• Преподавателю
  • Химия
  • Педагогический опыт учителя химии Щеголевой Татьяны Викторовны, МБОУ Инсарская средняя общеобразовательная школа №2

Педагогический опыт учителя химии Щеголевой Татьяны Викторовны, МБОУ Инсарская средняя общеобразовательная школа №2

              Меня зовут Щеголева Татьяна Викторовна. Более 30 лет я работаю учителем химии: из них 10 лет в Калининграде, 24 года в МБОУ «Инсарская СОШ №2», Заслуженный учитель РФ, Отличник народного образования, обладатель Соросовского гранта, учитель высшей квалификационной категории. За годы работы поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, ч...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщение педагогического опыта

Меня зовут Щеголева Татьяна Викторовна. Более 30 лет я работаю учителем химии: из них 10 лет в Калининграде, 24 года в МБОУ «Инсарская СОШ №2», Заслуженный учитель РФ, Отличник народного образования, обладатель Соросовского гранта, учитель высшей квалификационной категории.

За годы работы поняла, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь. Каждый раз, уходя домой, думаешь, а что будет завтра, как сделать так, чтобы твой урок запомнился? Удивить, рассмешить или, может быть, напугать? Увы, сегодня химия для многих - предмет не первостепенной важности. Как найти и подобрать то, что поможет сделать процесс обучения интересным, творческим, запоминающимся? Уверена, что только, вызвав светлые чувства и положительные эмоции, можно создать комфортный климат на уроке.

Учителю необходимо постоянно стремиться выйти за рамки предмета и посмотреть даже на самую «химическую» проблему под углом зрения общей культуры. Считаю себя скорее педагогом, чем предметником. Думаю, что нельзя «уходить с головой» в щелочи и кислоты. Химия должна помочь ребятам в реальной жизни.

Как непросто учителю сегодня разобраться в выборе программы, учебника, методического пособия. Работала по программам и учебникам Г.Е., Рудзитиса, С.Т., Сатбалдиной, О.С. Габриеляна. В результате долгих раздумий, детальном анализе многообразия учебников химии, многолетнего опыта работы, остановилась на программах и учебниках О.С. Габриеляна. В 2014-15 учебном году преподаю химию в 9классе, 10 и 11 классах. Рабочие программы по предмету составлены на основе Федерального компонента образовательного стандарта для основного (общего) образования и среднего (полного) общего образования по химии. Два часа в неделю - в 9 классе, 3 часа в неделю (профильный уровень) - в 10, 11 классах. Учебно-методические комплекты позволяют выстроить линию преподавания по предмету.

Все начинается с урока. Как его построить, чтобы можно было реализовать все его учебно-воспитательные функции? Для творчески работающего учителя самый главный судья и даже ученик - он сам. Педагог должен не только знать свой предмет, но и ориентироваться в околопредметных сферах, тогда он сможет дать те универсальные знания, которые не затеряются в потоке мелких фактов, деталей. Какие наиболее важные, приоритетные подходы к процессу обучения ставлю во главу своей системы работы? Это:

1. Формирование содержания материала в большие модули и блоки, что позволяет осуществить индивидуализацию процесса обучения. А это целиком зависит от умения учителя увидеть перспективу интересов ребенка, создать атмосферу сотрудничества учителя и ученика.

2. Дифференцированный подход - необходимое условие каждого урока. Задание должно быть достаточно легким, чтобы не отпугнуть ученика, не вызвать в нем страх, но одновременно и достаточно сложным, чтобы воспитать в ученике культуру труда. Главное, чтобы труд был результативным. Знание химических свойства, строение молекулы (причинно-следственные связи) сильный ученик. Физические свойства, применение, работа по карточкам - другой.

3. Подходя к отбору и содержанию урока, к логике его построения, можно выделить два главных принципа обучения - дедуктивность (сначала рассматриваются более общие вопросы, затем - частные) и цикличность изучения материала с постоянным его усложнением. Очень важно научить ученика видеть общее в частном, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Я стараюсь конструировать задания таким образом, чтобы при их выполнении ученику требовалось высказывать свои суждения, подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу, сделать умозаключения на основании фактов или теорий.

4. Все дети разные, поэтому на уроках я использую личностно-ориентированный подход в обучении, который проявляется через такие аспекты, как:

- Использование проектных технологий;

- Постановка проблемы и поиск ее решения (проблемный метод);

- Организация работы учащихся в группах как на уроке, так и дома;

- Использование методик, при которых учащиеся составляют опорные конспекты;

- Формирование индивидуальных маршрутов обучения как сильных, так и слабых учащихся;

- Использование в работе взаимо- и самоконтроля;

- Индивидуализация домашнего задания;

- Организация исследовательского эксперимента;

- Организация самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих.

