Внеклассное мероприятие по химии 175-летию со дня рождения Д. И. Менделеева

Раздел Химия
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Внеклассное мероприятие

К 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева


Жизнь и творчество

Преподаватель: Зимой 1834 г. в се­мье директора То­больской гимназии ро­дился последний, сем­надцатый ребенок - в будущем краса и гор­дость русской нации - Дмитрий Иванович Менделеев. Отец его умер в 1847 г., оста­вив семье скудную пенсию. Но энергич­ная сибирячка-мать не упала духом. Получив от брата заброшенный стекольный завод, она восстановила его и, кое-как сводя концы с концами, обеспечила младшему и самому любимо­му сыну безбедное детство. Кучи песка и известня­ка, палящий жар стеклоплавильных печей остались у Менделеева самыми главными воспоминаниями детства.

Чтец: «...Выросши около стекольного завода, который вела моя мать, тем содержащая детей, оставших­ся на ее руках, сызмала пригляделся к заводскому делу... Поэтому, отдавшись такой отвлеченной и ре­альной науке, как химия, я смолоду интересовался фабрично-заводскими предприятиями...»

Ведущий: Мальчик не подозревал, что «чудо» превращения песка, из­вестняка и соды в сверкающее прозрачное стекло называется химией. Он не узнал этого и в гимназии, куда поступил семи лет. Химии там не обучали. Ее место в учебном плане занимали древние языки. Митя не мог понять, зачем нужно изучать язык, на котором не говорит ни один из ныне живущих на­родов. Ни вдохновенный эпос Гомера, ни суровая история Тацита не воспламеняли его воображения. Ему грезилось не прошлое, а будущее, не овеянные славой легионы Юлия Цезаря, а межпланетные снаряды, устремляющиеся на завоевание про­странства. Его любимым писателем стал со вре­менем Жюль Берн, а любимым героем - Ньютон, подчинивший одной-единственной формуле и полет снарядов на полях сражений, и движение планет, и падение с яблони подточенного червем яблока.

Преподаватель: Впоследствии, когда маленький ученик сдела­ется большим ученым и учителем, голос которого будет звучать на весь мир, он назовет «латынщиной» всякое ложное мудрствование, не принося­щее пользы людям. Пока же - ничего не остава­лось, как с упорством отчаяния зубрить: «homo homini...».

Ведущий: Но вот уже пролетело безмятежное детство. Наступила новая полоса жизни. Перед 16-летним юношей открылись двери Главного педагогиче­ского института в Петербурге. Здесь Дмитрий Менделеев нашел то, что бессознательно искал, а именно - химию.

Учащийся 1: «Если какое-либо тело с массой...» - так начи­налось в учебнике физики доказательство ньюто­новских теорем. Несмотря на преклонение перед Ньютоном, Дмитрию Менделееву хотелось мыс­ленно увидеть и осязать это «некоторое тело», увидеть его окраску, почувствовать его запах, узнать, из какого материала оно сделано, откуда взялся этот материал...

Учащийся 2: Поразительно было «открытие», что все, ка­залось бы, бесконечно разнообразные «тела» состоят из крайне ограниченного числа элемен­тов, комбинирующихся по два, по три... в строго определенных весовых отношениях, следуя за­конам «постоянства состава» и «кратных отно­шений».

Ведущий: Именно здесь-то и начиналась доселе неведо­мая, чарующая наука - химия.

Учащийся 3: Для многих юношей увлечение химией на­чинается со взрывов, бенгальских огней, при­готовления пороха... Первые работы студента Менделеева, увидевшие свет, были посвящены анализу минералов. Что может быть скучнее: растворять, осаждать, фильтровать, прокаливать и взвешивать? Но молодой студент не находил это скучным занятием; он пользовался каждым свободным часом, чтобы что-нибудь профиль­тровать или взвесить. В то же время он прово­дил бессонные ночи над изучением языков - не «латынщины», а тех языков, на которых гово­рили и писали статьи по химии современники. Педагогический институт был окончен Менде­леевым с золотой медалью.

Ведущий: Год педагогической практики на юге России восстановил подорванное здоровье начинающего ученого - и вот опять петербургские туманы, хо­лодный ветер с Невы. научные журналы и живое общение со старшими товарищами по науке... Мен­делеев 23 лет от роду после защиты магистерской диссертации на тему «Удельные объемы» стал пре­подавателем химии Петербургского университета. Его слушатели были немногим моложе его самого, но никому из них не приходило в голову усомнить­ся в авторитете молодого ученого. Он всей душой отдался своим обязанностям: ничто не казалось ему более интересным и важным делом, чем препода­вание химии и научная работа. И, оставляя ауди­торию, он спешил в свою скромную лабораторию, чтобы продолжить начатые опыты.

