Рабочая программа по географии для 5 класса

Раздел География
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кузинская основная общеобразовательная школа»




Рассмотрена Принята Утверждена

методическим советом педагогическим советом приказом директора

от 28. 08. 2015. от 31.08. 2015. МБОУ Кузинская ООШ

протокол № 1 протокол № 1 от 31.08.2015 № 130









Рабочая программа


по географии 5 класс



Разработала Бурдакова Елена Михайловна


учитель первой квалификационной категории

















Д.Кузино

2015 - 2016 учебный год





Пояснительная записка.


Класс 5

Количество часов:

Всего - 34, в неделю - 1 час

Количество контрольных уроков ___ , практических работ __5__ , экскурсий __1___


Рабочая программа составлена на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования .

2. Примерной программы по учебным предметам. География. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

3. Программы по географии А.А. Летягина, И.В. Душиной, В.Б. Пятунина, Е.А.Таможней]. - М.: Вентана - Граф, 2012.

Учебник . География. Начальный курс. 5 класс./ А.А.Летягин под редакцией В.П.Дронова.- М.: Вентана-Граф, 2013.

География в основной школе - учебная дисциплина, формирующая у школьников комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как планете людей, о закономерностях природных процессов, об особенностях населения и хозяйства, о проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям окружающей среды, о географических подходах к устойчивому развитию территорий

Основная цель географии в системе общего образования - познание многообразия современного географического пространства, что позволяет ориентироваться в мире и представлять его географическую картину, и формирование у учащихся умения использовать географические знания и навыки в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде

Задачами географии в основной школе являются:

  • формирование системы географических знаний как элемента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современной географической среды на разных уровнях, что позволяет школьникам ориентироваться в мире и представлять его географическую картину;

  • познание характера и динамики главных природных, экологических, экономических, социальных, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, соблюдения стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;

  • понимание сущности и динамики глобальных и региональных изменений, происходящих в современной политической, экономической и социальной жизни России и мира;

  • понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в соответствии с природными, социально-экономическими и экологическими факторами;

  • глубокое и всестороннее изучение географии России, включая ее геополитическое положение, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования и их взаимозависимости;

  • понимание потребности общества в географических знаниях, а также формирование у школьников познавательного интереса к географии и ориентация их на профессии, связанные с этой наукой;

  • формирование умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода и предполагает вовлечение учащихся в разнообразную учебную, исследовательскую и практическую деятельность, что, в свою очередь, является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения.

Общая характеристика учебного предмета.


«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курса «Окружающий мир»»;

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;

  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;

  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Описание места учебного предмета в учебном плане.

Программа «Начальный курс географии» полностью соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО).

Согласно учебному плану школы на изучение «Начального курса географии» в 5 классе отводится 1 раз в неделю, 34 часа (34 учебные недели).

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения географии

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные

I. Учащиеся обязаны:

1.Развивать любознательность и формировать интерес к изучению природы методами естественных наук

2. Развивать интеллектуальные и творческие способности.


II. Учащиеся получат возможность:

1. Воспитать ответственное отношение к природе

2. Осознать необходимость защиты окружающей среды.

3. Развивать мотивацию к изучению различных естественных наук.













I .Учащиеся обязаны:

1. Овладеть способами самоорганизации учебной деятельности:

а) уметь ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

б) оценивать собственный вклад в деятельность группы;

в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений

2. Освоить приемы исследовательской деятельности:

а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении);

б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы;

в) формулировать выводы по результатам исследования.


II. Учащиеся получат возможность:

1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь:

а) искать и отбирать источники информации (справочные издания на печатной основе и в виде СД, периодические издания, Интернет и т. д.) в соответствии с учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

2. Овладеть опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

Регулятивные (учебно-организационные):

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • планировать свою деятельность под руководством учителя;

  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • работать в соответствии с предложенным планом;

  • участвовать в совместной деятельности;

  • сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

  • оценивать работу одноклассников.

Познавательные

учебно-логические:

  • выделять главное, существенные признаки понятий;

  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;

  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;

  • высказывать суждения, подтверждая их фактами;

  • классифицировать информацию по заданным признакам;

  • выявлять причинно-следственные связи;

  • решать проблемные задачи;

  • анализировать связи соподчинения и зависимости между компонентами объекта;

учебно-информационные:

  • поиск и отбор информации в учебных и справочных пособиях, словарях;

  • работа с текстом и внетекстовыми компонентами: выделение главной мысли, поиск определений понятий, составление простого и сложного плана, поиск ответов на вопросы, составление вопросов к текстам, составление логической цепочки, составление по тексту таблицы, схемы;

  • качественное и количественное описание объекта;

  • классификация и организация информации;

  • создание текстов разных типов (описательные, объяснительные) и т.д.

