Урок обобщения и систематизации знаний по теме Кислород (8 класс)

Раздел Химия
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - общественный смотр знаний по теме «Кислород»

Цель: обобщить и систематизировать знания, закрепить умения, полученные при изучении темы «Кислород»

Задачи:

  • Образовательные:

- обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, строении, свойствах, нахождении в природе, применении и получении кислорода, о составе , строении, номенклатуре и нахождении в природе оксидов, о составе воздуха, условиях начала и прекращения горения, способах тушения пожаров, о необходимости охраны окружающей среды от загрязнения продуктами сгорания традиционных видов топлива, о парниковом эффекте, кислотных дождях;

- совершенствовать умения записывать уравнения реакций взаимодействия кислорода с простыми и сложными веществами, определять их тип, составлять формулы оксидов и называть их;

- закрепить экспериментальные умения: собирать прибор для получения кислорода методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды, получать кислород в лаборатории и доказывать его наличие;

  • Развивающие:

- содействовать развитию мышления, формированию культуры устной и письменной речи учащихся;

- способствовать развитию интереса учащихся к химии, активизации их познавательной деятельности;

  • Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи и сотрудничества путем проведения урока в форме общественного смотра знаний;

- содействовать воспитанию экологического мышления и экологической культуры, раскрыв необходимость охраны атмосферы от загрязнения;

- продолжить валеологическое воспитание, показав значение здорового образа жизни.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Материалы и оборудование: перманганат калия, пероксид водорода, оксид марганца (IV), дихромат аммония, песок, пропитанный денатуратом, размельченный древесный уголь, аммиачная селитра, сахарная пудра, пробка с газоотводной трубкой, штатив с пробирками, стеклянная чашка, спиртовка, лабораторный штатив, лучинка, спички, лист жести, кирпич, тарелка; карточки с заданиями для команд, задания в конвертах, жетоны с надписью «О2», листы бумаги, ручки.

Предварительная подготовка:

Учитель сообщает учащимся о проведении общественного смотра знаний за неделю. Класс делится на две команды, каждая из которых выбирает себе капитана.

Команды заранее получают задания:

  1. Придумать название команды, эмблему, девиз, которые должны быть связаны с темой урока.

  2. Придумать экологическую сказку о кислороде, где были бы сведения о свойствах, круговороте кислорода в природе, его роли в жизни и деятельности человека, необходимости охраны атмосферы от загрязнения.

Для проведения урока приглашается жюри: классный руководитель, учителя, завуч, директор школы.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Взор химика пытлив,

Ему порядок мил

Среди своих реторт,

Мензурок и приборов,

Таких загадочных для

Любопытных взоров,

Стремится он постичь

Капризы тайных сил.

Арман Сюлли Прюдом

Учитель: Здравствуйте, ребята и наши уважаемые гости! Сегодня у нас не обычный урок, а урок - общественный смотр знаний. Наша цель - обобщить и систематизировать знания, совершенствовать умения, полученные при изучении темы «Кислород». У нас две команды, претендующие на роль лучшей.

Ребята, вы должны выполнить ряд заданий, достойно пройти все этапы и , конечно, победить. Каждый из вас должен приложить все усилия для преодоления трудностей, стоящих на пути вашей команды. Оценивать ответы будет жюри. ( Представление членов жюри)



  1. Проведение урока.

Первый конкурс - «Приветствие». Максимальная оценка за участие в этом конкурсе 5 баллов. ( Команды провозглашают свое название и девиз, приветствуют жюри, болельщиков, соперников)

Второй конкурс - «Химическая эстафета». В этом конкурсе необходимо быстро и наиболее полно описать по физическим свойствам предлагаемое вещество. При этом каждый из участников должен записать только одно свойство и передать листок следующему участнику. Свойства не должны повторяться. Оценка за конкурс - 3 балла.

( Каждая команда получает лист чистой бумаги, ручку и задание в конверте. Описания веществ, сделанные каждой командой, передаются жюри).

Задания командам:

  1. Описать физические свойства кислорода.

  2. Описать физические свойства озона.

Третий конкурс - «Испорченная тетрадь».

Вася Иванов - ученик, который очень любит химию, но он нечаянно залил тетрадь реактивами так, что часть записей невозможно разобрать. В этом конкурсе необходимо восстановить поврежденные записи: закончить уравнения реакций, расставить коэффициенты, указать тип химической реакции, условия и признаки протекания. За правильно выполненное задание - 4 балла.

( Команды получают карточки с заданиями.)

Задание 1

? + О2 = Р2О5

С + О2 = ?

Al + ? = Al2O3

H2S + O2 = ? + ?

Задание 2

? + О2 = Fe3O4

S + O2 = ?

H2 + O2 = ?

C2H2 + O2 = ? + ?

Четвертый конкурс - «Кто быстрее?»

Этот конкурс покажет, как вы усвоили понятие оксиды. Необходимо составить формулы оксидов и назвать их. За правильное выполнение задания - 10 баллов.

( Команды получают карточки с заданиями)

Задание 1

Записать формулы и дать названия оксидам элементов: Ca, S(IV), C(IV), Al, Mg, N(III), Fe(II), Cu(I), Zn, Na

Задание 2

Записать формулы и дать названия оксидам элементов: Ca, S(IV), C(IV), Al, Mg, N(III), Fe(II), Cu(I), Zn, Na

Учитель: Вы, наверное, очень устали, вам пришлось много потрудиться, поэтому теперь необходимо отдохнуть, расслабиться. Я вас приглашаю посмотреть занимательный опыт.

