• Преподавателю
  • Химия
  • Технологическая карта по теме практической работы Правила ТБ, Химическая посуда и оборудование

Технологическая карта по теме практической работы Правила ТБ, Химическая посуда и оборудование

Раздел Химия
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 7 КЛАССЕ

ТЕМА УРОКА: Знакомство с лабораторным оборудованием. Правила техники безопасности.

ЦЕЛЬ УРОКА: Подробно ознакомить учащихся с правилами техники безопасности в кабинете химии.

Рассмотреть лабораторное оборудование, изучить его назначение, приемы обращения с ним.

Задачи для ученика:

- личностные: умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования.

- метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач и др., использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов.

- предметные: приобретение опыта использования различных методов изучения химических явлений: наблюдения за их превращениями при проведении несложных химических экспериментов с использованием лабораторного оборудования и приборов;

умение проводить и описывать самостоятельно выполненные химические эксперименты, используя родной язык и язык химии;

умение делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей.

Задачи для учителя:

- образовательные: ознакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе в кабинете химии, основным лабораторным оборудованием, нагревательными приборами, его назначением и приёмами обращения с ним; закрепить знания о строении пламени; научить определять самую горячую зону пламени; учить выполнять химический эксперимент с использованием спиртовки, нагревать жидкость в пробирке; изучить инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма.

- развивающие: совершенствовать учебные умения школьников при выполнении практических действий, опытов;

формировать умение извлекать информацию из устного сообщения, видео-фрагментов, презентации, наблюдаемых процессов; описывать наблюдения, изображать схематически приборы;

формировать умение анализировать данные, выявлять сущность наблюдаемых процессов, обобщать и делать выводы.

- воспитательные: воспитывать культуру интеллектуального труда; чувство ответственности, уверенности в себе, требовательности к себе; умение работать в парах.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений.

Форма урока: Урок-практическое занятие.

Опорные понятия и термины: наблюдение, эксперимент.

Новые понятия: правила ТБ, правила работы с веществами и растворами.

Форма контроля: парный, письменный

Домашнее задание: повторить §§ 1-3

Этап урока. Дидактическая задача.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые методы, приемы, формы

Формируемые УУД

Результат взаимодействия (сотрудничества)

Организационный этап.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку

Приветствие учителя. Проверка рабочего места: расположение учебных принадлежностей, наличие раздаточного материала, лабораторного оборудования

Личностные:

определять общие для всех и индивидуальные правила работы

Регулятивные:

умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий и корректировать их

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других

Готовность к уроку.

Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Что такое наблюдение, и какие условия необходимо соблюдать для плодотворного наблюдения?

Что такое эксперимент?

Отвечают на вопросы. Вспоминают определения.

Фронтальный диалог

Коммуникативные: умение строить понятные для партнера высказывания.

Регулятивные: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности

Повторение изученного материала.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Как-то раз один знакомый французского химика Шарля Вюрца, жившего в 19 веке, застал его озабоченно прохаживающимся под окнами собственной лаборатории. На вопрос, что он тут делает, Вюрц нехотя ответил: «Ожидаю результата опыта».

Этот случай показывает, насколько беспомощным был человек, великий химик, перед теми неприятными сюрпризами, которые таят в себе разнообразные вещества и химические процессы.

В позапрошлом столетии ТБ при работе в химических лабораториях находилась в стадии формирования, поэтому исследователи часто сталкивались с неприятными сюрпризами - взрывами, выделением ядовитых, дурно пахнущих веществ, химическими и термическими ожогами.

В начале прошлого века в Германии была издана книга «Несчастные случаи при химических работах», в которой были приведены описания и анализ свыше 1600 несчастных случаев, произошедших в учебных и исследовательских лабораториях.

Вот почему знания о способах предотвращения возможных опасностей помогут нам сохранить силы и здоровье для будущей плодотворной работы.

Сегодня нам предстоит выполнить первую практическую работу «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»

- Сформулируйте, пожалуйста цель сегодняшнего урока;

- Какие задачи вы поставите перед собой?