Учащийся 4: Спустя еще два года, в 1859 г., Менделеев от­правился в двухгодичную научную командировку за границу. Он попал в новый мир. Здешние сту­денты, по первому впечатлению, были совсем не похожи на его бывших товарищей по институту: они не спорили о судьбах своей родины, не чи­тали тайком запрещенных книг, науке и книгам они предпочитали пышные процессии по городу, пьяные скандалы в пивных и дуэли. Это называ­лось традициями германских университетов; их ревностно поддерживала «золотая молодежь» - беззаботные дети состоятельных родителей. Но в лабораториях Гейдельбергского университета Менделеев нашел привычную атмосферу научных исканий, близких ему по духу тружеников науки. Своей темой он избрал взаимоотношение жидкого и парообразного состояний веществ.

Учащийся 5: Выбор не случаен: сжижение газов есть про­явление взаимного притяжения их частиц; более сложным проявлением тех же сил является обра­зование химических соединений. Чтобы постиг­нуть образование химических соединений, нужно изучить более простые случаи сцепления частиц - сжижение газов.

Преподаватель: Работа Менделеева завершилась замечатель­ным открытием. Если любую жидкость все сильнее нагревать в запаянном сосуде, из ко­торого выкачан воздух, то наступает момент, когда разделительная грань между жидкостью и ее паром, мениск, внезапно исчезает. Темпе­ратуру, при которой это происходит, ученый назвал «абсолютной температурой кипения», т.к. при этой температуре (и, конечно, выше ее) никаким давлением нельзя предотвратить пре­вращение жидкости в пар. Чем ниже абсолют­ная температура кипения (сейчас мы называем ее «критической температурой»), тем труднее происходит обратное превращение - сгущение газа в жидкость. Впоследствии, когда Наттерер будет безуспешно пытаться обратить в жидкое состояние воздух при температурах, значитель­но превышающих критические температуры кислорода и азота, Менделеев укажет ему на причину его неудач, но пока, удовлетворившись достигнутыми результатами, он оставил эту об­ласть исследования и не участвовал в практиче­ском триумфе своих же собственных открытий. Этот триумф заключался в переводе в жидкое состояние газов, которые до сих пор слыли «по­стоянными газами».

Ведущий: Вместе с Менделеевым мы оставляем эту об­ласть его исследований и переносимся на Всемир­ный конгресс химиков в Карлсруэ, состоявшийся в сентябре 1860 г. Он попал туда не в качестве почетного гостя или докладчика по принципиаль­ному вопросу, а просто в качестве безмолвного свидетеля событий, которыми предопределялась судьба химии как науки.

Учащийся 6: Вместе с тем на конгрессе в Карлсруэ предо­пределилась и роль, которую сыграл в развитии химии Менделеев, - он сам отметил это впослед­ствии. В чем же заключалось значение для разви­тия химии съезда химиков в Карлсруэ? Каков был исторический фон эпохи, в которой жил и творил Менделеев?

Преподаватель: Конгресс в Карлсруэ. Химия и ее руководящая атомистическая теория в это время находи­лись в полосе жесткого кризиса. Дж.Дальтон, вы­двинув в связи с обоснованной им атомной теори­ей понятие «атомного веса», не смог дать строго научного решения задачи определения атомных весов. Гипотеза А.Авогадро, представляющая дальнейший шаг атомистики и дальнейшее необ­ходимое звено в ее развитии, пребывала в забве­нии. В результате таблицы атомных весов, состав­ленные разными авторами, в отношении многих элементов не сходились друг с другом. Авторы принимали различные химические формулы для одного и того же вещества.

Для разрешения этих разногласий по суще­ству и собрались химики всего мира на кон­грессе в Карлсруэ. Борьба была ожесточенной, но сторонники атомно-молекулярного учения, возглавляемые молодым итальянским химиком С.Канниццаро, одержали в ней блестящую побе­ду. Бесспорный метод определения атомных весов был найден и утвержден.

