- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии на тему Железо
Урок по химии на тему Железо
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельситова А.Е. |
Дата | 17.11.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок в 9-м классе.
Железо.
Задачи:
Образовательные
-
Повторить свойства соединений алюминия.
-
Охарактеризовать железо по его положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.
-
Познакомить с физическими и химическими свойствами железа как простого вещества.
Развивающие
-
На основе межпредметных связей продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ.
-
Развивать умение проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент
Воспитательные
1. Продолжить развитие познавательных интересов учащихся;
2. Утвердить учащихся в гордости за свою Родину, как самую богатую природными ресурсами страну.
Тип урока: комбинированный. Сообщение новых знаний и их совершенствование.
Вид урока: лабораторный.
Оборудование: металлическая проволока с кнопками на пластилине, колбы, магнит, штатив с пробирками.
Реактивы: железные гвозди, разбавленные и концентрированные: серная, соляная и азотная кислоты, раствор гидроксида натрия, железные опилки, роданид аммония, хлорид железа(II), хлорид железа(III), красная кровяная соль, желтая кровяная соль.
План урока:
-
Проверка выполнения домашнего задания.
-
Железо как химический элемент.
-
Физические свойства железа.
-
Значение железа. Задача.
-
Химические свойства железа.
-
Закрепление и обобщение знаний, полученных на уроке.
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание.
Организационный момент:
Заранее на доске записывается план урока и домашнее задание.
-
Проверка выполнения домашнего задания
Фронтально: дописать уравнения реакций
(учащиеся выходят по одному к доске и записывают по одному уравнению реакции):
Fe2O3 + Al =
Al2(SO4)3 + BaCl2 =
Al(OH)3 + NaOH =
Al + O2 =
Осуществить превращения:
Al(OH)3 - AlCl3 - Al(OH)3 - Al2O3
Al(NO3)3 - Al(OH)3
Al - AlCl3
Для экономии времени урока при проверке необходимо на обратной стороне доски записать полностью уравнения реакций.
Индивидуально (данные задания необходимо предложить более подготовленным, интересующимся предметом):
-
Напишите уравнения реакций взаимодействия алюминия со следующими веществами: хлором, разбавленной серной кислотой, раствором сульфата меди(II). К каждому уравнению реакции составьте электронный баланс.
-
Напишите уравнения реакций получения хлорида алюминия четырьмя способами. К каждой реакции приведите электронный баланс или полные и сокращенные ионные уравнения.
-
Напишите уравнения реакций взаимодействия алюминия со следующими веществами: бромом, серой, водой, гидроксидом натрия. К каждой реакции приведите электроны баланс.
-
Актуализация знаний по теме:
Учитель: Какие еще химические элементы относят к металлам?
Планируемый ответ: Натрий, калий, литий, барий и т.д.
Учитель: По какому признаку химические элементы относят к металлам?
Планируемый ответ: По малому количеству электронов на внешнем энергетическом уровне: от одного до трех.
3. Формирование знаний о железе - химическом элементе.
Учитель: А железо можно отнести к металлам?
Планируемый результат: По свойствам, конечно, можно, но нахождение железа в восьмой группе ставит это под сомнение.
Учитель: Железо действительно находится в восьмой группе, но в побочной подгруппе.
Записываю на доске схему электронного строения атома железа.
56Fe +26 ) ) ) ) 1S22S22P63S23P64S23d6
2628142
P = 26, n = 30, e = 26
Поэтому у железа степень окисления в соединениях +2 и +3(при участии еще одного электрона с предвнешнего энергетического уровня). Редко, но железо бывает со степенью окисления +6 (при участии 4-х электронов с предвнешнего энергетического уровня).
4. Формирование знаний о железе - простом веществе.
Учитель: Действительно ли такими важными свойствами обладает железо? Убедиться в этом и познакомиться не только с железом, но и его соединениями и будет целью нашего урока сегодня.
Демонстрируются физические свойства железа:
-
Теплопроводность. (Один конец стальной проволоки с кнопками на пластине нагревается, кнопки по порядку падают на подставку демонстрационного стола. Учащиеся делают вывод: железо теплопроводно).
-
Электропроводность. (Замыкается простейшая электрическая цепь со стальными проводами, лампочка загорается. Учащиеся делают вывод: железо электропроводно).
-
Наличие металлического блеска. (Металлическая пластина поворачивается при дневном свете. Учащиеся делают вывод: металлический блеск есть).
-
Пластичность и ковкость. (Демонстрация изделий из железа и его сплавов: трубки, решетки. Учащиеся делают вывод: железо пластично и ковко).