Занимательный опыт «Вулкан на столе»

Следующий конкурс «К сияющим вершинам» по решению задач. Лишь тот доберется до вершины горы и получит 5 баллов, кто сумеет быстро и правильно решить задачу.

( Команды получают задания, которые лежат в конвертах)

Задача для первой команды:

Рассчитайте массу воды, которая образуется при взаимодействии водорода с кислородом, массой 48г.

Задача для второй команды:

Рассчитайте массу кислорода, которая расходуется на сжигание угля, если образуется углекислый газ массой 166г.

Мы приступаем к следующему конкурсу - практическому, ведь теория проверяется практикой. Этот конкурс называется «Химик-экспериментатор». Максимальная оценка за участие - 5 баллов.

( К демонстрационному столу приглашаются по 2 представителя команд для выполнения задания. За выполнением практического задания следит лаборант. Задания для команд лежат в конвертах)

Задания командам:

  1. Соберите прибор для получения кислорода методом вытеснения воды. Получите кислород из перманганата калия и докажите его наличие.

  2. Соберите прибор для получения кислорода методом вытеснения воздуха. Получите кислород из пероксида водорода и докажите его наличие.

(Остальные члены команд отвечают на вопросы викторины. За каждый правильный ответ учащиеся получают жетон и приносят одно очко своей команде)

Викторина «Кислород»

  1. Назовите самый распространенный элемент в земной коре. (Кислород)

  2. Назовите ученого, который еще в 6 веке предполагал, что воздух имеет сложный состав. (Леонардо да Винчи)

  3. Какие аллотропные модификации имеет химический элемент кислород? (Кислород и озон)

  4. Назовите ученого, который за 1000 лет до А.Лавуазье установил, что в состав воздуха входит газ, поддерживающий горение. (Моа-Хоа)

  5. На одной из площадей города Лидса (Англия) установлена бронзовая скульптура молодого красивого человека в модном костюме 18 века. В правой руке он держит линзу, в левой - тигель с ртутной окалиной. Какое открытие увековечено в памяти людей этой скульптурой? Кто этот ученый? (Получение кислорода, Дж.Пристли)

  6. Где и как образуется озон? В чем заключается значение озонового слоя для нашей планеты? ( В верхних слоях атмосферы Земли (на высоте 30-40 км) существует озоновый слой. Он образуется из кислорода под воздействием солнечного излучения. Это излучение губительно для всего живого на нашей планете. Если бы не было озонового слоя, то жизнь на Земле постепенно бы прекратилась. Небольшие количества озона образуются в воздухе во время грозы, а также в результате взаимодействия смолы хвойных деревьев с кислородом. Также в небольших количествах озон образуется при работе копировальных аппаратов и лазерных принтеров)

  7. Какой оксид используется для получения газированной воды? (Оксид углерода(IV))

  8. Какие природные оксиды человек широко использует в строительстве? (Оксид кремния(IV), оксид кальция, оксид алюминия)

  9. Сорные куры строят гнезда из мусора и гниющих остатков растений. В него на определенную глубину они откладывают яйца. Самец время от времени частично раскидывает кучу сверху или, наоборот, делает ее выше. Клюв его служит своеобразным термометром. Какой процесс происходит в гнезде? Объясните поведение птицы. ( В гнезде происходит процесс гниения - взаимодействия кислорода со сложными веществами, в результате которого выделяется теплота. Сорные куры поддерживают на определенном уровне температуру в гнезде, необходимую для вылупливания птенцов)

  10. Чем отличается полное горение от неполного? Как защитить себя при пожаре от отравления угарным газом? (При полном горении продукты, которые образовались, уже не способны к дальнейшему окислению. Неполное горение происходит при нехватке кислорода, в результате чего происходит неполное окисление продуктов распада веществ. Признаком неполного горения является дым. Чтобы защититься от отравления угарным газом, необходимо использовать повязку из нескольких слоев марли. Для этой цели подойдут полотенце или носовой платок. Будет лучше. Если их смочить водой. При сильном задымлении необходимо лечь на пол, потому что внизу температура ниже и воздух более чистый)

Следующий конкурс - конкурс капитанов.

Учитель: Дорогие капитаны, вы можете пополнить копилку вашей команды на 3 балла, если правильно ответите на предложенный вам вопрос.

Задания в конвертах:

  1. Что необходимо предпринять, если человек оказался в зоне пожара и на нем загорелась одежда? Объясните, на чем основано это поведение.

  2. Какие меры необходимо предпринять для тушения электрооборудования? Объясните, на чем основано это поведение.

Последний конкурс - «Экологическая сказка». Максимальная оценка за конкурс - 10 баллов.

(Команды показывают экологические сказки о кислороде, которую они придумали дома).

  1. Подведение итогов.

Учитель: Наша игра подошла к концу. Сейчас жюри подведет итоги, а мы пока посмотрим еще один занимательный опыт.

Занимательный опыт «Фараоновы змеи»



  1. Рефлексия.

  1. Каково ваше отношение к предложенной форме проведения урока?

  2. Как часто, по вашему мнению, необходимо проводить такие уроки?



  1. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе. Составить кроссворд по теме «Кислород» (для желающих). Урок окончен. До свидания!

© 2010-2022