Коммуникативные:

•выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении;

•уметь вести дискуссию, диалог;

•находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.


I. Учащиеся обязаны:

1. В ценностно-ориентационной сфере - формировать представление об одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира.

2. Формировать элементарные исследовательские умения.


II. Учащиеся получат возможность:

Применять полученные знания и умения: а) для решения практических задач в повседневной жизни;

б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.

Содержание учебного предмета.

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 часа)

Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.

Практическая работа №1. Наблюдение за изменением длины тени гномона.



Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы (4 часа)

Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.


Раздел 2. Геосферы Земли ( 25 часов)

Литосфера ( 8 часов)

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера - твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Рельеф Земной поверхности. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности рельефа своей местности.

Практическая работа №2 Создание конструктора литосферных плит.

Атмосфера ( 4 часа )

Воздушная оболочка Земли - атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности

Практическая работа №3 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.

Гидросфера ( 7 часов )

Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Практическая работа №4 Определение по картам географических объектов.

Биосфера ( 6 часов )

Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Практическая работа №5 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.

Резерв - 2 часа

Перечень практических работ

  1. Наблюдение за изменением длины тени гномона.

  2. Создание конструктора литосферных плит.

  3. Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.

  4. Определение по картам географических объектов.

  5. Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Экскурсия. Ознакомление с компонентами природы своей местности.



Тематическое планирование


№ урока

Тема урока Содержание урока Основные виды учебной

деятельности ученика

Кол-во

часов

Дата

проведения

Примечание

Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)

1.

География - одна из наук о планете

Земля

Что изучает география? Географические объекты, процессы и явления. Уникальные географические объекты.

Наблюдать за географическими объектами своей местности.Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли

1



2.

Зарождение географии

Зарождение древней географии

Изучать правила работы с «Дневником географа-следопыта».

Собирать модели и проводить опыты, показывающие шарообразность Земли, освещение определенной территории солнцем

1



3.

Наблюдения - метод географической науки

Как географы изучают объекты и процессы? Наблюдения - способ изучения географических объектов и процессов

Изготавливать модель гномона.

Подготовка «Дневника географа-следопыта» для проведения наблюдения за изменением направления и длины тени гномона в течение некоторого времени.

1


Пр.р.№1

Наблюдение за изменением длины тени гномона

Земля как планета Солнечной системы (4 ч)

Планета Земля (4 ч)

4.

Земля среди других планет Солнечной системы

Положение Земли в Солнечной системе. Планеты земной группы. Возник-новение Земли. Форма и размеры Земли. Метод географиического моделирования

Измерять «земные окружности» (экватор, два противоположных меридиана) по глобусу, чтобы убедиться в том, что глобус - наиболее точная модель Земли

1



5.

Движение Земли по околосолнечной орбите

Земная ось и географические полюсы. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Смена времён года на Земле. Дни весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния. Тропики и полярные круги

Измерять «земные окружности»

1



6.

Организация и проведение фенологических наблюдений

Фенологические наблюдения

Проводить осенние фенологические наблюдения.

Готовить «Календарь природы»

1



7.

Пояса освещенности. Суточное вращение Земли

Пояса освещённости. Вращение Земли вокруг своей оси. Смена дня и ночи на Земле

Изучать модель «Земля - Луна - Солнце».

Демонстрировать движение Земли по околосолнечной орбите и вращение вокруг земной оси.

Составлять рассказ по плану о четырёх особых положениях Земли

1



Геосферы Земли (25 ч)

Литосфера (8 ч)

8.

Слои «твёрдой» Земли

Недра Земли. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера - твёрдая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин

Строить модель «твёрдой» Земли

1



9.

Вулканы Земли

Проявления внутренних процессов на земной поверхности. Вулканы и гейзеры

Создавать модели литосферных плит. Работать с конструктором литосферных плит.

Определять положение Тихоокеанского огненного кольца.

Обозначать на схеме действующие вулканы

1


Пр.р.№2

Создание конструктора литосферных плит


10.