Менделеев писал в Россию восторженные письма о конгрессе, а вспоминая о нем впослед­ствии, так характеризовал его значение для хи­мии:

Чтец: «В 50-х годах одни принимали атомный вес кислорода 8, другие 16, если атомный вес водо­рода 1. Вода для первых была НО, перекись водо­рода НО2, для вторых, как ныне, вода Н2О, пере­кись водорода Н2О2 или НО. Смута, сбивчивость господствовали. Присутствовав на конгрессе в Карлсруэ, где химики всего света собирались для того, чтобы достичь соглашения, единообразия, я хорошо помню, как велико было разногласие, как с величайшим достоинством охранялось ко­рифеями науки условное соглашение и как тогда последователи Жерара, во главе которых встал итальянский профессор, горячо проводили след­ствия закона Авогадро. При господстве научной свободы (без нее наука не двигалась бы вперед, окаменела бы, как в средние века) и при одновре­менной необходимости научного консерватизма (без него корни прошлого изучения не могли бы давать новых плодов) условное соглашение не было достигнуто и не должно быть достигаемо, а вместо того истина в виде закона Авогадро-Жерара при посредстве конгресса получила бо­лее широкое распространение и скоро затем покорила все умы. Тогда сами собой укрепились новые, так называемые жераровские веса атомов, и уже с 80-х годов они вошли во всеобщее упо­требление».

Преподаватель: Уже во времена Дальтона было известно, что между химическими элементами существуют не только различия (использованные аналитической химией, основу которой положил Р.Бойль), но и сходства, вследствие которых оказалось возмож­ным сгруппировать элементы в «естественные се­мейства».

Учащийся 7: Так, исстари была известна сера; в конце XVIII в. был открыт теллур - элемент, имеющий много общего с серой. В начале же XIX в. великий шведский химик Й.Я.Берцелиус, который сыграл очень большую роль в утверждении атомистиче­ской теории, был приглашен для консультации на один из сернокислотных заводов в Швеции. Его внимание было обращено на красный ил, осаж­дающийся в газоочистительных камерах. Иссле­дуя этот ил, Берцелиус, по первому впечатлению принял его за особую разновидность серы. Дей­ствительно, ил горел таким же пламенем, так же энергично соединялся с металлами; при действии воды или кислот на эти соединения выделялся газ, даже по запаху не отличимый от сероводорода. Но Берцелиус был достаточно опытным химиком, чтобы недолго оставаться в заблуждении. Все-таки красный ил оказался не серой. Тогда ученый принял его за теллур, но, в конце концов, он убе­дился, что имеет дело с новым элементом, кото­рый удивительным образом по своим свойствам является чем-то средним между серой и теллуром, и назвал его селеном. В самом названии нового элемента (селен в переводе с греческого означа­ет лунный) Берцелиус отметил большое сходство селена с теллуром (от лат. tellus ~ Земля): подобно тому, как Луна является ближайшим небесным те­лом по отношению к Земле, селен - ближайший по свойствам химический элемент по отношению к теллуру.

Преподаватель: Тотчас после того, как Дальтон опубликовал свою таблицу атомных весов, начались поиски связи между химическим количеством, т.е. коли­чественной характеристикой химического элемен­та - его атомным весом, и химическим качеством, т.е. всей совокупностью химических свойств эле­мента.

Учащийся 8: Эти попытки сразу увенчались блестящим успехом. И.Деберейнер, немецкий химик, уста­новил свой знаменитый «закон триад», согласно которому в каждой тройке («триаде») сходных между собой элементов элемент, занимающий промежуточное положение по своим химическим свойствам, обладает и средним атомным весом. Так, в триаде Берцелиуса селен имеет атомный вес, равный 79. что как раз почти составляет среднее арифметическое между атомными весами крайних членов триады - серы и теллура:

Внеклассное мероприятие по химии 175-летию со дня рождения Д.И.Менделеева

Учащийся 9: Менделеев вновь в России. Блестящая защи­та докторской диссертации «О соединении спирта с водой» в 1865 г. дала Менделееву про­фессорское звание. Эта диссертация - результат необычайно кропотливой работы, главным обра­зом состоявшей в приготовлении смесей спирта и воды в различных точно отмеренных весовых пропорциях и в тщательном измерении удельных весов этих растворов. По удельным весам опреде­лялась крепость спиртовых растворов, а спирт Россия экспортировала. Поэтому работа имела большое практическое значение, т.к. таблицы Менделеева отличались исключительной точно­стью.

