- Преподавателю
- Химия
- Педагогическая практика: «Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках химии»
Педагогическая практика: «Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках химии»
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Научные работы |
Автор | Колдыркаева Г.И. |
Дата | 28.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Учитель химии и биологии
МБОУ «СОШ №13 с УИП эстетического цикла»
г. Ноябрьск
Колдыркаева Галина Ивановна
Педагогическая практика: «Приемы формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках химии»
В связи с реализацией ФГОС школа обязана выполнить заказ, сформированный в стандартах. Для реализации данного заказа приоритетным является освоение и использование технологий, посредством которых реализуется системно-деятельностный подход, который является методологической основой реализации ФГОС.
Системно-деятельностный подход направлен на личностное развитие, при котором обучающиеся должны научиться самостоятельно, ставить цели и определять пути их достижения, а в дальнейшем использовать приобретенный в школе опыт в реальной жизни.
Развитие личности в условиях новых образовательных стандартов обеспечивается путем достижения универсальных учебных результатов: личностных, метапредметных и предметных, формирование которых осуществляется посредством освоения универсальных учебных действий: регулятивных познавательных, коммуникативных, личностных, логических.
Реализация ФГОС затронула на сегодня все учебные предметы, в том числе и предмет химии, начиная с 2015-2016 учебного года. Возникает вопрос: с чего начать?
Так как в основной образовательной программе каждого образовательного учреждения отмечены приоритеты в формировании определенных групп УУД, а на а уроках химии таковыми являются познавательные УУД, поэтому направление, над которым я работаю сейчас, это выбор таких методов и приемов развития, познавательных УУД, которые бы способствовали максимальному достижению универсальных учебных результатов.
Методов и приёмов развития данной группы УУД огромное количество, но, на мой взгляд, особое место занимают учебные ситуации, которые построены как на предметном содержании, так и носящие метапредметный характер.
Для диагностики формирования познавательных универсальных учебных действий в своей практике я использую следующие приемы на уроках химии в 8-х классах. Рассмотрю некоторые из них.
-
Прием «Ассоциативный ряд»
Тема: «Амфотерные соединения».
Задание: Проанализируйте предложенные примеры и дайте определение химическому понятию «амфотерность»: амфибия - земноводное, ведущее двойной образ жизни: на суше и в воде, а также техническое средство передвижения по воде и по суше; амфора - сосуд, совмещающий кувшин и вазу; амфитеатр - арена и зрительный зал. Основное свойство типичных металлов - реакция с кислотами. Алюминий - это металл, но он реагирует и с раствором щелочи и раствором кислоты, в отличие от большинства металлов.
Тема: «Строение атома».
Задание: Проанализируйте предложенные примеры и дайте определение химическому понятию «атом»: классическая модель строения атома Резерфорда определяется как модель Солнечной системы; грецкий орех состоит из ядра и оболочки; футбольное поле с мячом в центре показывает ничтожно малые размеры мяча.
-
Прием ««поиск лишнего»
Тема: «Классы неорганических соединений. Оксиды».
Задание: Докажите, что выбранный вами «лишний» оксид отличается от четырех других: Na2O, BaO, CuO, CO2, P2O5
-
Прием «логические операции»
Тема: «Классы неорганических соединений».
Задание «Классификация»: Распределите предложенные вещества КОН, H2S, ВаО, СО2, Н2SO4,Na3PO4, Cu(OH)2, HNO3,SO2, CaCO3, AlCl3, MgO, HCl, NaOH, AgCl по уровным: 1 уровень - четыре группы, 2 уровень - 8 групп, 3 уровень - 12 групп
Задание «Синтез»: Какие формулы различных кислот можно составить на основе следующих карточек. Назовите эти кислоты.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Н
Н2
Н3
S
Br
CO3
PO4
SO4
Cl
-
Прием «Моделирование»
Тема: «Типы химических реакций»
Задание: Рассмотрите символьные и предметные модели и дайте определение понятиям: «реакция обмена», «реакция соединения», «реакция замещения», «реакция разложения».
1. А + В = АВ
+ →
2. АВ = А + В
→ +
3. А + ВС = АС +В
+ → +
4. АВ +СД = АД + СВ
+ → +
В заключении хочу отметить, что основная методологическая задача учителя в условиях реализации ФГОС заключается в том, что при подготовке и проведении каждого урока учитель должен четко представлять себе, какие универсальные учебные действия он должен развить и каких результатов должен достичь.
Рассмотренные мной приемы рекомендую для формирования следующих видов познавательных УУД:
-
Приемы «Ассоциативный ряд» и «Поиск лишнего» помогут ученику научиться: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; давать определение понятиям. Ученик получит возможность: делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
-
Приемы «Поиск лишнего» и «Логические операции» помогут ученику научиться: обобщать понятия - осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.
-
Прием «Моделирование» поможет ученику научиться: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач. Ученик получит возможность: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов.
3