• Преподавателю
  • Химия
  • Методическая разработка урока по химии на тему: Физические и химические явления

Методическая разработка урока по химии на тему: Физические и химические явления

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка урока по химии на тему: Физические и химические явленияМетодическая разработка урока по химии на тему: Физические и химические явленияУРОК

Тема: Физические и химические явления.

Разработала: Терюкова Елена Александровна

учитель биологии и химии

с. Архангельское Воронежской области

Цели урока: способствовать формированию знаний у учащихся о физических и химических явления(реакциях).

  • - образовательные: ознакомить учащихся с понятиями «физическое явление», «химическое явление», «химическая реакция», о сходстве и различиях между ними. Раскрыть значение явлений в природе и жизни человека.

  • - развивающие: Формировать умение распознавать физические и химические явления, совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов;

  • формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, видео-фрагментов, презентации, наблюдаемых процессов; описывать наблюдения, изображать схематически приборы;

  • формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы;

  • развивать умение формулировать и аргументировать собственное мнение, развивать самостоятельность;

  • продолжать формирование химической речи учащихся, творческого мышления, правил научного общения, умения прогнозировать результат деятельности;

  • организовывать самостоятельную деятельность, совершенствовать навыки самооценки знаний

  • - воспитывающие: воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах.

Планируемые результаты:

Предметные: овладение понятийным аппаратом урока;

приобретение опыта использования различных методов изучения химических явлений: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;

умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач и др.

Познавательные УУД

Четкое представление о «физических явлениях», «химических явлениях(реакциях)»; применять их на практике.

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенций);

  • использование различных источников для получения химической информации;

  • постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения

Коммуникативные УУД

  • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах и др.

Оборудование:

  • ПК;

  • мультимедийный проектор;

  • мультимедийная презентация к уроку;

  • лабораторное оборудование ;

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физкультминутка.

  6. Закрепление изученного материала. Лабораторная работа № 3 на тему: «Физические и химические явления».

  7. Домашнее задание.

Ход урока:

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент.

Цель:

Создание рабочего настроя учащихся на урок, мотивация на учебу. Выявить уровень подготовки учащихся к уроку

Личностные:

определять общие для всех и индивидуальные правила работы

Метапредметные:

Регулятивные УУД

умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий и корректировать их

Коммуникативные УУД

слушать и понимать речь других

Приветствие. Проверка готовности класса и кабинета к уроку. Отсутствующие. Сообщаю, что урок у нас комбинированный: часть урока будет отведена под теоретическую часть; вторая половина урока - практическую: выполнение лабораторной работы № 3 на тему: «Физические и химические явления».

Проверка домашнего задания:

Задание 1.

Чем отличаются смеси от чистых веществ? Приведите пример, в котором чистое вещество - поваренная соль имеет отличные свойства от смеси, также, содержащую поваренную соль.

Задание 2.

В сахарный песок случайно попали древесные опилки. Опишите способ, которым можно очистить сахар от примесей.

Задание 3.

При исследовании образца воды было выявлено, что в воде содержатся нерастворимые частички твердого вещества (предположительно древесные стружки), несмешивающиеся с водой жидкость (возможно масло). Образец имеет неприятный запах и неестественный цвет, кроме того содержит растворенную соль. Как очистить такую воду? Опишите последовательность действий.

Задание 4.

Дайте определение понятиям «чистое вещество», «смесь».

Задание 5.

На чем основаны методы разделения гетерогенных и гомогенных смесей. Перечислите методы и опишите их. Приведите примеры.

Приветствие учителя. Проверка рабочего места: расположение учебных принадлежностей, наличие раздаточного материала, лабораторного оборудования.



Подготавливаются к заданиям.





Выполняют задания в индивидуальном порядке.

2.Актуализация знаний.

Цель: подведение учащихся к вопросу: « Что такое физические и химические явления?», «Зачем нам нужны знания о физических и химических явлениях?», «Что такое химические реакции?», «Признаки химических реакций».

