- Преподавателю
- Химия
- Урок по химии ««Многообразие спиртов
Урок по химии ««Многообразие спиртов
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Землянская Е.М. |
Дата | 24.04.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Чечулина Татьяна Николаевна МБОУ СОШ №52
Многообразие спиртов
(Урок-обобщение на тему «Спирты»: понятие о многоатомных спиртах, других представителях спиртов.)
Цели:
1. Обеспечить в ходе урока закрепление и расширение следующих понятий:
- функциональная группа спиртов;
- водородная связь;
- взаимное влияние атомов в молекуле;
- химические свойства класса спиртов.
2. Обеспечить усвоение нового материала о строении, свойствах и применении этиленгликоля и глицерина; знание качественной реакции на многоатомные спирты.
3. Продолжить формирование умений анализировать, переносить имеющиеся знания на новое вещество, сравнивать, устанавливая взаимосвязь между его строением и свойствами.
4. Содействовать в ходе урока формированию основной мировоззренческой идеи о взаимосвязи общего и особенного, о влиянии количественных изменений на изменения качественные - появление новых свойств.
Методы: самостоятельная работа с элементами беседы (обсуждение итогов).
Форма: групповая (в парах), фронтальная.
Ход урока
I Актуализация, обобщение и систематизация уже имеющихся знаний учащихся.
Цель: пошаговая проверка усвоения ранее изученного материала по спиртам, анализ и коррекция ошибок, повторение и закрепление опорных понятий, необходимых для восприятия элементов нового материала.
Самостоятельная работа учащихся - работа по картам - заданиям:
(карты - задания прилагаются - приложение №1).
1.1 Задания а, б, в, г - на узнавание по функциональной группе, знание номенклатуры, изомерии.
1.2. Задание д - развитие понятия о водородной связи, на знание физических свойств спиртов.
1.3. Задание е - на знание химических свойств предельных одноатомных спиртов.
1.4. Задание ж - взаимное влияние атомов в молекуле.
II. Беседа по проделанной работе, подведение итогов, коррекция ошибок, выявление проблем при решении заданий и разрешение их на следующем этапе урока. Работа по картам заданиям (приложение 1)
При выполнении заданий возникли следующие проблемы:
а) появление нескольких групп - ОН;
б) строение радикала - предельный, непредельный, ароматический.
Отсюда вытекает необходимость в дополнительных знаниях.
III. Постановка следующей проблемы - продолжить изучение темы «Спирты» и познакомиться с многообразием спиртов.
3.1. Выделение отдельных задач (частных проблем):
А) понятие о многоатомных спиртах;
Б) понятие о непредельных спиртах;
В) понятие об ароматических спиртах.
3.2. Исследование частных проблем (а, б, в) путем проведения самостоятельного теоретического анализа по предложенному плану и тексту параграфа учебника.
3.3. План теоретического исследования:
А) общая формула многоатомных спиртов;
Б) классификация многоатомных спиртов;
В) номенклатура многоатомных спиртов, изомерия;
Г) гомологический ряд;
Е) представители непредельных и ароматических спиртов;
ж) физические свойства многоатомных спиртов;
з) химические свойства многоатомных спиртов - общие с одноатомными;
- особые (отличительные);
И) применение этиленгликоля и глицерина.
3.3. Выполнение экспериментального задания (лабораторные опыты):
А) Опыт №1. Изучение физических свойств глицерина. Рассмотрите склянку с глицерином, наклоните ее несколько раз в разные стороны, вынув пробку, понюхайте глицерин. Что вы можете сказать о цвете, запахе и вязкости глицерина? К 1 мл воды в пробирке добавьте 4-5 капель глицерина, содержимое взболтайте, прибавьте еще каплю глицерина и взболтайте. Что можно сказать о растворимости глицерина в воде?
Б) Опыт №2. Взаимодействие глицерина с с гидроксидом меди (II). Полученный раствор глицерина в опыте №1 прилейте к свежеприготовленному осадку гидроксида меди (II), добавьте избыток щелочи, образуется ярко-синий раствор. Эта реакция является качественной реакцией на многоатомные спирты.
3.4 Ответьте на следующие вопросы:
А) Являются ли этиленгликоль и глицерин членами одного гомологического ряда? Ответ поясните.
Б) Объясните причину изменения:
- растворимости многоатомных спиртов (она повышается);
- повышение температуры кипения с увеличением в молекулах спиртов числа гидроксогрупп.
В) Как отличить по физическим и химическим свойствам глицерин и этиловый спирт?
Г) Как определить, в какой из склянок без надписей находятся: глицерин, этиловый спирт, диметиловый эфир, используя сульфат меди (II), натрий металлический, концентрированную серную кислоту. Напишите уравнения соответствующих реакций, назовите вещества.
IV. Формулирование выводов, обобщений.
V. Подведение итогов работы на уроке.