Конспект урока Связь между классами веществ

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока в школе 1-2 вида

Тема урока: «Связь между классами веществ»

Цели и задачи урока:

Образовательные:

обобщить и систематизировать знания учащихся об основных классах неорганических соединений, о связи между различными классами соединений.

Развивающие :

развивать умения составлять химические уравнения, сформировать умение составлять уравнения реакции по цепочке превращений.

Воспитательные:

способствовать формированию научного мировоззрения, развивать стремление к знаниям.

Оборудование: таблицы «Связь между классами веществ», «Техника безопасности на уроках химии», карточка- схема «Связь между классами веществ», карточки с цепочками превращений.

Лабораторное оборудование: спиртовка, ложечка для сжигания веществ с пробкой и банкой, химические стаканы.

Вещества: вода, неметаллы: сера, фосфор, кремний, углерод; металлы: натрий, железо, алюминий, цинк, свинец; оксиды: железо, кальция, алюминия; основания: гидроксиды натрия, калия, кальция; растворы кислот: азотной, серной, фосфорной, соляной; соли: сульфаты железа(II) и алюминия, хлориды натрия и меди(II), нитраты натрия и калия, карбонаты натрия и цинка, фосфаты алюминия и натрия, индикаторы лакмус и фенолфталеин.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельная работа.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Вступительное слово учителя

Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с темой: «Связь между классами веществ». Эта тема не является совершенно не знакомой для вас. Мы уже многое узнали о различных классах веществ, а сегодня наша задача: понять, как вещества разных классов связаны между собой. Для чего это нужно? Во-первых, мы будем видеть, что из чего получается и каким образом. Но это практическая, приземлённая цель

Во-вторых, у нас есть и высокая цель: мы должны научиться видеть взаимосвязи в окружающем мире, развивать своё мировоззрение. Проведём параллель с биологией: растения, животные и человек связанны друг с другом, влияют друг на друга. Так же и вещества, они тоже взаимосвязаны и воздействуют друг на друга.

Прежде, чем приступить к работе, вспомним правила техники безопасности при работе с кислотами и щелочами.

Учащиеся под руководством учителя повторяют правила, пользуясь таблицей.

2.Фронтальная слуховая тренировка.

Ин

3.Актуализация знаний.

1) На какие группы делятся все элементы?(металлы и неметаллы)

2)Каким цветом в таблице Менделеева обозначены металлы?(Зелёным) А каким неметаллы?(Жёлтым)

3) Химики 18-го века разделили вещества на металлы и неметаллы. Представьте себя в роли химиков 18-го века и выберите из предложенных веществ сначала металлы, а затем неметаллы(Ученик выполняет задание).

4) На какие классы делятся сложные вещества?(оксиды, основания, кислоты, соли)

А теперь представьте себя в роли химиков 19-го века и распределите предложенные вещества по классам.(ученик выполняет задание)

4.Химические загадки.

1) Мне ни вода, ни кислота,

Цвет не подарят никогда,

А в щелочах же я малиновей малин,

Всем вам знакомый … (фенолфталеин)

2) Спорить с кислотой не смею,

Перед нею я краснею,

Если ж в щёлочь попадаю,

Сразу синим я бываю.

(лакмус)

3) Перед вами загадочная жидкость, про которую известно, что это не соль.

К какому классу относится это вещество?(Ученик выходит и с помощью индикаторов определяет, что загадочная жидкость - это щёлочь)

5.Изучение новой темы.

МЕТАЛЛ → ОСНОВНЫЙ ОКСИД → ОСНОВАНИЕ

ЭЛЕМЕНТ СОЛЬ

НЕМЕТАЛЛ → КИСЛОТНЫЙ ОКСИД → КИСЛОТА

Обратимся к схеме. На ней хорошо видно, что из металла образуется основный оксид, затем основание и соль. Это одна цепочка превращений, а из неметаллов образуется кислотный оксид, затем кислота и соль. Это другая цепочка превращений. Проследим эти цепочки на практике, с помощью химических опытов. (Учитель демонстрирует химические опыты).

Опыт 1. Na → Na2O → NaOH → Na3PO4

Опыт 2. P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4

6.Выполнение упражнений.

1) Показ образца учителя (к 1опыту)

4Na + O2 = 2Na2O

Na2O + H2O = 2NaOH

3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2O

2) Показ образца учителя (ко 2 опыту)

4P + 5O2 = 2P2O5

P2O5 + 3H2O = 2H3PO4

H3PO4 + 3NaOH = Na3PO4 + 3H2O

2) Самостоятельная работа по карточке.

Выполнить задание на карточке под буквами: 1 вариант - а), 2 вариант - б).

  1. Li → Li2O → LiOH → Li2SO4

б) C → CO2 → H2CO3 → K2CO3

в) S → SO2 → H2SO3 → BaSO3

г) Ba → BaO → Ba(OH)2 → Ba(NO3)2

3) Взаимопроверка самостоятельной работы, пользуясь готовыми решениями на обратной стороне крыльев доски.

7.Индивидуальная слуховая тренировка. (Проводится во время самостоятельной работы.)

Связь

Связь между

Связь между классами

Связь между классами веществ

8.Домашнее задание.

Выполнить задание на карточке под буквами 2 вариант - а), 1 вариант - б), все варианты - в) и г).

9.Подведение итогов урока.


© 2010-2022