Личностные: Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Формирование мысли о необходимости изучения предмета химии, о необходимости получения знаний о чистых веществах и смесях, о значении чистых веществ и смесей в нашей жизни Применение знаний на практике.

Регулятивные УУД:

Умение организовать выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

«Познание, - как говорил Аристотель, - начинается с удивления». Я бы еще добавила: «С увлечения».

С чего начинается увлечение химией - наукой, полной удивительных загадок, непонятных явлений? Очень часто - с химических опытов, которые сопровождаются красивыми эффектами, чудесами. Чтобы разгадать эти чудеса, надо изучить теорию. Сегодня на уроке мы с вами начнем знакомиться с химическими реакциями, условиями протекания.

Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию.



3.Постановка учебной задачи.

Цель: Мотивировать учащихся на усвоение новых знаний.
Определение целей и задач урока

Личностные:

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Метапредметные:
Коммуникативные УУД

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других

Регулятивные УУД:

принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

корректировать собственные ответы и ответы одноклассников

Познавательные УУД:

постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения;

осознание учебно-познавательной задачи

Сегодня наш урок будет состоять из 2-х частей: теоретической и практической(выполнение лабораторной работы № 3 «Физические и химические явления»).

Прежде чем перейти к изучению нашей темы и выполнению лабораторной работы, попробуем выполнить задания.

Задание 1.

Среди перечисленных явлений выберите те, которые являются химическими:

А) испарение воды;

Б) горение древесины;

В) потемнение серебряных изделий;

Г) выделение попутного газа при бурении нефтяных скважин;

Д) ржавление железа.

Задание 2.

Приведите примеры известных вам физических и химических явлений.

Как используются эти явления в практической деятельности человека? Приведите примеры, когда физическим явлениям сопутствуют химические.

Вопрос:

Сможете ли вы ответить на эти вопросы, не имея необходимых знаний о физических и химических явлениях?

- Сформулируйте, пожалуйста, цель сегодняшнего урока.

- Какие задачи вы поставите перед собой?

Вывод: в ходе сегодняшнего урока и выполнения лабораторной работы, мы изучим, что такое физическое и химическое явление. Научимся опытным путем определять физические и химические явления

Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию.

Пытаются выполнить задания.



Отвечают на вопросы.









Формулируют цель, дополняют друг друга, ставят, обсуждают задачи, корректируют ответы одноклассников.

Делают выводы.

4. Изучение нового материала.

Цель:

Изучить понятие «чистое вещество», «смесь»; уметь устанавливать сходство и различия между ними; научиться раскрывать значение смеси в жизни человека.

Личностные:

умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач

Познавательные УУД

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенций)

Коммуникативные УУД

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах

Предметные:

овладение понятийным аппаратом урока;

Рассказ учителя:

Окружающий нас мир, при всём его богатстве и многообразии, живёт по законам, которые достаточно легко объяснить с помощью таких наук, как физика и химия. И даже в основе жизнедеятельности такого сложного организма, как человек, лежит не что иное, как химические явления и процессы. Определения и примеры Элементарный пример - чайник, поставленный на огонь. Через некоторое время вода начнёт нагреваться, затем закипать. Мы услышим характерное шипение, из горлышка чайника будут вылетать струйки пара. Откуда он взялся, ведь в посуде его изначально не было! Да, но вода, при определённой температуре, начинает превращаться в газ, меняет своё физическое состояние из жидкого на газообразное. Т.е. она осталась всё той же водой, только теперь в виде пара. Это физическое явление.

Физическими явлениями называют такие явления, при которых данные вещества не превращаются в другие, а обычно изменяется их агрегатное состояние или форма.

Примеры: растяжение или сжатие пружины, плавление льда, высыхание дождевых луж, плавление свечи, засахаривание варенья, испарение спирта, ацетона, перемалывание зерна в муку, падение камня, молния, перемалывание сахара в сахарную пудру.

