• Преподавателю
  • Химия
  • Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)

Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)

В основу данной методики легла методика трудовых ценностей Л. Я. Ясюковой, предназначенная для изучения доминирующей мотивации деятельности  в системе дополнительного образования. Методика содержит 15 суждений, описывающих различные аспекты деятельности педагога. Эти суждения характеризуют 5 типов ценностей: ·        Новаторская деятельность; ·        Общение; ·        Исполнительская работа, не требующая напряжения и личной ответственности; ·        Комфортные условия работы; ·        Материал...
Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса

(для педагогов)

В основу данной методики легла методика трудовых ценностей Л. Я. Ясюковой, предназначенная для изучения доминирующей мотивации деятельности в системе дополнительного образования.

Методика содержит 15 суждений, описывающих различные аспекты деятельности педагога. Эти суждения характеризуют 5 типов ценностей:

  • Новаторская деятельность;

  • Общение;

  • Исполнительская работа, не требующая напряжения и личной ответственности;

  • Комфортные условия работы;

  • Материальная обеспеченность.

  • Педагогам предлагается заполнить анкету, проранжировав трудовые ценности по степени значимости для них. Необратимо обратить внимание, чтобы отмечены были все ценности с обозначением с1 до 15.

Вариант бланка анкеты

Уважаемый коллега!

Прочитайте , пожалуйста, приведенные ниже 15 суждений о работе и пронумеруйте их в соответствии с Вашими предпочтениями. Номер один следует присвоить наиболее значимой для Вас характеристике работы и далее присваивать номера остальным в таком порядке, в каком они становятся все менее и менее важным для Вас, и так до 15-го.

№ п/п

Характеристика работа

Номер

Полная самостоятельность в работе


    Гарантированная хорошая зарплата


      Чистота, комфортные условия


        Работа, позволяющая делать что-то новое, важное для людей


          Работать под началом опытного и справедливого руководителя


            Возможность участвовать в экспериментах, осваивать новые методы работы


              Наличие льгот и дополнительных услуг


                Работа, безопасная для здоровья


                  Работа с людьми, которые мне приятны


                    Работа с четко определенными обязанностями


                      Возможность реализовывать собственные идеи


                        Режим работы, позволяющий иметь дополнительный заработок


                          Спокойная размеренная работа, не требующая нервного напряжения


                            Работа, познакомилась работа. Позволяющая знакомиться и общаться с разными людьми


                              Работа, о которой не надо думать вне урочного времени

                              Для обработки анкеты используется следующий ключ:

                              Ценности под номерами 1, 6, 11 - для педагога являются творчество, самостоятельность в работе;

                              2,7,12 - приоритетны прагматические установки (ценности);

                              3,8,13 - приоритетом являются комфортные условия работы;

                              4,9,14 - характеризуют приоритеты в удовлетворении коммунальных потребностей;

                              5, 10, 15 - приоритетными являются исполнительные установки (желание ни за что не отвечать).

                              Сложение ранговых баллов суждений, принадлежащих к определенному типу ценностей позволяет выявить их значимость и соответственно представить иерархию трудовых ценностей, как отдельных педагогов, так и характерную для коллектива в целом.

                              Методика рейтинг профессиональных ценностей.

                              Система профессиональных ценностей педагога является важнейшей составляющей его профессионально-педагогической культуры. С этих позиций осознается значимость методики «Рейтинг профессиональной значимости» в системе оценки профессионализма педагога и результативности образовательного процесса.

                              Методика представляет собой список профессиональных ценностей, из которых педагогу предлагается выбрать значимые для него ценности, а в дальнейшем выстроить рейтинг по степени важности.

                              Выбор и рейтинг конкретных профессиональных ценностей педагога свидетельствует о его жизненных приоритетах и профессиональной культуре, а также отражает степень соответствия системы ценностей дополнительного образования.

                              Вариант бланка анкеты.

                              Уважаемый коллега!