Из чего состоит земная кора

Вещества земной коры: минералы и горные породы. Образование горных пород. Магматические, осадочные и метаморфические горные породы

Начать создавать коллекцию горных пород своей местности.Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения изучения горных пород своей местности и сбора образцов.

1



11.

Изучение горных пород своей местности

Горные породы своей местности

Изучать горные породы своей местности и проводить сбор образцов

1



12.

Строение земной коры. Землетрясения

Материковая и океаническая земная кора. Нарушения слоёв земной коры. Виды движния земной коры. Землетрясения. Сила землетрясения

Определять интенсивность землетрясений по описаниям и таблице 12-балльной шкалы

1



13.

Рельеф земной поверхности

Рельеф. Формы рельефа.

Изготавливать самодельный нивелир во внеурочное время.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения относительной высоты холма с использованием самодельного нивелира на местности.

1



14.

Определение относительной высоты холма

Относительная высота форм рельефа. Способы определения относительной высоты географических объектов

Определять относительную высоту холма с использованием самодельного нивелира на местности

1



15.

Человек и литосфера

Условия жизни человека в горах и на равнинах. Полезные ископаемые

Работать с топонимическим словарём. Определять происхождение названий географических объектов. Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.

Проводить изучение полезных ископаемых своей местности и собирать образцы




Атмосфера (4 ч)

16.

Воздушная оболочка Земли

Атмосфера Земли. Размеры атмосферы. Вещественный состав и строение атмосферы

Проводить опыт, доказывающий существование атмосферного давления.Изготавливать самодельный барометр и измерять атмосферное давление.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерения атмосферного давления самодельным барометром

1



17.

Погода и метеорологические наблюдения

Погода. Наблюдения за погодой на метеорологической станции.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения измерений направления и скорости ветра, количества осадков и температуры воздуха самодельными приборами

1


Пр.р.№3

Обработка результатов наблюдений за пого-дой в своей местности


18.

Изготовление метеорологической станции

Работа метеостанции

Изготавливать самодельные измерители направления и скорости ветра (флюгер), количества осадков (дождемер), изменения температуры воздуха (термометр).

1



19.

Человек и атмосфера

Как атмосфера влияет на человека и его условия жизни. Влияние человека на атмосферу. Опасные и редкие явления в атмосфере

Составлять прогноз погоды по народным приметам на весну и лето будущего года.


1



Водная оболочка Земли (7 ч)

20.

Вода на Земле

Гидросфера и её части. Вещественный состав гидросферы.

Изучать и описывать свойства воды.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опытов по изучению свойств воды

1



21.

Круговорот воды на Земле

Круговорот воды на Земле

Описывать основные элементы мирового круговорота воды

1



22.

Мировой океан - главная часть гидросферы

Мировой океан. Береговая линия. Части Мирового океана. Суша в океане

Определять происхождение названий географических объектов.

Изучать и использовать способы запоминания названий географических объектов.Создавать игру «Знатоки морских названий».

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

1


Пр.р.№4

Определение по картам географических объектов

23.

Воды суши. Реки

Разнообразие вод суши. Река, речная система, бассейн реки, водораздел. Горные и равнинные реки. Пороги и водопады

Проводить воображаемые путешествия по Волге и Тереку. Выявлять основные различия горных и равнинных рек

1



24.

Озёра.

Что такое озеро? Озёрная вода.

Подготовить «Дневник географа-следопыта» для проведения опыта, показывающего, что вода просачивается в различных горных породах с разной скоростью.Проводить опыт для определения скорости просачивания воды через образцы пород (глина, песок, суглинок).

Создавать и работать с самодельной моделью родника

1



25.

Вода в «земных кладовых»

Ледники. Горные и покровные ледники. Айсберги. Подземные воды

Создавать и работать с самодельной моделью родника

1



26.

Человек и гидросфера

Вода - основа жизни на Земле. Использование человеком энергии воды. Отдых и лечение «на воде»

Работать с текстами легенд и народных сказаний, посвящённых объектам гидросферы.

Создавать в «Дневнике географа-следопыта» топонимические страницы

1



Биосфера (6 ч)

27.

Оболочка жизни

Биосфера. Вещественный состав и границы биосферы. Современное научное представление о возникновении и развитии жизни на Земле

Работать с изображениями и описаниями ископаемых остатков организмов

1



28.

