Внеклассное мероприятие по химии на тему Химическое кафе

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Химическое кафе

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

Цель. Формирование и развитие познаватель­ного интереса учащихся к предмету химии.

Подготовка к мероприятию.

В кабинете повесить юмористические «химические» плакаты, на дверь - вывеску «Химическое кафе».

Парты составить попарно, накрыть скатертями, создать вид кафе.

Предупредить детей, чтобы принесли сладости к столу.

Подготовить входные билеты - карточки с высказываниями или стихами о химии (см. приложение);

Подобрать фонограмму музыки к песням «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» и «Что такое осень?».

Оформить карточки для танцев «химических формул».

Организовать работу отдельных учащихся по подготовке:

  • сценки об открытии Д.И.Менделеевым периодической системы;

  • частушек о химии;

  • доклада об истории чаепития;

  • химических опытов, которые будут демонстрироваться на мероприятии;

  • химического фокуса у периодической системы.

Ход мероприятия

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Ребята, вы видите, что у нас сто­ят столики, как в настоящем кафе, но чтобы попасть в него, необходимо иметь билет. Все в ваших руках - вы его получите, если правильно ответите на вопросы.

1. В какой капусте много йода?

(В морской.)

2. Какой драгоценный минерал по шкале твердости имеет самое большое значение?

(Алмаз.)

3. От соединения какого металла зависит красный цвет крови?

(Fe3+.)

4. Какие металлы загораются в холодной воде?

(Натрий, калий.)

5. Какие химические соединения мы постоянно употребляем в пищу?

(Сахар, соль, вода, белки, жиры, углеводы.)

6. Вещества, сходные по строению, но отличающиеся на одну или несколько
групп СН2.

(Гомологи.)

7. Предельные углеводороды, содержащие только одинарные связи в прямой или разветвленной цепи.

(Алканы.)

8. Название радикала СН3.

(Метил.)

9. Вещества, ускоряющие химическую реакцию, но не участвующие в ней.

(Катализаторы.)

10. Газ, поддерживающий горение.

(Кислород.)

11. Наука, изучающая вещества и их превращения.

(Химия.)

12. Вещество, которое в Бразилии называют «слезы дерева».

(Каучук.)

13. Другое название ароматических углеводородов.

(Арены.)

14. Год открытия периодического закона Д.И.Менделеевым.

(1869г.)

15. Вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.

(Оксиды.)

16. Ученый, разработавший основные положения теории строения органических
веществ.

(А.М.Бутлеров.)

17. Процесс разрушения металлов под воздей­ствием окружающей среды.

(Коррозия.)

18. Металл, жидкий при обычных условиях.

(Ртуть.)

19. Мельчайшая химически неделимая частица.

(Атом.)

20. Оксид водорода.

(Вода.)

21. Песок, с которым пьют чай.

(Сахарный.)

22. Металл, вызывающий «лихорадку».

(Золото.)

23. Император Наполеон III на банкете велел подать для почетных гостей приборы из очень дорогого серебристо-белого металла. А всем прочим было обидно до слез: им пришлось пользоваться обычной золотой и серебряной посудой. Из чего были изготовлены вилки?

(Из алюминия.)

24. Формула поваренной соли.

(NaCl.)

25. Предельный углеводород, в молекуле кото­рого пять атомов углерода.

(Пентан.)

26. Какая кислота всегда находится в желудке здорового человека, а при недостатке этой кис­лоты ее употребляют как лекарство?

(Соляная кислота.)

27. Газ, образующий защитную оболочку Земли.

(Озон.)

28. Газ, который выделяется при взаимодействии уксусной кислоты с содой?

(Углекислый.)

29. Растворимые в воде основания.

(Щелочи.)

30. Какие вредные вещества накапливаются в овощах при неправильном использовании удобре­ний?

(Нитраты.)

Учащиеся, ответившие правильно, получают входной билет и проходят в кабинет.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Итак, вы получили входные билеты в кафе, занимайте свои места.