Личностно-ориентированное обучение способствует динамике качества знаний, учебных умений и навыков учащихся

5. Чтобы добиться высокого результата в обучении, а этого хочет каждый учитель, необходимо научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-коммуникационные технологии. В течение нескольких лет в общеобразовательных и профильных классах я использую в своей работе проектную и исследовательскую технологию. Что это дает?

- Повышение уровня активности школьников на уроке;

- Значительное повышение качества знаний учащихся;

- Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;

- Постановка цели и планирование работы, как учителем, так и учеником;

- Профессиональное самоопределение учащихся;

- Интеграция между предметами различных образовательных областей.

Работая над проектом, школьники проходят следующие этапы работы:

- постановка цели;

- обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов;

- самообразование и актуализация знаний;

- продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе);

- исследование, решение конкретных задач;

- обобщение результатов, выводы;

- анализ успехов и ошибок.

В проектном обучении ценны не только результаты, а в большей степени сам процесс. При такой работе учащихся меняются функции учителя:

- он помогает ученикам в поиске нужной информации;

- сам является источником информации;

- координирует весь процесс;

- отслеживает результаты работы

На протяжение всех лет работы в школе для меня актуален вопрос: как учить детей? Как развивать у учащихся внутреннюю мотивацию к обучению химии? Свои уроки я планирую таким образом, чтобы они способствовали приобретению навыков самостоятельного поиска ответов на поставленные вопросы, умений анализировать факты, обобщать и делать логические выводы.

Учитель должен преподносить содержание предмета учащимся не как готовое задание, а как систему познавательных задач, решая которые, учащиеся самостоятельно формулируют теоретические положения. Использую различные формы познавательных заданий: вопросы, упражнения, расчетные и экспериментальные задачи, дидактические игры, алгоритмические предписания, химические диктанты, тесты разного типа, поисковую сеть Интернет, виртуальный эксперимент, создание учащимися компьютерных презентаций.

Проблемно-поисковый подход удачно реализуется при проведении химического эксперимента. Много времени в учебных курсах отвожу на проведение практических и лабораторных работ. Убеждена, что только, дав возможность ученику попробовать себя в роли исследователя, экспериментатора, можно добиться усвоения учебного материала. Теория без практики ничто, поэтому групповой и индивидуальный исследовательский эксперимент - частый гость на моих уроках.

С появлением в школе компьютерных классов и обучающих программ по химии появилась возможность в проведении уроков с использованием электронного учебника. Виртуальная школа, уроки Химии (Кирилла и Мефодия). Создание тандема учитель «+» компьютер делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усвояемым.

Сегодня учитель перестал быть единственным источником знаний школьника. На второе место среди источников информации вышли компьютер и Интернет.

Известное высказывание «Учитель всегда учится» характерно для педагогов нашей школы. Нет учителя в школе, кто бы в последние годы не приобщался к непрерывному совершенствованию. Большинство, в том числе и я, начали несколько лет назад информационные и коммуникационные технологии. Я училась и учусь использовать ИКТ с удовольствием. Сначала прошла курсы по овладению базового, затем и продвинутого уровней ИКТ.

Уроки с использованием электронных учебников, презентаций, электронных тестов, виртуального эксперимента, ресурсов Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными педагогическими. Учащиеся при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, находятся в постоянном поиске. Ученики вовлекаются в процесс самообучения. Использование компьютерных программ на уроке по химии позволяет увидеть то, что на обычном уроке невозможно: смоделировать химический процесс, провести опасную реакцию, увидеть динамическую модель работы химического завода или аппарата, поучаствовать в дистанционной дискуссии, поработать с отдельными атомами и молекулами, проверить свои знания независимым «экспертом» - компьютером.

Уроки с использованием ИКТ провожу в лекционном классе. Использую следующие формы работы:

- урок-презентация;

- виртуальный эксперимент;

- урок-исследование;

- электронный урок;

- электронное тестирование;

- организация индивидуального обучения.

Одним из самых трудных и всегда востребованных аспектов деятельности педагога не только химии является планирование своей работы. Для педагога очень важна технология проектирования педагогической деятельности. Учесть надо многое. В тематическом планировании обязательно прослеживается деятельность учителя и ученика, учтены дополнительные средства, повышающие мотивацию обучения. Дидактические задания к уроку должны быть разноуровневыми, контрольные работы многовариативными.