-
Магнетизм. (К железным гвоздям подносится магнит и гвозди притягиваются. Учащиеся делают вывод: железо магнитно).
5. Формирование знаний о химичесих свойствах железа.
Учитель: А не так давно в Моравском музее города Брно появился новый экспонат - небольшой топор, найденный археологами при раскопках древнего поселения Мстенице, относящегося к раннему средневековью. Масса топора 6 кг. Оказалось, что в отличие от других железных изделий, найденных при раскопхах, топор изготовлен из природнолегированного железа, содержащего 2,8 % никеля и 0,6 % кобальта. Такой состав свидетельствует о небесном происхождении материала, который воспользовался средневековый мастер из Мстенице. Сколько кг железа в этом топоре.
К доске выходит ученик по желанию и решает задачу.
Решение:
-
m (Ni) = 0,028 . 6 = кг
-
m (Co) = 0,006 . 6 = кг
-
m (Fe) = 6 - (0,168 +0,036) = 6 - 0,204 = 5,796 кг.
Ответ: железа в топоре 5,796 кг.
Учитель:А что мы знаем о железе? Где встречается железо в природе? Каково его биологическое значение?
Ученики: железо имеет большое значение для биологии животных организмов, так как является основным катализатором дыхательных процессов. Организм взрослого человека содержит около 3 грамм железа, из которых приблизительно 75% входит в состав гемоглобина. Основной функцией этой части железа является связывание молекулярного кислорода и перенос его в ткани. Последние, в свою очередь, содержат органические соединения железа, катализирующие процессы дыхания в клетках. Из отдельных частей организма наиболее богаты железом печень и селезенка.
Учитель: А теперь рассмотрим химические свойства железа. Железо - активный металл?
Ученики: Металл средней активности (проверяют по таблице «Ряд активности металлов»).
Учитель: Значит для него характерны реакции с чем?
Ученики: - с неметаллами (О2, Cl2 и т.д.)
- с солями
- с кислотами
- с водой
Учитель: Давайте это проверим.
Опыт 1. Взаимодействие железа с кислородом
Колбу заполняем кислородом из кислородной подушки, закрываем стеклом. Опускаем в эту колбу раскаленную швейную тонкую иголку, закрепленную в держателе.
3Fe + 2O2 = FeO . Fe2O3 (Fe3O4)
(Наблюдаем образование светящихся частичек железной окалины).
Опыт 2. Взаимодействие железа с солями.
Учитель: Со всеми ли солями реагирует железо?
CuSO4 + Fe =
MgSO4 + Fe =
Ученики: Для решения уравнений нужно посмотреть в «Ряд активности металлов».
Учитель: Давайте напишем реакции и проверим это на практике.
CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu
голубой раствор желтоватый раствор красный цв.
MgSO4 + Fe = реакция не идет
Ученики делают ВЫВОД: Реакция идет с солями, в состав которых входит металл, менее активный, чем железо.
Опыт 3. Взаимодействие железа с кислотами.
Учитель: С разбавленными кислотами H2SO4, HCl, H3PO4 и т.д. реакция идет с выделением водорода:
H2SO4 + Fe = FeSO4 + H2
HCl + Fe = FeCl2 + H2
Но есть две особые кислоты:, HNO3 разб., HNO3 конц. и H2SO4 конц. с которыми реакция идет по-особому. Более подробное изучение их свойств мы рассмотрим позже.
Опыт 4. Взаимодействие железа с водой.
Учитель: В лабораторных условиях эта реакция идет при очень высоких температурах, но в повседневной жизни мы встречаемся с этой реакцией постоянно. Все вы наблюдали как появляется ржавчина на железных изделиях во влажном воздухе. При этом происходит такая реакция:
3Fe + 4H2O = Fe3O4 + 4H2
железная окалина
6. Формирование знаний о химичесих свойствах железа.
Учитель зачитывает пункты плана урока, записанные на доске и делает с учащимися вывод по каждому пункту (начиная со второго)
-
Проверка выполнения домашнего задания.
-
Железо как химический элемент. (Вывод: элемент 8 группы побочной подгруппы, на внешнем энергетическом уровне 2 электрона, степень окисления +2, +3, редко +6. Металл).
-
Физические свойства железа. (Вывод: Пластичность, ковкость, электро- и теплопроводность, металлический блеск, магнитизм).
-
Значение железа. Задача.
-
Химические свойства железа.
-
Закрепление и обобщение знаний, полученных на уроке.
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание. ($14, вопросы 5,6)
.