Учащийся 10: Но характерная особенность - стиль мен­делеевских работ - заключалась в тесном сплете­нии практических задач с теоретическими. В дан­ном случае спиртовые растворы заинтересовали Менделеева с теоретической точки зрения, потому что через них он надеялся выяснить таинственную природу растворов вообще. Начиная с этой рабо­ты, Менделеев стал одним из главных защитников так называемой химической теории растворов, связывающей растворение с образованием химических соединении между растворяемым веще­ством и растворителем.

Учащийся 11: В университете лекции молодого профессо­ра пользовались исключительным успехом. Ау­дитория всегда была набита битком; рядом со студентами-химиками сидели и правоведы, и ма­тематики. Тему каждой лекции Менделеев разви­вал чрезвычайно широко. Он увязывал в единый крепкий узел теорию с практикой, достигнутое с ожидаемым, привлекал множество сведений из смежных с химией отраслей знания, и очарован­ный слушатель уносил с собой представление о грандиозной борьбе человека с природой, о высо­кой роли науки в усовершенствовании жизни че­ловеческого общества.

Преподаватель: Жизнь Менделеева - неустанный труд. Лекции и работа в лаборатории заполняли его день. Ког­да же наступала ночь, свет не гас в рабочем ка­бинете молодого ученого. В ночной тиши витали творческие мысли, оформлялись новые замыслы, создавался самый замечательный из учебников -«Основы химии», настойчиво разведывались пути к самому важному открытию, увенчавшему миро­вой славой русского химика, - периодическому закону. Это открытие было сделано 17 февраля (1 марта) 1869 г., т.е. на 35-м году жизни ученого.

Учащийся 12: Ход мыслей Менделеева был примерно таков. С одной стороны, у элементов есть точно измери­мое, никакому сомнению после конгресса в Карлс­руэ не подлежащее то свойство, которое выражено в весе их атома. С другой стороны, у элементов есть также химическая индивидуальность. Она выражена в разных формах химических соеди­нений, в основности или кислотности окислов, в кристаллических формах и других признаках, ча­стью точно измеримых, частью же таких, которые еще не поддаются выражению мерой и числом. Но разве по смыслу всех точных знаний о при­роде (здесь перед мысленным взором Менделее­ва воскресал столь обожаемый им еще в детстве образ Ньютона) не вес (масса) тела есть именно то свойство, от которого должны находиться в за­висимости все прочие свойства? Не в атомных ли весах следует поэтому искать причину сходств, различий элементов, их деления на естественные семейства?

Преподаватель: Как уже упоминалось, этот путь к познанию ве­щества был отчасти испробован; но никто из предшественников Менделеева не пошел дальше пред­чувствий того великого закона, открытие которого выпало на его долю. Сам Менделеев изложил это открытие (в знаменитых «Основах химии») таким образом:

Чтец: «Невольно зарождается мысль о том, что между массой и химическими особенностями элементов необходимо должна быть связь. Искать же что-либо - хотя бы грибы или какую-либо за­висимость нельзя иначе, как смотря и пробуя. Вот я и стал подбирать, написав на отдельных карточках элементы, с их атомными весами и характерными свойствами, сходные элементы и близкие атомные веса, что быстро и привело к тому заключению, что свойства элементов стоят в периодической за­висимости от их атомного веса».

Преподаватель: Если забыть обо всем, что предшествовало рас­кладыванию карточек, начиная с бессонных ночей в педагогическом институте за работой об изо­морфизме, то что могут извлечь для себя отсюда наши будущие Менделеевы? Незачем корпеть над книгами, проводить время в лабораториях, если ты гений; идея придет в свое время сама собой. Тогда посидел, повычислял, почертил - и великое открытие готово. На самом деле, раскладывание карточек - лишь заключительный этап длитель­ной напряженной работы.

Когда шахматист напряжением ума, искусны­ми маневрами доводит партию до безнадежного положения для противника, - сделать мат уже легко, - матовый ход может увидеть даже малоо­пытный игрок.

Учащийся 13: Однако не следует думать, что во времена Менделеева легко было сделать это открытие, даже подготовив его в результате упорных и дли­тельных поисков. Дело в том, что из 112 ныне из­вестных элементов в то время известно было чуть более 60; атомные веса многих из них из-за того, что идеи, утвердившиеся на конгрессе в Карлсруэ, еще не успели дать своих плодов, были опре­делены неправильно.

