- Преподавателю
- Химия
- Рабочая программа по химии
Рабочая программа по химии
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Хайретдинова Р.Н. |
Дата | 12.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
ГАОУ НПО ПУ -113
с.Малояз
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»
Для профессий среднего профессионального образования
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
35.01.14. Мастер по Т/О и ремонту МТП
.
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО):
35.01.13. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
35.01.14. Мастер по Т/О и ремонту МТП
»
Разработчик:
Хайретдинова Р.Н преподаватель высшей категории
_________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рассмотрена на заседании методической комиссии
Протокол №_______ от «____»__________201__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
4
-
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
6
-
условия реализации учебной дисциплины «ХИМИЯ»
17
-
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины «ХИМИЯ»
18
-
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по специальностям СПО:
35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства
35.01.14 Мастер по Т/О и ремонту МТП
1.2. Место учебной дисциплины «Химия» в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины «Химия» - требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен уметь:
• называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
• проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
• связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
• решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать:
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
• основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Химия»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 160 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 120 часов;
самостоятельной работы обучающегося 60 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
180
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
120
в том числе:
лабораторные работы
14
практические занятия
7
контрольные работы
4
Самостоятельная работа обучающегося
60
в том числе:
внеаудиторная самостоятельная работа
индивидуальные творческие задания
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
2.2. Содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
60
Тема 1.1.
Основные понятия и законы химии -6 ч.
Содержание учебного материала
6
Основные понятия химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.
Основные законы химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.
1
2
Лабораторные работы
-
Практические занятия№1
1
Решение задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе, количества вещества и т.д.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
1. Проработка конспекта по теме « Основные понятия и законы в химии»
2. Решение задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе; количества вещества и т.д.
5
Тема 1.2.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома - 8 ч.
Содержание учебного материала
8
Периодический закон Д.И. Менделеева. Открытие Д.И. Менделеевым Периодического закона. Периодическая таблица химических элементов - графическое отображение периодического закона. Структура периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
Строение атома и периодический закон Д.И. Менделеева. Атом - сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, р- и d-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.
Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.
1
2
1
Лабораторная работа №1. Моделирование построения ПСХЭМ
1
2
Практические занятия
3
3
Решение задач по теме: «Строение атома»
Расчет количества протонов, нейтронов, электронов в атомах различных химических элементов. Составление схем строения и электронных конфигураций атомов химических элементов.
Контрольная работа по теме 1.1 и 1.2. Строение атома и ПСХЭМ
1
Самостоятельная работа обучающихся:
Подготовить сообщение на тему «Открытие периодического закона», «Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева.
Расчет количества протонов, нейтронов, электронов в атомах различных химических элементов. Составление схем строения и электронных конфигураций атомов химических элементов.
5
Тема 1.3.
Строение вещества
10 ч.
Содержание учебного материала
10
Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.
Ионная химическая связь. Катионы, их образование из атомов в результате процесса окисления. Анионы, их образование из атомов в результате процесса восстановления. Ионная связь, как связь между катионами и анионами за счет электростатического притяжения. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.
Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь.
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.
Чистые вещества и смеси. Понятие о смеси веществ. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.
Дисперсные системы. Понятие о дисперсной системе. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.
2
2
2
2
2
2
Лабораторные работы№2 Ознакомление с дисперсными системами. Ознакомление с коллекцией пластмасс и волокон.
2
Практическая работа
-
Решение задач на нахождение объемной и массовой доли компонентов смеси, массовой доли примесей.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с учебной литературой и Интернет - ресурсами.
Составление таблицы «Классификация дисперсных систем»; сравнительной характеристики типов химической связи(металлическая и водородная связь.
Решение задач на нахождение объемной и массовой доли компонентов смеси, массовой доли примесей.
5
Тема 1.4.
Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация 8ч.
Содержание учебного материала
8
Вода. Растворы. Растворение. Вода как растворитель. Растворимость веществ. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.
Массовая доля растворенного вещества.
Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации.
Кислоты, основания и соли как электролиты.
2
2
2
2
Лабораторные/практические работы
Практические занятия №2
Решение задач на массовую долю растворенного вещества.
Реакций ионного обмена.
2
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся:
Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества.
Составление уравнений электролитической диссоциации, реакций ионного обмена.
Подготовить сообщение на тему «Растворы вокруг нас»
5
Тема 1.5.
Классификация неорганических соединений и их свойства
10 ч.
Содержание учебного материала
2
2
2
Кислоты и их свойства. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот.
Основания и их свойства. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.
