Как оформить исследовательскую работу?

Раздел Химия
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Как оформить исследовательскую работу?


Требования к печатанию рукописи

Текст распечатывается на одной стороне стандартного листа белой односортной бумаги (формата А4), расположенного вертикально; через 1,5 интервала, шрифт - Times New Roman Cyr; Courier New Cyr. Размер левого поля - 30 мм, правого - 10 мм, верхнего и нижнего 20 мм. Поля слева оставляют для переплета, справа - для того, чтобы в строках не было неправильных переносов. Поля не обводятся!

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа (на нем, как и на оглавлении номер страницы не ставится). Цифру - порядковый номер страницы ставят в середине верхнего поля страницы, или в правом верхнем углу.

Каждая глава начинается с новой страницы, точно так же, как введение, заключение, список литературы, приложение.

Расстояние между названием главы и последующим текстом равно трем интервалам Такое же расстояние выдерживается между заголовком главы и параграфом Название глав печатается прописными буквами. В заголовке не допускается перенос слов и подчеркивание

Фразы, начинающиеся с красной строки, печатаются с абзацным отступом от начала строки, равным 8 - 12 мм

Таблицы, рисунки, фотографии в приложении выполняются на стандартных листах Подписи и пояснения к ним помещаются с лицевой стороны Общий объем текста не регламентируется.


Структура исследовательской работы

Существует традиционно сложившаяся конструкция, основными элементами которой являются титульный лист, оглавление (содержание), главы основной части, заключение, список литературы, приложения.

Титульный лист

Это первая страница исследовательской работы, она заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем поле помещается заглавие исследовательской работы, которое приводится без слова «тема» и в кавычки не заключается. Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать содержанию. Если заглавие необходимо конкретизировать, то дается подзаголовок.

Ближе к правому краю титульного листа пишется фамилия и инициалы исполнителя работы, ФИО научного руководителя, его должность, ученое звание и ученая степень. Фамилии и инициалы консультантов помещаются здесь же и в том же порядке.

В нижнем поле отмечается место выполнения работы и год ее написания (без слова «год»).

За титульным листом следует оглавление или содержание, которое содержит названия всех глав и параграфов, которые должны точно повторять заголовки в тексте. Нельзя сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности, соподчиненности. Они все начинаются с прописной буквы, точка в конце не ставится. Последнее слово соединяется отточием с соответствующим ему номером страницы в правом столбце оглавления.


Содержание

Введение................................................................................. ……………………………….…3

1. Обзор литературы ...................................................................................................................4

2. Материал и методика .............................................................................................................6

3. Краткая физико-географическая характеристика (название района исследования) .….9

4. Результаты исследования.......................................................................................................11

4.1. (Название подраздела) ...................................................................................................12

4.2. (Название подраздела) ...................................................................................................и т. д.

4.3. (Название подраздела) ...................................................................................................

Выводы (или Заключение) ........................................................................................................

Литература...................................................................................................................................

Приложения…………………………………………………………………………………….


Введение

Здесь необходимо прописать актуальность, проблему, объект и предмет исследования, его цель и задачи, и путь ее достижения - гипотезу. Далее следует сделать краткий обзор источников литературы, которые помогли в написании работы, отметить то, что сделано по теме предшественниками, и определить свои подходы и позицию. В целом данная часть работы должна показать основательное знакомство исследователя со специальной литературой, его умение работать с письменными и вещественными источниками.

Основная часть

В разделах основной части, которая составляет 70% всего текста, подробно излагается ход исследования. Содержание разделов должно точно соответствовать теме и полностью её раскрывать. При необходимости разделы делятся на параграфы.

Каждый раздел основной части нумеруется. Нумерация подразделов двойная: сначала ставится номер раздела, затем - точка, а после неё - номер подраздела. Пример: 4.1., 4.2., 5.2.1. и т.п..

Все подразделы должны иметь заглавие.

Раздел "Материал и методика"

В начале раздела следует указать район исследований, кто и когда (даты) проводил сбор материала, перечислить объекты исследований (наблюдений). В экспериментальной работе отмечается место проведения эксперимента.

Если применяемая в работе методика ранее была описана в литературе, то даётся просто ссылка на соответствующую работу без подробного изложения. Если же в неё внесены изменения, то следует их подробно описать и обосновать необходимость такого шага. Это же касается и случая, когда применяется полностью оригинальная методика.

В разделе следует перечислить применяемые приборы и инструменты и указать точность, с какой проводились измерения тех или иных параметров.