Вернемся к нашему чайнику. С водой. Воду мы закипятили. Попьем чай. Опустим в кипяток пакетик с чайной заваркой. Вода в стакане или другом сосуде окрасится в красно-коричневый цвет. Произойдёт химическая реакция: под воздействием тепла чаинки начнут запариваться, выделяя цветовые пигменты и вкусовые свойства, присущие этому растению. У нас получится новое вещество - напиток со специфическими, свойственными только ему качественными характеристиками. Если туда же добавим несколько ложек сахара, он растворится (физическая реакция), а чай станет сладким (реакция химическая). Таким образом, физические и химические явления часто связаны и взаимозависимы. К примеру, если тот же чайный пакетик поместить в холодную воду, реакции не произойдёт, чаинки и вода не будут взаимодействовать, да и сахар растворяться тоже не пожелает.

Химическими явлениями(реакциями) называются такие явления, в результате которых из данных веществ образуются другие.

Пример: потемнение серебра, ржавление гвоздя, образование золы при горении дров.

В природе:

1)фотосинтез 6 CO2+12H2O свет

C6H12O6+6O2+6H2O

2)дыхание: вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ

C6H12O6+6O2 6CO2+6H2O+2.87*106 ДЖ;

3) горение , горение твердого топлива(дрова и т.п.)

4) гниение.

5) образование озона.

6) образование сталактитов и сталагмитов.

В быту:

Сгорание топлива в двигателе внутреннего сгорания, образование налета на металлах, образование накипи в чайнике, гашение соды уксусом, изготовление асфальта, изготовление одежды (окрашивание).

Составление кластера: «Признаки химических реакций».



  1. Изменение окраски.

  2. Образование осадка.

  3. Выделение газа.

  4. Появление запаха.

  5. Поглощение или выделение теплоты.

  6. Возможно излучение света.

Для того, чтобы возникла химическая реакция, необходимо ряд условий.

Составление кластера: «Условия возникновения химических реакций».

  1. Тесное соприкосновение реагирующих веществ.

  2. Измельчение. Чем мельче вещества, тем бурнее реакция.

  3. Изменение температуры реагирующих веществ (охлаждение или нагревание).

  4. Присутствие катализатора.

Понаблюдать за химическими явлениями можно опытным путем. А описать его на бумаге можно при помощи химического уравнения (уравнения химической реакции).

Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию.

Пытаются выполнить задания.









Записывают определение в тетрадь.





















Записывают определение в тетрадь.



















Составляют кластер.





Составляют кластер.

5.Физкультминутка.

Комплекс упражнений «Танцуй сидя»

Упражнение 1.

Руки на пояс поставьте вначале

Влево и вправо качайте плечами.

Выполнить по 5 наклонов вправо и влево.

Упражнение 2.

Вы дотянитесь мизинцем до пятки,

Если достали, то в полном порядке.

Выполнить по 3 раза.

Выполняют упражнения.

6.Закрепление материала.

Цель: обобщение и систематизация полученных знаний. На практике, при выполнении лаб.раб. №3 закрепить изученный материал; закрепить понятия о смесях и чистых веществах и о способах разделения смесей. Работать над умением находить и осуществлять рациональные способы выделения веществ из смесей на основе знаний о физических свойствах вещества.



















































7.Домашнее задание.

Личностные:

Умение управлять своей познавательной деятельностью;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской деятельности

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач.

Осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные УУД

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенций)

Коммуникативные УУД

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах, группах

Выполнение лабораторной работы №3 на тему : «Физические и химические явления».

Инструктивная карта к лабораторной работе (Приложение 1)



Повторить правила ТБ в кабинете химии.





















































Сделайте вывод о проделанной работе, исходя из цели лабораторной работы.

Изучают инструктивную карту к лабораторной работе.

Повторяют правила ТБ в кабинете химии.

Выполняют лабораторную работу.





Участвуют в обсуждении, дополняют друг друга, исправляют ошибки.















































Формируют общий вывод по работе, исходя из цели.

Приводят в порядок рабочее место.





© 2010-2022