Жизнь в тропическом поясе

Растительный и животный мир Земли. Влажные экваториальные леса. Саванны. Тропические пустыни

Составлять и описывать коллекции комнатных растений по географическому принципу.

Определять правила ухода за комнатными растениями с учётом природных условий их произрастания

1



29.

Растительный и животный мир умеренных поясов

Степи. Лиственные леса. Тайга

Создавать игры биогеографического содержания

1


Пр.р.№5

Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека

30.

Жизнь в полярных поясах и в океане

Тундра. Арктические и антарктические пустыни. Жизнь в океане

Изучать виртуально морских животных с путеводителем «Жизнь в морских глубинах».

Работать с определителем морских животных

1



31.

Природная среда. Охрана природы.

Природное окружение человека. Природные особо охраняемые территории.

Создавать агитационный листок (плакат)

на природоохранные темы

1



32.

Путешествие по экологической тропе в Лапландском заповеднике

Заочное знакомство с Лапландским заповедником

Совершать виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника. Составлять в «Дневнике географа-следопыта» схемы экологической тропы.

1


Экскурсия

Ознакомление с компонентами природы своей местности

33.

Повторение ранее изученного материала






34.

Урок обобщения по курсу «Начальный курс географии» за 5 класс






Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса


  1. Учебная и методическая литература

- для учащихся:

  1. Учебник География. Начальный курс.5 класс./ А.А.Летягин под редакцией В.П.Дронова.- М.: Вентана-Граф, 2013.

  2. Дневник географа-следопыта. Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Летягина «География. Начальный курс». / А.А.Летягин -М.: Вентана-Граф, 2013.

  3. Географический атлас «География. Начальный курс. 5 класс»- М.: Вентна-Граф, 2013.


- для учителя:

  1. Учебник География. Начальный курс.5 класс./ А.А.Летягин под редакцией В.П.Дронова.- М.: Вентана-Граф, 2013.

2. Программа по географии А.А. Летягина, И.В. Душиной, В.Б. Пятунина, Е.А.Таможней]. - М.: Вентана - Граф, 2012.

3. Примерная программа по учебным предметам. География. 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).

4. Технологические карты. «География. Начальный курс. 5 класс»./ Г.Н.Паневина.- М.: Вентана - Граф, 2014.


  1. Технические средства:

  1. Ноутбук

  2. Телевизор

  3. DVD- плеер

3. Географические карты:

1. Физическая карта полушарий

2.Физическая карта мира

3. Физическая карта России


  1. Глобусы:

  1. Глобус физический Масштаб 1: 30 000 000

  2. Глобус политический. Масштаб 1 : 40 000 000

  3. Глобус физический. Масштаб 1: 50 000 000

  4. Глобус физический. Масштаб 1:

5. Коллекции:

1. Минералы и горные породы

2. Гранит и его составные части

3. Полезные ископаемые

4. Почва и ее состав






Планируемые результаты изучения географии в 5 классе


Ученик научится:


- Объяснять существенные признаки понятий: географический объект, компас, глобус, земная ось, географический полюс, экватор, масштаб, литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, гидросфера, океан, море, река, озеро, атмосфера, погода, биосфера, природный комплекс.


- Использовать понятия для решения учебных задач по наблюдению и построению моделей географических объектов, по визированию и определению направлений на стороны горизонта, по созданию модели внутреннего строения Земли, по определению на местности относительных высот точек земной поверхности, по созданию модели родника, по созданию самодельных метеорологических измерителей, по определению правил ухода за комнатными растениями.


- Приводить примеры географических объектов своей местности, результатов выдающихся географических открытий и путешествий, планет земной группы, форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных природных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, равнинных и горных рек, озёр по солёности вод, стихийных природных бедствий в гидросфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях, редких явлений в атмосфере, почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли, стихийных природных бедствий в биосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.


- Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года, между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды, между природными условиями и особенностями растительного и животного мира тропического, умеренных, полярных поясов, океана.


- Отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом, для объяснения происхождения географических названий, для составления описаний форм рельефа, океанов и рек, для объяснения происхождения географических названий океанов, морей, рек и озёр, для составления описаний погоды, коллекции комнатных растений, животных.


- Оценивать прогноз погоды, составленный по народным приметам.


- Применять приобретенные знания и умения для проведения фенологических наблюдений, изображения Земли из космоса для определения географических объектов и их состояний.


© 2010-2022