                              На какие профессиональные ценности Вы опираетесь в ходе образовательного процесса? Из предложенных вариантов ответов, выберите по Вашему мнению, наиболее важные и отметьте их в графе «Выбор» знаком «+». В графе «Место» проранжируйте их по степени важности для Вас (1 - самое значимое и т.д.) :

                              Профессиональные ценности

                              Выбор

                              Место

                              - общая культура (разносторонняя образованность, широкий спектр интересов, самообразование)

                              - профессиональная (в предметной области) компетентность

                              - психолого-педагогическая компетентность

                              - общение в профессиональной сфере (с детьми и коллегами)

                              -творчество

                              - личность ученика (ребенок как ценность)

                              - позитивная «Я - компетентность» в профессиональной деятельности (самореализация, самоуважение, ориентация на результат)

                              - что еще, напишите:

                              Напишите, пожалуйста, сведения о себе:

                              Фамилия, имя, отчество

                              Направление деятельности

                              Должность

                              Педагогический стаж

                              Возраст детей, с которыми работаете

                              Обработка результатов и интерпретация данных.

                              При обработке и интерпретации анкет выстраивается индивидуальная иерархия профессиональных ценностей, на которые опирается педагог в своей работе, в организации образовательного процесса.

                              Для выявления обобщенного рейтинга профессиональных ценностей в педагогическом коллективе, данные индивидуальных анкет суммируются. С помощью метода процентного соотношения определяется диапозон различий в системе ценностей у сотрудников учреждения. Полученные результаты могут использоваться при определении перспектив развития УДОД, планирования работы по повышению квалификации педагогических кадров.

                              Карта самооценки и экспертной оценки

                              «Общение в профессиональной сфере»

                              Методика является модификацией карты самооценки и экспертной оценки «Общение в профессиональной сфере», разработанной Барышевой Т.А. и предназначена для определения качества профессиональной коммуникации педагога.

                              В основу методики положена многоаспектная модель общения педагога с учащимися, коллегами и родителями, которая включает:

                              1. Участие в совместной профессиональной деятельности;

                              2. Спектр коммуникативных технологий;

                              3. Коммуникативная позиция.

                              Бланк карты

                              Уважаемый коллега!

                              Предлагаем Вам оценить уровень своего общения в профессиональной сфере.

                              Оцените, пожалуйста, каждую из нижеприведенных характеристик по пятибалльной шкале (пятый - высший уровень) и отметьте знаком «+» в соответствующей графе степень выраженности данной характеристики.

                              № п/п

                              Характеристика общения


                              Характеристика общения

                              Активно сотрудничает с коллегами в профессиональной деятельности


                              В совместной профессиональной деятельности не участвует

                                Генерирует и реализует идеи в совмесной профессиональной деятельности


                                Занимает пассивную позицию

                                  Мотивирует творчество других в профессиональной деятельности


                                  Блокирует мотивационные процессы

                                    Позитивно относиться к опыту и достижениям других


                                    Негативно относиться к опыту и достижениям других

                                      Специально планирует коммуникативные задачи в профессиональной деятельности и управляет процессом общения


                                      Задачи общения не планируются ориентируется на стихийно возникающие ситуации

                                        Конструктивно разрешает конфликтные ситуации


                                        Не умеет конструктивно разрешать конфликтные ситуации

                                          Создает обстановку доверия и психологической безопасности


                                          В общении использует преимущественно авторитарные методы, создает обстановку напряженности

                                            Субъект - субъективная позиция (личность каждого - ценность)


                                            Монипулятивная позиция. Человек (ученик) - объект для воздействия

                                              Владеет спектром коммуникативных технологий (воздействие, содействие, взаимодействие, сотрудничество)


                                              Коммуникативные технологии стериотипны, доминируют авторитарные, монологические методы воздействия

                                              Структура характеристик.

                                              1. Участие в совместной профессиональной деятельности (вопрос 1).

                                              2. Спектр коммуникативных технологий (вопросы 3,5,6,7,9).

                                              3. Коммуникативная позиция.

                                              Процедура проведения.

                                              Данную карту предлагается заполнить педагогу в соответствии с инстркцией.