Замечательные гости, отличный кабинет, фе­ерическое настроение - в общем, все готово для того, чтобы провести это время в «химическом» кафе за чашечкой чая. А пока вы пьете чай, ваше­му вниманию предлагается информация об исто­рии чаепития.

УЧАЩИЙСЯ. Откуда и как появился чай - из­вестно из легенды. Знаменитый буддийский мо­нах Бодхитхарма как-то уснул нечаянно во время молитвы. Проснувшись, он в гневе отрезал себе веки, чтобы глаза никогда больше не закрывались. Из выброшенных ресниц выросли чайные деревья. И с тех пор, чтобы не уснуть, не требуются та­кие суровые меры - достаточно попить чаю.

История с ресницами, надо полагать, произо­шла на границе Китая с Бирмой. Именно там, в горах провинции Юнь Нань, растут самые древ­ние дикие чайные деревья высотой около 15 м.

В середине IV в. чай уже начали культивиро­вать. Правда, сначала его считали не основой для напитка, а скорее овощем. И только в VI в. ки­тайская аристократия признала чай напитком, а спустя 400 лет чай стал уже национальным на­питком.

Для заваривания чая нужна хорошая вода. Так, на улицах Пекина раньше продавали для чая ключе­вую воду, привезенную с гор. Но самой лучшей счи­талась «персиковая» или «сливовая» вода из снега, выпавшего весной на только что распустившиеся цветы персика или сливы. В наше время лучшей считается вода горных рек или вода проточных ледниковых озер, а лучшим чаем считается тот, который практически не оставляет на чашке ко­ричневых следов после заваривания. Это харак­терное свойство сильно вяжущих чаев, а они, как правило, имеют достойный вкус и аромат.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Выпивая стакан чая, мы поглоща­ем огромное количество молекул воды. А сколько именно молекул попадает внутрь, рассчитает у доски один из учеников. (Называет имя ученика, который это сделает.)

УЧАЩИЙСЯ. Количество молекул воды вычислим по формуле:

N=vNA,

где N - число молекул, v - количество вещества,

NA- число Авогадро (6 • 1023 моль-1).

Количество вещества в стакане воды:

v = т/М

где т - масса воды, М - молярная масса воды.

Зная, что объем стакана равен 250мл, а плот­ность воды 1 г/см3, вычислим массу воды в ста­кане:

т = 250 • 1 = 250 г.

Тогда

v = 250/18= 13,88 моль, N= 13,88 • 6 • 1023 = 83,33 • 1023молекул.

Ответ. 83,33 • 1023 молекул.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Кто с доброй шуткой входит в дом?

Кто с детства с химией знаком?

Кто неученый, не поэт,

А покорил весь белый свет?

И их повсюду узнают,

Скажите, как же их зовут?

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ представляет ребят, которые будут демонстрировать сценку об истории открытия Д.И.Менделеевым периодической системы.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Если ищешь новый яд и рецепт взрывчатки,

Нужно надевать халат и еще перчатки.

Чтоб не стало никогда на душе нам пусто,

Будем магии всегда постигать искусство.

Две пары учеников демонстрируют опыты.

1-я пара учеников.

1-й УЧАЩИЙСЯ. Представьте себе, что мы перенеслись на несколько веков назад, в то вре­мя, когда алхимия особенно процветала. Перед нами скромная обитель знаменитого доктора алхимии Магнуса, потомка великого Альберта Магнуса, где он со своими учениками занимался чудесными превращениями. Итак, слово док­тору алхимии.

АЛХИМИК. Людская молва преувеличивает мою славу, друзья мои, я всего лишь скромный служитель моей великой науки. Однако не будем терять времени. Какие именно вопросы интере­суют вас и ваших друзей?

2-й УЧАЩИЙСЯ. Нас интересует, что это за па­лочка у вас в руках?