Соли и их свойства. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и оснóвные. Химические свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей.
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.
Лабораторные работы№3.4.5.
3-
Практические занятия
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Решение расчётных задач по уравнениям реакций.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Составление обобщающей таблицы по номенклатуре и химическим свойствам основных классов неорганических соединений.
Подготовить доклад на тему: «Использование минеральных кислот на предприятиях различного профиля».
Составить кроссворд «неорганические вещества»
6
Тема 1.6.
Химические реакции
8 ч.
Содержание учебного материала
8
2
2
2
2
Классификация химических реакций. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.
Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.
Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.
Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.
Лабораторные работы №6
1
Практические занятия
Решение расчётных задач по термохимическим уравнениям
Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса.
Решение качественных задач по теме: «Химическое равновесие и способы его смещения».
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной литературой
Составление схемы: «Классификация химических реакций».
Решение задач на расстановка коэффициентов в окислительно-восстановительных реакциях методом электронного баланса
6
Тема 1.7.
Металлы и неметаллы
10 ч.
Содержание учебного материала
2
2
2
2
Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Металлотермия.
Коррозия металлов: химическая и электрохимическая. Зависимость скорости коррозии от условий окружающей среды. Классификация коррозии металлов по различным признакам. Способы защиты металлов от коррозии.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Сплавы черные и цветные.
Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы - простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.
Лабораторные работы№7
1
«Ознакомление с коллекцией металлов».
Практические занятия
1
Решение расчётных задач на определение практического и теоретического выхода продукта реакции..
Контрольные работы №2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Характеристика типичных металлов и неметаллов по выбору обучающегося.
Подготовка к практической работе «Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических соединений».
Подготовить доклад на тему «Роль металлов в истории человеческой цивилизации», «Химия металлов в моей профессиональной деятельности».
8
Раздел 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
60
Тема 2.1.
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений
8 ч.
Содержание учебного материала
1
2
2
Предмет органической химии. Природные, искусственные и синтетические органические вещества. Сравнение органических с неорганическими веществами.
Химическое строение как порядок соединения атомов в молекулы по валентности.
Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. Основные положения теории химического строения. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.
Лабораторные работы
-
Практические занятия №4
2
Структурные формулы органических веществ, изомеры и гомологи;
Изготовление и сравнение моделей молекул - представителей различных классов органических соединений.
Контрольные работы
-
Самостоятельная работа обучающихся
Подготовить доклад на тему: «Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии».
Составление структурных формул органических веществ, их изомеров и гомологов.
4
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники
18 ч.
Содержание учебного материала
2
2
2
2
2
2
1
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Циклоалканы. Гомологический ряд и номенклатура циклоалканов, их общая формула. Изомерия циклоалканов: межклассовая, углеродного скелета. Получение и физические свойства циклоалканов. Химические свойства циклоалканов. Применение.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). Гомологический ряд, изомерия, номенклатура алкенов. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств.
Диены. Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки.
Алкины. Ацетилен. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Получение ацетилена пиролизом метана и карбидным способом.
Арены. Бензол. Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Гомологический ряд аренов. Толуол. Нитрование толуола. Тротил.
Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Попутный нефтяной газ, его переработка.
Нефть. Состав и переработка нефти. Перегонка нефти. Нефтепродукты. Октановое число бензинов.
Лабораторные работы №8 Ознакомление с коллекцией нефтепродуктов
1
Практические занятия №5
2
Структурные формулы углеводородов, изомеры и гомологи;
Название углеводородов по международной номенклатуре IUPAC.
Решение задач на нахождения молекулярной формулы газообразного углеводорода.
Решение расчётных задач по уравнениям химических реакций.
Контрольные работы №3 по теме 2.1 и 2.2
1
Самостоятельная работа обучающихся
Изготовление моделей молекул различных углеводородов.
Название веществ по международной номенклатуре IUPAC.
Составление и решение генетических цепочек.
Решение задач на нахождения молекулярной формулы газообразного углеводорода.
Подготовить доклад на тему по выбору: «Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия», «Углеводородное топливо, его виды и назначение», «Экологические аспекты использования углеводородного сырья» и др. Октановое число бензина.- конспект
5
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения
16 ч.
Содержание учебного материала
7
2
2
2
2
2
2
2
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Метиловый спирт и его использование в качестве химического сырья. Токсичность метанола и правила техники безопасности при работе с ним.
Многоатомные спирты. Изомерия и номенклатура представителей двух- и трехатомных спиртов. Особенности химических свойств многоатомных спиртов, их качественное обнаружение. Отдельные представители: этиленгликоль, глицерин, способы их получения, практическое применение.