                                              Затем карту заполняет эксперт (или 2 эксперта). В качестве экспертов могут выступать методисты, заведующие отделами, представители администрации или педагоги, владеющие информацией о коммуникативной компетенции педагога (респондента).

                                              Оценка производиться как педагогом, так и экспертом по пятибалльной шкале. Отличие состоит в использовании разных знаков (плюс, галочка и т.д.) при фиксации оценки.

                                              Обработка результатов.

                                              Самооценка и оценка эксперта (экспертов) суммируются, и вычисляется среднеарифметическое значение по каждой характеристике, что дает возможность выявление общего уровня и отдельных аспектов профессионального общения педагога.

                                              Методика «Анализ состава учащихся»

                                              Сохранность контингента - один из важнейших показателей результативности работы педагога. Для оценки данного показателя разработана карта анализа состава учащихся.

                                              Карты предлагаются для заполнения педагогам образовательных учреждений. Данные об изменении в коллективе фиксируются на трех этапах - в начале года, в середине и в конце учебного года.

                                              Данная методика позволяет оценить выполнение педагогами формальных требований к организации образовательного процесса (наполняемость групп в соответствии с программой и санитарно-гигиеническими требованиями) и проследить реальный «отсев» детей в течении года (первая часть карты).

                                              Вторая часть карты дает возможность проанализировать качественный состав учащихся, то есть «текучесть» контингента.

                                              Вариант бланка.

                                              Анализ состава учащихся

                                              Фамилия, имя, отчество педагога

                                              Название коллектива

                                              Дата заполнения карты


                                              1. Данные о количественном составе учащихся

                                              Дата

                                              1 год обучения

                                              2 год обучения

                                              3 год обучения

                                              всего

                                              Кол-во групп

                                              Кол-во

                                              детей

                                              Кол-во групп

                                              Кол-во

                                              детей

                                              Кол-во групп

                                              Кол-во

                                              детей

                                              Кол-во групп

                                              Кол-во

                                              детей

                                              На 1 октября



                                              На первое января



                                              На 1 мая



                                              Общий % «отсева» учащихся


                                              1. Данные о качественном составе учащихся

                                              Дата

                                              1 год обучения

                                              1 год обучения

                                              Количество новых детей

                                              %

                                              Количество новых детей

                                              %

                                              На 1 сентября


                                              На первое января


                                              На 1 мая



                                              Общий процесс обновления состава учащихся

                                              Обработка данных.

                                              При обработке данных о количественном составе учащихся за 100% принимается исходное количество детей (на 1 сентября).

                                              Общий процент отсева может оказаться по сути как отрицательным так и положительным, то есть отражать количество как убывших, так и прибывших учащихся, так как он характеризует любые изменения контингента. Эта часть схемы помогает отследить отсев детей, как в группах определенного года обучения, так и в составе всех групп конкретного преподавателя.

                                              При анализе общего процента отсева необходимо помнить, что наполняемость групп первого, второго, третьего и последующих годов обучения должна быть соответственно равна 15, 12, 10 человек в группе, если нет особых условий реализации программы.

                                              Анализируя качественный состав учащихся, за 100% принимается количество детей, исходное для подсчитываемых изменений. Так, для изменений на 1 января - 100% - это количество детей на 1 сентября, и для вычисления процента обновления на 1 мая - это количество детей на 1 января.

                                              Таким образом, процент обновления - средний процент по всем группам и годам обучения педагога, считается по формуле:

                                              Общий % обновления=Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)Методы диагностики результативности образовательного процесса (для педагогов)

                                              То есть общий процент обновления состава учащихся рассматривается как среднее арифметическое полученных процентов обновления в указанных группах и периодах. В этом случае мы получаем некую усредненную характеристику динамики изменения качественного состава.

                                              Однако, для расчета общего процента обновления можно использовать и другую формулу. Он может быть подсчитан как количество новых детей во всех группах данного учителя.

                                              Информационная карта результатов участия в педагогических и профессиональных конкурсах, фестивалях и соревнованиях

                                              различного уровня.