АЛХИМИК. О, это замечательная палочка, с ее помощью я могу превратить воду в вино и тво­рить множество других чудес.

1-й УЧАЩИЙСЯ. Так мы вам и поверили!

АЛХИМИК. Вы осмеливаетесь не верить мне - доктору алхимии, которого знает весь мир? Дайте мне стакан воды и смотрите.

(Помешивает в стакане палочкой, вода стано­вится малиновой, похожей на вино. В стакане - щелочь, палочка смочена фенолфталеином.)

2-й УЧАЩИЙСЯ. Да, действительно, даже вином пахнет.

АЛХИМИК. Ты, я вижу, не против его и на вкус попробовать. Нет, лучше мы сейчас приготовим из воды более подходящий для тебя напиток.

(Приливает к раствору карбоната натрия рас­твор хлорида бария. Смесь мутнеет, выпадает бе­лый осадок карбоната бария:

Na2CO3 + ВаС12 = ВаСО3 ↓+2NaCl)

Вот этот напиток лучше, чем вино. Молоко - очень полезный продукт для здоровья.

А теперь можно опять превратить «моло­ко» в воду. Ведь в жаркий день хорошо утолить жажду прохладной водой.

(Добавляет в реакционную смесь соляную кис­лоту. Раствор становится прозрачным, выделяют­ся пузырьки газа:

ВаСО3 + 2НС1 = ВаС12 + СО2 ↑ + Н2О)

Вот видишь, получили воду, да еще газирован­ную.

1-й УЧАЩИЙСЯ. Спасибо вам большое, дорогой доктор алхимии, за показанные чудеса. Но нам бы хотелось увидеть, как с помощью волшебной па­лочки вы можете добыть огонь.

АЛХИМИК. Что ж, нет ничего проще.

В чудесах химических я уже остер,

Без огня и спичек разведу костер.

(Подносит к фитилю спиртовки палочку, кото­рая смочена в смеси перманганата калия и серной кислоты. Спиртовка зажигается.)

2-й УЧАЩИЙСЯ. Вот это да! Вот это настоящее чудо! Все это просто замечательно, но нас инте­ресует, можете ли вы получить дым без огня?

АЛХИМИК. Да, это диво, так уж диво!

Чудо сделаю красиво:

Чтобы получить «дымок»,

Мне не нужен огонек!

Опыт. В одном цилиндре капли концентри­рованной соляной кислоты, в другом - раствор аммиака. Если цилиндр с кислотой перевернуть вверх дном и поставить на цилиндр с аммиаком, то появится белый дым.

1-й УЧАЩИЙСЯ. Дорогом доктор алхимии, разре­шите поблагодарить вас за все интересное, что мы увидели и услышали здесь. 2-я пара учеников.

1-й УЧАЩИЙСЯ. Вот еще одно развлечение.

Кто дает руку на отсечение?

Жалко руку на отсечение!

Тогда нужен больной для лечения.

Приглашает одного ученика для про­ведения опыта «Исцеление раны».

2-й УЧАЩИЙСЯ. Оперируем без боли,

Правда, будет много крови.

1-й УЧАЩИЙСЯ. При каждой операции

Нужна стерилизация.

Помогите, ассистент, дайте йод.

2-й УЧАЩИЙСЯ. Один момент!

1 -и УЧАЩИЙСЯ. Йодом смочим мы обильно,

Чтобы все было стерильно.

Не вертитесь, пациент,

Нож: подайте, ассистент!

2-й УЧАЩИЙСЯ. Посмотрите, прямо струйкой

«Кровь» течет, а не вода.

Но сейчас я вытру руку-

От разреза ни следа!

Опыт. Сначала ученику протирают руку ваткой, смоченной раствором хлорида же­леза, по цвету напоминающим раствор йода. Затем берут тупой нож, опускают «для дезинфекции» в раствор роданистого калия и проводят по руке. В месте соприкосновения ножа с кожей появляет­ся «кровяная» полоса. Если «порез» обработать тампоном ваты, смоченным фторидом натрия, то «рана» мгновенно исчезает.

