- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии Физические и химические явления (8 класс)
Урок по химии Физические и химические явления (8 класс)
Раздел | Химия |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Лопухова А.Д. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Открытый урок в 8 классе
Тема: «Физические и химические явления»
Учитель химии: Лопухова Анастасия Дмитриевна
МБОУ «Кировская ОШ № 1»
пгт. Кировское
2015 г.
Тема: «Физические и химические явления»
Цель урока:
Образовательная:
Формировать умение наблюдать явления, узнавать их и делать выводы на основе наблюдений;
Формировать умение проводить эксперимент в целях бережного отношения к здоровью;
Формировать умение объяснять значение явлений в жизни природы и человека
Способствовать усвоению понятий «физические явления», «химические явления», «признаки химических реакций», «условия протекания реакций»
Воспитательная:
Воспитание убеждённости в познаваемости химической составляющей картины мира
Формирование эстетического вкуса при наблюдении красоты явлений природы
Воспитание бережного отношения к своему здоровью
Развивающая:
Развивать познавательную активность,
Развивать умение наблюдать окружающий мир, задумываться над его сутью, возможностью влияния на происходящие вокруг нас процессы.
Развивать навыки работы с компьютером
Тип урока: усвоение новых знаний и умений
Форма: фронтальное обучение, работа в группах
Вид деятельности: проведение лабораторной работы. (Л/р № 2 «Ознакомление с физическими и химическими свойствами веществ»)
План урока
1. Актуализация знаний и умений
2. Изучение нового материала
3. Закрепление пройденного материала
4. Контроль и оценка знаний учащихся
5. Обобщение и систематизация знаний
6. Домашнее задание
7. Рефлексия
Ход урока
1.Актуализация знаний и умений учащихся
Вопрос - проблема:
Мы часто сталкиваемся с понятием «явление». А что, на ваш, взгляд означает данное слово?
Явление - это изменение или процесс.
2.Опишите явления, с которыми вы сталкиваетесь, когда:
а) кипятите воду;
б) едите мороженное;
в) кладете сахар в чай;
г) готовите «шипучку» (напиток, который готовят, растворяя в теплой воде соду, лимонную кислоту и сахар)
2.Новый материал
Из курса природоведения и физики вы знаете, что с телами и веществами происходят разнообразные изменения.
Прежде чем приступить к изучению темы урока, я предлагаю вам выполнить следующее задание, не торопитесь с ответами, выполните задание до конца.
Задание:
Рассмотрите внимательно картинки и попробуйте ответить на следующие вопросы:
Где можно наблюдать явления, представленные на рисунках и картинках?
Дайте название каждому явлению. Какие вещества участвуют в представленных явлениях? Что происходит с каждым веществом в происходящем явлении? Запишите в рабочих тетрадях и заполните следующую таблицу:
№ п/п
Название явления
Вещество, участвующее в явлении
Изменения, происходящие с веществом
1
2
3 …
При каких явлениях образуются новые вещества?
Как и по каким признакам можно разделить представленные явления?
Физическими явлениями считаются те, при которых вещество не превращается в другое, например: таяние льда, кипение воды, увеличение объема нагреваемого предмета, свечение раскаленных тел, прохождение электрического тока в металлах, распространение запахов в воздухе, притяжение железа к магниту, растворение жира в бензине.
Химическими явлениями считаются те, при которых одни вещества превращаются в другие.
Признаки химического явления:
-
Выпадение осадка;
-
Выделение газа;
-
Изменение окраски;
-
Растворение осадка;
-
Выделение или поглощение тепла;
-
Появление запаха.
В ходе физических и химических явлений происходят изменения с веществами.
Химические реакции
Вспомнить:
Процесс, при котором происходит превращение одних веществ в другие, отличающихся от исходных составом и свойствами, называется химической реакцией
Мир химических реакций чрезвычайно разнообразен. Некоторые химические реакции протекают незаметно, то есть, без внешних признаков. Есть реакции, которые протекают со взрывом или выделением света. Чтобы лучше ориентироваться в мире реакций, нужно уметь давать им характеристику. Разберем основные направления характеристики химических реакций.
Химическая реакция
Идет, течет или протекает
Реагирующие (исходные) Продукты реакции
вещества
Условия протекания реакции Признаки реакции
Записать:
Реагирующие вещества (исходные) - в-ва, присутствующие вначале р-ции.
Продукты реакции - вещества, образующиеся в ходе реакции.
Условия протекания реакции - то, что необходимо выполнить, чтобы реакция началась и продолжала протекать.
Признаки реакции:
Так как в результате химической реакции образуются новые вещества, обладающие другими свойствами, не схожими со свойствами исходных веществ, то внешние качественные характеристики смеси меняются.
Реакция горения, как пример химического явления
Работа в группах
Задания:
Опишите реакцию горения угля, как пример химического явления по заданным характеристикам.