Бериллию, который считался трехвалентным элементом, приписывался атомный вес 13,5, вы­численный по известной формуле:

атомный вес = эквивалент • валентность,

4,5 • 3 = 13,5.

Скандий, ныне располагающийся между каль­цием и титаном, вообще не был известен.

Учащийся 14: И только из-за того, что атомный вес одного-единственного элемента был установлен непра­вильно, все нарушалось. Действительно, если по­местить бериллий, согласно его принятому атомно­му весу, между углеродом и азотом, бор окажется над магнием, с которым он не имеет ничего обще­го, а углерод над алюминием; в ряду лития непо­средственно после него - самого ярко выражен­ного металла - ляжет карточка неметалла бора; за ним последует еще более резко выраженный не­металл углерод, а непосредственно за ним в про­должающийся и далее ряд неметаллов ни с того ни с сего вклинится металл бериллий. Точно так же из-за неизвестности элемента, расположенного между Са и Ti, карточка титана попадет под кар­точку алюминия, с которым титан не имеет ничего общего по форме образуемых им соединений. Но Менделеев «откапывает» работу русского химика И.В.Авдеева, который утверждает, что соединения бериллия сходны с соединениями магния, поэтому бериллий подобно магнию должен быть признан двухвалентным элементом, а его атомный вес рав­ным 4,5 • 2 = 9. Менделеев соответственно этому исправляет карточку бериллия, и все приходит на этом участке системы в порядок. Для того же, что­бы привести в соответствие ряд, начинающийся калием, Менделеев оставляет между кальцием и титаном пустое место еще не открытого элемента.

Учащийся 15: Первое опубликование периодической таблицы Менделеева не обратило на себя никакого внима­ния; то же самое ведь было и с его предшественни­ками. Но, продолжая в течение двух лет размыш­лять над элементами, не находящими себе, подоб­но бериллию, места в периодической таблице, и над пустующими клетками, Менделеев все более убеждался в необходимости исправить атомные веса первых и все более явственно представлял химический облик элементов, для размещения которых ему пришлось оставить пустые клетки в таблице. В результате этих размышлений в 1871 г. появилась его новая статья, представляющая собой высший взлет, кульминационную точку его гения. Наиболее важную часть этой работы составля­ли две главы: одна - посвященная предсказанию свойств еще не открытых элементов, и другая - содержащая перечень элементов, атомные веса ко­торых определены ошибочно, здесь же приводи­лись их предполагаемые истинные атомные веса.

Учащийся 16: Новая статья Менделеева обратила на себя столь же мало внимания, как и предыдущие его публикации, но спустя короткое время произо­шло замечательное событие. Молодой француз­ский ученый-спектроскопист Лекок де Буабодран вручил секретарю Парижской академии наук за­крытый конверт с просьбой сохранить его до бли­жайшей сессии академии. На сессии Буабодран выступил с докладом. Он полностью подтвердил содержавшиеся в закрытом конверте утвержде­ния. Путем спектроскопического исследования цинковой обманки с Пиренейских гор удостове­рено наличие в ней нового металла, который в небольшом количестве удалось выделить уже в свободном виде. Этот элемент образует квасцы; удельный вес нового металла такой-то, и т.д.

Учащийся 17: Менделеев прочитал отчет о докладе Буабодрана в «Известиях Парижской академии наук» и тот­час убедился, что новый элемент, названный Буабодраном галлием, есть не что иное, как предска­занный им самим экаалюминий. Сходилось все, кроме удельного веса. Но Буабодран, извещенный Менделеевым, повторил определение удельного веса галлия, и, оказалось, Менделеев прав! Пер­вое определение было ошибочным из-за примеси натрия, с помощью которого производилось вос­становление галлия.

Преподаватель: Это было лишь началом триумфа пе­риодического закона. Другие два предсказан­ных Менделеевым элемента (германий и скан­дий) заставили себя ждать дольше, но, в конце концов, также были открыты, и совпадение их свойств с предположениями ученого оказалось еще более поразительным. Одновременно под­тверждались одно за другим исправления атом­ных весов уже известных элементов, сделанные Менделеевым.

Теория проверяется практикой. Теория утверж­дается через предсказания, т.к. знать - значит предвидеть.

Периодический закон блестяще выдержал это испытание, и только самые закоренелые скептики пытались некоторое время оспаривать его спра­ведливость.