Фенол. Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Понятие об альдегидах. Альдегидная группа как функциональная. Формальдегид и его свойства: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Поликонденсация формальдегида с фенолом в фенолоформальдегидную смолу. Применение формальдегида на основе его свойств.
Карбоновые кислоты. Понятие о карбоновых кислотах. Карбоксильная группа как функциональная. Гомологический ряд предельных однооснóвных кар-боновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химиче-ские свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. Многообразие карбоновых кислот (щавелевая кислота как двухосновная, акриловая кислота как непредельная, бензойная кислота как ароматическая).
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза).
Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств.
Строение и химические свойства сахарозы. Технологические основы производства сахарозы.
Крахмал. Строение молекулы. Физические и химические свойства, нахождение в природе и биологическая роль. Применение.
Целлюлоза. Строение, физические и химические свойства. Нахождение в природе и биологическая роль. Применение. Сравнение свойств крахмала и целлюлозы.
Значение углеводов в живой природе и жизни человека.
Лабораторные работы№9, 10, 11,12, 13
5
Практические занятия
Генетическая связь между классами органических соединения.
Контрольные работы №4 по теме 2.3.
1
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами.
Составление и решение генетических цепочек.
Подготовка к контрольной работе по темам 2.1-2.3
Подготовить доклад на тему по выбору: «Этанол: величайшее благо и страшное зло», «Замена жиров в технике непищевым сырьем», «Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений», «Синтетические моющие средства (СМС): достоинства и недостатки» и др.
6
Тема 2.4. Азотсодержащие органические соединения. Полимеры
18 ч.
Содержание учебного материала
2
2
2
2
2
2
2
Амины. Понятие об аминах. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.
Основные понятия химии высокомолекулярных соединений. Мономер, полимер, получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации, степень полимеризации, структурное звено. Типы полимерных цепей: линейные, разветвленные, сшитые.
Пластмассы. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Представители пластмасс.
Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.
Каучуки натуральный и синтетические. Вулканизация каучука, резина.
Лабораторные работы №14 Свойства белков
3
Практическая работа №6, 7.«Решение экспериментальных задач на идентификацию органических соединений» «Распознавание пластмасс и волокон».
Контрольная работа №4
Дифференцированный зачёт
2
Самостоятельная работа обучающихся
Работа с учебной, справочной литературой и Интернет - ресурсами.
Подготовить доклад на тему по выбору: «Биологические функции белков», «Белковая основа иммунитета», «Дефицит белка в пищевых продуктах и его преодоление в рамках глобальной продовольственной программы».
Подготовка к практическим работам и дифференцированному зачёту
5
Всего:
117
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия»;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- вытяжной шкаф;
- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;
- наборы реактивов органических и неорганических веществ;
- комплект учебно-наглядных пособий «Химия»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор
- экран
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
-
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2010.
-
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М., 2010.
-
Рабочая тетрадь к учебнику 10 кл
-
Рабочая тетрадь к учебнику 11 кл.
- Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М., 2004.
Для преподавателей
-
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2010.
-
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов - М., 2009.
-
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Га-бриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская - М., 2009.
-
Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. - М., 2004.
-
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. - М., 2003.
-
Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. - М., 20010.
-
auk-olymp.ru/doc.v?d=19courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
ikt.ru
prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html
akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
yuspet.narod.ru/disMeh.htm
philist.narod.ru/articles/orlova.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен уметь:
• называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
• проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
• связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
• решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать:
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
• основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Текущий контроль в форме:
-
самостоятельных работ;
-
лабораторных и практических работ;
-
тематических тестов;
-
химических диктантов;
-
контрольных работ по темам учебной дисциплины.
-
самостоятельных работ;
-
лабораторных и практических работ;
-
тематических тестов;
-
химических диктантов;
-
контрольных работ по темам учебной дисциплины.
Оценка практического задания на лпз
-
самостоятельных работ;
-
лабораторных и практических работ;
-
тематических тестов;
-
химических диктантов;
-
контрольных работ по темам учебной дисциплины.
Оценка практического задания на лпз
Оценка практического задания на лпз
Оценка практического задания на лпз
-
самостоятельных работ;
-
лабораторных и практических работ;
-
тематических тестов;
-
химических диктантов;
-
контрольных работ по темам учебной дисциплины.
Текущий контроль в форме:
-
самостоятельных работ;
-
лабораторных и практических работ;
-
тематических тестов;
-
химических диктантов;
-
контрольных работ по темам учебной дисциплины.
Итоговый контроль в форме дифференцированного зачета.
6