Раздел "Характеристика района исследования"

Этот раздел составляется с привлечением данных из литературных источников. Он особенно важен в таких, например, исследованиях, как геоботанические и подобные им. Тогда он должен быть достаточно подробным.

Раздел "Результаты исследований"

Это основной раздел, который чаще всего делится на несколько подразделов, каждый из которых соответствует определённой цели.

В нём подробно излагаются полученные результаты, которые при необходимости иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.п., и в котором делается сопоставление со сведениями из литературы. Если материал большой, тогда сравнительный анализ полученных данных выносится в отдельный раздел: "Обсуждение результатов".

В тексте должны быть ссылки на рисунки или таблицы. Например: "Результаты исследований сведены в таблицу 1" или: "В результате мы видим (рис. 3), что ...". Правила оформления иллюстрированного материала описаны ниже.

В конце каждого подраздела делается краткий вывод.


Как написать текст исследовательской работы

Текст исследовательской работы должен представлять собой развернутую картину, по которой можно составить представление о глубине проработки собранного материала.

В деле написания исследовательской работы приобретает особое значение умение излагать мысли на бумаге; стиль; язык письма. Тем более, что стилистические требования, предъявляемые к ней, складываются не только из того, что связано с современным русским литературным языком, но и с письменной научной речью. А она требует строить изложение в форме рассуждений и доказательств. Обычно последовательность развития мысли выражается словами: «в начале», «прежде всего», «значит», «итак», «в то время как», «следовательно», «прежде чем перейти к...», «рассмотрим», «остановимся», « в заключение отметим» и т.д.

В научном тексте часто встречаются слова и словосочетания, указывающие на степень достоверности: «конечно», «разумеется», «действительно», «видимо», «надо полагать», «вероятно». Обязательным условием объективности изложения является также указание на то, каков источник сообщения, кем высказана та или иная мысль («по сообщению», «по сведениям», «по мнению», «по данным», «по нашему мнению» и др.). Стиль письменной научной речи - это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица. Сравнительно редко употребляется форма первого и совершенно не употребляется форма второго лица местоимений единственного числа. Авторское «я» отступает на второй план. Неписанным правилом стало то, что автор выступает во множественном числе и вместо «я» употребляется «мы», под которым понимается некий коллектив. Но не стоит в тексте слишком часто апеллировать к местоимению «мы», лучше применять конструкции, исключающие его употребление: «автор полагает, что...».

В общем целом, стиль изложения служит показателем не столько того, насколько глубоко исследователь вошел в суть изучаемой темы, но и в целом говорит о его культуре.

Что такое неправильное цитирование?

Если не выбирать корректных формулировок, то все мы прекрасно понимаем, что речь идёт о плагиате. Но не всё так однозначно.

Почти в каждой исследовательской работе есть вводная часть, которая раскрывает суть исследования, является пояснением к некому факту или явлению. Безусловно, автор для написания этого (или каких-то других) блока использует уже накопленные научным миром знания, пользуется авторитетными научными изданиями или, возможно, мыслями своих коллег. Естественно, без этого не обойтись, т.к. в этом и состоит передача знаний от поколения к поколению: анализ информации происходит на основе уже полученных ранее данных и пр. Но есть одно «НО». Любое заимствование мыслей и текстов следует сопровождать указанием источника, а прямое цитирование привлечённых материалов должно быть соответственно оформлено.


Иллюстративный материал

Таблицы имеют сквозную нумерацию и могут располагаться на листе вертикально или горизонтально.

Справа пишется: Таблица (Номер). Ниже посередине - название таблицы. Если она взята из литературного источника, то после названия в скобках даётся ссылка. Если в таблицу сводятся полученные результаты и литературные данные, то ссылка ставится в соответствующей части таблицы

Таблица 2

Частота встречаемости различных компонентов

структуры видов в четырёх семействах птиц (по Майр, 1974)


Надвиды

Виды

Изоляты

Семейство

над-

полу-

полити-

моноти-

сильно

под-

слабо

виды

виды

пическ.

пическ

обос.

виды

обос.

Decaeidae

6

20

37

18

11

86

113

Dicruridae

2

5

11

8

10

37

44

Paradisaeidae

6

19

27

13

1

39

78

Ptilonorhynchidae

2

2

9

7

4

8

9

При необходимости ниже таблицы даются примечания.

Если таблица не вмещается на один лист, то она переносится на следующий (следующие). На новом листе справа пишется: Таблица (Номер) и после номера - в скобках (Продолжение) или (Окончание). Заголовок в этом случае размещается только на первом листе.

