- Преподавателю
- Химия
- Программа кружка Юные исследователи
Программа кружка Юные исследователи
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Балацкая Т.А. |
Дата | 07.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа
кружка «Юные исследователи»
Руководитель кружка:
Балацкая Татьяна Алексеевна - учитель химии
Пояснительная записка
Программа кружка по химии "Юные исследователи" предназначена для учащихся 9-х классов. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека. Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации к обучению.
Занятия рассчитаны для проведения по 1 часу в неделю, всего 35 занятий за учебный год.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.
Программа
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (2 ч).
Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.
Тема 2. Вода (2 ч).
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.
Тема 3. Смеси в жизни человека (2 ч).
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 3: Самодельные духи.
Тема 4. Поваренная соль (2 ч).
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.
Тема 5. Химия пищи (6 ч).
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
Практическая работа № 6: Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа № 7: Анализ прохладительных напитков.
Практическая работа № 8: Определение содержания жиров в семенах растений.
Практическая работа № 9: Химические опыты с жевательной резинкой.
Тема 6. Спички (2ч).
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.
Практическая работа № 10: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).
Тема 7. Бумага (2ч).
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Практическая работа № 11: Изучение свойств различных видов бумаги.
Тема 8. В мире красок и карандашей (2 ч).
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Практическая работа № 12: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.
Тема 9. Стекло (2 ч).
История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.
Практическая работа № 13: Изучение физических свойств различных стекол.
Тема 10. Керамика (2 ч).
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.
Практическая работа № 14: Исследование физико-химических свойств глины.
Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (4 ч).
Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практическая работа № 15: Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа № 16: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практическая работа № 17: Выведение пятен с ткани.
Тема 12. Химия - хозяйка домашней аптечки (2 ч).
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.
Практическая работа № 18: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.
Тема 13. Химия - помощница садовода (2 ч).
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.
Практическая работа № 19: Изучение состава различных почв.
Тема 14. Химия и ювелирные украшения (2 ч).
Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.
Практическая работа № 20: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.
Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (1 ч).
Учебно - тематический план
№ п\п
Тема занятия
Теоретическая часть
Практическая часть
1
Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком
1
1
2
Вода
1
1
3
Смеси в жизни человека
1
1
4
Поваренная соль
1
1
5
Химия пищи
1
5
6
Спички
1
1
7
Бумага
1
1
8
В мире красок и карандашей
1
1
9
Стекло
1
1
10
Керамика
1
1
11
Химия стирает, чистит и убирает
1
3
12
Химия - хозяйка домашней аптечки
1
1
13
Химия - помощница садовода
1
1
14
Химия и ювелирные украшения
1
1
15
Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии
1
16
Итого:
14
21
Примерные темы для подготовки сообщений учащимися
-
Имеет ли вода память.
-
Влажность воздуха и самочувствие человека.
-
Физиологический раствор в медицинской практике.
-
БАД. Минералы, необходимые человеку.
-
Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.
-
Продукты, старящие организм.
-
Отравление препаратами бытовой химии.
-
"Соляные бунты" в России.
-
Синтетическая бумага - альтернатива целлюлозной.
-
История бумажных денег.
-
История спичек.
-
Реставрация знаменитых картин.
-
Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).
-
Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.
-
Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.
-
Выращивание растений на питательных растворах.
-
Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.
-
История ювелирных украшений: от древности до наших дней.
Литература
Химическая энциклопедия. Т. 1. М., 1988 г.
Кукушкин Ю.Н. "Химия вокруг нас". М.: "Высшая школа", 1992 г.
Петрянов И.В. "Самое необыкновенное вещество в мире". М.: "Педагогика", 1985 г.
Скурихин И.М., Нечаев А.П. "Все о пище с точки зрения химика. Справочное издание". М.: "Высшая школа", 1991 г.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. "Домашняя химия, химия в быту и на каждый день". М.: "РЭТ", 2001 г.
Ольгин О.В. "Опыты без взрывов". М.: "Химия", 1986 г.
Быстров Г.П. "Технология спичечного производства". М.: "Гослесбумиздат", 1981 г.
Розен Б.Л. "Чудесный мир бумаги". М.: "Химия", 1991 г.
Титова И.М. "Вещества и материалы в руках художника". М.: "Мирос", 1994 г.
Сопова А.С. "Химия и лекарственные вещества". М.: "Высшая школа", 1982 г.
Дудоров И.Г. "Общая технология силикатов". М.: "Стройиздат", 1987 г.
Владимиров Л.И. "Всеобщая история". М.: "Книга", 1988 г.