• Преподавателю
  • Химия
  • Разработка урока химии в 8 классе по теме: Изменения в составе ядер атомов. Изотопы

Разработка урока химии в 8 классе по теме: Изменения в составе ядер атомов. Изотопы

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разработка урока химии в 8 классе

по теме: «Изменения в составе ядер атомов. Изотопы»

учитель биологии и химии МОАУ Гимназия № 1 Штифанова Ирина Анатольевна


Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

  • Расширить и углубить знания учащихся об элементарном составе атома;

  • Сформировать представления об изотопах и расширить на этой основе содержание понятия «химический элемент».

Развивающие:

  • Продолжить развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

  • Формировать умение работать индивидуально и в парах.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию добросовестного отношения к труду: ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность.

  • Способствовать формированию естественно-материалистического мировоззрения, развитию познавательного интереса, расширения кругозора учащихся.

Основные понятия: атом, ядро, элементарные частицы, протон, электрон, нейтрон, заряд атома, изотоп, химический элемент.

Оборудование: периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, Химия. 8 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. - М: «Дрофа», 2011.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся (хим. диктант)

Вариант 1 Вариант 2

1) Укажите «адрес» (номер, периода, группу и подгруппу) для элементов:

азот алюминий

2) Укажите название и химический знак элемента на основании его положения в П.С.:

3 период IIА группа 2 период VIIА группа

3) Определите число протонов для:

кремния цинка

4) Определите число электронов для:

кальция лития

5) Определите число нейтронов для:

фосфора калия

Взаимопроверка с выставлением оценок (критерии на доске).

0 ошибок - «5»

1 ошибка - «4»

2 ошибки - «3»

более 2 ошибок - прийти на консультацию

3. Актуализация знаний учащихся

Фронтальная беседа по вопросам:

1) Из каких частей состоит атом?

2) В какой части атомного пространства располагаются электроны?

3) Что вы знаете об электроне?

4) Какими частицами образовано ядро атома? Почему ядро имеет положительный заряд?

5) Что вы знаете о протоне?

6) Что вы знаете о нейтроне?

4. Создание проблемной ситуации, формулировка темы урока.

Вопросы учащимся: - Число каких элементарных частиц в атоме всегда постоянно?

- Какие частицы определяют положительный заряд ядра атома?

- Какие частицы определяют основную массу ядра атома?

- В какой части атома сосредоточена его основная масса?

Работа с П.С.: какими числами представлены относительные атомные массы элементов?

Вопрос: Если масса атома определяется количеством протонов и нейтронов, массы которых выражены целым числом (единицей), то почему Аr элементов представляют собой дробные величины?

У учащихся недостаточно предметных и межпредметных знаний по этому вопросу, поэтому необходимо их вывести на решение данной проблемы.

Тема урока: Изменения в составе ядер атома. Изотопы. (запись в терадь)

5. Решение учебной проблемы.

Вопросы: - Что получится, если в ядре атома изменить число протонов? Например, в ядро атома кислорода добавить еще один протон. (варианты ответов учащихся)

Получится атомное ядро другого химического элемента - фтора.

- А если из ядра атома кислорода убрать один протон?

Получится атомное ядро химического элемента - азота.

- Чего следует ожидать, если в ядре изменить число других частиц - нейтронов? Можно ли ожидать образование другого химического элемента? (варианты ответов учащихся)

Нет, т.к. заряд ядра, т.е. число протонов в нем, по условию не меняется. Следовательно, мы получим разновидность того же самого химического элемента, но уже с другим значением Аr - изотоп. Очевидно, теперь стало понятным, почему в П.С. приведены не целые, а дробные значения Аr - все дело в изотопах.

Задание уч-ся: Пользуясь учебником, выписать определение «изотопы» в тетрадь.(п.8 с.51)

Физминутка.

Встали. Потянулись. Сбросьте руки вниз -вдоль туловища,

-далее - руки к плечам - круговые движения назад на 4 счета, затем вперед на 4 счета,

-руки на талию - пружинящие наклоны вправо на 2 счета, влево на 2 счета, повторить,

-потянулись, сбросили руки вдоль туловища, улыбнулись, сели, продолжаем занятие.

6. Доказательство и применение найденного решения.

Учащимся предлагается обратиться к элементам аргону и калию (нарушение в расположении элементов по принципу возрастания их атомных масс).

Это объясняется тем, что содержание тяжелых изотопов аргона в природе превышает содержание более легких, а в случае с калием - наоборот. Поэтому средняя арифметическая Аr калия оказывается меньше, чем у аргона.

Задание учащимся (работа в парах): - Определите, каких изотопов - тяжелых или легких - больше содержится в природе для элементов: а) теллура и йода; б) кобальт и никель.

Обсуждение ответов учащихся.

Выводом к этой части урока могут служить два положения: (запись в тетрадь)

1) Химическим элементом называют вид атомов с одинаковым зарядом ядра, т.е. одинаковым числом протонов.

2) В результате изменения числа нейтронов в ядре атома образуются разновидности того же самого элемента, различающихся массовыми числами, - изотопами.

7. Закрепление.

Задание: заполните таблицу для изотопов водорода

Элементарные частицы

Изотопы

1Н-протий

2Н- дейтерий

3Н - тритий

р+

n0

е


8. Домашнее задание

п. 8 , термины выучить, зад. 5 с.53 (по желанию)

Выставление оценок за урок.

Используемая литература:

1. Габриелян О.С. Настольная книга учителя. Химия 8 класс/О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. - М.: Дрофа, 2002.

2. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке, М.: Знание, 1985

3. Конюхов М.Н. О двух вариантах проблемной ситуации//Химия в школе. - 1981. - №4

4. Кузнецова Н.Е., Шаталов М.А. Проблемно-интегративный подход и методика его реализации в обучении химии// Химия в школе. - 1999. - №3.

© 2010-2022