Менделеев и практика. В период 1869-1871 гг. выходит в свет знаменитый учебник Менде­леева

Учащийся 18: «Основы химии» - первое изложение этой науки на основе периодического закона. «Эти основы, - писал впоследствии Менделеев, - лю­бимое дитя мое. В них мой образ, мой опыт пе­дагога и мои задушевные научные мысли». Эта книга потом устареет как учебник, но навсегда останется школой научного творчества. И поныне, принимаясь за разработку того или иного научно­го или научно-технического вопроса, связанного с химией, специалисты перелистывают «Осно­вы», выясняя, что думал и писал по этому вопросу Менделеев.

«Основы химии» были переведены в Англии, Франции, Германии и США; они сделались про­образом всех последующих учебников химии как для высшей, так и для средней школы, на каком бы языке ни писались. Особенно ценно в «Осно­вах химии» то, что теория в них неразрывно соче­тается с практикой.

Преподаватель: Начиная с 1872 г. Менделеев, возвратившись к своим юношеским идеям, провел ряд работ по исследованию растворов и сжимаемости газов. Средства на работы по газам он получил от заин­тересованного в них Артиллерийского ведомства. В связи с газами научный интерес ученого устре­мился к проблемам метеорологии и воздухоплава­ния. В работах этого периода особенно ярко вы­ражена связь научной деятельности Менделеева с интересами молодой тогда капиталистической промышленности России.

Учащийся 19: Отвлекаясь в сторону, он ни на минуту не за­бывал химии. Начиная с первого посещения Баку в 1863 г., он уделял особенное внимание русской нефти. Сочетая, как всегда, теорию с практикой, он создал химическую теорию происхождения нефти (действием воды на содержащиеся в не­драх земли карбиды металлов), а также прилагал все усилия, чтобы научить отечественных нетепромышленников рационально использо­вать этот дар природы путем переработки нефти, вместо того чтобы топить сырой нефтью паровые котлы. «Топить можно ассигнациями», - негодую­ще восклицает он. И Менделеев был прав, когда впоследствии писал:

Чтец: «У меня на глазах развилось наше нефтяное дело, и сам я в его развитии зани­мал такую же роль указательного пальца, какую желал бы занять в нашем каменноугольном деле». В 1888 г. он принялся за изучение Донецкого каменноугольного бассейна - «будущей силы, по­коящейся на берегах Донца», - и предложил ряд мер для его рационального использования. «В той постоянной экономической войне, - писал он, -которую ныне ведут все страны и которая всех за­трагивает, роль каменного угля громадна потому именно, что вся современная промышленность обосновалась на угле».

Преподаватель: Опала. Имя молодого русского ученого про­гремело по всему миру. Перед Менделеевым раскрылись двери старейших академий Старого и Нового Света. И только в русской Академии наук кандидатура Менделеева, выдвинутая в 1880 г. крупнейшими русскими учеными, провалилась. Негодование передовой научной общественности было велико.

Чтец:1 «Давай бог всякому заслуженному ученому так "провалиться", - писалось в одной либеральной газете, - как "провалился" Менделеев. Вот уже две недели, как мы присутствуем при величественном и красноречивом протесте ученых корпораций, общества и печати...»

Чтец:2 «Уважаемый и первоклассный ученый, - писа­лось в другой газете, - которому по праву принад­лежит академическое кресло, произвольно лишен следующего ему почета мелкою, злопамятною ку­мовскою кликою, насидевшей себе теплые местеч­ки путем еле заметного научного кропательства».

Преподаватель: Но тщетны были протесты: русским академи­ком Менделеев так и не стал. Это не помешало ему с прежним успехом вести свои курсы и науч­ную работу.

Но вот наступили тяжелые для студенче­ства 80-е годы. Свыше велено было подтянуть университеты, эти рассадники «свободомыслия». Молодежь сопротивлялась наступлению реакции; бурные сходки следовали одна за другой, и на одной из них петербургским студенчеством было принято специальное обращение к министру про­свещения. Но кто же вручит его? Выбор пал на любимого учителя, Менделеева.

Успокоив, как мог, студентов, седовласый уче­ный на другой день сам поехал к министру. Од­нако для министра Менделеев не был ни великим ученым, ни популярнейшим среди студентов пе­дагогом; он был только действительным статским советником, преступавшим свои права. Ответ ми­нистра был таков, что Менделееву ничего не оста­валось, как покинуть университет, выйти в отстав­ку. Произошло это в 1890 г.