УГЛЕРОД и КИСЛОРОД УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРОДУКТ РЕАКЦИИ
УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ РЕАКЦИИ: ВОЗДУХ, НАГРЕВАНИЕ
ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ: ВЫДЕЛЕНИЕ ТЕПЛА
-
В реакции участвовали углерод и кислород. Образовался оксид углерода (углекислый газ). Для этого потребовался воздух и нагревание. При горении выделяется энергия.
-
С + О2 →СО2
-
Реакция горения - это процесс взаимодействия веществ с кислородом, в результате которого образуются оксиды, и выделяется энергия.
-
Чтобы остановить пожар необходимо прекратить доступ кислорода к горящему объекту. Для этого его накрывают плотной тканью или засыпают песком.
-
В результате любой реакции горения выделяется энергия. Это свойство используют в домашних условиях для обогрева и приготовления пищи.
3.Закрепление нового материала.
Лабораторная работа № 2
Тема: «Ознакомление с физическими свойствами веществ»
Цель: Сформировать понятие «химические явления», «физические явления», «химическая реакция ». Научиться отличать физические явления от химических на основе их признаков.
Реактивы: BaCl2; H2SO4; Ca(OH)2; HCl; Na2CO3 (сода), растит. масло.
БЖД: Соблюдать осторожность при работе с кислотами.
Ход работы
Задание № 1: Добавить в пробирку с водой каплю растительного масла, размешать. Произошли ли какие-нибудь изменения? Наблюдения записать в таблицу.
Задание № 2: Смешать в пробирке хлорид бария и раствор серной кислоты.
Произошли ли какие-нибудь изменения?
Наблюдения записать в таблицу.
Задание № 3: В пробирку с водой вставить газоотводную трубочку и подуть.
Произошли ли какие-нибудь изменения?
Наблюдения записать в таблицу.
Задание № 4: В пробирку с раствором гидроксида кальция добавить карбонат натрия (соду). Произошли ли какие-нибудь изменения?
Наблюдения записать в таблицу.
Задание № 5: В пробирку с водой добавить соду, размешать. Произошли ли какие-нибудь изменения?
Наблюдения записать в таблицу.
Задание № 6: В пробирку с раствором соляной кислоты добавить соду. Произошли ли какие-нибудь изменения?
Наблюдения записать в таблицу.
Таблица:
№ п/п
Последовательность действий
Наблюдения
Выводы
(в выводах указать какое явление вы пронаблюдали)
1
2
3
4
5
6
Общий вывод к работе:
4. Контроль и оценка знаний
Тестирование учащихся
(Обведите кружком букву правильного ответа)
В-1
В-2
Из нижеперечисленных явлений укажите:
Химические явления
а) Растворение сахара в воде;
б) Разложение воды электрическим током на водород и кислород;
в) Образование черного налёта на серебряных изделиях;
г) Образование кристалликов соли при упаривании раствора
Физические явления
а) Растворение сахара в воде;
б) Разложение воды электрическим током на водород и кислород;
в) Образование черного налёта на серебряных изделиях;
г) Образование кристалликов соли при упаривании раствора
Из списка условий протекания и признаков химической реакции выберите:
Признаки реакции
а) Появление запаха;
б) Нагревание;
в) Выделение газообразных веществ;
г) Контакт веществ;
д) Изменение цвета;
е) Действие электрическим током;
ж) Выпадение или растворение осадка;
з) Хорошее настроение;
и) Выделение или поглощение тепла и (или) света;
к) Облучение светом;
л) Общение друг с другом
Условия протекания реакции
а) Появление запаха;
б) Нагревание;
в) Выделение газообразных веществ;
г) Контакт веществ;
д) Изменение цвета;
е) Действие электрическим током;
ж) Выпадение или растворение осадка;
з) Хорошее настроение;
и) Выделение или поглощение тепла и (или) света;
к) Облучение светом;
л) Общение друг с другом
-
Обобщение и систематизация знаний
Подведение итогов урока
Учитель делает вывод о необходимости умения наблюдать, проводить эксперимент, изучать вещества и происходящие с ними явления, об умении делать выводы для познания окружающей природы, о тесной связи происходящих явлений и возможности познания тайн природы для сохранения её и практического применения человеком.
Заключительное слово учителя:
« … , я могу только выразить вам своё пожелание, чтобы вы могли с честью выдержать сравнение со свечой, т.е. могли бы быть светочем для окружающих, и чтобы во всех ваших действиях вы подражали красоте пламени, честно и произвольно выполняя свой долг перед человечеством». (Майкл Фарадей)
-
Домашнее задание
§ 3, задание после параграфа.
-
Рефлексия
-
сегодня я узнал...
-
было трудно…
-
я понял, что…
-
я научился…
-
я смог…
-
было интересно узнать, что…
-
меня удивило…
-
мне захотелось… и т.д.