1 -й УЧАЩИЙСЯ. Вот приехали в столицу.

«Что, достал ли ты жар-птицу?» -

Царь Ивану говорит.

2-й УЧАЩИЙСЯ. Свет такой тут вдруг разлился,

Что весь люд рукой закрылся.

Царь кричит на весь базар:

«Ах ты, батюшки, пожар!» ...

Это, слышь ты, не пожар,

Это свет от птицы-жар!

1 -и УЧАЩИЙСЯ. Сказку вспомнили слегка

Про конька, про горбунка.

Пришло время подивиться,

Как горит перо жар-птицы.

Опыт. Горение в спирте солей натрия, строн­ция, калия, бария. Фитиль, смоченный раствором поваренной соли, горит желтым пламенем, рас­твором азотнокислого стронция или лития - крас­ным, раствором хлористого калия - фиолетовым, раствором азотнокислого бария или борной кис­лоты - зеленым.

2-й УЧАЩИЙСЯ. А сейчас, друзья, для вас

По истории рассказ.

Ночью спали горожане,

Вдруг из кратера вулкана показалось пламя.

Гул и грохот, через жерло льют потоки лавы.

Покажу вам, как умею,

Гибель города Помпеи.

Демонстрирует опыт «Извержение вулкана». В фарфоровую чашу горкой помещает дихро­мат аммония, добавляет кусочки бенгальского огня. В центр капает спирт и поджигает. Проис­ходит «извержение» вулкана.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Химический опыт, химический взгляд

Должен присутствовать в каждом из нас.

Сейчас мы узнаем, насколько они

Химию знают и любят расти.

Наши поэты общим трудом

Споют горсть частушек,

Порадуют дом.

(Прподаватель представляет учащихся, которые бу­дут петь частушки о химии.)

«Другого ничего в природе нет

Ни здесь, ни там, в космических глубинах:

Все - от песчинок малых до планет -

Из элементов состоит единых».

Задание. Если вы правильно назовете хими­ческие элементы, знаки которых записаны на доске, то из первых букв этих названий полу­чится крылатая фраза. Расшифруйте, какая это фраза?

«Аu Ni N Na I Eu - S I Li Ar».

(«Знание - сила».)

Далее преподаватель предлагает всем вместе испол­нить песню «Как здорово, что все мы здесь сегод­ня собрались!» (текст песни находится у ребят на столиках).

На снегопад похожи,

Летят, как хлопья, годы -

Наперекор Ньютону

Не вниз летят, а ввысь.

Заворожила школа

Предчувствием свободы...

Припев. Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!,

Нас иногда сгибало

Под непосильным грузом,

Но нас не запрягали,

А сами мы впряглись.

И как-то незаметно

Обуза стала музой...

Припев. Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!

Порой идем из школы,

Как после трудной смены,

Пока ученики мы,

Что сетовать на жизнь!

Кого из нас пугани

Открытые уроки?

Припев. Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались!

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Весь миру нас в руках

В таблице элементов.

Поддерживайте нас,

Мы ждем аплодисментов!

Преподаватель представляет двух учащихся, которые будут демонстрировать фокусы у периодической системы.

Фокус «Сеанс передачи мысли на расстоя­нии». Ведущий завязывает глаза платком своему помощнику и поворачивает его спиной к периодической системе Д.И.Менделеева. Затем ведущий вызывает одного из зрителей и просит молча указать любой хими­ческий элемент так, чтобы его виде­ли все зрители и сам ведущий. После этого ведущий призывает помощника сконцентрировать все свои мысли на приеме «телепатического сигнала», за­тем помощнику развязывают глаза, и он безошибочно называет загаданный зри­телем элемент.

