- Преподавателю
- Химия
- Внеклассное мероприятие Музыкальная гостиная
Внеклассное мероприятие Музыкальная гостиная
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Снегирева Т.В. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение,
средняя общеобразовательная школа № 56
Внеклассное мероприятие
«Музыкальная гостиная»
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №56
Снегирева Татьяна Валерьевна
І квалификационная категория
г. Артемовский 2013г.
Музыкальная гостиная.
Цель.
-
Расширить представления о русской песне как об одном из видов устного народного творчества;
-
обучать выразительному чтению поэтических текстов;
познакомить с русскими народными инструментами;
-
развивать образное мышление, воображение, эстетическое восприятие действительности и произведений народного творчества;
-
воспитывать интерес к национальной культуре, любви к Родине; формировать художественный вкус.
Оборудование. Магнитофон, интерактивная доска, репродукции картин, балалайка, картины с изображением русских народных инструментов, словарик настроений.
Ход урока
Учитель. Тихо, тихо рядом сядем -
Входит музыка в наш дом.
В удивительном наряде:
Разноцветном, расписном.
Ученик. И раздвинутся вдруг стены -
Вся земля видна вокруг.
Плещут волны речки пенной,
Четко дремлют лес и луг.
Ученик. Вдаль бегут степные тропки,
Тают в дымке голубой.
Это музыка торопит
И зовет нас за собой.
Учитель. Люди издавна прислушивались к звукам природы и слышали в них музыку. А вы когда-нибудь слышали музыку природы? Что вы слышали?
А сейчас послушайте музыку, созданную природой. Догадайтесь, кто же создал ее?
(Слушание музыки моря, волн, шелеста листьев)
Ученик. Ветер чуть слышно поет,
Липа вздыхает у сада.
Чуткая музыка всюду живет -
В шелесте трав,
В шуме дубрав -
Только прислушаться надо.
Ученик. Звонко струится ручей,
Падает гром с небосвода.
Это мелодией вечной своей
Мир пополняет природа!
Ученик. Тихие слезы свои
Ива роняет у брода.
Трелью приветствуют ночь соловьи.
Звоном ветвей,
Песней дождей
Мир пополняет природа.
Ученик. Птицы встречают восход,
Ласточка солнышку рада!
Чуткая музыка всюду живет,
Только прислушаться надо.
(Песня «Ты откуда музыка…»
Ты откуда музыка в песенку попала?
Я в ручье по камушкам весело скакала.
С горки, как по лесенке прыгала с волною
Вот и стала песенкой, песенкой простою.
Вот и стала песенкой, песенкой простою.
А кому подаришь ты песенку простую?
Подарю я клавишам, струнам подарю я,
Дубу вековечному, ласковым закатам.
Подарю, конечно, я, подарю, конечно, я,
Подарю, конечно, я песенку ребятам.
Учитель. Ребята, а с помощью чего можно записать музыку?
Пять ступенек - лесенка,
На ступеньках - песенка. (Ноты)
Ученик. Семь подружек голосистых,
Семь звоночков серебристых,
Дружно, весело живут,
Звонко песенки поют.
Ученик. Домик наш открыт всем детям,
Заходите - мы вас встретим!
Тайны музыки расскажем.
В мир волшебный путь покажем.
Учитель. А кто уже крепко подружился с нотной грамотой, тот может сам исполнить музыку.
(Песня «Мамонтенок»)
Учитель. Ребята, а откуда песни взяли свое начало? Как вы думаете, сразу появились композиторы, которые пишут песни?
(Нет, сначала песни писал народ)
- Как называются песни, которые пишет народ? (Народные)
- К какому жанру относятся русские народные песни? (К устному народному творчеству)
- Какие еще произведения устного народного творчества вы знаете?
(Сказки, загадки, поговорки, пословицы)
- Кто является автором этих поговорок, загадок, сказок? (Народ)
Да, народ - это великий и бессмертный творец.
- Как вы думаете, давно ли появилось устное народное творчество?
Те простые люди, которые давным-давно сложили свои песни, сочинили сказки и придумали загадки, не умели ни читать, ни писать. Но их сказки, поговорки, песни не забылись, не исчезли. Они бережно передавались народом от родителей к детям, из уст в уста.
Ученик. Жемчужиной устного народного творчества является песня, в которой соединились слово и мелодия. В песне каждого народа: русского и украинского, грузинского отразились его душа, его мысли, его жизнь.
Учитель. Давайте послушаем русские песни, чтобы глубже проникнуть в душу, характер своего народа, его историю, еще крепче полюбить родную землю - Россию.
(Песня «Милая роща»
- О чем эта песня?
- Какое у вас настроение?
- А как вы думаете, что служило источником русских песен, о чем пелось в них? (О природе, о животных, о своей работе, о родной земле.)
- Кто из вас помнит, знает такие песни и может прочитать их или напеть?
Ученик. Песня русская в березах,
Песня русская в хлебах -
На покосах, на морозах,
На санях и на лугах.
Учитель. Давайте споем, уже полюбившуюся нам песню «Во поле береза стояла»
Учитель. Ребята, а что помогает людям исполнить песню?
(Музыкальные инструменты)
То толстеет,
То худеет,
На весь дом голосит. (Гармонь)
Он по виду брат баяну,
Где веселье, там и он.
Я подсказывать не стану.
Всем знаком…(Аккордеон)
Хороводом мы пойдем
Песню звонко запоем,
Забренчит нам угадайка
Веселушка …(Балалайка)
Учитель. А вот что говорит легенда о создании музыкального инструмента - гуслей.
1000 лет тому назад пришли русичи на берег Чудского озера; заворожило их это озеро переливчатой музыкой своих волн. Но пришла зима, и смолкла музыка. И смастерили тогда русичи музыкальный инструмент, который своей формой напоминал Чудское озеро, а звучание его струн было похоже на дивную музыку.
И сегодня поют нам гусли, поют о давних временах, и слышим мы в них напев голос древний и вечно молодой России.
(Гусли)
Ученик. Позже появились и другие музыкальные инструменты. Самым распространенным среди них стала балалайка.
Ученик. Голос у балалайки звонкий, веселый, задиристый. В старину про нее говорили: болтунья пустозвонка, для потехи и радости.
(Балалайка)
Учитель. Ребята, вы уже говорили о том, что в песне отражается жизнь народа. Тяжело жилось русскому народу. Не у кого крестьянину было искать защиты, и всю свою боль, тоску он выражал в песне, печальной и грустной, но в то же время необычайно красивой, проникающей в душу каждого, кто ее слушает.
Предлагаю вам послушать песню, которую, я очень люблю, и когда слушаю ее, то представляю такую девушку-крестьянку, что на портрете художника А.Венецианова, сидит она за прялкой, тускло горит лучина, и звучит ее чудесный, трогающий голос.
(Венецианов А. «Девушка в платке»)
(Песня «То не ветер ветку клонит…»)
- Понравилась ли вам эта песня?
- Какие чувства вы испытали, слушая ее? (Грусть, жалость к девушке, печаль)
- С русской песней радовались и веселились.
Ученик. Песни русские такие,
Что охота подпевать.
Столько песен у России -
Никому не сосчитать! (Песня «Калинка»)
Учитель. Какие чувства возникли у вас после «Музыкальной гостиной»?