- Итак, в ходе выполнения практической работы мы вспомним общие требования при работе в кабинете химии, изучим правила ТБ при работе с реактивами и оборудованием, рассмотрим краткие инструкции по оказанию мер первой помощи при отравлениях и поражениях организма, которые могут возникнуть во время выполнения химических опытов.

- Кроме того, нам предстоит рассмотреть основные виды образцов лабораторной посуды и оборудования, а также их назначение; познакомимся с устройством лабораторного штатива и спиртовки, отработаем приёмы работы с ними.

Учащиеся слушают учителя, воспринимают информацию.







































Формулируют цель, дополняют друг друга, ставят, обсуждают задачи, корректируют ответы одноклассников
























Рассказ, фронтальный диалог

Личностные:

формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Коммуникативные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; слушать и понимать речь других

Регулятивные:

принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

корректировать собственные ответы и ответы одноклассников

Познавательные:

постановка и формулирование цели и задач урока; формулирование и аргументация личного мнения;

осознание учебно-познавательной задачи

Осознание необходимости знаний ТБ.

Первичное закрепление.

Правила техники безопасности при работе в кабинете химии

1) Познакомьтесь с правилами техники безопасности, которые необходимо соблюдать при выполнении лабораторных и практических работ в кабинете химии

(Презентация «Правила ТБ при работе в кабинете химии. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами»)

2) Изучите краткую инструкцию по оказанию мер первой медицинской помощи при различного рода отравлениях и поражениях организма.

(Приложение 2)

3) Проверьте полученные знания с помощью тренажёра «Меры предосторожности при работе в лаборатории» (Приложение 3).

Просматривают слайды и обсуждают основные правила ТБ при работе в кабинете химии, получают памятки по ТБ (Приложение 1)









Изучают инструкцию по оказанию мер ПМП при отравлениях и поражениях организма



Закрепляют полученные знания с помощью тренажёра, осуществляют само- и взаимопроверку

Фронтальная, индивидуальная

Личностные:

умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Регулятивные:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач

Познавательные :

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

Коммуникативные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах.

Изучение ТБ и ПМП.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Часть 1. Лабораторный штатив и приёмы обращения с ним

- Ознакомьтесь с устройством лабораторного штатива.

- Выполните описанные ниже приёмы работы с лабораторным штативом согласно инструкции



Часть 2. Лабораторное оборудование и основные приёмы обращения с ним.

- Изучите информацию о группах лабораторного оборудования.

- Ознакомьтесь с назначением лабораторного оборудования (таблица)

- Проверьте себя с помощью тренажёра «Оборудование и посуда для химической лаборатории»

- Сделайте общий вывод по проделанной работе, исходя из цели урока

Знакомятся с устройством штатива, выполняют описанные в инструктивной карте приёмы работы со штативом, оформляют отчёт о проделанной работе.

Участвуют в обсуждении, дополняют друг друга, исправляют ошибки.

Выполняют действия согласно инструктивной карте, оформляют отчёт о проделанной работе.



Выполняют само- и взаимопроверку с помощью тренажёр



Формулируют общий вывод по работе: «Изучили основные правила ТБ при работе в кабинете химии. Познакомились с различными образцами химической посуды и их назначением. Научились работать с лабораторным штативом»

Фронтальная, индивидуальная

Личностные:

умение управлять своей познавательной деятельностью; определять общие и индивидуальные правила поведения;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию

Регулятивные:

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать результаты решения поставленных задач

Познавательные :

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

Коммуникативные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в парах.

Изучение и закрепление навыков работы со штативом. Ознакомление с химической посудой и оборудованием.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Объявляет домашнее задание и дает инструктаж по его выполнению.

Записывают домашнее задание, выслушивают инструктаж.

Фронтальная

Личностные: какое значение, смысл имеет для меня учение

Рефлексия (подведение итогов занятия)

- Сегодня на уроке мне было…

- Знания, полученные на уроке, мне пригодятся…

- Сегодня я…

- Мне было легко…

- Мне было сложно…

- О том, что я узнал(а), я расскажу…

Учащиеся оценивают свою деятельность на уроке.

Индивидуальная

Личностные:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования

Регулятивные:

оценивать результаты решения поставленных задач;

давать оценку деятельности на уроке

Коммуникативные:

осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения

Итоги урока.



© 2010-2022