Секрет фокуса связан с запоминани­ем десяти слов, каждому из которых со­ответствуют цифры от 0 до 9:

0 (ноль) - назови;

1 (один) - отгадай;

2 (два) - догадайся;

3 (три) - так;

4 (четыре) - что это;

5 (пять) - подумай;

6 (шесть) - шевели мозгами;

7 (семь) - скажи;

8 (восемь) - внимание;

9 (девять) - думай.

Повторение одной и той же цифры обозначает­ся частицей «ну».

Фразой, составленной из этих слов, ведущий подсказывает своему напарнику порядковый но­мер загаданного элемента. Например, он говорит: «Так, скажи, какой элемент загадал зритель?» По­лучена цифра 37. Это - рубидий.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Если взяться нам упорно

И учить все очень долго,

Тогда химию родную

Будем знать мы наизусть.

Если «атом из молекул»,

Вы нам скажете сегодня,

Мы ответим вам: «Ну что вы?

Все как раз наоборот!»

Конкурс «Перевертыши». Ведущий читает текст «перевертыша», нужно правильно озвучить фразу. Это может быть поговорка, пословица, строчка стихотворения, содержащие названия ме­таллов.

1. Звери живут за неметалл.

(Люди гибнут за металл.)

2. Разговор - ртуть, крик - платина.

(Слово - серебро, молчание - золото.)

3. Гладь металл, пока холодно.

(Куй железо, пока горячо.)

4. Пролежал холод, сушь и оловянные трубы.

(Прошел огонь, воду и медные трубы.)

5. Не все то грязь, что тусклое.

(Не все то золото, что блестит.)

6. В пустыне саксаул коричневый, на нем из меди обручальное кольцо.

(У Лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том.)

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Посмотрите, как опустела школа: в коридоре никого, в кабинетах никого, даже у ди­ректора никого нет! Где же все? Не волнуйтесь, просто все пришли посмотреть танцы «химиче­ских формул» в наше кафе!

Танцы будут исполнять пары, образующие­ся необычным способом. Я раздам вам несколько карточек с символами химических элементов или групп атомов. Пара танцующих образуется тог­да, когда правильно соединяются элементы или группы атомов друг с другом, т.е. образуется хи­мическое соединение.

Для танца приглашаются 5 девочек и 5 мальчи­ков, включается соответствующая музыка. Напри­мер, первый ученик имеет карточку с символом Н2, а второй - О, вместе они образуют пару Н2О; Н2 и SO4 - H2SO4; Н3 и РО4 - Н3РО4; Na и ОН -NaOH; K и NO3-KNO3.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Последний номер наш сейчас -

Представит песню 10 класс!

Звучит финальная песня (мотив песни группы ДДТ «Что такое осень?»).

Что такое химия, приятель?

Формулы, химические знаки,

К ним - эксперимент, зачет,

Контрольные в придачу.

Мы который год над нею плачем.

Припев. С нею в космос плывут корабли,

С ней живем и рождаемся мы.

Природу с ней защитить мы должны,

С химией будем дружны.

Что такое химия, приятель?

Это элементов строгих здание.

Это Ломоносов, Менделеев, и, конечно,

Для тебя средь них осталось место.

Припев. Из веществ состоим с тобой мы,

Это - сущность нашей Земли,

Это - воздух, пища, вода.

Химия с нами всегда.

Химия - прекрасная наука.

Учит нас творить она и мыслить,

Учит уважать людей науки и труда,

Учит сыном быть своей Отчизны.

Припев. С нею в космос плывут корабли,

С ней живем и рождаемся мы.

Природу с ней защитить мы должны,

С химией будем дружны.

Если осталось время, можно предложить каж­дому столику задание.

Изобразите пантомимой протекание химиче­ской реакции:

  • реакции соединения;

  • реакции разложения;

  • реакции с участием катализатора;

  • эндотермической реакции;

  • экзотермической реакции;

  • реакции с выпадением осадка.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ. Всем спасибо, до новых встреч!

11

© 2010-2022