                                              Данная методика используется для фиксации и оценки результатов участия педагогов в конкурсах, фестивалях, смотрах, соревнованиях различного уровня, то есть для оценки профессиональных и педагогических достижений.

                                              Под профессиональными достижениями понимаются результаты участия педагога в конкурсах, связанных непосредственно с предметной (профессиональной) областью деятельности, направлением творчества. Например, участие работ самих педагогов по изо в выставках, выступления педагогов - спортсменов на соревнованиях и т.д.

                                              Под педагогическими достижениями понимаются результаты участия педагогов в конкурсах и смотрах, где демонстрируется педагогическое творчество (конкурсы педагогического мастерства, методических разработок, программ; мастер классы, представление опыта на педсоветах).

                                              Вариант бланка информационной карты

                                              Фамилия, имя, отчество педагога

                                              Направление деятельности (отдел)

                                              Дата заполнения карты

                                              № п/п

                                              Формы предъявления профессиональных достижений

                                              На уровне учреждения

                                              На уровне города

                                              На международном и российском уровне

                                              Выступления (участие )

                                              Член оргкомитета, жюри

                                              призер

                                              Выступления (участие )

                                              Член оргкомитета, жюри

                                              призер

                                              Выступления (участие )

                                              Член оргкомитета, жюри

                                              призер














                                              Итого



                                              Общая сумма баллов




                                              Обработка и интерпретация данных.

                                              В соответствии с результатами участия педагога в различных мероприятиях в течение учебного года баллы заносятся в карту и суммируются. По сумме баллов определяется рейтинг педагогов по такому параметру результативности как профессиональная педагогическая активность.

                                              Методика может проводиться, как на основе экспертной оценки (методистом, заведующим отделом), так и на основе самооценки педагога.

                                              При регулярном проведении методика позволяет отследить динамику творческой активности педагогических кадров учреждения и использовать полученные данные для морального и материального стимулирования сотрудников, а также при аттестации педагогов.

                                              Информационная карта освоение учащимися

                                              образовательной программы

                                              Данная методика предполагает определение педагогом уровня освоения воспитанниками образовательной программы на основе заполнения информационной карты.

                                              Педагог по итогам анализа различных диагностических методик (контрольных работ, зачетов, учебных тестов, анкетирования, анализа творческих работ и т.д.), а также участие детей в смотрах, соревнованиях, фестивалях, олимпиадах, концертах и др., в массовых мероприятиях оценивает по 3-х бальной шкале освоение учащимися программы по следующим параметрам:

                                              • Опыт освоения теории (теоритические знания в соответствии с требованиями программы);

                                              • Опыт освоения практической деятельности (умения и навыки, предусмотренные программой);

                                              • Опыт творческой деятельности (динамика от репродукции, имитации к созданию оригинальных самостоятельных «продуктов»);

                                              • Опыт эмоционально-ценностных отношений (динамика в проявлении позитивных личностных качеств);

                                              • Опыт социально-значимой деятельности (участие ребенка в детском активе группы и коллектива, учреждения, различных мероприятий социально-значимой направленности: благотворительные концерты, акции и т.д.).

                                              После оценки каждого параметра результативности освоения программы, все баллы суммируются. На основе общей суммы баллов, определяется общий уровень освоения программы за учебный год в соответствии с нижеприведенной шкалой. Использование информационной карты при оценке степени освоения воспитанником образовательной программы позволяет провести сравнительный анализ мнения педагога и ребенка. Для этого ребенка заполняется карта самооценки освоения образовательной программы, а педагогом - информационная карта освоение учащимися образовательной программы. Особых различий между бланком карты самооценки воспитанника и информационной картой, которую заполняет педагог - нет.

                                              Информационная карта также может быть использована для оценки уровня освоения каждой темы, определенного этапа программы или программы в целом. Применение методики в долгосрочном режиме позволит педагогу и родителям увидеть динамику личностного развития каждого ребенка в отдельности и в детском коллективе в целом.