Рисунки, графики, диаграммы, фотографии, схемы и т.п. - все они обозначаются как рисунки, которые также имеют сквозную нумерацию. Рисунки выполняются чёрной пастой или тушью (не цветными). Все обозначения, которые автору необходимо сделать на рисунке, отмечаются только цифрами или значками.

Под рисунком с красной строки пишется: Рис. (номер). Название. Условные обозначения: 1 -..., 2 - ... и т.д.

У рисунков, заимствованных из литературы, после названия даётся ссылка. Если в воспроизводимом рисунке имеются изменения по сравнению с оригиналом, к ссылке добавляется "с изменениями".

Ссылки

Почти в каждой исследовательской работе есть вводная часть, которая раскрывает суть исследования, является пояснением к некому факту или явлению. Безусловно, автор для написания этого (или каких-то других) блока использует уже накопленные научным миром знания, пользуется авторитетными научными изданиями или, возможно, мыслями своих коллег. Естественно, без этого не обойтись, т.к. в этом и состоит передача знаний от поколения к поколению: анализ информации происходит на основе уже полученных ранее данных и пр. Но есть одно «НО». Любое заимствование мыслей и текстов следует сопровождать указанием источника, а прямое цитирование привлечённых материалов должно быть соответственно оформлено: в квадратных скобках указывается номер источника из списка литературы. Например, [2].

Заключение

Многие считают его самой сложной частью, как в отношении написания, так и в отношении формулировки выводов. И завершается работа выводами , в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

При этом указывается вытекающая из конечных результатов не только их новизна и познавательная ценность, но и практическая значимость (публикация материалов на страницах местной печати; введение исследуемого объекта в статус памятника истории и культуры; строительство музейной экспозиции).

Список литературы

(Библиографический список)

В исследовательской работе предмет изучается при помощи источников. В первую очередь это: книги, брошюры, статьи, которые вместе с архивными документами составляют большую группу письменных источников по теме.

Источники необходимо начать искать в библиотеке в целях поиска опубликованных источников: монографий, сборников, журнальных и газетных статей. Сначала необходимо составить библиографию по теме исследования. Слово «библиография» происходит от греческого biblion (книга) + графия и означает выявление произведений и их описание.

Существуют правила библиотечного описания. Библиографическое описание - это совокупность сведений о документе, приведенных по определенным правилам и в определенной последовательности. Составление библиографической записи регламентируется межгосударственными стандартами для того, чтобы запись была понятна читателям (ученым, специалистам, студентам и т.д.) всех стран.

Библиографическое описание книг какого-либо автора называется монографическим. Описание многотомного издания (например, собрания сочинений какого-либо писателя) называется сводным. Описание составной части издания (статьи из сборника, журнала, газеты и др.) называется аналитическим.

Монографическое описание:

Чудова Г.Ф. В те далекие годы: (Очерки по истории краеведения Вятской губернии). Киров: Волго-Вят. кн. изд-во, 1981. 160 с.: ил.

Сводное описание:

Толстой Л.Н. Собрание сочинений. В 12 т. М.: Наука, 1987-1990.

Аналитическое описание:

Мусихин В.Е. Вятские губернаторы // Вятская земля в прошлом и настоящем: К 100-летию со дня рождения А.В. Эмаусского: Материалы респ. IV науч.-практ. конф. Киров, 1999. С.64-65.

Булдакова В. Былое и думы Валентина Сергеева: О книгах вятского историка // Бинокль. Киров, 2002. № 16. С. 24-25: фот.

Библиографическая запись составляется не по титульному листу или последнему листу книги. Следует смотреть на так называемый контртитул, там, где поставлен знак охраны авторского права - ©.


Приложение

Приложение включает в себя иллюстративный материал (ксерокопии документов, фотографий, рисунки, чертежи, схемы, карты, таблицы, графики). Каждая иллюстрация начинается с нового листа с указанием в правом верхнем углу: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Связь текста с приложением осуществляется через такие ссылки: (См. прилож. 1). Все иллюстрации должны быть пронумерованы и иметь подписи, кратко поясняющие их смысл. Нумерация страниц в приложении должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию текста.


Помните о том, что ваши работы - лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся для вас дверь науки. Никогда не забывайте, что главная заслуга в этом - ваших научных руководителей, которые помогли вам его сделать. Настоящее, самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования; для того, чтобы стать учеными, вам нужно еще годы и годы напряженно учиться. Не останавливайтесь на достигнутом!


© 2010-2022