Для педагога необходимо создание грамотно выстроенной дидактической системы. Одной из форм построения такой системы является создание УМК по предмету. Учебно-методический комплект включает в себя традиционный учебник, электронный учебник, методическое пособие, дидактические материалы. Использование компьютерных технологий позволяет педагогу создать свое портфолио, как составную часть информационного пространства школы. Каждый творчески работающий учитель понимает, что не существует универсальных образовательных ресурсов, и лучше, чем «свое», созданное самостоятельно под свой стиль работы, ему не найти. А еще лучше - созданное не просто одним учителем, а в сотворчестве с учениками и коллегами, ведь процесс учения и познания наиболее плодотворен именно через продуктивную деятельность.

Наша Инсарская средняя школа с 2009 года является Республиканской экспериментальной площадкой по теме: «Инновационная среда как условие развития исследовательской деятельности учащихся».

Цели эксперимента: создание модели развивающей образовательной среды школы, способствующей формированию познавательных, созидательных способностей личности.

Реализация программы осуществляется посредством решения задач: предоставление реальных возможностей самоутверждения в наиболее значимых для учащихся сферах; максимальное раскрытие творческих способностей; формирование взаимоотношений, обеспечивающих уважение к личности ребенка; социальная адаптация учеников к условиям реальной жизни.

Реализация эксперимента осуществляется через этапы:

Проектировочный - осмысление практики работы школы и проблем развития, освоением научного опыта и составлением программы эксперимента.

Экспериментальный - разработка проекта, моделирование инновационной среды формирования исследовательских навыков учащихся. На этой стадии осуществляется подготовка плана мероприятий, получение запрограммированного результата; определение путей и средств достижения целей, разработка директивного, календарного и сетевых графиков с указанием конкретных исполнителей.

Третий этап переход в режим функционирования в ходе которого осуществляется апробация модели развивающей инновационной среды для развития творческих способностей учащихся, документальное оформление результатов экспериментальной работы, а также проведение необходимых исследований для последующих преобразований образовательной среды и педагогической системы.

Ожидаемый результатом реализации проекта является обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы; формирование системы исследовательской деятельности учащихся; творческая самореализация выпускника школы; повышение квалификации педагогов в связи с переходом на новые образовательные стандарты.

Выстроена система работы по воплощению заявленной темы. Результатами реализация программы «Инновационная образовательная среда формирования исследовательских навыков учащихся» стали следующие мероприятия:

- анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися за последние 3 года;

- пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися;

- участие в муниципальном и республиканском туре предметных олимпиад;

- организация деятельности школьного научного общества учащихся "Поиск»;

- разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов;

- проведение научно-методического семинара для педагогов школы "Исследовательская деятельность учащихся";

- создание банка олимпиадных заданий;

- участие в республиканских научно-практических конференциях и конкурсах школьников («Интеллектуальное будущее Мордовии», «Дерево Земли, на которой я живу» и др.);

- участие школьников во Всероссийской научно-практической конференции «Этнокультурное образование: опыт и перспективы»;

- Всероссийских открытых заочных конкурсах-олимпиадах «Познание и творчество».

Реализация проектных целей и задач станет успешной при условии осуществления перехода на новые образовательные стандарты, формирование и развитие культуры мышления учащихся, тесное сотрудничество педагогического и ученического коллективов, создание условий для непрерывного развития творческого потенциала учителей, преобразование методической деятельности учителя в исследовательскую, внедрение системы дополнительного образования.

Я думаю, что учитель не должен замыкаться в себе. Это творческая личность, для которой важна оценка его труда, отношение к нему окружающих. Творчество всегда предполагает профессионализм. Не считаю зазорным участвовать в профессиональных конкурсах. Становилась победителем районных конкурсов педагогического мастерства, призером республиканских конкурсов. Любой конкурс - это начало, точка отсчета, своеобразный способ «перевернуть» свою жизнь, подвергнуть достигнутое беспристрастному анализу коллег. Настоящий учитель не возгордится, а пойдет по пути самосовершенствования, где его могут поджидать не только новые достижения и успех, но и сомнения, а подчас, отчаяние. Но думающий, всегда ищущий учитель найдет в себе силы подняться, расправить свои плечи и пойти дальше рядом со своими коллегами, ради своих учеников, ради дела, которому служишь. Теперь помогаю молодым педагогам покорять вершины олимпа учительского мастерства.


© 2010-2022