И вот в последний раз поднялся он на кафедру и окинул долгим взором притихшую молодежь, переполнившую химическую аудиторию, и его прощальная лекция превратилась в торжественное завещание учителя ученикам.

«Марганец...» - начал Менделеев; он знал, что от него ждут не химической лекции; что имен­но ждут от него, он читал в испытующих взо­рах, устремленных на него со всех сторон, но он твердо продолжил очередную лекцию, закан­чивая ее так: «...и надобно иметь фонарь науки, чтобы осветить эти глубины и увидеть в темноте. И если этот фонарь знания внести в Россию, то вы сделаете в самом деле то, чего от вас ожидает Россия».

Учащийся 20: Уход из университета сильно потряс Менде­леева, но его кипучая натура не могла долго без­действовать. Вместе с новым местом службы -Палатой мер и весов, куда он поступил в 1893 г. и где остался до самой смерти, - появились у него новые интересы. Искусство точных измерений, усвоенное и разработанное им для решения на­учных проблем, он теперь применил для торговли и промышленности, для экономического развития своей родины.

Ученый возродился. Это был прежний Мен­делеев - человек с несокрушимой энергией и по­разительной работоспособностью.

Учащийся 21: Еще в период между уходом из университета и поступлением в Палату мер и весов Менделе­ев сделал весьма крупный вклад в дело обороны страны своим изобретением бездымного пороха для перевооружающейся по западноевропейско­му образцу русской армии. В этой выполненной в 1891 г. по поручению военного и морского мини­стерства работе ему помогла его же собственная теория растворов.

Из работ, выполненных в Палате, которую он превратил из простого хранилища эталонов единиц меры и веса в кипучую научно-исследовательскую лабораторию, наиболее важны работы о законах колебания весов.

Учащийся 22: Но Менделеев и здесь, на своем новом попри­ще, не забывал о химии, основную роль которой усматривал в обращении природных минераль­ных богатств на службу человеческому обществу. Результатом его поездки в 1899 г. на уральские за­воды явилась обширная монография о состоянии и мерах к развитию уральской железной промыш­ленности - последний крупный труд Менделеева.

Если подвести общий итог работам Менде­леева, то окажется, что максимум их (110 работ) падает на период 1872-1877 гг. Общее же число работ - 431. Из этого числа приходится на долю: химических - 40, физико-химических - 106, тех­нических - 99, физических - 99, экономических -36, геодезических - 22, прочих - 29.

Ведущий: Такова была широта интересов, диапазон дея­тельности этой исключительной натуры.

Предвидения Менделеева. Весь мир знает и чтит Менделеева именно как творца пе­риодического закона, и лишь специалистам из­вестно, как много других полезных и важных работ вышло из-под его пера; но еще больше, пожалуй, было у него проектов неосуществлен­ных. Его мысль устремлялась к высоким слоям атмосферы, не расставаясь при этом с «земны­ми целями». Для того чтобы достигнуть полной победы над воздухом, необходимо было изучить его. В результате родился труд о сопротивле­нии воздуха, который долго служил основным руководством для всех, кто занимается корабле­строением, воздухоплаванием и баллистикой. Доход от продажи одной из своих книг он отдал на устройство аэростата для изучения верхних слоев атмосферы.

Чтец:1 «Хочется получить возмож­ность, - писал он при этом, - побывать выше облаков, внести туда измерительные приборы. Меня тянет теперь в эти места». И Менделеев осуществил свою мечту.

Ведущий: В 1887 г. он один на аэростате поднялся выше облаков наблюдать солнечное затмение, а призем­лился далеко в другой губернии. Суеверные кре­стьяне посчитали, что к ним спустился на землю сам Бог.

На закате жизни с такой же неудержимой силой притягивали его загроможденные льдами просто­ры северных морей.

Чтец:2 «Лучше всего, - писал он, - одним из первых планов поставить завоевание Ледовитого океана. Если победили твердыни гор, надо льды побороть, а у нас их больше, чем у кого-нибудь. А около льдов немало и золота и всякого иного добра - своя Америка».

Преподаватель: Но еще больше влекли Менделеева к себе недра земли таящимися в них неисчерпаемыми богатства­ми, осветить которые «фонарем науки» завещал он своим ученикам. Он утверждал, что наступит время, когда не будут затрачивать труд на извлечение бедных углей на поверхность земли, а прямо в ее недрах превращать их в генераторный газ.

9

© 2010-2022