- Преподавателю
- Химия
- Ионные уравнения реакций. Условия их протекания до конца
Ионные уравнения реакций. Условия их протекания до конца
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Киселева Н.М. |
Дата | 18.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Приложение 3.1.
Методическая разработка урока по химии «Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца».
Тема урока: «Реакции ионного обмена. Условия течения реакций ионного обмена до конца»
Класс: 8
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Технология: технология проблемного диалога, технология сотрудничества
Форма урока: урок-исследование
Цель урока: Формирование навыков критического мышления и исследовательских навыков с помощью лабораторного эксперимента.
Задачи:
образовательные:
- продолжить формирование понятий химические реакции, уравнения химических реакций, как условная запись химических процессов.
- Закрепить умения по составлению уравнений химических реакций.
Развивающие:
- Развитие учебных умений сравнивать, выделять главное, искать информацию.- создание условий для развития коммуникативных умений: умения формулировать собственное мнение, строить рассуждение , учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве
-создание условий для формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков исследовательской деятельности.
Воспитательные: - Воспитание самостоятельности, способности к самоконтролю, самооценке.
Оборудование: учебник Габриеляна О.С., периодическая система химических элементов , таблица растворимости, на доске таблица «З-Х-У» (знаю, хочу узнать, узнал), пробирки, растворы хлорида меди(II), хлорид бария, азотной кислоты, карбоната натрия, гидроксида калия, индикатор (фенолфталеин), мультимедийная презентация, раздаточные материалы.
Ход урока:
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Организационный этап
Учитель приветствует детей, высказывает добрые пожелани, создаётся положительный эмоциональный фон.
2. Стадия вызова
-
Введение в тему (слайд 1,2).
-
Используя ключевые слова, составьте небольшой рассказ.(слайд 3)
-
Занесите в таблицу данные (приложение 1)
-
Обсудите рассказы устно в парах.
-
Обменяйтесь результатами.
-
Подготовьте ответ.
-
Давайте теперь вместе заполним таблицу «знаю» на доске.
-
Попробуем систематизировать записи.
Что бы мы хотели узнать?
-
Учащиеся самостоятельно составляют рассказ по ключевым словам на слайде.
-
Заносят, уже имеющиеся знания в левую часть таблицы. (выполняется индивидуально)
Знаю:
-
Классы веществ
-
Основные положения ТЭД
-
Типы химических реакций.
Выполняют задания, тренирующие отдельные учебные навыки, мыслительные операции, осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль, участвуют в обсуждении спорных вопросов.
Дают ответы, устанавливают причинно-следственные связи.
3.Стадия осмысления
Прочитайте параграф «Реакции ионного обмена», промаркируйте текст (работа индивидуальная) Применение приёма «Инсерт» (смысловая маркировка текста на полях)
Выполним первичную диагностику текста.
Что в тесте было знакомым? С какими новыми понятиями вы столкнулись?
Для более полного понимания новой информации проведем исследование при помощи химического эксперимента. (приложение 2)
Вы составили уравнения реакций в молекулярном виде. Отражает ли эта запись в истинном свете проведенную реакцию? Чем являются гидроксид калия, азотная кислота, карбонат натрия, хлорид меди(II) с точки зрения ТЭД?
Напишите диссоциацию этих веществ по вашим уравнениям реакции, используя правило (приложение 3)
Проверьте правильность составления молекулярных, полных ионных и сокращенных ионных уравнений реакции (слайд 4, 5, 6)
-
Учащиеся работают индивидуально, отмечают какие из имеющихся знаний оказались «+», какие «-»?
-
Обсуждают в группах новую информацию?
Учащиеся проводят эксперимент, записывают в тетради наблюдения. (образование воды, выпадение осадка, выделение газа). Составляют уравнения реакций.
Учащиеся дают ответ, что все эти вещества электролиты, а значит в водном растворе распадаются на ионы.
Учащиеся по правилу составляют полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций. Проверяют составление реакций в парах.
4.Итоги урока и рефлексия
Вместе с учениками подводит итоги урока, побуждает детей к самоанализу деятельности и ее результатов, выявляет уровень осознания учащимися содержания пройденного.
-Какие знания необходимы для определения условий протекания ионных реакций ?
Предлагается карточка, в которой надо закончить уравнения реакций и определить условия протекания рекций до конца (приложение 4)
Обобщают, делают выводы, заполняют таблицу в графе узнал, анализируют свою деятельность на уроке, содержание учебного материала, эмоциональное состояние во время работы.
8. Домашнее задание по выбору.
составить Синквейн (ассоциативная игра, направленная на закрепление материала - 5 строк)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Знаю
Хочу знать
Узнал
-
классы веществ
-
основные положения ТЭД
-
типы химических реакций.
-
Как протекают реакции в растворах
-
При каких условиях реакции идут до конца
-
Реакции в растворах электролитов протекают между ионами.
-
Условием протекания реакций до конца является
-
Образование малодиссоциирующего соединения (в нашем случае воды)
-
Выпадение осадка
-
Выделение газа
-
Научился составлять полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Лабораторная работа
Инструкция по выполнению лабораторной работы
Цель: Исследовать «Реакции обмена между растворами электролитов». «Условия их протекания до конца».
Правила работы с кислотами и щелочами: Соблюдай осторожность при работе с кислотами и щелочами! В случае попадания на кожу - промой водой
Опыт 1. В пробирку налейте гидроксида калия, добавьте к нему несколько капель фенолфталеина, а затем прилейте азотную кислоту.
Что наблюдали? Сделайте вывод. Составьте уравнение реакции.
Опыт 2. В пробирку положите прилейте немного раствора гидроксида меди(II) и прилейте 3-4 мл раствора гидроксида калия.
Что наблюдали? Сделайте вывод. Составьте уравнение реакции.
Опыт 1. В пробирку налейте карбоната натрия, затем прилейте азотную кислоту.
Что наблюдали? Сделайте вывод. Составьте уравнение реакции
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Правила составления уравнений реакций в ионном виде
-
Записывают формулы веществ, вступивших в реакцию, ставят знак «равно» и записывают формулы образовавшихся веществ. Расставляют коэффициенты.
-
Пользуясь таблицей растворимости, записывают в ионном виде формулы веществ, обозначенных в таблице растворимости буквой «Р» (хорошо растворимые в воде), исключение - гидроксид кальция, который, хотя и обозначен буквой «М», все же в водном растворе хорошо диссоциирует на ионы.
Нужно помнить, что на ионы не разлагаются металлы, оксиды металлов и неметаллов, вода, газообразные вещества, нерастворимые в воде соединения, обозначенные в таблице растворимости буквой «Н». Формулы этих веществ записывают в молекулярном виде. -
Получают полное ионное уравнение.
-
Сокращают одинаковые ионы до знака «равно» и после него в уравнении. Получают сокращенное ионное уравнение.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Задание для закрепления
Составьте молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения реакций. Определите условие их протекания до конца.
-
Fe(NO3)2 + NaOH→
-
Ba(OH)2 + HCI →
-
Na2S + H2SO4→