать положение/порядковый номер, период, группу и подгруппу, строение атома, состав атома)

5.1. Al - химический элемент

Просит самостоятельно составить строение атома алюминия о положению его в ПСХЭ (один учащийся на доске, не видной другим)

После выполнения задания: этап рефлексии:

1. Сколько электронов находится на внешнем уровне атома алюминия?

2. Какую степень окисления проявляет алюминий?

3. Алюминий будет отдавать или принимать электроны?

4. Значит алюминий как простое вещество будет металлом или неметаллом?

5. Какой же это металл: активный или неактивный?

Самостоятельно выполняют задание.

Самостоятельно проверяют и сравнивают с правильным ответом.

Отвечают на вопросы

5.2. Al - простое вещество.

5.2.1. Распространённость алюминия в природе

Цель: определить распространенность алюминия в природе.

Познавательные

анализировать информацию в тексте учебника

Коммуникативные:

умение формулировать высказывание;

Регулятивные

умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Предлагает рассмотреть диаграмму. Сделайте вывод о распространенности алюминия в земной коре по сравнению с другими металлами.

Анализируют диаграмму, делают вывод о распространенности Al

5.2.2. Нахождение в природе

Цель: определить основный источники алюминия в природе

Познавательные

анализировать диаграммы

Коммуникативные:

умение формулировать высказывание;

Регулятивные

умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Предлагает рассмотреть электрохимический ряд металлов. В каком виде (в свободном или в соединении) находится алюминий в природе?

Предлагает прочитать текст парагарфа стр.72-73 «Соединения алюминия» и выписать в тетрадь основные соединения.

Посмотреть коллекции: Алюминий

Демонстрирует слайд «Соединения алюминия»

Высказывают предположения.

Работают с текстом, выписывают.

Перечисляют, записывают.

Выполняют задание на интерактивной доске: соотнести природное соединение с ео образцом

5.2.3. Физические свойства алюминия

Цель: определить физические свойства алюминия, опираясь на Л.О. и свои наблюдения

Познавательные

Умение анализировать дополнительные источники информации

умение вести наблюдение Коммуникативные:

умение формулировать высказывание;

Регулятивные

умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Предлагает, используя свои наблюдения, выданные материалы, назвать физические свойства алюминия.

(Самостоятельная работа учащихся с образцами алюминия по инструктивной карточке.)

Рассмотрите образец алюминия, ответьте на вопросы:

1. Каково агрегатное состояние алюминия?

2. Каков цвет алюминия?

3. Имеется ли блеск?

4. Какова плотность алюминия?

5. Какова твердость алюминия? Как испытывали? Каковы справочные данные?

6. Обладает ли алюминий пластичностью? Лёгкий ли это металл?

7. Прочный ли металл алюминий?

8. Обладает ли алюминий теплопроводностью? А электропроводностью? Каким металлам уступает алюминий?

9. По табличным данным, какова температура плавления у алюминия?

Высвечивает слайд: физические свойства алюминия

Работу выполняют в парах. Работают по инструктивным карточкам. Для более чётких и быстрых ответов используются таблицы "Относительная твёрдость металлов", "Плотность металлов", "Температура плавления металлов", "Относительная теплопроводность на электрическая проводимость металлов", которые находятся на каждой парте.

Работают, записывают в конспект: физические свойства алюминия





Дополняют инфо со слайда: Алюминий легкий металл, серебристо - белого цвета, с металлическим блеском. Плотность - 2,7г/см3, твердость - 2,9, пластичный, обладает высокой теплопроводностью и электропроводностью, не обладает магнитными свойствами, t0пл = 6600С.

5.2.4. Химические свойства алюминия

Цель: определить химические свойства алюминия, опираясь на Д.О. и свои наблюдения

Предметные.

Составлять уравнения реакций, характеризующие химические свойства алюминия (взаимодействие с простыми веществами и со сложными веществами)

Подтверждать химические свойства металлов экспериментом

Регулятивные:

умение соотносить учебные действия с известными правилами;

Предлагает вспомнить какие две группы свойств характерны для металлов.

Рассказывает об особенностях положения AL в ЭХРН (Алюминий расположен там сразу после щелочных и щелочно - земельных металлов. А это значит, что алюминий - очень активный металл. Алюминий восстанавливает все атомы, находящиеся справа от него в электрохимическом ряду напряжения металлов, простые вещества - неметаллы. Из сложных соединений алюминий восстанавливает ионы водорода и ионы менее активных металлов)

Однако при комнатной температуре на воздухе алюминий не изменяется. Почему?

Отвечают (взаимодействие с простыми и сложными веществами)



Слушают и отвечают.

Демонстрационный эксперимент

Цель: выяснить отношение алюминия к простым веществам - йоду, сере, кислороду, как восстановителя

Демонстрирует опыты. Взаимодействие алюминия с простыми веществами

Опыт 1. Взаимодействие алюминия с кислородом
Опыт 2. Взаимодействие алюминия с йодом
Опыт 3. Взаимодействие алюминия с серой

После демонстрации опыта учащимся предлагается записать уравнение реакции и рассмотреть его с позиции ОВР.

Смотрят и составляют уравнения реакций (на доске и в конспектах),рассматривая с позиций ОВР

Лабораторный опыт

Цель: Изучить отношение алюминия к кислотам, щелочам с помощью лабораторных опытов и взаимодействия с оксидами металлом видео демонстрации опыта

Инструктирует.

Взаимодействие алюминия со сложными веществами

Опыт 1. Взаимодействие алюминия с кислотой
Опыт 2. Взаимодействие алюминия со щелочью


Предлагает сделать вывод.

Смотрят, проделывают Л.О., делают вывод, записывают схемы уравнения реакций (из- за нехватки времени можно предложить дописать уравнения реакций на с/п)

5.2.5. Области применения алюминия

Цель: Формирование знаний о применении алюминия

Предметные:

Рассказывать об областях применения алюминия;

обосновывать области применения алюминия

Предлагает на основании изученных в ходе урока свойств спрогнозировать области применения алюминия

Указать на каких свойствах алюминия, основана каждая область его применения.

У интерактивной доски составляет схему: соотносит физическое свойства и области применения

6.Подведение итогов работы. Рефлексия.

Цель: самоанализ усвоения основных понятий темы

Предлагает учащимся ответить на вопросы:

  1. Я могу составить электронно-графическую схему строения атома алюминия, используя ПСХЭ.

  2. Я могу описать физические свойства алюминия и рассказать об областях применения алюминия.

  3. Я знаю основные природные минералы, содержащие алюминий.

  4. Я могу описать химические свойства алюминия, и сделать вывод о его химической активности.

  5. Я доволен своей работой на уроке

Отвечают (+,-)

7.Оценка деятельности на уроке.

Цель: оценить деятельность учащихся на уроке

Выставляет отметки.

8.Задание на самоподготовку.

Цель: пояснить задание на самоподготовку

Объясняет задание на самоподготовку: параграф 13 , рассмотреть все реакции в конспекте с позиций ОВР задание 8 (по желанию)

Слушают и записывают



11


© 2010-2022