- Преподавателю
- Химия
- Урок Фосфор и его соединения
Урок Фосфор и его соединения
Раздел | Химия |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Жукова А.Ю. |
Дата | 26.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Предмет: Химия
Класс: 9 «Б» (девочек: 7, мальчиков: 10)
Дата: 28 ноября 2015
Преподаватель: Жукова Анастасия Юрьевна
Тема урока: «Фосфор и его соединения»
Цель: ознакомить учащихся с понятием фосфор
-
Расширить общие понятия о строении атома фосфора
-
Основные свойства фосфора
-
Рассмотреть основные оксиды фосфора
Тип урока:
Форма работы: групповая
Оборудование: таблица Д.И.Менделеева, презентация, интерактивная доска, учебный материал, 5 альбомных листов, фломастеры.
Литература: Н. Н. Нурахметов 9 класс. Алматы. Мектеп, 2013 г
Ход урока
-
Организационный момент
-
Изучение нового материала
-
Подведение итогов
-
Ознакомление с домашним заданием
Вид деятельности
время
Действие учителя
Действие ученика
Вводная часть
I.Организационный момент
2 минуты
Проверить готовность класса к уроку (наличие школьных принадлежностей на парте), подготовить мысленно учащихся к уроку. Проверка отсутствующих на уроке.
Подготовка к уроку, настрой на урок
Основная часть
II.Изучение нового материала
30 минут
Каково же положение фосфора в периодической системе.
Запишем строение атома фосфора. Так как атом находится в 3 периоде, то число энергетических уровней 3. Располагаются электроны на энергетических уровнях в следующем порядке:
2е, 8е, 3е.
Электронная формула
1s22s23p63s23p1
Поэтому фосфор проявляет степени окисления: -3, +3, +5Одним из соединений фосфора является ядовитый неустойчивый газ - фосфин РН3
Предлагаю вам разделиться на 5 групп, каждой из групп раздаются по кластеру и цветным карандашам.
1 группе необходимо рассмотреть распространение фосфора в природе.
2 группе зафиксировать физические и химические свойства элемента.
3 группе рассмотреть основные соединения фосфора.
4 группе указать основные химические свойства фосфорной кислоты.
5 группе указать, где применяется красный фосфор
После 8 минут идет защита кластеров каждой команды.
Фосфор - неметалл, 3 период, 5 группа, а подгруппа, Ar - 31, № - 15, В = 5, число энергетических уровней 3, ст.окисл.: 0, +5.
Записывают в тетради.
Записывают схему расположения электронов на энергетических уровнях.
1 группа:
Основные месторождения фосфора: Жамбылская область, Каратау (1935г.) - работает Жанатасский обогатительный комбинат;
Актюбинская область - фосфориты;
Работают заводы в Таразе, Шымкенте.
Фосфор встречается виде фосфоритов, апатитов; входит в состав белков растений и животных. Содержится белке молока, в нервных и мышечных тканях, мозговых клетках.
2 группа:
Существует два вида фосфора - белый (активный и ядовит, легко воспламеняется); красный (не опасен, при нагревании не воспламеняется).
Химические свойства:
-
Горит в кислороде
4Р + 5О2 = 2Р2О5
-
С металлами
3Са + 2Р = Са3Р2 (фосфид)
-
С водородом:
2Р + 3Н2 = 2РН3 (фосфин)
3 группа:
Р2О5 - белый рыхлый порошок, в обычны условиях твердое вещество, используется для осушения газообразных и жидких веществ.
Ортофосфорная кислота - трехосновная кислота средней силы. Хорошо растворяется в воде.
4 группа:
Кислота не проявляет окислительные свойства.
Взаимодействует с основными оксидами
3СаО + 2Н3РО4 = Са3(РО4)2 + 3Н2О
Взаимодействует с щелочами:
3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 2H2O
5 группа:
Красный фосфор применяется в производстве спичек, фосфорной кислоты, в пиротехнике, а также для уничтожения с/х вредителей.
Ф.к. используют в фармацевтической промышленности.
Подведение итогов
IV.Ознакомление с домашним заданием
5 минут
Что нового вы узнали на уроке
Учащихся говорят о том, что нового они узнали на уроке.
3 минуты
Параграф 20 упр. 9 (письменно)
Записывают домашнее задание в дневниках