                                              Методика не имеет возрастных ограничений, однако, самооценку уровня освоения программы рекомендуется проводить с учащимися 12-16 лет.

                                              Для изучения уровня освоения программы в течение года, педагогу необходимо используя информационную карту, провести 2 контрольных среза - по итогам первого полугодия и в конце учебного года.

                                              Если по данной программе обучается несколько групп детей, педагог имеет возможность провести сравнительный анализ уровня освоения программы между такими группами.

                                              Постоянное использование информационной карты поможет педагогу проводить мониторинг результативности образовательного процесса.

                                              Для повышения степени достоверности информации об уровне освоения воспитанниками образовательной программы, возможно, использовать информационную карту и в работе с родителями. В этом случае информационная карта раздается родителям в конце учебного года.

                                              На основе анализа информационных карт, заполненных воспитанниками (родителями)дается общая характеристика уровня освоения программы ребенком (учебной группой).

                                              Варианты бланков анкет

                                              Анкета для педагога

                                              Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

                                              Название программы, её длительность

                                              Фамилия, имя, отчество педагога

                                              Фамилия, имя воспитанника

                                              Год обучения по программе

                                              Параметры результативности освоения программы

                                              Оценка педагогом результативности освоения программы

                                              1 балл (низкий уровень)

                                              2 балл (средний

                                              уровень)

                                              3 балл (высокий уровень)

                                              Опыт освоения теории


                                                Опыт освоения практической деятельности


                                                  Опыт творческой деятельности


                                                    Опыт эмоционально-ценностных отношений


                                                      Опыт социально-значимой деятельности

                                                      Общая сумма баллов


                                                      Обработка анкет и интерпретация результатов.

                                                      Оценка педагогом результативности освоения программы в целом (оценивается по общей сумме баллов):

                                                      1-4 балла - программа в целом освоена на низком уровне;

                                                      5-10 баллов - программа в целом освоена на среднем уровне;

                                                      11-15 баллов программа в целом освоена на высоком уровне;






                                                      Анкета для учащихся 12-16 лет

                                                      Информационная карта освоения учащимися образовательной программы

                                                      Дорогой друг!

                                                      Перед тобой анкета, которая позволит тебе узнать, насколько хорошо ты усвоил образовательную программу. Для этого тебе необходимо заполнить информационную карту самооценки. При заполнении карты обязательно указывается название образовательной программы: фамилия, имя, отчество педагога, у которого ты обучаешься по программе; твой год обучения (1-й, 2-й, 3-й). когда анкета будет заполнена, проводится обработка данных. Заполнить такую же информационную карту ты можешь попросить своих родителей, а потом сравнить полученные результаты.

                                                      Фамилия, имя

                                                      Дата заполнения

                                                      Название программы

                                                      Фамилия, имя, отчество педагога

                                                      Год обучения по программе

                                                      Параметры результативности освоения программы

                                                      Оценка педагогом результативности освоения программы

                                                      1 балл (низкий уровень)

                                                      2 балл (средний

                                                      уровень)

                                                      3 балл (высокий уровень)

                                                      Опыт освоения теории


                                                        Опыт освоения практической деятельности


                                                          Опыт творческой деятельности


                                                            Опыт эмоционально-ценностных отношений


                                                              Опыт социально-значимой деятельности

                                                              Общая сумма баллов


                                                              Обработка анкет и интерпретация результатов.

                                                              Оценка педагогом результативности освоения программы в целом (оценивается по общей сумме баллов):

                                                              1-4 балла - программа в целом освоена на низком уровне;

                                                              5-10 баллов - программа в целом освоена на среднем уровне;

                                                              11-15 баллов программа в целом освоена на высоком уровне;

                                                              После того, как педагогом заполнены информационные карты всех учащихся, выстраивается рейтинг уровня освоения воспитанниками образовательной программы. Рейтинг может проводиться по каждому параметру информационной карты, так и по общей сумме баллов. При этом целесообразно учитывать мнение учащихся и их родителей.

                                                              © 2010-2022